Дхама-махатмья
Home Бенгалия Навадвипа Маяпур Шри Шри Радха-Мадхава-ашта-сакхи, Маяпур-чандра и Гирирадж

postheadericon Шри Шри Радха-Мадхава-ашта-сакхи, Маяпур-чандра и Гирирадж

Радха-Мадхава

В 1970-71 годах Шрила Прабхупада с группой своих западных учеников путешествовал по Индии, устраивая во многих городах проповеднические программы. Во время одной из таких поездок некий мистер Дальмия подарил Прабхупаде три пары латунных Божеств Шри Шри Радхи-Кришны.

 

Одну пару Прабхупада послал в Бостон (Радха-Гопиваллабха), другую — в Беркли (Радха-Гокулананда), а третью (Радха-Мадхава) оставил себе. Он возил Их с собой по Индии.

Когда проповедническая группа прибыла в Горакхпур (Уттар-прадеш), однажды утром Шрила Прабхупада научил преданных петь «Джая Радха-Мадхава». А вскоре после этого стал петь этот бхаджан перед каждой своей лекцией. Закончив проповедническое турне, Шрила Прабхупада привез Радху-Мадхаву в Калькуттский храм и попросил, чтобы отныне Они стояли там.

В марте 1972 года состоялся первый маяпурский фестиваль с празднованием Гаура-пурнимы. Прабхупада попросил, чтобы и Радха-Мадхава приняли участие в празднике. Преданные привезли Радха-Мадхаву из Калькутты, соорудили навес и поставили Божества под ним. Когда фестиваль закончился, и преданные приготовились везти Их обратно в Калькутту, Прабхупада сказал:

— Отныне Они должны стоять здесь.

— А где же Их держать? — спросил Джананиваса.

— А где живут преданные?

Преданные жили в небольшой бамбуковой хижине-времянке, которая была по совместительству бхаджан-кутиром самого Шрилы Прабхупады. Радха-Мадхаву установили там же.

Шри Шри Радха-Мадхава

Первое время им служил один-единственный преданный. Живя с Божествами в такой близости, преданные видели все, что делает пуджари. Джананиваса Прабху (который тогда только-только получил вторую инициацию) глядя, как тот едва ли не круглые сутки проводит у Божеств, мечтал тоже служить Им.

Вдруг через несколько дней пуджари уехал. Тогда Бхавананда Прабху сказал Джананивасе:

— Хочешь быть пуджари? Будь им!

Однажды Прабхупада проводил программу в пандале, в Хайдерабаде. Преданные решили, что маленькие калькуттские Радха-Гопинатха слишком невзрачны для огромного пандала, и привезли Радха-Мадхаву. Прабхупада спросил:

— Откуда эти Божества? — и, получив ответ, был в шоке.

— Я же сказал, что Они должны оставаться в Маяпуре! Отвезите Их обратно, и пусть Они никогда не покидают этого места!

После этого он сел перед Божествами и запел «Джая Радха-Мадхава».

«Однажды я стоял в алтарной, рядом со Шрилой Прабхупадой. Он смотрел на Божества, а затем повернулся ко мне и сказал:
— Они танцуют.
Другой раз он сказал:
— Смотри, как стоит Радхарани. Она словно протягивает что-то Кришне. Иногда Она вытягивает руку вот так, — Шрила Прабхупада изобразил жест благословения. — Тогда Кришна может от Нее уйти. Но когда Она что-то предлагает Ему, Он никогда от Нее не уйдет…»
(Из воспоминаний Джананивасы Прабху)

В конце 1972 года у преданных ИСККОН в Маяпуре появилось первое Божество Гауранги Махапрабху, которое назвали Маяпур-чандра. Первое время Он стоял в бхаджан-кутире Шрилы Прабхупады, а затем Его также перенесли в алтарную комнату. Поскольку Божество было сделано из глины, на Его лодыжках со временем появились трещины. Шрила Прабхупада, узнав об этом, велел преданным немедленно раздобыть новое мурти, из металла. Так, в 1973 году в Маяпуре появилось новое Божество Маяпур-чандры, которому там поклоняются по сей день. Когда преданные спросили у Шрилы Прабхупады, что делать со старым Божеством, он ответил:

— Поставьте Его в моей комнате.

Оно до сих пор там.

Шри Маяпур-чандра

В следующем, 1973 году Радха-Мадхава переехали в здание Лотоса, которое было достроено лишь наполовину. Тогда Их поставили в новой алтарной комнате (там, где сейчас расположена вьясасана Шрилы Прабхупады и выставка диорам. Их лица были обращены на юг.

Но Шрила Прабхупада хотел установить в Маяпуре и большие Божества. Он дал конкретные указания: Мадхава должен быть высотой в 1 м 80 см, и сделан из черного мрамора, а Радхарани — 1 м 74 см и сделана из белого мрамора. Поза Их должна быть такая же, как у маленьких Божеств.

Однажды, в 1978 году, Джаяпатака Махарадж и еще несколько преданных встретились с Радхападой дасом — богатым промышленником (ныне — инициированным преданным ИСККОН). Тот ни с того ни с сего предложил Махараджу оплатить изготовление Божеств для нового храма.

Увидев удивление на лицах преданных, Радхапада рассказал, как прошлой ночью во сне к нему подошел некий молодой садху и спросил:

— Узнаешь меня?

— Нет, — ответил изумленный промышленник.

— Когда-то ты пожертвовал мне денег. А теперь я хочу их вернуть.

— Но я не беру назад денег, пожертвованных садху.

— А ты меня точно не узнаешь?

— Нет.

И тогда садху вдруг принял облик пожилого мужчины.

— О, ты — Свами Прабхупада! Я узнал тебя!

— Да, моим ученикам нужны деньги. Они испытывают трудности, а ты — богатый человек. Помоги им.

После этого сна, сказал Радхапада, ему и захотелось купить для ИСККОН Божества. Когда его попросили оплатить изготовление Радхи-Мадхавы, он согласился.

Новые Божества ваяли в Джайпуре. Чтобы изготовить большие мраморные Божества Шри Шри Радхи-Мадхавы, потребовалось два года.

Шри Шри Радха-Мадхава


Над ними трудились Пандьи — известные скульпторы. Однажды человек из семьи Бирла (это самые богатые люди в Индии) пришел в их дом и увидел новые Божества. Он предложил за Них 100 000 рупий (12 тысяч долларов) — гораздо большей той цены, что давал ИСККОН.

— Нет. Мы обещали, и преданные ИСККОН вот-вот приедут.

— Тогда я добавлю еще семь лакхов, и вы изготовите мне точно такие же.

— Нет. Такие же у нас больше не получатся.

Один из скульпторов сказал преданным, что мрамор, из которого изготовлены Божества, какой-то особенный. Обычно черный камень вдвое тверже белого, но, когда скульптор ваял образ Шримати Радхарани, он заметил, что камни одинаковы по твердости — раньше он такого не видел. Мастера говорили:

— Когда мы ваяли Их, из камня исходил удивительно красивый звон.

Когда производили последнюю полировку, на теле у Мадхавы сам собой проявился брахманский шнур, а на лбу — тилака.

Устанавливали Божества в 1980 году, на Гаура-пурниму.

После того, как Шри Шри Радха-Мадхава были установлены, Радхапада спросил Бхавананду:

— Может быть, вам нужно что-то еще?

Бхавананда ответил:

— Шрила Прабхупада велел нам установить ашта-сакхи.

Радхапада согласился оплатить и их изготовление, и на Гаура Пурниму 1986 года первые четыре гопи из восьми (Лалита, Чампакалата, Читра и Тунгавидья-деви) были установлены. Остальных (Вишакху, Индулекху, Рангадеви и Судеви) изваяли и установили в 1992 году.

Впоследствии Радхапада дас спонсировал изготовление латунных Гаура-Нитай, многие из которых были установлены в России.

Шри Шри Радха-Мадхава-ашта-сакхи

В 1984 году на Маяпур напали дайкоты (бандиты). Лидером банды, состоящей из тридцати человек, был Экрама Шек из Бангладеша. При нападении они использовали бомбы, и в результате один преданный лишился ноги. Бандиты похитили Божество Шримати Радхарани. Некий астролог, к которому они обратились за консультацией, сказал им, что Радхарани сделана из золота (на самом же деле Божество отлито из ашта-дхату — сплава восьми металлов, с чисто символическим содержанием золота). Один человек, который был как-то образом связан с ИСККОН, рассказал преданным, что дайкоты спрятали Радхарани в пруде. Преданным удалось получить ее обратно, но на Ее теле оказались повреждения — негодяи брали металл на экспертизу.

Для того, чтобы поклонение продолжалось, преданным пришлось изготовить новое Божество, которое было точной копией украденного. Украденная Радхарани же до сих пор считается собственностью полиции — как вещественное доказательство, поскольку дело по сей день не закрыто. Сам главарь банды Экрама Шек погиб в аварии, когда ехал в Кришнанагар после очередного успешного «дела». Он был пьян и попал под автобус. Ко времени слушания дела в суде в живых из его банды осталось лишь двое, одного из которых уже осудили по другому делу.

Джанардана

В 1974 году, впервые в ИСККОН, в Маяпуре было начато поклонение шалаграма-шиле. Ее имя было Гададхара. Впоследствии она была украдена, и в храме установили нараяна-шалаграма-шилу, Джанардану, которая представляет собой Антарьями — Сверхдушу всех живых существ, отвечающую на все их молитвы.

Джананиваса Прабху: Это случилось с маленькими Радха-Мадхавой, еще в старом храме. Мы впервые праздновали Говардхана-пуджу и сделали большую гору из риса. Праздник удался на славу. Мы обходили Божества с киртаном. Вдруг от Радха-Мадхавы начало исходить разноцветное сияние! Я встал как вкопанный: Они светятся! Панкаджангхри сказал, что тоже видит это сияние.

В другой раз я предлагал Божествам вечернее подношение. Обычно мы предлагаем горячее молоко в стакане, предварительно поставив его в блюдце, чтобы при желании молоко можно было остудить. Но на этот раз повар забыл положить блюдце, и я поставил на поднос только стакан. Мы опаздывали, и то, что чего-то не хватает, я заметил только тогда, когда все стояло на алтаре, и все молитвы уже были прочитаны. Было уже поздно что-то делать. Я вышел из алтаря, сел напротив Божеств, перед занавесом и погрузился в чтение гаятри. Мне не давала покоя мысль, что молоко было слишком горячим, а мы даже не поставили блюдце. Я боялся, как бы Кришна не обжег Себе пальцы, язык или губы. Вдруг с обратной стороны занавеса раздался странный звук — тум! Когда пришло время снимать подношение, я зашел в алтарь и увидел, что все молоко разлито.

Такое случалось два раза. Во второй раз подношение делал не я, но мы с Панкаджангхри при этом присутствовали. Молоко предлагал другой пуджари. Мы снова услышали тот же звук. Панкаджангхри спросил:

— Что это?

Я рассказал ему, что произошло со мной, и когда подношение было завершено, мы увидели, что пуджари опять забыл поставить блюдце, и молоко вновь оказалось разлито.

В 1996 году Бхавананда Прабху решил, что там, где поклоняются ашта-сакхи, там Вриндаван, а где Вриндаван — там Говардхан. Поэтому на алтаре установили Гирираджа.

Гирирадж

Автор: Виджитатма дас

Книга: "Шри Навадвипа-дхама. Путеводитель для паломников"

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить