Дхама-махатмья
Home Тамилнаду Тиругоштхиюр Паломничество в Тиругоштхиюр

postheadericon Паломничество в Тиругоштхиюр

Тиругоштхиюр

Мы пришли в храм к 9 утра. Все Божества были закрыты, от высоких потолков отражались звуки шеная и барабана – Господь завтракал. Как уже говорилось выше, в этом храме несколько Божеств, поэтому путь к главному алтарю слегка извилист. На первом этаже храма, там, где обычно располагается главный алтарь, здесь – Кришна, танцующий на головах Калии. Чтобы попасть к Саумье Нараяне, пришлось подняться по лестнице в небольшую комнату, которую мы про себя окрестили алтарной, а потом еще по одной лестнице – к алтарю. Господь возлежал на Ананта Шеше, у Его стоп – Лакшмидеви и Бхуми деви. Также в алтаре, согласно описаниям, находятся Мадху, Кайтабха, Индра, царь Пурурава, Кашираджа и Кадамба Риши. Даршан оказался, как обычно, коротким, и мы отправились обходить храм. Здесь нет традиционного для многих храмов Шри-сампрадаи святилища Андаль, а есть два храма разных проявлений Лакшмидеви, вечной супруги Господа.

Мы попытались найти проход на верхние этажи вимана – но так ничего и не обнаружили. Одна молодая женщина, представившаяся сельской учительницей, пригласила нас сходить с ней в еще один храм неподалеку. Мы согласились – и она отвела нас в храм Господа Шивы и Дургадеви. Помня о том, что Шива и его супруга величайшие преданные Кришны, мы выразили почтение Божествам и отправились обратно.

Во внешней пракаре храма начиналась какая-то загадочная церемония. Двое пожилых мужчин и одна женщина сидели перед таинственным набором предметов, а брахман с шиваитской тилакой проводил обряд. Сути происходящего мы так и не поняли, предположив, что связано это с местной политической жизнью – судя по серьезным дядечкам в белом и большому количеству разнокалиберных гостей. Происходящее снимали аж с двух профессиональных видеокамер. Женщины все были в шелковых сари – в общем, происходящее, кажется, решили отметить как общий праздник. Понаблюдав немного за церемонией, мы отправились гулять по храму дальше, чувствуя, что наше паломничество по этому месту далеко от завершения.

Тиругоштхиюр

И о чудо – один из брахманов подсказал нам, как попасть на верхние этажи. Вскоре мы, вместе с парой пожилых брахманов и еще одним веселым семейством дождались сторожа и под его неусыпным руководством начали восхождение на вершину. Крутые лестницы, узкие повороты, низкие потолки… подъем сам по себе был приключением.

Кстати, в этот день в храме, как это часто бывает в Индии, отключили свет – и мы получали даршаны всех Божеств в полном соответствии с древними традициями, при тусклом свете лампад. Божества на двух верхних этажах вимана, к счастью, освещались солнечным светом, через хитро расположенные окна.

Большое впечатление произвел балкон, откуда Шри Рамануджа провозглашал великую мантру Ом Намо Нараяная. Оттуда открывается роскошный вид на внутренние дворы храма и окрестности – дома и зеленые рисовые поля. Хорошо видно и верхушку вимана… было бы, не будь она в лесах. Сейчас там идет реставрация, в храме висит объявление о сборе пожертвований – купол хотят покрыть золотом, на это нужно 60 кроров рупий. Больше миллиона долларов – служение с размахом!

Спускаясь по темным лестницам обратно, мы едва могли справиться с изумлением и восторгом от необычного даршана Господа. Подобные впечатления, духовные самскары – и есть цель нашего путешествия по Южной Индии. Чтобы впечатление от встречи с Богом перекрыло все привлекательные образы материального мира. Наши глаза материальны – но здесь даже с помощью материальных предметов поклоняются Господу настолько замечательно и роскошно, что ум не может не привлекаться этим.

Изображение Нрисимхадева на вимане

Еще одним сильным впечатлением стал даршан Божеств Господа Нрисимхи – тех самых, которых перенесли из храма во внешнюю пракару. Две больших массивных фигуры из черного камня – в одной форме Господь сражается с Хираньякашипу, в другой – разрывает его, положив к Себе на колени. Иногда преданные довольно легкомысленно относятся к поклонению Нрисимхадеву – забывая о том, что Господь может не только защищать. Его милость может проявляться и в Его гневе – когда Он с неимоверной силой забирает у преданных привязанность к имуществу, семье, дому, вынуждая предаваться. Как хирург, Он Своими острыми когтями может резать по живому… Не все готовы к такому испытанию в духовной жизни.

Мы почтительно прочитали перед Господом молитвы – Нрисимха-кавачу, Рина-вимочана-стотру и другие, молясь за всех преданных и себя, особенно просительно произнося: «Нрисимха-деват апарам на кинчит, тасмаи Нрисимхам шаранам прападье» - О Господь Нрисимха, у меня нет иного прибежища, и поэтому я предаюсь Тебе.

Визит в Тиругоштхиюр неумолимо подходил к концу. И, как все вайшнавские мероприятия, он закономерно закончился прасадом. И даже маха-прасадом. Мы купили там два увесистых пакета с рисом (сладким и острым) и присмотрели себе несколько сувениров – изображений Господа Саумья Нараяны, попутно познакомившись с некоторыми местными преданными.

- Вот наш главный повар, - показал вайшнав, продававший маха-прасад. Повар оказался старым и очень добрым брахманом, который, сложив руки, смиренно улыбнулся:
- Да какой я повар… Готовлю и ем, готовлю и ем…

Вайшнавы в Тиругоштхиюре – очень простые и сердечные люди. И мы надеемся, что, посетив это место, тоже увезли с собой частичку этого сердечного тепла.

Авторы: Виджитатма д, Веда Прия дд

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить