Дхама-махатмья
Home Тамилнаду Нава-Тирупати Ираттаи-Тирупати

postheadericon Ираттаи-Тирупати

Ираттаи-Тирупати

Ираттаи Тирупати-1

Названия кшетры: Тиру Тхолаивиллимангалам

Город: ближайший – Альвар Тирунагари

Тип вимана: Кумуда Виман, Гупта Виман

Пушкарини (озеро): Варуна-тиртха, Ашвини-тиртха, река Тамрапарни

Тип кшетры: Раху-кшетра

Имя главного Божества: Девапиран, Шриниваса

Имя утсава-мурти: Девапиран

Хаста/мудра: Абхая-хаста

Положение: стоит, смотрит на восток

Имя Лакшми: Карунтаданканни

Ираттаи Тирупати-2

Названия кшетры: Тиру Тхолаивиллимангалам

Город: ближайший – Альвар Тирунагари

Тип вимана: Кумуда Виман, Гупта Виман

Пушкарини (озеро): Варуна-тиртха, Ашвини-тиртха, река Тамрапарни

Тип кшетры: Кету-кшетра

Имя главного Божества: Аравинда-лочана, Сендамараиканнан

Имя утсава-мурти: Сендамараиканнан

Хаста/мудра: Варада-хаста

Положение: сидит, смотрит на восток

Имя Лакшми: Карунтаданканни

В этом месте находится сразу два храма. Они находятся в трех километрах от Альвар Тирунагари, и примерно такое же расстояние отделяет их от Тируппулингуди. Само название «Ираттай Тирупати» указывает на то, что храмов здесь два («ираттай» - значит «двойной»). Поскольку в песнях Альваров эти храмы упоминаются только вместе, их считают одной дивьядешей. Поэтому, хотя храмов в Нава-Тирупати девять, дивьядеш там восемь.

В одном из двух храмов Господь присутствует как Девапиран. Он изображен стоящим и обращен лицом к востоку. Божество из второго храма зовут Аравиндалочана. Он сидит и также смотрит на восток.

С этими храмами связаны следующие истории.

К юго-востоку от Тируппулингуди раскинулись огромные рисовые поля и прекрасные рощи, заросшие цветами. Эта область называется Кедара Нилаям. Некогда здесь жил святой риши по имени Супрапа, который переселился в Нава-Тирупати, плененный красотою здешних мест. Однажды он решил провести здесь ягью, и, чтобы подготовить для нее арену, расчистил от леса небольшой участок земли. Перепахивая землю, где предполагалось установить ягья-кунду, он вдруг обнаружил там старинные весы и лук. Изумленный, он попытался поднять их с земли, но, стоило ему коснуться этих загадочных предметов, как весы превратились в прекрасную женщину, а лук стал юношей.

Юноша и девушка рассказали, что из-за греха, совершенного ими в далеком прошлом, они были прокляты стать луком и весами, но прикосновение святого теперь избавило их от проклятья. Супрапа попросил рассказать эту историю подробнее.

Юноша сказал: «О великий мудрец! В прошлой жизни я был полубогом-видьядхарой, а эта женщина была моей женой. Однажды мы пришли на берега Тамрапарни и предавались здесь любовным утехам. Вскоре здесь появился Кувера, но мы были настолько заняты друг другом, что даже не заметили его присутствия. Кувера пришел в ярость и сказал, что мы оба утратим свой прекрасный облик и станем: я – луком, а она – весами. Мы пали ему в ноги, умоляя простить нас и отменить проклятие, и в ответ Кувера велел нам отправиться в место, называемое Кедара. Там проклятье нас настигнет, и мы пролежим в земле много столетий, пока некий мудрец не задумает провести там ягью и не освободит нас. С тех пор мы терпеливо ждем избавления, и вот этот час настал».

Мудрец внимательно выслушал историю. После этого он провел ягью и стал молиться Господу Нараяне. В конце концов Господь явился перед ним, и Супрапа попросил его остаться в этом месте под именем Девапирана, и благословлять всякого, кто приходит сюда. Как лук и весы обрели здесь свой изначальный облик, избавившись от проклятия, так и любой человек, помолившись Господу Девапирану, получит избавление от всего дурного. Поэтому это место называется Тхолай Виллимангалам («тхола» - значит «весы», «вил» - «лук»).

Сам Супрапа Риши продолжал поклоняться Господу, оставшись здесь до конца жизни. Неподалеку от храма Господа Девапирана было озеро, заросшее лотосами. Каждый день мудрец собирал цветы, делал из них гирлянду и предлагал Божеству. Господу очень нравились эти подношения и, желая узнать, где Риши берет такие хорошие лотосы, Он тайком проследовал за ним до того озера. Это место так понравилось Девапирану, что Он решил остаться здесь, на берегах прекрасного озера, и превратился в другое Божество, которое по сей день стоит там и которое называют Аравинда Лочаной – «Лотосооким».

Рассказывают еще одну историю, связанную с этим местом.

Однажды божественные близнецы Ашвини Кумары обратились к Господу Брахме с просьбой выделить им долю в жертвоприношениях, которые совершают земные мудрецы. Брахма задумался. Ашвини – полубоги, отвечающие за телесное здоровье людей. Соответственно, их жизнь посвящена чему-то, помимо служения дхарме, и считаться полноценными Девами они не могут; не могут и получать и жертвенную хавишью. Брахма попытался, как мог, утешить их и посоветовал пойти в Тхолай Виллимангалам, чтобы попросить Девапирана и Аравинда Лочану об исполнении своих желаний. Ашвины последовали совету Брахмы и отправились в Ираттай Тирупати. Омывшись в священном пруду, они поклонялись Божествам, и Господь остался доволен их подношениями. С тех пор братья стали получать свою долю в жертвоприношениях, а озеро, в котором они омылись, называют Ашвини-тиртхой.

Вот еще одна история.

Давным-давно на берегах Ганги был город под названием Акаланга. Там жил брахман по имени Сатьяшила. У него было трое детей: Ваннисара, Сварнакету и Вибхидака. Повзрослев, они женились и зажили одной большой, счастливой семьей. Но вскоре Сатьяшила умер, а у Вибхидаки обнаружилась смертельная болезнь – тяжелая форма проказы. Братья показывали его многим врачам, но те были бессильны. Однажды в город пришел Нарада Муни. Братья пришли к нему и рассказали о своей беде, прося совета. Нарада Муни своим божественным зрением увидел причину болезни несчастного Вибхидаки. Он рассказал, что в прошлой жизни Вибхидака также был брахманом, однако совершил тяжкое оскорбление, присвоив себе корову, принадлежащую гуру. За это Провидение и поразило его мучительным и неизлечимым недугом. Нарада посоветовал братьям отправиться на берега реки Тамрапарни и найти там святое место под названием Тхолай Виллимангалам. В этом месте, сказал он, больному следует поклоняться Господу Девапирану и Аравинда Лочане и каждый день омываться в Ашвини-тиртхе. Братья последовали совету Нарады, и вскоре Вибхидака восстановил утраченное здоровье.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить