Дхама-махатмья
Home

postheadericon Шрила Рупа Госвами

Шрила Рупа Госвами

Сохранились сведения, что Кумардев и Реватидеви имели одну дочь и пять сыновей.1 Три сына, Санатан, Рупа (1489-1564) и Баллабха, были чистыми преданными. Их древний аристократический род Сарасвати-брахманов вел свое происхождение из Карнатаки в Южной Индии, однако, Кумардев переехал на жительство в Баклачандрадвип (современный Барисал), неподалеку от Рамашараи в области Джессоре Восточной Бенгалии, где и произошли на свет три его благочестивых сына. Исследователи утверждают, что в то время Рупу и Санатана звали Амара и Сантош.2 Именами "Рупа" и "Санатан" их гораздо позже нарек Шри Чайтанйа.

Во время своей первой встречи с Учителем братья служили в мусульманском оккупационном правительстве Бенгалии, возглавляемой Навабом Хуссейном Шахом, императором Гауди.3 Рупа и Санатан в ту пору носили персидские титулы Дабир Кхас ("личный секретарь") и Сакара Малик ("правительственный служащий")4 и обладали огромным богатством и высоким авторитетом, как политические деятели существующего режима.

В то же время они с жадностью изучали писания и ни на миг не забывали лотосные стопы Господа.5 Рупа и Санатан еще до встречи со Шри Чайтанйей прославились по всей Индии своими познаниями и искренней преданностью Господу.6 Рупа был автором нескольких книг по ведической философии, в том числе известной в наши дни "Хамса-дуттой", а Санатан со слезами экстаза регулярно декламировал "Шримад-Бхагаватам" для всех, кто желал его слушать. Отсюда возникает закономерный вопрос: как могло произойти, что две эти личности, тяготеющие к духовности, расходовали свое драгоценное время на мирскую политическую карьеру?

По свидетельству "Бхакти-ратнакары", Наваб Хуссейн Шах, угрожая братьям изгнанием и физической расправой над чистыми преданными, принудил Рупу и Санатана к поступлению на государственную службу.7 Навабу Хуссейну было известно, как велика их популярность в народе (за беспримерную широту познаний в области духовной науки братьев называли "царями мудрости").8 "Заставив их служить мне, - рассуждал Наваб, - я обрету большую власть над людьми."

В случае отказа правитель грозил излить свой гнев на всю брахманическую культуру. Не сомневаясь, что нечестивый Наваб приведет свою угрозу в исполнение, Дабиру Кхасу и Сакару Малику не оставалось ничего другого, как принять предложение мусульман. Они пошли на этот шаг, что необходимо подчеркнуть особо, преследуя единственную цель - "уберечь Гауду от правления варваров" (млеччха-бхойа).9

Отсюда можно заключить, что братья опасались не за собственную жизнь. По утверждению "Бхакти-ратнакары", в гораздо большей степени Рупу и Санатана беспокоила угроза Наваба - причинить зло обществу вайшнавов.10 Последствия, возникшие в случае их неповиновения, были бы ужасны. Таким образом, подвергнувшись шантажу со стороны Хуссейна Шаха, братья были вынуждены поступить на службу к мусульманам. Удовлетворенный полученным согласием, Наваб щедро одарил Рупу и Санатана, поощряя их к усердной деятельности.

Отец братьев, Кумардев, молил за них Господа, в глубине души понимая, что его сыновья - великие преданные, и все происходящее есть лишь план Кришны. Дабир Кхас и Сакара Малик, обеспокоенные полученным назначением, обратились с письмом к Шри Чайтанйе, уповая на то, что однажды удостоятся общения с ним или, по крайней мере, получат помощь Махапрабху в разрешении своей проблемы.

Покорившись судьбе, братья поселились в селении Рамакели, на восемнадцать миль южнее Малды (в провинции Раджашахи северной Бенгалии). Они расходовали свое огромное состояние на создание копии обители Шри Кришны - "Скрытого (гупта) Вриндавана", имеющего искусно сделанные места для омовения. Кроме того, в этом "земном Вриндаване" никогда не прекращалось чтение о трансцендентных играх Господа.11 Тем самым Рупа и Санатан облегчили себе тяготы приговора под названием "государственная служба".

Передавая содержание писаний своим мусульманским коллегам, они обучились санскриту, арабскому, персидскому языкам, а также местным диалектам. Известно, что санскритом они овладели под руководством Сарвананды Видйа-Вачаспати (брата Сарвабхаумы Бхаттачарйи),12 а знание персидского и арабского получили при помощи Сйеда Факира-уд-Дина, признанного в Сантаграме ученого и землевладельца.13 Таким образом, живя в Рамакели, братья производили впечатление (и очень искусно) погруженных в служебные обязанности.

Однажды, когда Шри Чайтанйа решил отправиться во Вриндаван (в 1514 году), Он остановился в Рамакели специально для того, чтобы встретиться с Дабиром Кхасом и Сакарой Маликом. Шри Чайтанйю сопровождали тысячи Его последователей, поющих и танцующих вместе с Ним. Узнав о прибытии Махапрабху, братья захотели встретиться с Учителем. Однако, находясь на службе у мусульман, решили идти к Нему глубокой ночью, чтобы остаться неузнанными.14

Проходя через толпу преданных, первыми они встретили Прабху Нитйананду и Харидаса Тхакура, которые сейчас же сообщили Шри Чайтанйе о прибытии братьев. Учитель был очень рад видеть Своих вечных спутников, и они, в свою очередь, также были несказанно счастливы.

Дабы выразить Ему свое смирение, они зажали в зубах по пучку соломы. Припав к лотосным стопам Шри Чайтанйи, братья закричали от радости. Они воссоединились, наконец, со своим Господином и Спасителем, понимая, что Он разрешит все проблемы, связанные с их служением Хуссейну Шаху.

Поднявшись с земли, Дабир Кхас и Сакара Малик (а также младший брат Баллабха) воспели искренние молитвы Шри Чайтанйе: "Вся слава Шри Кришне Чайтанйе Махапрабху, самому милосердному спасителю падших душ! Вся слава Твоей Верховной Личности!"

"Мы принадлежим к низшему классу людей, - продолжали они, - круг нашего общения и образ жизни достойны всяческого осуждения. А потому мы испытываем стыд, стоя перед Тобой. Мы посрамлены Твоей чистотой. Дорогой Господь, прими наши уверения, что нет в мире больших грешников и больших оскорбителей, чем Дабир Кхас и Сакара Малик. Ты, принявший человеческий облик лишь только для того, чтобы освобождать погрязших в пороках, пожалуйста, сочти нас более презренными, чем Джагаи и Мадхаи".15 Такими словами братья охарактеризовали себя перед Шри Чайтанйей.

Когда они сравнили себя с Джагаи и Мадхаи, наибольшими грешниками среди тех, кто получил милость Господа, Шри Чайтанйа сказал братьям: "Вы - Мои вечные слуги. С этого дня вы будете зваться Шри Рупа и Шри Санатан. А сейчас перестаньте уничижать себя, Мое сердце разрывается от ваших слов." Так Шри Чайтанйа направил двух величайших своих преданных по пути Гаудийа-вайшнавов.

Он продолжал: "Вы написали Мне несколько писем, отражающих ваше смирение. Они дали Мне возможность оценить истинный уровень вашего совершенства. Сказать по правде, в Рамакели у Меня не было никакого дела, Я пришел сюда лишь только для того, чтобы встретиться с вами." Убедив Рупу и Санатана, что их мирскому служению в правительстве Хуссейна Шаха скоро придет конец, Он повелел им позвращаться домой и не беспокоиться о своем будущем. Сейчас они без остатка вручили себя Кришне.

"Жизнь за жизнью, - говорил Шри Чайтанйа, - вы были Моими вечными слугами. Не сомневаюсь, уже совсем скоро Кришна освободит вас."16 С этими словами Учитель возложил руки на их головы. В ответ на Его действие Рупа и Санатан простерлись ниц перед Господом и поместили на свои головы не руки Его, а стопы. Затем Шри Чайтанйа обнял их и обратился ко всем присутствующим с просьбой благословить Рупу и Санатана.

Собираясь к отъезду, они были серьезно озабочены намерением Шри Чайтанйи продолжить свой путь во Вриндаван. Рупа и Санатан предостерегали Шри Чайтанйю, что Хуссейн Шах, при всей его внешней почтительности, обеспокоен сохранением своего политического господства и способен причинить вред такому влиятельному проповеднику религии, как Шри Чайтанйа, тем более, узнав о том, что два лучших его подданных в ближайшее время собираются оставить государственную службу ради служения Ему.

Видя, что их аргумент не возымел действие, Рупа и Санатан напомнили Шри Чайтанйе об этикете саннйаси, которому не следовало появляться в святом месте, подобном Вриндавану, в сопровождении большой свиты. Этот последний довод убедил Махапрабху, и в ближайшее время Он вернулся в Пури. Правда, спустя несколько месяцев, Учитель вновь отправился во Вриндаван и достиг его без всяких происшествий.

Шри Рупа Госвами и его младший брат Баллабха (которого Шри Чайтанйа нарек именем "Анупама") были готовы без промедления отречься от мира и вести жизнь нищих странников, тогда как Санатана Госвами связывали обязательства, данные правительсту Наваба. А потому он не мог тотчас же оставить занимаемый пост и присоединиться к воодушевленным братьям.

На пути в Прайаг (сегодняшний Аллахабад), Рупа и Санатан, занятые распространением миссии Шри Чайтанйи в этом районе, вновь повстречались с Ним, возвращавшимся из Своего знаменитого паломничества во Вриндаван. Используя счастливую возможность, предоставленную этой встречей, в течение десяти дней Учитель давал братьям наставления о кришна-таттве - Абсолютной истине, Шри Кришне; бхакти-таттве - преданном служении Кришне; раса-таттве - трансцендентных любовных взаимоотношениях с Кришной.

Обратившись к Шри Чайтанйе с высшей степенью смирения, братья посвятили Ему следующую незабываемую молитву:

намо маха-ваданйайа, кришна према прадайа те
кришнайа-кришна-чайтанйа, намне гаур-твише намаха

"О наиболее великодушная инкарнация Господа! Ты - это Сам Шри Кришна, представший в облике Шри Чайтанйи. Приняв золотистый цвет кожи Шримати Радхарани, Ты щедро распространяешь то, что не являет никакая другая инкарнация - чистую любовь к Богу."

Получив удовольствие от услышанной молитвы, Шри Чайтанйа стал давать наставления Рупе и Анупаме: "Океан духовных обменов, имеющих отношение к преданному служению, столь неисчерпаем, что не может быть описан словами. Его глубину и ширину не дано измерить никому. Чтобы вы могли составить представление о величине этого океана, я наделю вас лишь одной его каплей". Затем Шри Чайтанйа продолжил детальное описание природы души, ссылаясь в своей аргументации на свидетельства ведической литературы.

Он объяснял, что размеры души ничтожно малы и составляют одну десятитысячную кончика волоса. Живые существа неисчислимы и подразделяются на два вида: движущиеся и неподвижные. Движущиеся, в свою очередь, делятся на человеческие и животные формы жизни, а человеческие - на цивилизованные и варварские сообщества. Те, кто следует духовным принципам, как они представлены в ведической литературе, относятся к цивилизованным личностям. Однако, и среди них встречается немало тех, чья духовность - не более, чем видимость.

Но даже из числа искренних последователей духовной культуры основная масса озабочена, в лучшем случае, лишь собственным освобождением (если не явными материалистическими устремлениями, которые представляют собой ничто иное, как обертку конфеты под названием "духовность"). И только редкая личность, подчеркнул Шри Чайтанйа, продвинута настолько, чтобы искренне принять (и пытаться достичь) конечную цель жизни. Из миллионов и миллионов этих истинно разумных индивидуумов, лишь один способен достичь подлинного освобождения. А из миллионов этих наиболее счастливых душ только несколько достигают уровня чистой преданности.

Шри Чайтанйа счел необходимым обратить внимание и на такой важный момент: бесчисленные живые существа жизнь за жизнью в различных телах блуждают в лабиринтах многообразных материальных вселенных в бесплодных поисках счастья и откровения, то наслаждаясь на райских планетах, то изнывая в аду. Но если душе выпадает счастье стать одной из немногих, встретивших на своем пути истинного духовного учителя (т.е. чистого преданного из цепи ученической преемственности), она обретает, наконец, долгожданное бхакти-лата-биджа, или семя чистого преданного служения (которое впоследствии прочно укоренится в их сердце).

Видя удовольствие, которое получают Рупа и Анупама от Его объяснений, Учитель продолжал: "Эта удачливая личность, точно опытный садовник, должна бережно заботиться о семени преданности, регулярно поливая его слушанием и воспеванием о славе Шри Кришны. С течением времени семя всходит, и росток преданного служения, поднимаясь все выше и выше, проникает за пределы обусловленной вселенной, доставляя такую личность непосредственно в духовный мир.

Когда душа, получившая семя преданности, в конце концов достигает Голоки Вриндаваны, высшей обители Шри Кришны, растение, выросшее из этого семени, в изобилии приносит плоды божественной любви, т.е. качества према-пхала. Эти неисчерпаемые дары поддерживают все космическое проявление, и лишь они способны доставить подлинное наслаждение как живому существу, так и Верховной Божественной Личности."

Далее Рупа и Анупама были предупреждены о том, что стремящийся к чистому преданному служению, по мере роста побега преданности, должен быть очень внимателен, дабы не нанести оскорбления чистым вайшнавам. Подобные оскорбления сравнивают с бешеным слоном, способным растоптать хрупкий росток. Духовному садовнику необходимо старательно оберегать свое растение от оскорблений , подобных бешеному слону.

Шри Чайтанйа указал также на другую опасность, подстерегающую идущего по пути преданности: бок о бок с растением преданного служения могут взойти сорняки материальных желаний. Грубые и тонкие разновидности этих семян неисчислимы, и садовник должен быть очень внимателен, чтобы, поливая росток преданности, не взрастить рядом с ним сорняков. Аналогично "цветку преданности", о котором было поведано Рупе Госвами и Анупаме, расцветает и наше духовное осознание.

Объясняя уровни премы, т.е. чистой любви к Богу, Шри Чайтанйа использовал также аналогии с сахаром. Сначала появляется побег сахарного тростника, а затем взрослое растение, из которого извлекают сладкий сок. После кипячения сок загустевает, превращаясь в жидкую патоку, а, подвергаясь дальнейшему нагреванию, становится твердой массой. Из этой массы в дальнейшем получают сахар, а из сахара - сладкий леденец. Таким образом, в процессе последовательных преобразований сырье превращается в рафинад. Любовь к Богу также проходит ряд строго определенных стадий, где каждая последующая более насыщена, чем предыдущая.

Подвергнув научному анализу каждую из этих стадий с использованием сложной санскритской терминологии, Шри Чайтанйа затем объяснил братьям, как чистая любовь достигает своей кульминации в самоосознании, и как личность начинает восстанавливать свои изначальные взаимоотношения с Кришной. Эти отношения (раса-таттва) существуют в пяти основных видах: шанта-рати, нейтральная; дасйа-рати, слуги и господина; сакхйа-рати, дружеская; ватсалйа-рати, родительской привязанности; мадхурйа-рати, супружеской любви. Позднее эта теория рас была систематизирована Рупой Госвами в "Бхакти-расамрита-синдху" и получила дальнейшее развитие в "Уджджвала-ниламани".

Затем Шри Чайтанйа объяснил Рупе и Анупаме, что привязанность к Кришне существует либо в благоговении и почитании, либо в чистой спонтанной любви. Дискуссия на эту тему приводится в описании бесед Шри Чайтанйи с Вйенкатой Бхаттой, отцом Гопалы Бхатты Госвами. Привязанность, основанная на благоговении и почитании, встречается на всех духовных планетах в царстве Господа.

И все же существует одно исключение, о чем напомнил Шри Чайтанйа. Этим исключением является Голока Вриндавана, высшая духовная планета. На других духовных уровнях бросается в глаза прежде всего богатство Господа, и преданное служение осуществляется главным образом в нейтральной расе слуги и господина. Но на Голоке Вриндаване преобладают братские, родительские и супружеские отношения со Шри Кришной, заставляющие забыть благоговейный страх и почитание. Преданные Голоки осознают неисчерпаемое богатство Кришны, но оно не вызывает у них трепета, поскольку всю полноту чувств они изливают в естественной спонтанной любви к Нему.

Каждая последующая стадия любви к Господу включает в себя все качества предыдущих плюс усиление чувства сближения с Господом. Так, например, раса слуги и господина содержит нейтральные отношения, а братская привязанность включает в себя элементы нейтральной расы и привязанности в служении. Однако, в отличие от нейтральной расы и расы слуги и господина, братская привязанность полностью лишена формализма и благоговения, по крайней мере на высоком уровне своего проявления. Это справедливо также в отношении родительской и супружеской любви.

Преданные в расе родительской любовной привязанности испытывают, кроме того, чувства дружбы, служения или нейтрального отношения, и могут также считать себя защитниками Господа. Кришна получает особое удовольствие, позволяя своему преданному играть роль старшего. Сам Он при этом целиком полагается на него и вручает Себя его заботам.

Из четырех перечисленных обменов наивысшими считаются отношения супружеской любви, где всеобъемлющая привязанность к Кришне, служение Ему, чувства братства и нежной заботы о Нем постоянно возрастают в своей интенсивности, а господствует над всем этим верховная романтическая любовь. Однако, необходимо предостеречь читателя, что понятие "любви" в данном контексте не имеет ничего общего с толкованием этого слова в мире рождений и смертей. Духовная любовь, описанная Шри Чайтанйей, лишена похоти, легковесности и непостоянства - отличительных признаков "любви" в материальной сфере. В противоположность ей супружеская раса - всецело духовна, неисчерпаема и бесконечна. "Эта стадия божественной любви столь возвышенна, что не может быть описана словами," - говорил Шри Чайтанйа Рупе и Анупаме. Но при этом все трое наслаждались высочайшим духовным экстазом, даже просто касаясь данной темы. А позднее, Шри Рупа удостоился титула "Расачарйа", подтверждающего его обширные познания в теологии рас.

Завершая наставления Рупе и Анупаме, Шри Чайтанйа сказал такие слова: "Я дал вам лишь общее представление о принципах преданного служения. А вы подумайте о том, как систематизировать и расширить полученные знания. Когда человек не забывает Кришну ни на минуту, в его сердце пробуждается любовь к Нему. Милостью Шри Кришны и Его полномочных представителей даже невежественная личность может достичь берега океана духовной любви."17

Проведя десять дней в общении со Шри Чайтанйей, Рупа и Анупама не хотели покидать Учителя. Они сопровождали Его до самого Бенареса и хотели вместе проследовать в Пури, но Шри Чайтанйа повелел им сначала посетить Вриндаван, а затем, пройдя через Бенгалию, встретиться с Ним в Пури. Однако, на пути в Пури Анупама оставил этот мир. Рупа Госвами расценил происшедшую трагедию, как очередное проявление игр Господа. Намереваясь в общих чертах дать характеристику этим играм, он написал набросок пьесы о деяниях Кришны в образе мальчика-пастушка во Вриндаване и царя в Двараке. Некоторое время спустя, Рупа прибыл в селение под названием Сатйабхамапур (в Ориссе). Тем же вечером во сне ему явилась прекрасная женщина и попросила написать пьесу специально о ней. Проснувшись утром, Госвами понял, что этой женщиной была Сатйабхама, супруга Кришны, и она просила описать порознь игры Господа во Вриндаване и Его развлечения в Двараке.

Прибыв в конце концов в Пури, Рупа Госвами показал наброски двух своих пьес Шри Чайтанйе, который подтвердил существование различий между играми Кришны во Вриндаване и Его времяпрепровождением в Двараке и указал на необходимость описывать их в двух отдельных пьесах. Развлечения во Вриндаване являют Кришну в Его интимном образе мадхурйа, тогда как величественные игры в Двараке раскрывают Его форму аишварйа. Смешение их неуместно как смешение рас.

"Чайтанйа-чаритамрита" описывает, с каким восхищением Шри Чайтанйа и Рамананда Райа читали черновой вариант пьес Рупы Госвами. Однако необходимо отметить, что завершены эти сочинения были несколькими годами позже, игры во Вриндаване под названием "Видагдха Мадхава" - в 1532 году, а жизнеописание Кришны в Двараке, озаглавленное "Лалита Мадхава" - в 1546 году.19 Гаудийа-вайшнавы по сей день считают эти произведения наиболее ценными представителями санскритской драматургии.

Приступая к подробному описанию деятельности Рупы Госвами, следует упомянуть, что находясь в Пури, он в течение десяти месяцев общался со Шри Чайтанйей и получал от него наставления по науке сознания Кришны.20 Затем, услышав от Учителя о необходимости идти на священную землю Вриндавана, чтобы отыскать и возродить святые места, воздвигнуть величественные храмы и писать книги по философии Господа Чайтанйи, Шри Рупа отправился исполнять миссию своего Учителя.

Пересекая Бенгалию, он за двенадцать месяцев не сделал ни одной остановки.21 Понимая, что его отречение от мира причиняет беспокойство семье и родственникам, Шри Рупа решил разделить свое состояние между близкими, дабы вселить в них чувство уверенности в завтрашнем дне. Кроме того, значительную часть своих богатств он передал брахманам и храмам в Бенгалии. Однако, юридическая процедура потребовала определенного времени и была завершена несколькими годами позже.

Хотя это вопрос также является объектом полемики, существуют сведения, что вскоре после прибытия во Вриндаван Шри Рупа Госвами установил там мурти Вриндадеви, богини, "не просто имеющей отношение к названию местности, но и считающейся олицетворением одного из аспектов Кришны".22 Фактически, Вриндадеви является хозяйкой Вриндавана и инкарнацией гопи из категории шакти. Будучи главным действующим лицом ежедневной игры Кришны под названием ашта-калийа-лила и сочинений шести Госвами, она принадлежит к числу самых близких спутников Господа. Историк Ф.С.Грауз утверждает, что первоначально Божество находилось на месте нынешней Сева-кундж, неподалеку от центра Вриндавана.23 Однако, высказывается и другое предположение, что мурти Вриндадеви поначалу было установлено на территории, позднее отошедшей к храму Божества Говиндадева, также построенному Рупой Госвами. В наши дни Божество Вриндадеви предстает взору в храме Мадан-мохан (не путать с храмом Санатана Госвами) в Камйаване в западной части Враджи.24

Выполнять желание Шри Чайтанйи на первых порах было очень сложно, и Шри Рупа сетовал на свою беспомощность. Локанатх и Бхугарба, поселившись во Вриндаване гораздо раньше, не захотели поддержать его благое начинание. Как-то раз, сидя на берегу Йамуны, Рупа погрузился в размышления о стоящей перед ним трудной задаче. Вдруг откуда ни возьмись появился маленький мальчик и спросил Госвами о причине его уныния. Шри Рупа рассказал ему о своей миссии по возрождению Вриндавана, как святого места паломничества вайшнавов и центра всего движения. Он также поведал мальчику о полученном им наказе возвести прекрасные храмы для поклонения Радхе и Кришне и создать научно-литературное объединение для выработки системного подхода к теологии Гаудийа-вайшнавов.25

Выслушав подробный рассказ Шри Рупы, мальчик жестом позвал Госвами следовать за ним и привел его к небольшому холму. "Внутри, - сказал он, - сокрыто великолепное Божество Говиндадев, установленное почти пять тысяч лет назад великим внуком Шри Кришны Враджой. Во время нашествия мусульман местные жители спрятали Божество в этом холме, чтобы уберечь Его от разрушения, а позднее Оно было утеряно."

"Каждый день, - продолжал мальчик, - большая корова приходит на это место и орошает молоком весь холм. Оно просачивается внутрь, и Говиндадев наслаждается своим дневным прасадом." Рассказав Шри Рупе Госвами эту удивительную историю, мальчик скрылся из вида.26 На следующее утро с изрядной долей скептицизма Шри Рупа пришел к холму, чтобы увидеть своими глазами, действительно ли эта корова существует, а ее молоко впитывается в землю. К его удивлению корова в самом деле появилась, и все произошло так, как рассказывал мальчик. Потрясенный Рупа позвал местных жителей, чтобы копать землю в том месте, где, как он теперь убедился, было спрятано Божество Говиндадев.

Приложив немалые усилия, под руководством Рупы Госвами, они в конце концов отыскали Божество и преисполнились энтузиазма построить храм в Его честь и начать поклонение Говиндадеву. Жители Вриндавана были очень благодарны Рупе Госвами, начавшему поиски Божества и вскоре стали его верными последователями. Далее Рупа сообщил в Пури, что его миссия во Вриндаване началась. Узнав об этом, довольный Шри Чайтанйа направил ему в помощь Кашишвара Пандита и других преданных.

Под покровительством знаменитого императора Акбара храм был вскоре возведен, хотя завершение строительства относят к 1590 (так утверждает надпись на его стене), или даже к 1593 году,27 через несколько лет после ухода Рупы Госвами из этого мира. Строительство храма знаменовало собой велий успех миссии Рупы Госвами, которому удалось даже убедить влиятельного Махараджу Мана Сингха из Амбера (Джайпур) преподнести в качестве дара огромное количество красного песчаника,28 а позднее он стал одним из прославленных его учеников (хотя существует мнение, что в действительности Махарадж Ман Сингх был учеником Рагхунатхи Бхатты Госвами). Во время строительства храма Говиндадева число преданных и храмов продолжало возрастать.

Несколько столетий спустя, в начале восемнадцатого века, в период вторжения мусульман под предводительством тирана Аурангзеба храм был разрушен, а Божество в целях безопасности перевезено в Джайпур (где ему поклоняются и поныне). Верхние этажы некогда семиярусного храма Говиндадева были полностью уничтожены. Сохранился только нижний крестообразный маха-мандап. Это сооружение высотой в несколько ярусов, оставшихся от первоначального храма, украшено открытыми галереями и сводчатым куполом, образованным пересекающимися стрельчатыми арками.29

Проект храма Говиндадева с его выступающими углами и открытыми проемами сказал новое слово в архитектуре культовых зданий. Историки и специалисты по развитию архитектуры описывали его, как наиболее интересное и изысканное сооружение из возведенных в старой Индии, по крайней мере в той ее части, которая носит название Нижней. Европейские строители могли бы заимствовать у его создателей немало любопытного.30

Если храм Шри Рупы явился свидетельством его святости и преданности, то литературная деятельность Госвами оценивается еще выше. "Чайтанйа-чаритамрита" подчеркивает, что Шри Чайтанйа наделил Шри Рупу особыми полномочиями к занятию этой грандиозной деятельностью.31 Его перу принадлежит множество объемных томов, шестнадцать из которых наиболее важны. В общей сложности Госвами написал около 100.000 стихов!32 Самые известные из его сочинений: "Видагдха Мадхава", "Лалита Мадхава", "Бхакти-расамрита-синдху", "Уджджвала-ниламани", "Упадешамрита", "Дана-кели-каумудхи" и "Лагху Бхагаватамрита". Краткий обзор некоторых из них будет приведен ниже.

Ранее уже упоминались две пьесы Рупы Госвами, "Видагдха Мадхава" и "Лалита Мадхава", описывающие игры Кришны во Вриндаване и Двараке. Скрытое указание к написанию этих драм и их эзотерические расы были проявлены самим Шри Чайтанйей, когда в доме Чандрашекхара Ачарйи Он участвовал в представлениях для наслаждения своих преданных.33 Эти спектакли были подробно описаны биографами Шри Чайтанйи и вдохновили Рупу Госвами к созданию собственных пьес.

"Видагдха Мадхава", как было сказано выше, отображает интимные игры Радхи и Кришны во Вриндаване. По свидетельству Рупы Госвами, Божественной паре в ее свиданиях помогала Паурнамаси, действуя как Их верная служанка. Центральной темой представлений являлось опасение того, что супруг Радхарани может отнять Ее у Кришны, создав серьезные препятствия для Их свиданий. Другим популярным сюжетом были попытки Чандравали соперничать с Радхарани в Ее отношениях с Кришной. Тем самым спектакль заставлял зрителей переживать волнения и страсти, противоположные блаженству супружеской расы. Однако, венчал представление счастливый конец, "неизбежный" для духовных обменов. Вся драма состояла из семи актов.34

Содержание "Лалита Мадхавы" в общих чертах приводит Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада:

"Лалита Мадхава" представляет собой описание игр Кришны в Двараке, которое и легло в основу пьесы, завершенной в 1459 году Шакабда (1546 н.э.). Первая часть изображает вечернее празднество, вторая - убийство Шанкха-чуды, третья - безумие Шримати Радхарани, четвертая - поведение Радхарани по отношению к Кришне, пятая - торжество Чандравали, шестая - успех Лалиты, седьмая - встречу в Нава-Вриндаване, восьмая - наслаждение в Нава-Вриндаване, девятая - просмотр картин и десятая - полное удовлетворение желаний. Таким образом, вся драма разделена на десять частей.35

"Чайтанйа-чаритамрита", касаясь этих сочинений, говорит следующее: "Шрила Рупа Госвами написал две важных пьесы, "Видагдха Мадхава" и "Лалита Мадхава", позволяющие вкусить всю сладость, извлеченную из игр Господа Кришны".36 Это немаловажное утверждение, и Гаудийа-вайшнавы со времен шести Госвами и до наших дней безоговорочно принимают его.

И все же, большее значение, чем две названные драмы, имеют его "Бхакти-расамрита-синдху" и "Уджджвала-ниламани". Относительно их "Чайтанйа-чаритамрита" заявляет следующее: "Шрила Рупа Госвами написал множество книг, но важнейшая из них - "Бхакти-расамрита-синдху". Она дает человеку возможность осознать сущность преданного служения Кришне и изведать трансцендентный вкус этого служения. Другим важным сочинением Шрилы Рупы Госвами является "Уджджвала Ниламани", дающая исчерпывающее представление о любовных развлечениях Шри Шри Радхи и Кришны."37 Своими книгами он преподносит Бхакти-раса- шастру для блага всего человечества.

Проводя параллель между двумя названными сочинениями и двумя драмами, Дэвид Хаберман пишет:

"Принимая теорию раса Рупы Госвами, ... мы оказываемся в совершенно иной атмосфере. Для Рупы существует только одна пьеса, порождающая истинную расу - божественная игра Кришны. Когда исследование переключается лишь на одну драму, считающуюся Абсолютной Реальностью, это сказывается на его результате. Шри Рупа озабочен не тем, чтобы создать произведение, возвышающее человека над повседневностью, а напротив, - поисками способов, позволяющих ему стать участником единственного Подлинного Спектакля. Для истинного Гаудийа-вайшнава спасение предстает, как вечное участие в этой Абсолютной Игре.38

"Бхакти-расамрита-синдху" - это научный анализ того, каким образом можно включиться в нескончаемый спектакль духовной жизни. В названном произведении Рупа Госвами детально объясняет путь постепенного развития бхакти-расы от практической стадии Ваидхи-бхакти-садханы (исполнения основных правил и регуляций) до Рагануга-бхакти-садханы, где преданный обучается следованию по стопам чистых трансцендентных спутников Шри Кришны - жителей духовного мира. (Человек идет по их стопам, желая достичь определенной цели - обрести право войти в царство Господа). Хаберман на этот счет красноречиво заявляет:

"Чтобы включиться в бхакти-расу, бхакта (преданный) помещает себя на сцену спектакля, преобразующего его восприятие мира. В религиозной системе Рупы Кришна становится театральным партнером бхакты, Он - главный герой (найака) всего представления. Бхакта, как индивидуум, вступает в личностные отношения с Ним, принимая участие в происходящей игре. Весь мир, по крайней мере вся Враджа, (которая с точки зрения духовного видения приравнивается к нему) становится ареной, где каждый играет свою роль; таким образом религия превращается в спектакль, а участие в нем становится методом спасения. Для описания своей религиозной системы Рупа нуждался в эффектной теории, и она тотчас же оказалась в его распоряжении. Используя компоненты теории раса, разработаной Бхаратой, Шри Рупе удалось изложить свою утонченную интерпретацию бхакти.39

Все это выглядит достаточно убедительно, однако, необходимо уточнить, что теория раса никогда не принадлежала Шри Рупе или Бхарате Муни. Она, поверьте нам, не может быть сведена до примитивной эстетической доктрины и театрального языка. Концепция раса, как и любой другой аспект Абсолютной Истины, не имеет начала и может быть обнаружена уже в ранних произведениях ведической литературы.

"Таиттирийа Упанишад" (11.7), например, категорично заявляет: "Расо ваи саха", утверждая тем самым, что трансцендентные отношения (раса) всегда являлись неотъемлемой частью духовного осознания. Лучшие умы высказывают мысль, что источник теории раса - отнюдь не "Натйа-шастра", написанная Бхаратой, а кроме того, эта теория "никогда не замыкалась в рамках эстетического опыта. Ей свойственны духовный, метафизический и метафорический аспекты".40

Бхарата Муни изложил эти воззрения в своей "Нитйа-шастре", которая, возможно, была использована Рупой Госвами, по крайней мере, - принятая ею терминология. Рупа Госвами, как и Бхарата Муни, описывает двенадцать рас - пять главных и семь второстепенных.41 Но на этом аналогия кончается. Госвами развивает теорию рас в сложную духовную науку, принципы которой нашли свое отражение в его "Бхакти-расамрита-синдху". На сегодняшний день нет хорошего издания этой книги на английском языке, однако, кратким, но блестящим ее изложением является "Нектар преданности" Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

"Уджджвала Ниламани" начинается с того, на чем заканчивается "Бхакти-расамрита-синдху". Основное содержание этой духовной классики лаконично, но выразительно передает Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада:

"Мы имеем также книгу "Уджджвала-ниламани", трансцендентный рассказ о любовных развлечениях Божественной пары, включающий в себя метафоры, аналогию и описание высших эмоций бхакти. Преданное служение в расе супружеской любви кратко объяснено в "Бхакти-расамрита-синдху", а подробное его толкование приведено в "Уджджвала-ниламани". Кроме того, эта книга характеризует различные типы возлюбленных, их спутников и тех, кто особенно дорог Кришне. Она приводит также описание Шримати Радхарани, других гопи, подруг Кришны, и различные группы Его приближенных. Посланцы и постоянные спутники, а также наиболее дорогие Кришне преданные, также упоминаются в этой книге. Она рассказывает, как пробуждается любовь к Кришне, и описывает состояние экстаза, состояние преданности, постоянного экстаза, прерываемого экстаза, стойкого экстаза, характерные изменения в одежде, чувство разлуки, прежней привязанности, гнева в любви, многообразие любовных развлечений, разлуку с возлюбленным, встречи с возлюбленным и другие прямые и косвенные наслаждения между влюбленными. Все перечисленное описано очень подробно.42

В этой, наиболее совершенной своей работе, Рупа Госвами детально характеризует различные уровни божественной любви. Мадхурйа-рати, любовь к Богу, может проявляться в любой из пяти рас, но наиболее ярко - в расе супружеской любви. А потому этот особый вид взаимоотношений находится в центре внимания "Уджджвала-ниламани". В сжатой форме различные уровни божественной любви можно определить так: после духовного оцепенения Ваидхи-бхакти-садханы и Рагануга-бхакти-садханы сердце переполняется преданностью Господу, и человек возрождает свои вечные отношения с Ним. Такое состояние именуется преман, которое более точно можно охарактеризовать как прочные узы любовных эмоций (бхава-бандана) между человеком и Богом.

Переживаемый на различных уровнях преман может быть развитым (праудха), промежуточным (мадхйа) и поверхностным (манда). Каждый достигнутый уровень естественным образом поднимает к следующему, а кульминацией всего процесса является снеха, т.е. состояние полного расплавления сердца. Человек получает очищенное масло (гхи), выпаривая все примеси, и состояние снеха представляет собой такой уровень, когда сердце его "плавится точно масло" от горячей привязанности к Кришне.

Вслед за ним приходит мана, или такая возвышенная стадия, когда человек ощущует искреннее негодование по поводу неразделенной любви. Однако, это не более, чем "уловка" Кришны, который играет со Своим преданным, постоянно усиливая его привязанность к Себе.

Далее следует пранайа, любовный эгоизм, когда преданный желает видеть Кришну только своим наперсником. Исключительная любовная преданность Кришне на этом уровне становится совершенно очевидной и может привести на платформу высочайшего экстаза.

Отсюда человек продвигается к раге, т.е. "неразрывной привязанности", а от нее - к анураге, или "более чистой привязанности". За ней следует бхава - полный экстаз. Над этим уровнем пребывает возвышенная маха-бхава. Но ее эзотерические эмоции доступны лишь для Радхарани и приближенных к ней гопи. Эта нескончаемая любовь пребывает за пределами досягаемости ограниченной души.

Говорится, что из пяти рас (шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа и мадхурйа) шанта может привести к преме, дасйа - к гаде, сакхйа и ватсалйа - к анураге, но лишь матхурйа приводит к маха-бхаве, наиболее совершенной стадии любви. Мадхурйа, в свою очередь, также подразделяется на рудха и адхирудха. Первую из названных испытывают жены Кришны (свакийа), в то время, как последняя присуща гопи Враджи, не имеющим супружеских отношений с Кришной (паракийа). Следовательно, адхирудха - это высшее проявление маха-бхавы и может быть испытана только такими личностями, как Радхика, Махапрабху и некоторые другие из Их ближайшего окружения.43 "Уджджвала-ниламани" детально описывает науку о расах и последовательные стадии божественной любви.44

Рупа Госвами в своем трактате проявил такую педантичность, что каждый серьезный читатель, старающийся на практике использовать компетентные указания Шри Рупы, сможет осознать собственные отношения с Кришной. Госвами объясняет, как "раскрывается" и вновь достигает удовлетворения изначально преобладающее у человека чувство к Господу Кришне, что достигается использованием соответствующих методов: "возбуждающих средств" (вибхава), "особых способов (анубхава), оценкой "высших проявлений", (саттвика-бхава), и "дополнительных средств" (вйабхичари- или санчари-бхава). Вы спросите: "Что это значит?" - Очень просто. Когда человек продвигается в сознании Кришны, он обретает способность распознать по многообразным проявлениям свои изначальные взаимоотношения с Кришной. Так, например, слушание повествований о Кришне и гопи вызывает видимое волнение (аламбана вибхава), тогда как звук флейты и другие "внешние" атрибуты порождают колдовское чарующее чувство (уддипана вибхава). Особые способы (анубхава) включают в себя ни к кому не обращенные взгляды и улыбки, воскрешающие в памяти отношения с Кришной, а саттвика-бхава обнаруживает себя в восьми телесных проявлениях, таких, например, как неудержимый плач или вставшие дыбом волосы. Вйабхичари-бхава образована из всех этих эмоций, которые усиливают привязанность преданного к Кришне, за исключением высокомерия (удрата) и праздности (аласйа).45 Даже из этого краткого обзора можно придти к выводу, что Рупа Госвами предоставил исчерпывающие сведения об отношениях человека с Кришной и способах их распознания.

Глубина познаний Рупы Госвами в науке сознания Кришны не должна вызывать удивления, поскольку кроме получения наставлений от Чайтанйи Махапрабху, он был уполномочен Им к написанию трансцендентной литературы. Тем самым духовная природа Рупы Госвами и занимаемое им онтологическое положение стали очевидны. Он является инкарнацией Рупы Манджари, одной их наиболее близких помощниц в любовных развлечениях Радхи и Кришны.46

Но Рупа Манджари чрезвычайно привязана к Шримати Радхарани. В духовном мире она зовется Радха-дасйам, т.е. достигшая высшей точки в Манджари-бхаве, или Бхаволласа-рати - вершины самоотвержения в преданности (см. послесловие). Это такой уровень духовности, когда личность уже ничего не желает для себя, а озабочена лишь только тем, чтобы доставить удовольствие Радхике, ведь в конечном счете именно Она наслаждает Кришну.

Рупа Госвами не только подчеркнул этот момент в своих сочинениях, но и проиллюстрировал сказанное примером собственной жизни, особенно, во время пребывания во Вриндаване. Один такой случай описан в "Бхакти-ратнакаре" (Пятая волна). Как-то раз совершая бхаджан (поклонение в медитации) по соседству с Теро Кадамбой (неподалеку от Нандаграма в районе Враджи), Рупа Госвами почувствовал сильное желание получить немного молока и сахара, чтобы приготовить кхир (сладкий молочный напиток) для Божества Говинды. "Потом, - рассуждал он, - я предложил бы эту освященную пищу своему гуру и старшему брату, Санатану Госвами." Стоило только Шри Рупе подумать об этом, как на месте его бхаджана появилась прекрасная юная девушка, протягивая ему молоко и сахар. "Вот возьми, - сказала она, - и, пожалуйста, приготовь для своего Божества хороший кхир." Произнеся эти слова, девушка исчезла.

Рупа Госвами поступил, как она просила: вскипятив молоко с сахаром, получил сладкое сгущеное молоко. Затем он предложил его Божеству и остатки принес Санатану, чтобы доставить ему удовольствие. Вкушая прасад, приготовленный Рупой Госвами, Шри Санатан явил все признаки экстаза. Какое-то время спустя, когда он стал способен контролировать себя, Санатан Госвами спросил Шри Рупу, где тот взял молоко и сахар. Услышав рассказ о прекрасной юной девушке, Санатан уже не сомневался, что сама Радхарани явила милость Рупе Госвами.

Однако, поскольку Шримати Радхарани являлась объектом их преданности, а они - Ее верными слугами, подобающие отношения между ними в расе "слуги и господина" были нарушены. Этот случай подробно описан в "Бхакти-ратнакаре". История закончилась просьбой Санатана к Рупе никогда впредь не принимать таких даров. На самом деле описанное событие является доказательством того, что Рупа и Санатан Госвами были особыми слугами Шримати Радхарани. А значит, все, кто носит звание "Рупануга" и следует по стопам Рупы Госвами, должны видеть в братьях Ее вечных слуг. Молитва Госвами гласит: "Предлагая Шри Радхе орехи бетеля, растирая Ей стопы, принося воду, устраивая Ее тайные встречи с Господом Кришной и совершая разнообразное другое служение, гопи-наперсницы с любовью услаждают Радху, величавую царицу Вриндаванского леса. Когда Божественная пара предается обоюдным развлечениям, эти служанки не чувствуют никакой неловкости даже в присутствии великих гопи, для которых Шри Радха дороже самой жизни. Я принимаю прибежище этих гопи, во главе которых стоит Шримати Рупа Манджари." ("Браджа-вилас-става 38)

Примечание

1. Свидетельство того, что Кумардев имел пятерых сыновей, приведено в генеалогической таблице, составленной Шри Харидасом Дасом, "Шри Шри Гаудийа Вайшнава Абхидхан" (Навадвип, Харибол Кутир, 471 Чайтанйабда), стр. 1248. История этого абхидхана (справочника) достаточно любопытна. Работу над ним начал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, один из величайших авторитетов Гаудийа-вайшнавизма в современную эпоху. Однако, он не закончил книгу, поручив сделать это молодому ученому по имени Харидас Дас, который завершил и опубликовал абхидхан.

Сестра Рупы Госвами упомянута в "Чайтанйа-чаритамрите" (Мадхйа-лила 8, гл. 20, текст 38, стр. 19).

2. Имена Амара и Сантош приписывают Рупе и Санатану до получения ими инициации у Шри Чайтанйи. Свидетельства ученых на этот счет смотри в С.К. Де, "Ранняя история вероучения и движения вайшнавов в Бенгалии", стр. 147. Однако, подобная точка зрения не подкреплена доказательствами оригинальных источников.

3. Династия Хуссейн Шахов получила свое имя от Алауддина Хуссейн Шаха, правившего Бенгалией с 1494 по 1519 год (см. А.Т. Эмбри "Энциклопедия истории Азии", том 2 (Нью Йорк, Песни Чарльза Скрибнера, 1988), стр. 88.)

Султан Барбак Шах, предшественник Алауддина (годы правления приблизительно 1460-1470) был либеральным монархом, допускающим свободу вероисповеданий. Акбар, много лет спустя, отличался такой же веротерпимостью. Кроме того, в "Шри Шри Гаудийа Вайшнава Адхибхан" высказывается предположение, что дед Рупы Госвами, Мукунда Мишра, был влиятельным лицом в правящем режиме.

Однако, вскоре к власти пришел Шамс-уд-Дин Юссуф Шах (1476-1481), единственный сын Султана Барбака, Затем - его сын Сикандар Шах. В отличие от Шаха Барбака, эти двое правителей отличались бездарностью и фанатизмом. Но Джалал-уд-дин Фат Шах, известный также под именем Хуссейн Шаха, добавил к нетерпимости, отличавшей его предшественников, телесные наказания инакомыслящих. Он был тираном, попиравшим религиозные принципы. Это подробно описано А.К. Маджумдаром в книге "Чайтанйа: жизнь и учение" (Бомбей, Бхаратийа Видйа Бхаван, 1969), стр. 84-85.

Согласно "Навадвип Дхам Махатмйе" Бхактивиноды Тхакура (стр. 19) Хуссейн шах, на самом деле, был Джарасандхой, участником игр Господа, а, значит, - Его вечным спутником. В целях получения более полной информации о политической обстановке того периода см. Момтазур Рахман Тарафдар, "Хуссейн Шахи Бенгалии: социально-политическое исследование" (Дакка, Азиатское общество Пакистана, 1965).

4. "Бхакти-ратнакара", Первая волна, текст 581-585, стр. 28. Также см. Джадунатха Синха, "Религия преданности и любви Дживы Госвами", стр. 4.

5. "Бхакти-ратнакара", там же.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. "Чайтанйа-чаритамрита", Ади-лила 2, гл. 10, текст 84, комментарий.

12. "Бхакти-ратнакара", Первая волна, текст 598, стр. 29.

13. Д.К. Сен, "Вайшнавская литература средневековой Бенгалии" (Калькутта, Университет Калькутты, 1917), стр. 29.

14. "Чайтанйа-чаритамрита", Мадхйа-лила 1, гл. 1.

15. Там же. Также см. Его Божественная Милость А.С. Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Золотая аватара: учение Господа Чайтанйи" (Лос-Анджелес, ББТ, 1974, повторное издание), стр. 22-41. Также см. Кундали Дас, "Великолепие Господа Чайтанйи, Часть 12: Наставления Рупе Госвами" в "Назад к Богу", том 21, номер 1, январь 1986, стр.33-34.

16. Там же.

17. Там же.

18. Д.К. Сен, стр. 30.

19. Там же.

20. "Чайтанйа-чаритамрита", Антйа-лила 2, гл. 4, текст 26, стр. 13.

21. Там же, текст 214, стр. 103.

22. Чарльз Р. Брукс, "Харе Кришна в Индии", стр. 49.

23. Ф.С. Гроус, "Матхура: краткая характеристика района" (Нью Дели, 1970, повторное издание), стр. 61.

24. Дхрува Махараджа Дас, "Вриндаван-дхама Ки Джаи!", стр. 26.

25. Там же, стр. 56.

26. Там же. Существует также версия, что перед Шри Рупой предстал мальчик, а не молодая женщина. По другим данным все описанное явилось ему во сне.

27. Национальный отдел министерства информации и радиовещания, "Храмы Северной Индии", пересмотренное и исправленное издание (Нью Дели, Правительство Индии, 1968), стр. 20-21.

28. Там же.

29. Там же.

30. Там же.

31. "Чайтанйа-чаритамрита", Мадхйа-лила 1, гл. 1, текст 73, стр. 49.

32. Там же, Антйа-лила 2, гл. 4, текст 226, стр. 109.

33. Свами Б.Х. Бон, ""Дхама" в Индийской философии и культуре" (У.П., Индия, Институт восточной философии, декабрь 1966), том 12, номер 4, стр. 8.

34. См. Донна Вульф, "Пьеса как форма религиозного осознания: "Видагдхамадхава" Рупы Госвами", (Чико, Научное издательство, 1984).

35. "Чайтанйа-чаритамрита", Мадхйа-лила 1, гл. 1, текст 41, комментарий.

36. Там же, Антйа-лила 2, гл. 4, текст 225, стр. 109.

37. Там же, текст 223-224, стр. 108-109.

38. Дэвид Л. Хаберман, стр. 35-36.

39. Там же, стр. 34.

40. К. Кришнамурти, "Бхакти-раса Чайтанйи в санскритской литературе" под редакцией В.Н. Мишры, "Вослед за звуками флейты" (Нью Дели,1987), стр. 104.

41. Семь вторичных рас: гнев, удивление, притворство, рыцарство, сострадание, страх и ужас.

42. "Чайтанйа-чаритамрита", Мадхйа-лила 1, гл. 1, текст 41, стр. 25, комментарий.

43. Маниндра Мохан Боуз "Религиозный Сахаджайа-культ в Бенгалии после ухода Чайтанйи" (Дели, Дом печати, 1986), стр. 51.

44. Для детализации с точки зрения английского языка см. С.К. Де "Бхакти-раса шастра Бенгальского вайшнавизма" в "Индийским историческом ежеквартальнике", том 8, номер 4, декабрь 1932, стр. 682.

45. Для более доступного англо-язычного объяснения см. Судхиндра Чандра Чакраварти, "Философские основы бенгальского вайшнавизма" (Калькутта, Академические издания, 1969), стр. 252-253.

46. "Шри Гаура-ганоддеша-дипика", текст 180, стр. 110.

 

Автор: Сатьяраджа дас

Книга: "Шесть Госвами Вриндавана"

Обновлено (23.12.2010 18:07)