Дхама-махатмья
Home Полезные советы Другой транспорт

postheadericon Другой транспорт

Автобус

Где брать билеты?

1. В городском транспорте покупаются при входе (на выходе или к вам сами подойдут) у кондуктора.

2. На междугородние автобусы покупаются либо в соответствующих кассах заранее, либо у водителя непосредственно перед выездом.

 

Количество багажа, которое вы можете взять в автобус, ограничено одной сумкой. Как правило, специальных багажных отсеков в большинстве автобусов не предусмотрено, и сумка должна помещаться под сиденье вашей лавки или кресла. Не густо? Есть выход. Засуньте свой багаж под кресло рядом, если ваш сосед едет налегке или купите ещё одно место или два, чтобы поставить свой багаж на и под сиденья. А то поезжайте на такси или поезде.

Такси и рикши

Такси - оно и в Индии такси. Как и у нас, прежде чем ехать, оговаривайте цену, а также платите ли вы за то, что вас ждут, если вы куда-то заезжаете, и если стоянка была платной, то кто оплачивает парковку. Лучше всего заказывать такси в государственной службе. Дешевле и надёжней. Джипы, как правило, обходятся в полтора раза дороже легковых машин.

Если заказываете автомобиль в службе такси, и с вас берут предоплату, просите чек. Если вы поймали такси на улице, настаивайте на оплате в конце путешествия (тогда-то уж точно довезут куда надо и не скажут выходить за квартал или два), либо 50% на 50% - часть в начале (на бензин), часть в конце. Тогда, если вас привезли не туда, куда вы просили, вы вполне можете «обсудить цену».

Рикши существуют трёх типов. Вело-, мото-и «чело».

Велорикша - это повозка, которая приводится в движение вращением педалей. Обычно везёт человека или двух (правда, индусы ухитряются и вчетвером втискиваться) и стоит в два-три раза дешевле мото (если только речь не идёт о большом расстоянии - тут цены, наоборот, растут).

Моторикша - это хитроумная шумная конструкция на трёх колёсах с кабиной, двухпоршневым мотоциклетным двигателем и задним сиденьем, достаточно большим, чтобы там могли уместиться два человека крепкого телосложения или три худышки. В общем, что-то типа нашего трехколесного мотороллера, только вместо кузова - кабина с креслом.

Если снять спинку с этого кресла и положить на сиденье к водителю, то можно поместить ещё одного или даже двух пассажиров спереди.

«Чело»рикша - это когда в повозку впрягается человек-скороход или тихоход. В большинстве районов Индии уже исчезли как вид.

При общении со всеми видами рикш и таксистов следует помнить: сколько бы вы им ни заплатили и ни дали чаевых - как правило, будет мало. Так что если вы заплатили разумную цену и даже дали сверху, а человек недоволен, не вступайте в дебаты и не расстраивайтесь - это естественно и не стоит обсуждений. Можете добавить еще пару рупий для очистки своей совести. При этом к совести человека, который, не исключено, будет продолжать к вам приставать, взывать бесполезно.

Если ваш извозчик лихач, попросите его ехать тише или сразу выходите из повозки. Лихача отличить просто, он нарушает правила движения, царапает рядом идущие машины и иногда отпихивает проезжающих мимо рикш ногами. Можете ему не платить вообще или максимум за то расстояние, что он вас провёз. Почему? Не только из соображений личного здоровья. Если он кого-то собьёт или заденет, - претензии будут обращены к вам. В этот момент вы - его работодатель, и тем больше вы виноваты, чем туже ваш кошелёк, упитанней лицо и белее кожа. Пострадавший или «пострадавший» может устроить грандиозный скандал, собирая на свою сторону зевак и задир и требуя компенсации за физический и моральный ущерб (даже если вы просто проехали ему по кончику тапочка или дхоти и самого его вообще не задели).

А что думали? Кушать всем хочется. Так что смело бросайте водителя на произвол судьбы до того, как начались неприятности, и ищите другого.

Давят на клаксон по поводу и без почти все водители в Индии. Постарайтесь к этому привыкнуть и не шарахаться при каждом гудке. Это сигнал о том, что приближается машина или рикша. Благо сейчас идёт тенденция на уменьшение, и даже стали появляться таблицы, обозначающие запрет на пользование клаксоном на том или ином участке дороги.

Кстати, если вы поймали такси или моторикшу на дороге, у них должен быть счётчик или схема с цифрами, сколько стоит доехать в нужное вам место оттуда, где вы теперь находитесь. Нет схемы - значит частник и не исключено, что нагреется на вас, но если денег не жалко, катайтесь себе на здоровье.

В деревнях счётчиков и таблиц нет. Люди сами знают, сколько стоит поездка, поэтому лучше всего заранее спрашивайте знающих людей или менеджера гостиницы, какова стоимость проезда. Также моторикши бывают рейсовыми. Место здесь стоит гораздо дешевле, чем обошёлся бы наём всей рикши, но народу туда набивается человек пятнадцать. Двое сидят рядом с водителем, восемь на заднем сиденье по четверо с каждой стороны лавки, остальные висят на подножках по бокам и сзади, а некоторые даже умудряются влезть на крышу.

Лодки и паромы

Бывают двух типов - прогулочные и транспортные. Прогулочные – как правило, частные - стоят прилично, и торговаться тут уместно. Паромы и лодки транспортные обычно перевозят пассажиров через небольшие речки и протоки. Проезд стоит копейки. Торг неуместен. Пытаться сбить цену с рупии (около 70 копеек) - двух до 50 пайс - просто неприлично. Лучше сразу скажите, что вы святой и возить вас положено бесплатно.

Упряжки

Обычно запряжены лошадьми или верблюдами, реже ослами или буйволами. Для перемещений пригодны, проезд стоит так же, как и в рейсовых моторикшах, иногда немного дороже.

Автор: Мадхурья Кадамбини даси

Книга: Страна, где все по-другому

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить