Дхама-махатмья
Home Орисса Джаганнатха Пури Архитектурные особенности храма Джаганнатхи

postheadericon Архитектурные особенности храма Джаганнатхи

Храм Джаганнатхи

Священный город Пури, чьи очертания напоминают силуэт раковины, и где проживает не более 80 тыс. жителей, стоит на берегу Бенгальского залива. Он знаменит на всю Индию своим огромным храмом Господа Джаганнатхи (Кришны), "Владыки вселенной", который всегда был главной святыней и средоточием жизни всего города.

Храм Джаганнатхи в Пури был возведен на огромной песчаной дюне, напоминающей темно-синий холм (Нилгири или Нилашайла) и возвышающейся над окрестностями на 6 м. Он возвышается над уровнем земли на 65,3 м, деул выше этого уровня на 6 м, то есть высота самой постройки 59,3 м.

Часть храма (Бхуми бхага) находится под землей Построил современное здание Чходаганага Дев (1078-1147) из известной династии Ганга (есть, однако, предположения, что строителем его является царь Ананга Бхима, который воздвиг его на месте старого, сильно обветшавшего храма). Состоит храм из четырех частей, перечисленных ниже.

Индийские храмы, в соответствии с Шилпа Шастрой, делятся на два вида: Дравида и Нагара. Первый характерен для Южной Индии, тогда как второй – для Северной. Храмы Ориссы представляют собой синтез этих двух стилей.

 

Храм Джаганнатхи

В основе храма Дравида лежит квадрат – в этом индийская архитектура повторяет египетскую (пирамиды). Образец этого стиля – храм Вайтала в Бхуванешваре.

Для храмов Нагара характерны круглые вертикальные постройки. Храмы Ориссы взяли основу (питху) у южноиндийских храмов, а все остальное – у северных.

Большинство храмов Ориссы состоит из нескольких частей:

1. Вимана, Бада Деул, Гарбха-гриха (это части основного храма).
2. Джагамохана (зал для посетителей).
3. Ната Мандапа (зал для танцев).
4. Бхога Мандапа (зал для подношений).

Первая, наиболее значительная часть – Деул, башня. Высокая, сужающаяся кверху, стоящая на квадратном основании, она символизирует божественную гору, с которой в мир стекает Ганга. Ее ребристые бока, в более поздних строениях образующие прямоугольные выступы, известны как «Ратха» и дают прибежище «вспомогательным» Божествам, а вершинами своими поддерживают круглую амалу, похожую на лотос (на самом деле, амала – это целебный плод, известный тем, кто занимается Аюрведой). Над амалой находится калаш – сосуд бессмертия, увенчанный личным оружием Божества – чакрой (если это Божество Вишну) или тришулой (если это храм Шивы). Само Божество находится в комнате внутри деула, которая называется Гарбха-гриха, святая святых. Здесь царит полумрак, чтобы паломник мог без труда сосредоточить внимание на облике Господа.

Вимана храма возведена в соответствии с каноном Рекха. Она представляет собой купол из трех ярусов, который делится на пять горизонтальных секций: Бхуми, Бада, Ганди, Мастак и Дваджа. Она имеет также пять вертикальных секций: средняя называется Раха рага, по обе стороны от нее – Анураха раги, а по углам купола – Коника раги.

Джагамохана, Ната Мандапа и Бхога Мандапа подобны ступенчатым пирамидам на квадратном основании.

Орисские храмы легко узнать. Они построены в очень характерном стиле – пожалуй, одном из самых узнаваемых в Южной Азии. Подобно церквям и мечетям, индуистский храм – не просто место поклонения, но и его объект – как место пребывания Божества. Для индуса движение вглубь храма подобно «вхождению» в тело – для того, чтобы увидеть в сердце Господа. Когда человек идет на даршан к Господу, он словно ищет душу. В Орисских храмах эта идея отражена в самой их архитектуре и в технических терминах, обозначающих детали храма. Па бхага – значит «стопа», Джангха – «голень», Ганди – «торс», Кантха – «шея», Мастака – «голова» и т.д. Храм иначе называют «Ратха» («колесница») – вспомним, что в шастрах человеческое тело также сравнивается с колесницей.

Храм этот самый высокий в Джаганнатха Пури и во всей Ориссе. Великолепно отстроенный, он окружен двумя соединенными стенами. Внешняя стена имеет протяженность (565 футов в длину и 644 - в ширину. Внутренняя стена поменьше - 420 футов в длину и 315 в ширину.

Тигриные ворота

Легендарные ворота окружают храм. Восточные ворота называются Симхадвара - "Львиные ворота", а южные, северные и западные носят названия Лошадиных, Слоновых и Тигровых. Через эти ворота проходит многочисленная толпа, чтобы взглянуть на своею возлюбленного Господа, который возвышаемся на Своей Ратна Симхасане высотой в пять футов.

Сам Господь Джаганнатха примерно такой же высоты, тогда как Его старший брат Баладева около шести футов, а сестра Субхадра - около четырех. Несмотря на свои размеры, Божества выглядят огромными, и человек невольно проникается почтением к ним, обретя счастливую возможность их увидеть.

Жители Джаганнатха Пури ежедневно приходят взглянуть на Божества и вкусить махапрасад, пищу, предложенную Господу, которой неизменно поддерживают себя тысячи людей. Но более всего Божества довольны в дни пышных праздников, когда Они предстают перед глазами Своих преданных во всем великолепии убранства и одежд. Издавна в храме строго поддерживается самое пышное поклонение трем главным Божествам - Господу Джаганнатхе, Владыке Вселенной, Его сестре - божественной Субхадре и старшему брату, Господу Баладеве.

 

Комментарии  

 
#1 дача 06.10.2015 18:59
Wow! This blog looks exactly like my old one! It's on a totally different subject but it has pretty much the same page
layout and design. Superb choice of colors!
Цитировать
 
 
#2 Dustin 15.05.2017 23:05
I'm very happy to read this. This is the kind of manual that needs to be given and not the random misinformation that's at the other blogs.
Appreciate your sharing this greatest doc.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить