Дхама-махатмья
Home Андхрапрадеш Курмакшетра Посещение Курма-кшетры

postheadericon Посещение Курма-кшетры

Черепашка в Курма-кшетреХрам в Курма-кшетре, несмотря на свое удаленное от больших городов расположение и маленькие размеры, сумел сыграть важную роль в религиозной жизни страны. Здесь были и Шрипада Шанкарачарья (который установил в этом храме Сударшана-шалаграм), и Рамануджа (перенесенный сюда Самим Господом Джаганнатхой), и Шри Чайтанья Махапрабху (подробный рассказ о Его визите сюда содержится в «Чайтанья-чаритамрите»). 

А еще немалую роль в развитии этого храма сыграл Нарахари Тиртха – один из великих ачарьев в Мадхва-сампрадае, некогда исполнявший роль регента при юном принце царства Калинги.

Вход в храм Курмадевы

Вот что пишет про этот храм Шрила Прабхупада:

«Придя в святое место, которое называется Курмакшетра, Господь Шри Чайтанья Махапрабху посетил храм Курмы, поклонился Ему и вознес молитвы.

КОММЕНТАРИЙ: Курмастхана — это знаменитое место паломничества. В «Прапаннамрите» рассказывается, как однажды ночью Господь Джаганнатха перенес Шри Рамануджачарью из Джаганнатха-Пури в Курмакшетру. Чтобы попасть в Курмакшетру, нужно по южной ветке индийской железной дороги доехать до станции Чика-Кола-Роуд [Т.е. «Шрикакулам-роуд»]. В тринадцати километрах к востоку от нее лежит святое место Курмачала. Местное население, говорящее на телугу, придает этому святому месту особую важность, о чем сообщается в официальной газете «Ганджама Мэньюэл». Там находится Божество Курмы, и, как упоминалось выше, Шри Рамануджачарья был перенесен туда из Джаганнатха-Пури. Сначала он принял Курму за божество Господа Шивы и потому стал поститься. Но потом он понял, что курма-мурти — одна из ипостасей Господа Вишну, и положил начало очень пышному поклонению Господу Курме. Об этом рассказывается в тридцать шестой главе «Прапаннамриты». По сути, святое место Курмакшетру, или Курмастхану, возродил Шрипада Рамануджачарья под влиянием Господа Джаганнатхадевы в Джаганнатха-Пури. Впоследствии храм перешел в ведение царя Виджая-нагара. Божеству поклонялись вайшнавы из Мадхвачарья-сампрадаи. В храме есть несколько надписей. Считается, что они сделаны Шри Нарахари Тиртхой. По словам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, эти надписи гласят, что: 1) Шри Пурушоттама Яти явился как наставник многих просвещенных людей. Он был преданным Господа Вишну и пользовался Его особой благосклонностью; 2) Его проповедь всюду воспринимали с большим уважением, и благодаря своему влиянию он силой логики и убедительной аргументации спас множество непреданных; 3) Он дал посвящение Ананде Тиртхе (Мадхвачарье), который, приняв санньясу, наказывал многих глупцов своим посохом и обращал их на путь истинный; 4) Все, что писал и говорил Мадхвачарья, имело необыкновенную силу. Он помогал людям приобщиться к преданному служению Господу Вишну, чтобы обрести освобождение и вознестись в духовный мир; 5) Его наставления, касающиеся преданного служения, были способны возвысить любого до лотосных стоп Господа; 6) Нарахари Тиртха, который получил у него посвящение, стал правителем провинции Калинга; 7) Нарахари Тиртха одержал победу в битве с шабарами, которые были чандалами, или охотниками, и так спас храм Курмы; 8) Нарахари Тиртха был очень набожным и могущественным царем; 9) В 1203 г. эры Шака, в светлую пору месяца вайшакха, в день экадаши Нарахари Тиртха посвятил святому имени Йогананды Нрисимхадевы храм, который воздвиг по Его указанию. (Табличка датирована той же датой, что соответствует субботе 29 марта 1281 г. н. э.)».

Стена храма Курмадевы

Выйдя от станции на главную дорогу, мы сели на автобус, который за пятнадцать минут довез нас до автобусной станции города Шрикакулам (железнодорожная станция находится в пяти километрах от города). Там мы поселились в первую попавшуюся гостиницу, довольно приличную на вид, однако из-за близости к дороге оказавшуюся очень шумной. Помывшись и сменив одежду, мы взяли с собой все необходимое и направились на поиски автобуса до Шрикурмам, что находится в 15-ти километрах от города. После непродолжительных поисков мы узнали, что прямые автобусы до этого места от автовокзала не ходят, но можно доехать до поворота на Курма-кшетру, и там взять рикшу.

Недобрые предчувствия появились у нас уже по дороге туда, а, когда мы вышли на том самом повороте, эти предчувствия окрепли и превратились в уверенность – что-то не так…

Конечно, не так – ведь сегодня воскресенье! А воскресенье – это день, когда верующие индийцы семьями, кланами, а то и целыми деревнями прилежно едут по святым местам – так уж здесь заведено. Помолиться Господу, пожертвовать Ему что-нибудь, да, в конце концов просто увидеть… А Господа Курму увидеть лишний раз и вовсе не помешает – ведь другого такого Божества, говорят, нет не только во всей Индии, но и во всей вселенной…

Мимо нас ехали десятки рикш, по самую крышу заполненных людьми. Иногда на проселочную дорогу, ведущую в Шрикурмам, сворачивали легковые машины, джипы, автобусы. Уже тогда мы поняли, что насладиться тишиной и мирной атмосферой древнего деревенского храма нам едва ли суждено. Так оно и вышло.

Рикша довезла нас до Шрикурмам, на улицах которого кипела жизнь. Сам воздух там, казалось, был соткан из тысяч оглушительно громких звуков – гудков машин, тарахтения рикш, криков автобусных кондукторов. Да и сам храм напоминал пчелиный улей. Храм Господа Курмы очень маленький – это невысокое древнее здание, обнесенное двумя стенами. В будние дни там довольно тихо и безлюдно, и можно спокойно насладиться атмосферой девственной древности, но в выходные…

Нрисммхадев в Курма-кшетре


Очередь на даршан начиналась у входа во внутреннюю пракару. Очередь шумная и невыносимо душная. От духоты не спасали даже вентиляторы под потолком. Двигалась очередь довольно быстро, и всего за несколько минут мы миновали небольшую анфиладу комнат, ведущую к алтарю. Посмотрели не небольшой зеркальный зал, где Господа катают на качелях, на алтарь Нрисимхи, что расположен немного сбоку, и вот уже – узкая дверь и святая святых – небольшая комната, разделенная перегородкой на две половины, где на низком алтаре (почти на самом полу) лежит Господь Курма. Само Божество – большой камень, с одной стороны которого – голова (она покрыта сандалом, и на ней лежат металлические глаза и тилака), а с другой – хвост (тот самый Сударшана-шалаграм, установленный Шанкарачарьей). Возле Господа Курмы лежит небольшой поднос с Шалаграма-шилами, а сбоку стоит высокий светильник. Это, собственно, то немногое, что удалось нам разглядеть, когда нас, с небольшой группой паломников, завели в алтарь и поставили перед Божеством, вкратце рассказав о Нем. Мы несколько секунд смотрели на Курмадева, а потом вышли обходить храм.

Сам храм очень красив. Он покрыт каменной резьбой, а колонны, окружающие его внутренний двор, вытесаны с огромным искусством, и ни одна из них не повторяет другую. Одну из колонн принято обнимать, глядя при этом на купол храма – говорят, это помогает исполнить желание. У храма две Гаруда-стамбхи – одна спереди, другая сзади.

Среди прочих достопримечательностей здесь следует упомянуть отпечатки стоп Господа Чайтаньи, установленные здесь учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Они находятся на заднем дворе, и ухаживают за ними храмовые священники из Шри-сампрадаи.

Гошала в Курма-кшетре

Еще на территории храма есть небольшая гошала, где живут коровы и телята, а еще – вольер с множеством черепах. Прямо за храмом – священное озеро Швета-пушкарини, в центре которого находится подводный храм Господа Нрисимхадева.

За воротами, буквально в нескольких шагах, мы заметили небольшой храмик Шивы, где не было таких толп, как у Господа Курмы. Храм этот, хоть и совсем маленький, вероятно, довольно древний – во дворе его мы увидели каменные изваяния божеств, связанных с Шивой (Ганеша, Карттикея, Дакшинамурти), сильно поврежденные временем.

Все это мы видели там, в Курма-кшетре. Пробыли мы там недолго – едва ли полтора часа. Толпы, шум, гомон – сделали невозможным для нас остаться в этом святом месте подольше… Жаль, конечно. Хотелось бы.

А вот несколько цитат из Шрилы Прабхупады, для медитации («Шримад-Бхагаватам», 8.7). Вообще, очень настоятельно рекомендуем прочитать главы о пахтании молочного океана полностью – там очень много интересного.

«Увидев, что случилось по воле Всевышнего, безмерно могущественный Господь, чья решимость непоколебима, принял удивительный облик черепахи, опустился в глубины океана и поднял огромную гору Мандара.

КОММЕНТАРИЙ: Это еще раз доказывает, что Верховная Личность Бога повелевает всем сущим. Как уже говорилось, есть два типа людей — демоны и полубоги, — но ни те, ни другие не обладают высшей силой. Каждый знает на своем опыте, что по воле провидения в нашей жизни возникают трудности. Демоны считают их досадной случайностью, а преданные уверены, что любые препятствия посылаются им по воле верховного повелителя. Поэтому, столкнувшись с трудностями, преданные начинают молиться Господу. Тат те 'нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-критам випакам . Преданные переносят трудности, видя в них проявление воли Верховной Личности Бога и принимая их как благословение. Демоны же неспособны понять Всевышнего, поэтому они считают любую трудность случайностью. Разумеется, на берегу Молочного океана Господь присутствовал лично. По Его воле трудности возникли, и по Его же воле они были устранены. Господь принял облик черепахи, чтобы поддержать огромную гору. Кшитир иха випулатаре тава тиштхати приштхе . Он водрузил эту гору Себе на спину. Кешава дхрита-курма-шарира джайа джагадиша харе. Любая опасность возникает по воле Верховного Господа, и Он же может ее устранить. Эту истину хорошо знают преданные, но демоны не в силах ее постичь.

О царь, полубоги и демоны изо всех сил принялись вращать гору Мандара, покоившуюся на спине необыкновенной черепахи. Это вращение доставляло черепахе удовольствие, потому что она воспринимала его как приятное почесывание.

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь всегда безграничен. Хотя Он, приняв облик черепахи, держал на Себе самую большую из гор — Мандара-парвату, — это не доставляло Ему ни малейшего неудобства. Напротив, Господу было приятно, ибо у Него, по всей видимости, чесалась спина, и вращение горы на спине приносило Ему явное удовольствие».

Священное озеро в Курма-кшетре

Автор: Виджитатма дас

 

Комментарии  

 
#1 ethNal 29.03.2018 09:42
Альтернатива ипотеке, жильё в аренду с выкупом и рассрочку от собственника http://arenda-s-vykupom.info
.
Цитировать
 
 
#2 anktoB 11.04.2018 14:00
Контрольная закупка сады придонья


http://ckpiz.info/page/kontrolnaya-zakupka-sadi-pridonya/

.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить