Дхама-махатмья
Home Орисса Джаганнатха Пури История Божества и храма Джаганнатхи

postheadericon История Божества и храма Джаганнатхи

Господь ДжаганнатхаИстория о том, как Господь Джаганнатха появился в Пури, очень необычна. Она насчитывает многие тысячелетия и является интереснейшим эпизодом в ведической литературе. Царь Индрадьюмна был великим преданным Господа Вишну. Однажды Господь устроил так, что у царя при дворе появился странствующий вайшнав и поведал ему о воплощении Господа Вишну в облике Шри Нила-Мадхавы.

Рассказ странника произвел на паря такое сильное впечатление, что он по всей Индии разослал брахманов, чтобы они разузнали о Шри Нила-Мадхаве и постарались Его найти. Однако поиски их оказались напрасными, и брахманы ни с чем вернулись в столицу - все, кроме Видьяпати.

Посетив множество святых мест, Видьяпати вступил на земли шабаров, людей неарийского происхождения. Он нашел себе пристанище в доме правительственного чиновника по имени Вишвавасу и вскоре по просьбе хозяина женился на его дочери Лалите.

Живя в доме шабара, Видьяпати заметил одну странность в его поведении. Каждую ночь Вишвавасу уходил куда-то и на следуюдий день около полудня возвращался, благоухая камфарой, мускусом и сандалом. Видьяпати стал расспрашивать жену, и она рассказала, что отец ходит поклоняться Господу Нила-Мадхаве, о котором никто не знает. На самом деле, отец запретил Лалите кому бы то ни было раскрывать тайну, но ради мужа она нарушила запрет. Радость Видьяпати не знала границ, он тут же загорелся желанием увидеть Шри Нила-Мадхаву. Поддавшись, наконец, на уговоры дочери, Вишвавасу завязал глаза своему зятю и взял его с собой. Когда они уже готовы были отправиться в путь, Лалита тайком запрятала мужу в кайму одежды горсть горчичных зерен. Всю дорогу Видьяпати незаметно бросал зерна. Когда они, наконец, пришли к Шри Нила-Мадхаве, шабар снял повязку с глаз Видьяпати. Увидев несравненную красоту Господа, Видьяпати стал танцевать и возносить восторженные молитвы. Когда он немного успокоился, шабар оставил его около Божества, а сам ушел собирать съедобные коренья и цветы.

Пока шабара не было, Видьяпати стал свидетелем удивительного события. Спящая ворона упала с ветки в близлежащее озеро и утонула. В тот же миг она приняла четырехрукий облик, присущий обитателям Вайкунтхи, и отправилась в духовный мир. Увидев это, брахман забрался на дерево и уже собрался вслед за удачливой вороной прыгнуть в озеро, чтобы тоже обрести освобождение, как услышал вдруг голос с небес: "О брахман, раз ты увидел Шри Нила-Мадхаву, прежде ты должен рассказать о Нем царю Индрадьюмне!" И тогда брахман слез с дерева и стал ждать. Вскоре вернулся шабар, неся в руках лесные цветы и коренья, и приступил к своему ежедневному поклонению. Неожиданно Господь сказал шабару. "Я столько лет принимал от тебя лесные цветы и коренья, Теперь Я хочу, чтобы Мне оказывал самое пышное служение Мой преданный, парь Индрадьюмна!"

Слова Господа огорчили Вишвавасу, он подумал: "Теперь я лишусь служения Шри Нила-Мадхаве!" - и решил связать Видьяпати и не отпускать из своего дома. Однако через некоторое время, уступив неоднократным просьбам дочери, он освободил брахмана и позволил ему уйти.

Видьяпати сразу же пришел к царю Индрадьюмне и рассказал о своем открытии. В великом экстазе царь отправился к Шри Нила-Мадхаве. Из зерен, когда-то разброс ни ных Видьяпати, выросли небольшие стебли горчицы, по которым они отыскали путь. Каково же было их горе, когда, придя на место, они не смогли найти Господа!

Бессильный увидеть прекрасного Шри Нила-Мадхаву. царь Индрадьюмна осадил деревню шабара и пленил его. Но тут раздался голос с небес "Освободи шабара! Ты должен построить храм на вершине холма Нила. Там ты найдешь Меня как Дару-Брахмапа, Абсолютную Истину, проявленную в форме из дерева. Тебе не увидеть Шри Нила-Мадхавы!"

Чтобы построить храм, парь Индрадьюмна распорядился натаскать камней из Баула-мала, проложив туда дорогу от холма Нила-Кандара. Святая обитель Шри Кшетра Пури (Нилачала) имеет форму раковины, и у основания раковины парь заложил город Рамакшетра Пури, построив там храм. Великолепный храм уходит в землю на шесть локтей и возвышается над землей на сто двадцать локтей. Верхушку храма венчает круглая остроконечная башенка, на которой сияет чакра. Царь отделал храм золотом и, когда все было готово, отправился на Брахмалоку пригласить Господа Брахму его освятить. Однако царю Индрадьюмну пришлось ожидать многие годы. За это время храм, стоявший недалеко от моря, стало заносить прибрежным песком.

Пока царь Индрадьюмна отсутствовал, на престол вступили цари Сурадев и Гала-Мадхава. Именно Гала-Мадхава обнаружил храм, погребенный под песком. Но тут из обители Господа Брахмы вернулся царь Индрадьюмна и заявил, что это он построил храм. Гала-Мадхава стал оспаривать это право, но неподалеку от храма на старом баньяновом дереве жил ворон Бхусанди, который много веков пел святое имя Господа Рамы. Из своего гнезда в ветвях баньянового дерева он наблюдал строительство храма и подтвердил, что его построил царь Индрадьюмна, а Гала-Мадхава просто обнаружил.

Индрадьюмна вознес молитвы Господу Брахме и попросил освятить храм и окружавшие его земли, которые называются Кшетра - дарующие высшее освобождение. Но Господь Брахма ответил: "Шри Кшетра проявлена трансцендентным могуществом Верховного Господа, который Сам раскрывает Себя. Господь Джаганнатха и Его обитель вечно существуют в материальном мире. Поэтому я просто помещу флаг на верхушку храма, и всякий, кто издали увидит этот флаг и в почтении падет ниц, без труда обретет освобождение".

Через некоторое время царя Индрадьюмну охватило уныние от разлуки со Шри Нила-Мадхавой. Решив, что жизнь его прожита напрасно, он лег на ложе из травы куша с твердым намерением умереть, И тогда Господь Джаганнатха явился ему во сне и сказал: "Дорогой царь, не волнуйся! Ты найдешь Меня в море около местечка Банкимухан в форме Дару-Брахмана, куска дерева".

Царь Индрадьюмна находит Дару-брахман

Счастливый царь в сопровождении своих воинов отправился в Банкимухан и увидел на берегу моря огромный кусок дерева, отмеченный знаками раковины, диска, палицы и лотоса. Однако, несмотря на все попытки, множество людей и слонов не смогли даже сдвинуть его с места. В ту же ночь во сне Господь Джаганнатха вновь заговорил с царем: "Приведи Моего любимого слугу Вишвавасу, который служил Мне, как Нила-Мадхаве, и подай Дару-Брахману золотую колесницу".

Царь пригласил шабара и поставил его по одну сторону Дару-Брахмана, а по другую - Видьяпати. Подав Дару-Брахману золотую колесницу, царь молил Господа взойти на нее. Вняв молитвам царя, Дару-Брахман был без труда перенесен в колесницу и установлен в указанном месте.

Чтобы вырезать из Дару-Брахмана Божество Господа Джаганнатхи, царь созвал множество искусных скульпторов, но никто из них не мог даже прикоснуться к Дару-Брахману. При первой же попытке резцы их ломались и рассыпались на мелкие кусочки. Наконец, под видом старого умельца пришел Сам Господь, назвавшись Анантой Махараной. Он пообещал изваять из дерева Божество при условии, что ему будет позволено работать при закрытых дверях в течение двадцати одного дня. Царь немедленно сделал все необходимые приготовления. По указанию старого скульптора остальные умельцы занялись строительством трех колесниц. А Ананта Махарана принес Дару-Брахмана в храм и запер двери, заручившись обещанием, что останется один и царь даже не приоткроет дверь до истечения положенного срока.

Но прошло четырнадцать дней, и царя охватило беспокойство, потому что из храма не раздавалось ни единого звука. Он не выдержал и вошел, к своему ужасу обнаружив, что старый скульптор исчез, как и обещал, а вместо Дару-Брахмана стоят три незаконченных божества: Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Нарушив свое слово, царь решил расстаться с жизнью.

Но после полуночи к нему во сне явился Господь Джаганнатха и сказал: "Как Дару-Брахман, Я вечно нахожусь в Нилачале, на берегу океана, и принимаю форму Джаганнатхи. В материальный мир Я нисхожу и двадцати четырех воплощениях вместе со Своими спутниками. У Меня нет материальных рук и ног, но Своими трансцендентными чувствами Я принимаю все, что предлагают Мне преданные. Ты нарушил свое обещание, но это лишь капля из океана нектара Моих игр. Я должен был проявиться в облике Джаганнатхи, чтобы защитить вечную славу Вед. Преданные, чьи глаза умащены бальзамом любви, всегда видят во Мне Шьямасундару, который держит в руках флейту. Если же ты хочешь служить Мне с роскошью, то время от времени можешь украшать Меня руками и ногами, сделанными из золота и серебра. Но знай, что Мои члены - украшение всех украшений".

Услышав слова Господа Джаганнатхи, царь в блаженстве вознес молитву: "О мой Господь, будь милостив и сделай так, чтобы потомки скульптора, проявившего Твою форму, могли из века в век принимать участие' в постройке трех колесниц". "Да будет так! - чуть улыбнувшись, ответил Господь Джаганнатха. - Потомки Вишвавасу, служившего Мне, как Шри Нила-Мадхаве, из поколения в поколение будут готовить для Меня пищу. Называйте их суярами".

Джаганнатха-Баладева-Субхадра

Царь Индрадьюмна снова обратился к Господу Джаганнатхе: "О, мой Господь, милостиво даруй еще одно благословение. Нуги, двери Твоего храма будут закрыты только три часа в день. Остальное время пусть они будут открыты, чтобы все обитатели Вселенной могли увидеть Тебя!"

Милостивый Господь Джаганнатха, Субхадра и Баладева появились в этом материальном мире, чтобы даровать всем живым существам высшее благо, о котором говорит "Нара-пурана": "В этой высочайшей обители пребывает Божество Кешавы, форму которому придал Сам Господь. Если люди просто увидят это Божество, им откроются врата в обитель Верховного Господа".

После того как Господь Джаганнатха исчез, перед царем Индрадьюмной появился Нарада Муни. Он поведал царю, что Господь Кришна проявил облик Джаганнатхи, когда во время солнечного затмения прибыл на Курукшетру для великого жертвоприношения. Нараде посчастливилось увидеть. Его в этом удивительном облике - без рук и без ног, с огромными круглыми глазами и широкой улыбкой.

После рассказа Нарады Муни привязанность царя Индрадьюмны к Господу Джаганнатхе стала еще сильнее, и он начал поклоняться возлюбленному Господу. Царь понял, что необычный облик Господа Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры не случаен: Господь проявил его, потому что царь переживал сильнейшее чувство разлуки с Ним, а также потому, что Сам чувствовал какую же острую разлуку с царем. До конца своих дней царь с любовью в сердце служил Господу.

Автор: Джагадьони дд

Книга: Гауранга, послание любви

Упоминание Джаганнатхи в ведических писаниях.

Происхождение и древность культа Джаганнатхи остаются покрыты завесой тайны. В санскритской литературе слово «Джаганнатха» или «Пурушоттама» вовсе не обязательно относится к Джаганнатхе из Пури. В «Рамаяне» этим именем называют Божество династии Икшваку. В «Махабхарате» Джаганнатха упоминается в ряду других тысячи имен Вишну. В Вишну Пуране именами Джаганнатха и Пурушоттама называют Кришну. В «Вамана Пуране» Адити, вознося молитвы Вишну, называет Его Джаганнатха.

Калидас в своей поэме «Рагхувамша» говорит, что как именем Махешвара именуют одного только трехглазого бога (Шиву), так и именем Пурушоттама называют лишь Господа Хари (Вишну). То есть, во времена Калидаса (примерно 5 в.) Пурушоттама было распространенным именем Господа Вишну.

В рукописи «Вишнудхармы» (датируется приблизительно 3-4 в.н.э), среди многочисленных центров поклонения Кришне упоминается страна Одра, где Ему поклоняются как Пурушоттаме (одре ту пурушоттамам). «Вишну-дхармоттара» (не позднее 6 в.н.э; текст 3.125.21) упоминает особое проявление Вишну – Пурушоттаму, Которому поклоняются в стране Одра (удрешу пурушоттама).

Упоминание о Пурушоттаме встречается и в «Вамана Пуране», в связи с описанием паломничества Прахлады Махараджа.

Поклонение «троице» с Пурушоттамой во главе упоминается в «Крия-йога-саре» (не позднее 9-10 вв.н.э), а Мурари Мишра в «Анаргха-рагхаве» (то же время) рассказывает о празднике Ратха-ятры. Кришна Мишра говорит о храме Пурушоттамы в Уткале (Ориссе) в сочинении «Прабодха Чандродая» (11 в.н.э).

Упоминания о Джаганнатхе содержатся и во многих других древних и средневековых текстах: поэмах, летописях, хрониках и т.п.

Исторические свидетельства

Пандит Крипасиндху Мишра в своей книге «Уткал Тиртха» пишет, что храм Джаганнатхи был построен в 3-2 вв. до н.э. В соответствии с мнением д-ра Сатьянараяны Раджгуру название этого места было Пуруша-пура или Пуруша-мандапа, и поклонение Пурушоттаме началось здесь задолго до 4 в.н.э.

Популярность Пурушоттамы Джаганнатхи резко возросла, когда царь Чходаганга-дева возвел в этом месте огромный храм. Надписи на медных пластинах, сделанные его наследниками, гласят, что строительством храма для Пурушоттамы занимались многие цари, но завершил его Гангешвара (т.е. Чходаганга).

Текст этой надписи таков:

падау ясья дхарантарикшам акхилам набхишту сарва дишах
шротре нетраюгам равиндуюгалам мурддхапи ва (ча) дьяур-асау
прасадам пурушоттамасья нрипатех ко нама карттум кшамас
тасьети-адьянрупайр-упекхситамаям чакре тха гангешварах


«Кто может построить храм для Пурушоттамы, Чьи ноги – Земля, а пупок – космос, Чьи уши – это стороны света, а глаза – Солнце и Луна, Чья голова – это небо? Думая так, цари прошлого, не решились строить храм для Господа. Но Гангешвара сделал это».

До конца 12 века во всех надписях на медных пластинах и важнейших литературных трудах говорилось, что имя главенствующего Божества Шри Кшетры – Пурушоттама. Имя Джаганнатха впервые упоминается в 1230 году – в надписи на стене храма Курмадевы. Там ясно говорится что Шри Джаганнатха – царь, а Ананга Бхима (тогдашний правитель Пури) – его представитель. Во времена Ананга Бхимы Iii мусульмане уже набрали силу и подступали к границам царства Ганга, представляя для него огромную опасность. Силы же индусов были разобщены. В этот критический момент Ананга Бхима попытался прикрыть огромное царство Ганга, собрав местные силы. Пурушоттама был провозглашен Господом царства Ганга, а сами цари династии Ганга стали Его представителями и правили царством от Его имени. Чтобы объединить людей разных конфессий (джайнов, буддистов, шайв, шакт, вайшнавов), подчеркивалось, что Господь Пурушоттама – Джаганнатха («Повелитель Вселенной»). С этого времени именно так к Нему стали чаще всего обращаться, и именно как Джаганнатха Он больше всего прославился.

Господь Джаганнатха

Пури, также известный как Шрикшетра, Шанкхакшетра, Нилачала, Нилагири, Дашаватара Кшетра – один из самых известных религиозных центров Индии.

Это место и Сам Джаганнатх (главное Божество Пури) упомянуты во многих пуранах – Матсья, Брахма, Нарада, Падма Пуране, Капила Самхите, Ниладри-маходайе, а также в Уткала-кханде Сканда Пураны.

Прославленный комментатор Вед Шаяначарья (1300-1380 г.н.э.), комментируя слова Ригведы (10.155.3)

адо йаддару плавате синдхох паре апурушам
тада рабхасва дурхано тена гаччха парастарам


переводил их так: «Очень далеко, на берегу моря, есть Божество, Чье имя – Пурушоттама. Этот образ сделан из дерева, которое приплыло с моря. О, да, тот, кто поклоняется этому нетленному образу, сделанному из дерева, достигнет высшей обители Вишну».

В «Махабхарате» (Вана-парва, гл. 114, шлоки 22-24) упоминается «веди» (платформа, плоское возвышение) на побережье, в царстве Калинга. Во время своих странствий Пандавы переправились через реку Вайтарани и достигли Калинги. Там мудрец Ломаша рассказал им историю о жертвоприношении, проведенном Вишвакармой, на котором председательствовал Кашьяпа Риши. В качестве дара Вишвакарма дал Кашьяпе богиню Земли. Та была в таком гневе от подобного обращения, что ушла на подземные планеты. После этого какое-то время Кашьяпа совершал аскезы, в результате чего богиня Земли вернулась и приняла форму «Веди» на берегу моря. Простые смертные, которые поднимутся на эту возвышенность, обретут силу и могущество.

Из этой истории видно, что во времена Пандавов в царстве Калинга на берегу моря была некая возвышенность. Полагают, что это – та самая возвышенность, на которой расположился храм Джаганнатхи.

В Уткала-кханде Сканда Пураны, величайшей из Пуран, ее автор (Вьясадева) описал особые характеристики Джаганнатха-Пури. Эта кшетра прекрасна и удивительна. Ее диаметр – 10 йоджан (примерно 128 км). Он расположен на берегу океана и известен как Тиртха-раджа, царь всех мест паломничества. В его средней части – Нила-парвата, синяя гора («гора» на санскрите также – «ачала», поэтому это место также называют Нилачала).

Эта кшетра, расположенная к северу от океана и к югу от реки Маханади в Ориссе, знаменита во всем мире. Если человек посещает Пури, он обретает те же результаты, что и от посещения других тиртх (мест паломничества). Говорится, что приехав в Пури, нет нужды ехать куда-то еще.

Эта дхама очень сокровенна и труднодостижима – даже для Брахмы. Пурушоттама-кшетра – парама-павана, обладает огромной очистительной силой. Это – дашаватара кшетра, место, где пребывают десять воплощений Господа Вишну (Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха и т.д.) Эта дхама – Шри-кшетра, обитель Шри-деви (Лакшми) – внутренней энергии Господа Джаганнатхи.

Вайшнава-тантра говорит:

матхура-дварака-лила
йах кароти ча гокуле
нилачале стхитах кришна
ста эва рачати прабхух


«Какие бы игры Кришна ни являл в Гокуле, Матхуре или Двараке – все они есть в Нилачала-кшетре».

В Гокуле (Вриндаване) Кришна являл игры, исполненные сладости (мадхурьи), а в Матхуре и Двараке – игры, исполненные величия (айшварьи). В Пури присутствуют оба эти настроения.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить