Дхама-махатмья
Home

postheadericon Шри Натхамуни

Натха-Мунинатхена муни натхена бхавейам натхаван ахамам
йасйа наигамикам татвам хастамалакам гатам

«Нет учителя милостивее Шримана Натхамуни! Шриман Натхамуни обладает удивительной способностью воспринимать истину и постигать смысл Вед так же легко, как человек срывает с дерева плод амалаки. Со сложенными руками я приношу свои поклоны Шри Натхамуни».

 

(Веданта Дешика, «Ятираджа Саптати», 5).

Натха Муни

Шриман Натхамуни (Ранганатха Муни) был первым из великих ачарьев Шри-Сампрадаи. Он родился в 824 году[1], в Ануша (Анурадха)-накшатру тамильского месяца Аани (июнь-июль). Местом его рождения была деревня Виранараянапур (недалеко от Чидамбарам). Отца его звали Ишвара Бхатта, он принадлежал к брахманскому клану Чоттай-кула. Семейным Божеством клана Чоттай был Господь Кришна.

В молодости Ранганатха Муни совершил долгое паломничество по святым местам северной и южной Индии, посетив Матхуру, Вриндаван, Пури и некоторые святыни Бенгалии. Легенда гласит, что, вернувшись из паломничества, Ранганатха вновь поселился в родном Виранараянапуре, где стал служить Господу в местном храме.

Однажды Натхамуни услышал, как несколько преданных, зайдя в этот храм[2], повторяют тамильские стихи во славу Господа Вишну, начинающиеся словами «aaraa amudhE adiyEn udalam»[3] - «Ты – мое блаженство! Мое тело плавится от любви к Тебе!» Натхамуни был зачарован удивительными, исполненными глубокого философского смысла стихами неизвестного автора и загорелся желанием узнать о нем больше. Он расспросил паломников, откуда они знают эту песню, но те не смогли ничего толком сказать об авторе этих стихов. В последних строках песни говорилось о том, что она принадлежит перу некоего «Шатакопы из Куругура» (kuruhoor sadagOpan kuzhalil maliyach sonna) и входит в число тысячи песен, написанных им (AyiratthuL ippatthum), однако вайшнавы понятия не имели ни о том, кто такой этот Шатакопа, ни о том, какова судьба остальных его творений. Все, что они знали, – это одиннадцать строф, славящих Господа Аравамудэ. Они посоветовали Натхамуни отправиться в город Куругур, упомянутый в песне, и попытаться расспросить местных жителей.

Прибыв в Куругур (ныне – Альвар Тирунагари), Натхамуни познакомился с неким Паранкушей Дасом, от которого узнал еще одиннадцать стихов – на этот раз во славу самого Шатакопы (Намальвара). Они назывались «KaNNinuN sirutthaambu» и были написаны учеником Намальвара по имени Мадхуракави (чьим учеником называл себя Паранкуша Дас).

Узнав о желании Натхамуни, Паранкуша посоветовал Ему молить Господа и Его слуг о милости, повторяя эту песнь во славу Шатакопы. Святой со всей искренностью воспринял этот совет и, сидя под деревом, где в незапамятные времена жил, погруженный в медитацию, Намальвар, повторил стих Мадхуракави двенадцать тысяч раз. Потрясенный его настойчивостью и преданностью, Намальвар явился перед ним и прочел ему не только 1102 песен своей собственной «Тируваймоли», но и все остальные стихи и поэмы, написанные Альварами.

Шриман Натхамуни записал эти стихи и впоследствии положил их на музыку. Манера, в которой отныне их полагалось исполнять, носит название «дева-гана» - «божественные ноты». Он обучил искусству исполнения этих песен своих племянников Мелай Агаттальвана (Шри Вараду) и Килай Агаттальвана (Шри Кришну) и вместе с ними широко проповедовал творения Альваров, положив таким образом начало традиции устной передачи этих текстов, которая живет уже более двенадцати веков. Они разделил 4000 стихов, услышанных от Намальвара, на четыре части и ввел их повторение в литургическую практику Шри Рангама, придав им статус «Второй Веды». Каждый год в Шри Рангаме, начиная с одиннадцатого дня светлой половины тамильского месяца Маргали (декабрь-январь), проводится праздник «Адхьяяна-утсава», во время которого брахманы читают Веды. Еще во времена Тирумангая Альвара к чтению Вед добавилась декламация некоторых песен из «Дивья Прабандхи», однако Натхамуни ввел традицию повторения на этом празднике всех четырех тысяч строф песен Альваров. Кроме того, исполнение этих песен под музыку в стиле дева-гана также стало одной из традиций Шри Рангама, которую впоследствии переняли и некоторые другие крупные храмы. Певцов и танцоров, которые поддерживают эту традицию, называют Арайярами.

Натхамуни был очень предан Господу Ранганатхе и временами, по свидетельствам очевидцев, погружался в глубочайший транс преданности, охваченный небывалым восторгом. Рассказывают, что однажды к нему в Шри Рангам прибыл Чхола Раджа, который был его учеником и хотел выразить почтение гуру. Царь был облачен в роскошные одежды, увенчан короной и восседал на великолепной золотой колеснице. Его сопровождали жены и многочисленная свита. Когда царь спустился с колесницы, Натхамуни на какой-то момент утратил ощущение реальности и вообразил, будто перед ним – Сам Господь Кришна, прибывший из Двараки с Рукмини и Сатьябхамой. Он упал в ноги царю и, распростершись перед ним в полный рост, начал возносить молитвы. Царь, потрясенный, тут же бросился поднимать учителя с земли, и тогда тот пришел в себя.

В другой раз тот же царь приехал к Натхамуни, чтобы обсудить с ним священные писания. Закончив беседу, он попросил у ачарьи разрешения уйти и направился к колеснице, что стояла неподалеку. Колесничего на месте не было, и Чхола Раджа стал звать его, чтобы тот помог ему взобраться наверх. Возница тут же прибежал и, согнувшись, подставил свои плечи, чтобы, встав на них, царь мог подняться на свое сидение. Устроившись поудобнее и глянув вниз, царь с ужасом увидел, что то был вовсе не его слуга, а Натхамуни. Он снова соскочил с колесницы и упал в ноги учителю, моля его о прощении. Но тот словно не понимал, что происходит. Он смотрел по сторонам, и только потом, окончательно придя в себя, рассказал царю, что произошло. Услышав его зов, Натхамуни решил, что к нему приехали Рама и Лакшман, и бросился помочь Господу взойти на колесницу. Такова была преданность Натхамуни.

Натхамуни был женат на Тирумати Аравиндаппаваи, которая родила ему сына Ишвару Муни. Ишвара Муни оставил этот мир в раннем возрасте, когда жена его была беременна. Узнав о смерти сына, Натхамуни решил отречься от мира и поручил одному из своих учеников – Пундарикакше (Уйяккондару) – позаботиться о внуке, привести его на путь преданности Господу и передать все тайны науки бхакти. Другому своему ученику, Куругаю Кавалаппану, он поручил обучить внука искусству йоги (это его желание, однако, не было выполнено).

Но Уйяккондар умер довольно рано, и ему так и не довелось увидеть внука Натхамуни взрослым и передать ему великие сокровища, оставшиеся от деда. Предвидя свой скорый уход, он перепоручил эту заботу одному из своих учеников Рама-мишре (Манакальнамби).

Говорится, что у Вишваксены – главнокомандующего Господа на Вайкунтхе – есть четыре главных помощника: Гаджанана, Кумуда, Кумудакша и Харивактра. Первый пришел на землю как Натхамуни, второй стал его учеником Уйякондаром, третий явился как Манакальнамби (Рамамишра, ученик Уйякондара), а четвертый принял облик Ямуначарьи.

Согласно «Прапаннамрите», Натхамуни покинул этот мир, погрузившись в самадхи в городе Аганга. Произошло это в 917 (по некоторым другим данным – в 918) году.

У Натхамуни было восемь учеников: Пундарикакша (Уйяккондар), Куругай Кавалаппан, Намби Карунакара Дас, Йеру Тирувудаийар, Тирукканнамангай Андан, Ванамадеви Андан, Уруппаттур Аччан Пиллай, Согатур Альван.

Старший из них, Пундарикакша, дал посвящение пяти ученикам, главными из которых были Рама-мишра (Манакальнамби) и Тирувалликкени Пан Перумал Араяр.

У Манакальнамби также было пять учеников, и главным из них стал внук Натхамуни – Ямуначарья.

Так продолжалась эта линия ученической преемственности.

Ямуначарья необычайно высоко ставил своего деда и много прославлял его в своих книгах. Так, в знаменитой «Стотра Ратне», состоящей из 65 стихов, Натхамуни упоминается как минимум в четырех. В начале и в конце своей поэмы Ямуначарья воспевает его удивительные качества в самых изысканных выражениях, называя Натхамуни «воплощенной сутью знания и отречения, что не поддается описанию и встречается очень редко» (ачинтйа адбхута аклишта гйана-вайрагйа раси). Натхамуни – «бездонный океан Бхагавад-бхакти» (агатха бхагавад бхакти синдху), «вместилище подлинных чувств и желаний, направленных на лотосные стопы Господа, достойные прославления» (мадхуджит ангри сароджа таттва гйана анурага махиматдхишайа антха симне). Священные стопы Натхамуни – прибежище для Ямуначарьи в этом и ином мире (атра паратра ча апи нитйам йадхийа чаранау мадхийам шаранам). Ямуначарья называет его лучшим из санньяси, тем, чья бхакти и таттва-гьяна не имеют пределов, создателем песен, вкусом подобных нектару, олицетворением высшей цели жизни и совершенным учителем бхакти-йоги[4].

Также Натхамуни был выдающимся учителем аштанга-йоги и наследником непрерывной традиции, восходившей к самому Патанджали Муни. Единственным его учеником, который следовал за гуру этой традиции, был Куругай Кавалаппан. У последнего не было своих учеников; он оставил тело, погруженный в самадхи, и на нем цепь ученической преемственности данного направления Аштанга-йоги прервалась.

Натхамуни написал три книги: «Ньяя-таттва», «Пуруша-нирная» и «Йога-рахасья». Ни одна из них не дошла до нас полностью, сохранившись лишь в виде цитат, которые приводят в своих трудах Ямуначарья, Рамануджа и Веданта Дешика. Согласно некоторым предположениям, в первой из работ рассматривались пять тем: знание (гьяна), объекты восприятия (прамея), воспринимающий (праматта), действие (карма) и логика (ньяя). «Йога-рахасья» была, вероятно, посвящена искусству медитации на Господа и поклонения Его мысленному образу. Кроме того, перу Натхамуни, принадлежат так называемые «Таниян» - стихи, которыми по традиции открывается чтение «Тируваймоли», «Тируппаланду» и «Каннинун Шируттампу». Они объединены под общим названием «Бхакта-амрита».

Натхамуни



[1] Согласно мнению некоторых исследователей, годом его рождения был 823 или 825 г. н.э.

[2] По другой версии, это произошло в Кумбаконам, где Натхамуни оказался во время паломничества.

[3] Данные слова принадлежит Намальвару и входят в состав его «Тируваймоли» (5.8.1 – 5.8.11)

[4] aparimitha Achyutha bhakthi tattva J~nana amruthAbdhi

parvAha subhai : vachOpi lOkE avatheerNa paramArtha

samagra Bhakthi YogAya YameenAm varAya Naatha MunayE nama:

Автор: Виджитатма дас. При копировании ссылка на http://dhama.dayalnitay.ru обязательна!

Обновлено (25.12.2010 21:13)