Дхама-махатмья
Home Орисса Джаганнатха Пури Маха-прасад Господа Джаганнатхи

postheadericon Маха-прасад Господа Джаганнатхи

Махапрасад Джаганнатхи

Махапрасадом называют основное подношение из храма Джаганнатхи. Местные священники говорят, что только здесь, в Джаганнатха Пури, пища, предложенная Божеству, может называться "Махапрасадом", тогда как в других храмахИндии это просто "прасад". Считается, что у слова «маха» 2 значения. Во-первых, оно значит "великий". Господа Джаганнатху иногда называют "Маха-баху" – «сильнорукий» или "Маха-прабху" - «великий Господь». Одна из главных семей служителей храма носит фамилию Махапатра. Поэтому само слово "махапрасад" производит на нас впечатление чего-то великого.

Другое значение слова "махапрасад" - "ма-прасад" (прасад Матери Дурги), поскольку главная тхали (обед) после предложения Джаганнатхе предлагается Матери Бимале (Дурге), и только после этого, когда эту пищу смешивают с остальным содержимым горшков, это считается маха-прасадом. И только тогда его можно раздавать всем, независимо от каст и убеждений.

Махапрасад едят все, независимо от вероисповедания и расы, иногда даже с одного бананового листа. В день обычно кормят около 5.000 человек, но в дни больших праздников - от одного до десяти миллионов. Храмовая кухня Господа Джаганнатхи считается самой большой кухней в мире, где обслуживают всех без исключений, без всякого предварительного заказа.

Маха-прасад

Появление Махапрасада относится к далекому прошлому и связано с изначальной формой Джаганнатхи - Нила-Мадхавой. Вождь племени шабаров по имени Вишвавасу, живший в горах Нилагири в Ориссе, каждый день поклонялся этому Божеству и кормил Его фруктами, так как в лесу, не было ни риса-падди, ни овощей. Но, открывая по утрам дверь святилища, со скудным подношением из фруктов в руках, Вишвавасу видел там огромное количество блюд из риса и очень изысканные овощные карри. Люди говорят, что по ночам на даршан к Нила-Мадхаве приходили полубоги со всей вселенной, которые и приносили самые лучшие блюда из риса, дал и сладости. Божественный аромат этой священной пищи был просто непередаваем, и все предполагали, что она неземного происхождения.

По сей день вкус махапрасада нельзя повторить. Служители храма по опыту знают, что когда повара несут бхогу из кухни в храм, она лишена васаны, сладкого аромата. Но после предложения, когда прасад несут из храма на Ананда-базар, запах у него божественно сладок. В процессе поклонения его благословляют все полубоги и сам Господь Джаганнатха. Когда пища предлагается, лишь трем священникам разрешается находиться в это время внутри. Чувствуется, что Господь Джаганнатха действительно ест свою пищу в это время.

В 1800-х гг. некий британский сборщик налогов по имени Армстронг спросил об этом одного служителя храма. Он дал ему 108 магаджа-ладду, чтобы их предложили Господу. Когда севака вернулся, все 108 были в целости и сохранности, и у Армстронга появились серьезные сомнения в том, что Господь действительно ест. Но служитель предложил провести эксперимент еще раз, но при этом взвесить подношение. И когда ладду принесли, вес их был на 4 или 5 кг меньше. Впоследствии Армстронг стал великим преданным.

На самом деле махапрасад готовит сама мать Лакшми; а все повара считают себя Ее слугами. В те дни, когда Господь Джаганнатха, «болеет» перед Ратха-ятрой и Лакшми поэтому рассеяна, пища получается не такой вкусной. А во время Ратха-ятры, когда Господь остается на несколько дней в храме Гундича, у нее совсем нет настроения готовить, и пища получается совсем лишенной всякого вкуса.

Огонь на кухне храма называют Вайшнава-агни, он используется для служения Самому Вишну. Он никогда не гаснет. Благодаря служителю, которого называют Акханда Мекапа, древесные угли тлеют день и ночь. Когда человек, житель Пури, умирает, чтобы сжечь его тело в крематории, родственники берут огонь с храмовой кухни. И тогда этот человек, по поверью, входит в семью Господа.

Маха-прасад

Махапрасад - сокровенная часть повседневной жизни служителей. Его едят и раздают во время рождения ребенка, во время всех священных церемоний на протяжении всей жизни, во время смерти. Один из знаменитых поэтов, писавший на языке ория, - Ванамали Дас - рассказал в своей песне о последнем желании священника храма Джаганнатхи:

марана каларе таба чхада мала,
мукхаре тхиба тулаши,
мане мане мухин, гхоси хеутхиби
туме хей, ниладрибаси


"О Господь Джаганнатха, сделай мне, пожалуйста, подарок: пусть во время смерти рядом со мной будут Твои цветочные гирлянды, а во рту – Твой махапрасад из туласи. Позволь мне умереть с именем Ниладри-васи - Жителя синей горы - на устах".

Так представлял поэт самую достойную смерть. В более широком смысле, все, чего касались и чем пользовались божества храма Джаганнатхи, считается махапрасадом - использованные листья туласи, использованная вода для омовения божеств, называемая падука, одежда и еда.

Махапрасад обладает целебными свойствами. Жители Пури говорят, что если есть его каждый день, то никогда в жизни не будешь болеть. Существует традиция, согласно которой человек, исцелившийся от неизлечимой болезни, должен накормить махапрасадом 7, 21 или 108 бедных брахманов. Поэтому махапрасад также называют "нирмальей" - тем, что делает человека совершенно чистым, как лотос.

Другое название махапрасада - "кайвалья", дарующий Мокшу (освобождение). Если человек попробует пищу Господа Джаганнатхи, он обретет не только хорошее физическое самочувствие, но и духовное просветление. Шалабега, великий преданный Господа Джаганнатхи(по рождению мусульманин), в знаменитом бхаджане на языке ория, "Тхака-мана-чала-джиба", так пел о своем страстном желании отведать махапрасада:

байси пабачхе ака,
кайбалья хеуччхи бика,
хандике паде сиука,
манаранка чхадайба


"Давайте отправимся в Пури и на 22 ступеньках храма вволю наедимся махапрасада!"

Чтобы скрепить обещание или обет, два друга держали горшок с махапрасадом и вместе ели из него. Такой горшок носит название "абадха" - то, что нельзя забрать или поместить в другой горшок. Затем они говорили друг другу: "Ты - мой махапрасад. Ты мой абадха". И если в будущем они вновь встречались, то называли друг друга только словом абадха - тем, что нельзя отнять.

В январе махапрасад называют иногда пахили-бхогой. Это название - в память об особой утренней бхоге, предлагаемой в течение этого месяца Господу Джаганнатхе. По традиции, в это время жены навещают на несколько дней дома своих матерей, и считается, что Лакшми тоже уходит в дом своей матери. В это время мужчинам готовят матери, и Джаганнатху кормят так, как кормила маленького Кришну Яшода. Это – первая еда, которую пробует в своей жизни ребенок. Она бывает двух видов: первый - это крошечные шарики из бири-дала, а второй - очень мягкий рис кхечеди. Предлагать ее нужно аккурат перед рассветом, что очень усложняет служение. Все утренние ритуалы должны быть окончены до рассвета.

Маха-прасад

Еда на храмовой кухне должна готовиться в чистоте и с глубокой преданностью. Глиняные горшки ставят в специальные земляные печи (всего таких печей пять), прямо друг на друга. Но почему-то в верхнем горшке еда получается готова самой первой, а не последней.

Еще одно странное явление - то, что по дороге в храм горшки часто иногда бьются сами собой, а иногда пища портится прямо во время приготовления, и тогда ее выбрасывают. В таких случаях говорят, что повар был в чем-то нечист. Ведь чтобы готовить для Бога, нужно иметь чистое тело и чистые помыслы. Утром, когда пищу несут в храм, рот носильщика завязывают тканью, чтобы слюна не осквернила подношение. Если повар горд тем, что приготовил хорошее блюдо, то его горшок непременно разобьется.

Еще, если Мать Лакшми недовольна тем, что приготовили повара, на территории храма загадочным образом появится собака – как правило, это случается тогда, когда пищу несут Божествам. Поскольку собак в храм не пускают, говорят, что эта собака - Кутама Чанди, тантрическая богиня, отвечающая за чистоту пищи. Если собаку увидят, всю еду надлежит закопать и приготовить снова.

В Пури, как в храме, так и дома, Божествам не предлагают чеснок и лук, а также "заморские" овощи типа картошки или помидоров. Масала и специи в прасад добавляются только после предложения, после того, как махапрасад принесли на Ананда-базар (что переводится "приносящий блаженство"). Вся еда как в храме, так и дома, предлагается в глиняных горшках и на медных тарелках, которые называются Канса-тхали.

Какие блюда предлагают Джаганнатхе?

Вот список из 56 блюд (Чхапана-бхоги), которые Джаганнатха ест каждый день:
Рис
1. Садха Анна – рис, сваренный в воде.
2. Гхи Анна - рис, смешанный с гхи.
3. Каника - рис, гхи и сахар.
4. Кхечеди - рис вперемешку с чечевицей.
5. Дахи Пакхал - кислое молоко, рис и вода.
6. Митха Пакхал - рис и вода с сахаром.
7. Ада Пакхал – смешанные рис, имбирь и вода.
8. Ория Пакхал - рис, гхи, лимон и соль.
9. Тхали Кхечеди - чечевица и рис с сахаром и гхи.
Сладости
(обычно в виде маленьких хорошо прожаренных шариков)
10. Кхаджа – сладость из пшеницы.
11. Гаджа - из пшеницы и сахара.
12. Ладду - из пшеницы, сахар и гхи.
13. Магаджа Ладду.
14. Ладду.
15. Джаганнатх Баллава - из пшеницы, сахара и большего количества гхи, что придает ей черный цвет.
16. Кхурума - из пшеницы, гхи и соли.
17. Матхапули - из гхи, имбиря и разновидности бобов, смолотых в густую пасту.
18. Какара - из гхи и пшеницы.
19. Маричи Ладу - из пшеницы и сахара.
20. Луни Кхурума - из пшеницы, гхи и соли.
Лепешки, блины и патти
21. Суар Питха - из пшеницы и гхи.
22. Чади Лада - из пшеницы, гхи и сахара.
23. Джилли - рисовая мука, гхи и сахар.
24. Канти - рисовая мука и гхи.
25. Манда - из пшеницы и гхи.
26. Амалу - из пшеницы, гхи и сахара.
27. Пури - из пшеницы и гхи, сильно прожаренные, как маленький тонкий блин.
28. Лучи - рисовая мука и гхи.
29. Бара – из кислого молока, гхи и разновидности бобов.
30. Дахи Бара - лепешка из разновидности бобов и кислого молока.
31. Ариса - плоская лепешка из рисовой муки и гхи.
32. Трипури - еще одна плоская лепешка из рисовой муки и гхи.
33. Росапайк - лепешка из пшеницы и гхи.
Молочные блюда
34. Кхири - молоко и сахар с рисом.
35. Рапуди - делается из молочных сливок.
36. Кхуа - готовится из чистого молока, которое кипит на медленном огне много часов, пока не превратится по густоте в мягкий крем.
37. Расабали - из молока, сахара и пшеницы.
38. Тадиа - из свежего сыра, сахар и гхи.
39. Чхена Кхаи - из свежего сыра, молока и сахара.
40. Папуди Кахаджа - молочные сливки, сахар и гхи.
41. Кхуа Манда - из молока, пшеницы и гхи.
42. Сарапулли - самое знаменитое и самое сложное в приготовлении молочное блюдо. Оно готовится из чистого молока, которое часами варят на медленном огне, а затем размазывают по большой фигурной сковороде тонкими
пластинами. Лишь несколько поваров в храме владеют сегодня искусством приготовления этого махапрасада.
Блюда из бобовых.
43. Дал.
44. Биридал.
45. Урад дал.
46. Муга дал (три вышеперечисленные блюда - разновидности чечевицы).
47. Далама - одно из самых типичных блюди в орисском доме. Это комбинация дала и овощей - обычно
баклажанов, бобов, сладкого картофеля и помидоров, хотя в храме помидоры в кулинарии не используются.
Добавляют также кокос и сушеный корень под названием бодхи, похожий на гриб и богатый белком.
Овощные блюда
48. Махур - смешанные овощные карри.
49. Бесар - смесь овощных карри с семенами черной горчицы.
50. Сага - блюдо из шпината.
51. Потала Раса - орисский овощ, потало, с кокосовым молоком.
52. Готи Байгана - маленькие баклажаны с измельченным в пюре кокосом.
53. Кхата - кислое блюдо из жареного манго, или яблока, манго и винограда - все это смешивается и готовится вместе.
54. Райта - похожее на йогурт блюдо, готовится с огурцом и редиской.
55. Питта - жареные цветы нима.
56. Байгана - жареный баклажан.

Дома приготовить 56 блюд невозможно, но некоторые готовятся на особые праздники. Вот рецепты нескольких самых распространенных блюд храма Джаганнатхи.

1. Кхечеди - рис с чечевицей
2 чашки риса басмати или аруа
4 чашки воды
1/2 чайной ложки соли
1/2 чашки чанна дала (чечевицы)
Смешать компоненты и варить все вместе, пока не впитается вода (около 20 минут). Добавить гхи (топленое масло) и хинг (асафетиду). Можно добавить орехи кешью, хотя в храме Джаганнатхи их не используют.

2. Каника - рис с гхи и сахаром
Это блюдо из риса готовится точно так же, как и первое, но здесь на 2 чашки риса добавляют 1/2 сахара. После снятия риса с огня можно добавить гвоздику.

3. Далама – традиционное орисское блюдо из дала и овощей
1 чашка урад-дала (сорт чечевицы)
4 чашки воды
1/2 чайной ложки соли
1/2 чайной ложки куркумы
Овощи, порезанные кубиками (картофель, помидоры, зеленые бобы или фасоль, баклажаны, батат и др.)
1 ст. л. карри
1 ч. л. кумина
1 или 2 сушеных перца чилли
немного гхи для обжаривания специй
Поставить урад дал вариться, добавить соль и куркуму. После того, как чечевица покипит минут 10 и слегка размягчится, добавить нарезанные овощи - картофель, помидоры (в храме Джаганнатхи их тоже не используют), бобы, баклажаны, батат. В это же время можно добавить столовую ложку гхи, и половину чашки тертого кокоса. Когда овощи станут мягкими, добавить масалу (специи).
Масала: на отдельной сковородке в гхи обжарить 1 столовую ложку карри, 1 чайную ложку кумина и 1 или 2 сушеных красных перца чили. После этого влить масалу в дал и варить на медленном огне, пока суп не загустеет.

4. Кхири - сладкое блюдо из молока.
В Пури готовят множество видов кхири, но больше всего славятся рисовый кхири, суджи-кхири и чуда-кхири.
Если блюдо делать из риса, то его нужно варить, пока он совсем не размягчится, после чего добавить молоко. Суджи - это манная крупа; сначала ее нужно подрумянить на сухой сковородке, пока не появится сладкий аромат, а потом варить на молоке.
Если блюдо готовится из плющенного риса, его нужно смолоть в мелкую муку и засыпать в кипящее молоко. В конце можно добавить полчашки изюма и столько же кешью. Сверху можно посыпать молотым кардамоном.

5. Кхаджа – сладость из кукурузной муки. Она долго хранится и поэтому ее берут с собой в долгие путешествия.
Замесить тесто из кукурузной муки, раскатать его на доске, как чапати. Сделать из него что-то вроде слоеного теста. Делается это так. Сначала куски раскатанного теста режут на плоские полоски. Затем промазывают их гхи, складывают, режут на части примерно в 2,5 см и вновь раскатывают на куски 10х15 см. После этого их жарят в горячем гхи, пока они не станут золотисто-коричневыми. В это время готовится сироп из 1 стакана сахара и 3 стаканов воды. Поджаренные кхаджи окунают в этот сироп и потом откладывают на дуршлаг.

6. Мохан бхог.
1 чашка манки
1 чашка гхи
1 чашка сахара
Манку жарить в гхи до золотисто-коричневого цвета. Одновременно с этим сварить сироп, влить его в поджаренную манку. Когда масса загустеет - через 15 минут или больше - добавить изюм и кешью.

7. Пана - напиток из кислого молока с сахаром.
В течение 15 дней между Снана-пурнимой и Ратха-ятрой Джаганнатха болеет. В это время Он не ест ничего, кроме
этого прохладного освежающего напитка. Летом, когда жарко, в Пури этим напитком потчуют гостей.
4 стакана воды
1 стакан йогурта
1/2 стакана сахара
Тщательно смешать компоненты. Можно добавить бананы и изюм.

Еще немного о махапрасаде Господа Джаганнатхи

На самом деле, Джаганнатха-махапрасад остается для русских преданных такой же недоступной реальностью, как и Сам Господь Джаганнатха, и все поклонение Ему. Поскольку Ананда-базар, откуда махапрасад расходится по всему городу и за его пределы, находится на территории храма, для белых людей он недоступен, и никто точно не знает, что там и как. Точно известно, что махапрасад появляется в продаже только после четырех вечера, все, что предлагают ушлые прихрамовые зазывалы до этого времени – точно что-то другое. Не утихают споры, являются ли махапрасадом свежие, липкие от сиропа джихва-гаджи (в просторечии, джаганнатхи), которые приносят в точно таких же плетеных коробочках, или только сухие. Свежие, несомненно, вкуснее – на наш материальный вкус, а духовного пока нету, поэтому определить никак. Цены тоже до сих пор остаются загадкой. В каждой уважающей себя гостинице в Пури есть служба доставки махапрасада из храма. Приносят его в различного размера горшочках – от самых маленьких, куда помещается едва ли горсть, до огромных, которые неподготовленному человеку и с места непросто сдвинуть. Русские преданные стандартно «ходят на махапрасад» либо к Джаганнатха-патре, художнику, живущему буквально в ста метрах от храма, либо в «Санкрафтс» к Гаджендра Махаране, тоже художнику Джаганнатхи, первому, кто начал кормить русских махапрасадом – еще в далеком 1989 году. Там же обычно покупают Божества Джаганнатхи и сувениры, так или иначе связанные с Ним. Цена на покушать год от года растет, но медленно, на 5-10 рупий с голодного. Кто знает, почему? Лично мы заказываем махапрасад в ближайшей «уважающей себя гостинице», т.е. в ИСККОН. Вроде, получается чуть дешевле, а главное, никуда ходить не надо. Принесли тебе пакет с горшочками, срезал кусок листа с ближайшей банановой пальмы – и сиди, наслаждайся.

Еще известно, что махапрасад надо принимать обязательно сидя на полу и с бананового листа. Однажды, три года назад, мы торчали зачем-то возле храма Джаганнатхи – и спонтанно попросили проходившего мимо знакомого индуса-преданного вынести нам махапрасада из храма – время было как раз подходящее. Через 10 минут мы стали счастливыми обладателями четырех примерно литровых горшков с рисом, далом и двумя видами сабджи. Одна проблема – дал и сабджи были очень горячими и довольно жидкими, норовили вытечь в пакет и транспортировке за три километра до гостиницы (на Чакра-тиртху), тем более на велосипедах, не подлежали. Мы решили «почтить милость, не отходя от кассы». Сели на ближайшей ровной (правда, грязной, но другой не нашлось) площадке и приготовились почитать. Но не тут-то было. Увидев такой беспредел, местные жители замахали руками и стали что-то нам объяснять. В конце концов, один из них принес нам два (чисто вымытых!) банановых листа – вот теперь, сказал он, можете есть. Даже денег не взял. Так вот мы получили подтверждение в принципе известному нам правилу. И с удовольствием слопали весь махапрасад под обалделые взгляды шедших мимо европейских туристов.

Сейчас мы обычно принимаем махапрасад на крыше гостиницы Пурушоттама-матха. До ближайшей банановой пальмы за листом можно дотянуться с той же крыши. Приносят обычно рис, дал, несколько видов сабджи, чатни, рис с корицей, малпуа (сладкие лепешки) и паясам (разваренный в кашу сладкий рис). Все очень вкусное и совершенно не острое – особенность махапрасада из храма Джаганнатхи. Из чего сделаны сабджи, понять чаще всего невозможно – мы таких овощев, видимо, не знаем. Угадываются только кокосы и зеленые бананы (традиционный аналог картошки).

Возможно, когда-нибудь Господь Джаганнатха смилостивится над нами, и изголодавшие русские кришнаиты заполонят Ананда-базар, жадно сметая все виды махапрасада…

Автор: Веда Прия дд

 

Комментарии  

 
#1 arvind kumar singh 02.12.2013 05:51
:lol:
Цитировать
 
 
#2 Сева 05.04.2014 18:31
А сахар наверное фруктовый или тростниковый использую в Джаганнатха пури, Вы не знаете?
Цитировать
 
 
#3 valeg 17.02.2015 16:48
Дал - это не чечевица, а разновидности гороха. А картофель и помидоры Джаганнатху вообще не предлагают.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить