Дхама-махатмья
Home Тамилнаду Тиругоштхиюр Гоштхипурна

postheadericon Гоштхипурна

Гоштхипурна

В этом небольшом городке среди бескрайних рисовых полей Тамил-наду, тысячу лет назад жил возвышенный вайшнав по имени Гоштхипурна (тамильский вариант имени – Тиругоштхи-намби), ученик знаменитого Ямуначарьи. Как известно, Ямуначарья оставил этот мир, так и не встретившись со своим великим преемником Рамануджей. Поэтому обучение и духовное руководство будущим главой Шри-сампрадаи он доверил пяти своим ученикам: Гоштхипурне, Шайлапурне, Махапурне, Канчипурне и Рангапурне. Маха-пурна посвятил Рамануджу в санньясу, Канчипурна обучал его тонкостям преданного служения. Гоштхипурне же было поручено сообщить юному ученику тайную мантру, при помощи которой вайшнавы поклонялись Господу Нараяне. Мантра эта обладает огромным могуществом и способна даровать любому, кто повторяет ее, освобождение из полного страданий материального мира. Она – святая святых, которая передавалась в строжайшем секрете от учителя ученику в процессе посвящения.

Желая пройти обряд посвящения и узнать эту мантру, Рамануджа пришел в Тиругоштхиюр. Достигнув окраины города, он спросил прохожего, где тут дом святого Гоштхипурны. Узнав же, он немедленно распростерся в дорожной пыли, а затем встал и продолжил свой путь к дому учителя дандаватами, то есть измеряя его своим телом. Он простирался в полный рост, отмечал место, докуда дотягивались руки, потом вставал, переходил туда и снова кланялся. Местные жители были удивлены поведением пришельца. Но Рамануджа объяснил им, насколько возвышен Гоштхипурна.

Однако учитель отказался дать Раманудже посвящение, отправив его обратно. Юный святой был настойчив и пришел во второй раз. Учитель оставался непреклонен. Восемнадцать раз приходил Рамануджа к Гоштхипурне прежде чем тот смягчился. Наконец, он усадил ученика перед собой и тихо, чтобы никто не слышал, сообщил ему секретную мантру «Ом намо Нараяная», попутно объяснив ее смысл и строго-настрого запретив открывать ее кому бы то ни было. Он рассказал, что, повторяя эту мантру, любой человек, вне зависимости от национальности и касты, может стать возвышенным вайшнавом, поклоняться Господу Нараяне и в конце концов достичь Парама-пады – вечной обители Господа в духовном мире.

Выслушав наставления учителя, Рамануджа поклонился и отправился в храм. Взобравшись по узким лестницам на самую его вершину, где установлено Божество Парама-пада-натхи, он вышел на карниз и, обращаясь к собравшейся внизу толпе, прокричал:
- Слушайте меня! Мантра «Ом намо Нараяная» избавит вас от всех печалей и дарует высшее совершенство жизни! Повторяйте за мной: «Он намо Нараяная»!

Толпа внизу радостно подхватила слова святого и на земле из уст в уста, быстрее чем пожар по сухой траве, стало разноситься имя Господа Нараяны. Мантру повторяли все: и старики, и молодые, и брахманы, и неприкасаемые, и мужчины, и женщины. У души нет пола и национальности. Нет касты. Нет никаких недостатков, присущих телу. Каждый достоин поклоняться Господу. Каждый достоин достичь совершенства жизни и обрести вечное счастье. И Рамануджа радовался, видя, как откликнулись людские сердца на его призыв.

Балкон на вимане


А Гоштхипурна, узнав, что его новый ученик, не успев получить посвящение, уже раскрыл тайную мантру всему городу, пришел в страшный гнев. Он велел привести к себе Рамануджу и сказал, что тому суждено отправиться в ад за нарушение указаний духовного учителя. Но Рамануджа, смиренно сложив руки, сказал:

-Да, я знаю, что мне суждено пойти в ад. Но ты сам сказал, что мантра Господа Нараяны способна освободить весь мир. Миллионы людей спасутся, услышав эту мантру. И ради их спасения я готов понести заслуженное наказание.

Пораженный состраданием ученика и его готовностью ради других принять на себя вечные муки, Гоштхипурна осознал его величие, обнял и назвал «Эмберуманом» (своим Господом), демонстрируя таким образом наивысшую степень почтения к Раманудже.

Вот еще одна история, связанная с именем Рамануджачарьи и Гоштхипурны.

Однажды Рамануджачарья ходил по домам в Тиругоштхиюре, собирая милостыню. Он был санньяси и поддерживал свое существование тем, что пошлет ему Господь. Бродя от дома к дому, он непрестанно думал о Господе и самозабвенно пел «Тируппавай» - прекрасную тамильскую поэму о любви гопи к Кришне. В этой поэме рассказывается о том, как юные девушки-пастушки Вриндавана поклоняются богине Катьяяни, в награду желая получить в мужья Господа. Проходя мимо дома своего духовного учителя, Рамануджа вдруг услышал звон ножных колокольчиков. Это вышла из дома дочь Гоштхипурны, чтобы подать ему милостыню. Но, пребывая мыслями в духовной реальности и созерцая перед собой сцены, описанные в «Тируппавай», Рамануджа принял ее за Наппиней – главную героиню поэмы. Он упал девушке в ноги и вознес трогательные и возвышенные молитвы. Таков был экстаз его любви к Господу, заставивший Рамануджу позабыть обо всем.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить