Дхама-махатмья
Home Зарисовки Пури. Спутники Господа.

postheadericon Пури. Спутники Господа.

Вот заканчивается еще один день в Пури. Сейчас вечер, я сижу в номере гостиницы. Снизу раздаются звуки киртана – в алтарной комнате идет вечерняя служба. Несколько часов назад мы вернулись из храма Джагадананды Пандита, где нас накормили отличнейшим прасадом из риса, дала и овощей.

Еще в первый день, когда мы пытались снять ксерокопию… «Пытались» - потому что парень, который этим занимался, беспомощно ходил вокруг аппарата, не зная, как с ним справиться… Так вот, в этот момент к нам подошел пуджари из храма Джагадананды (Кришна Чаран дас Махарадж) и позвал нас в гости. Мы сослались на занятость и пообещали придти вечером. Однако вечером, снова встретив пуджари на улице, вынуждены были перенести встречу «на завтра», поскольку спешили на ужин в дом Джаганнатха-патры. На следующий день, в группе примерно из десяти человек, мы сидели в этом удивительном храме и наслаждались теми изысканными блюдами, которые выкладывали нам на банановые листья пуджари и повара. Были мы там и сегодня.

Прасад в доме Джагадананды Пандита

Сейчас, живя в Пури, я чувствую острую нехватку знаний о Шри Чайтанье Махапрабху и Его жизни здесь. Это чувство беспомощности иногда граничит с отчаянием. Я словно стою перед прозрачной стеной и вижу все, что творится за ней, но не слышу ни звука и ничего не могу понять. Сейчас я понял, что в России много времени потерял даром. Что мы можем вспомнить? Несколько схематичных историй (схематичных - в том смысле, что помним их в самых общих чертах). Приправляем их солидной порцией собственных домыслов. И через слово спрашиваем себя: а так ли это было? А здесь ли? И остается только надеяться и молиться. Молиться о том, чтобы святое место само приоткрыло себя. И надеяться на каком-то глубинном уровне, который не зависит от интеллекта и знаний, ощутить атмосферу присутствия Господа Чайтаньи.

Сегодня мы сидели на Швета-Ганге и вспоминали о спутниках Господа – Сарвабхауме и Парамананде Пури. Там я как раз и ощутил свою полную неосведомленность в том, что касается этих святых, и свою некомпетентность говорить о них. Во многом выручало само место: древние стены, нависшие над водами озера, ступени, спускающиеся к воде, заброшенные храмы прямо напротив нас… Там хорошо и спокойно, и не так беспокоят мирские мысли. Несмотря ни на что.

Швета-Ганга

С утра же мы сходили на колодец Парамананды Пури. После ночного дождя на улицах была непролазная грязь. Было начало десятого – самый час пик, - и на улицах приходилось идти в плотном потоке рикш, мотоциклов, велосипедов, машин и пешеходов, при этом поминутно уворачиваясь от брызг грязи и перешагивая через лужи. Дойдя до колодца, мы взяли в полицейском участке ведро и веревку и набрали себе немного воды. Что-то налили в бутылки, что-то выпили тут же.

В доме Сарвабхаумы на этот раз пробыли недолго. Жаль, конечно, ведь это место – живой свидетель деяний Махапрабху. Он был здесь, касался этих стен, дышал этим воздухом. Дом Сарвабхаумы в развалинах, хотя и по сей день поражает воображение своим величием. Настоящий дворец, достойный придворного мудреца! На этот раз никто не приставал к нам, никто не просил о щедрых пожертвованиях. Только несколько старых женщин, сидевших перед алтарем, в шутку предложили нам забрать в Россию их приблудную кошку.

Не знаю, кому как, но мне необычайно нравятся эти места – храмы и дома спутников Шри Чайтаньи. Можно просто находиться в них, смотреть на стены, пол, потолок, который пересекают балочные перекрытия; уговаривать непослушный ум проникнуться атмосферой этого места; пытаться внушить себе мысли о том, как Махапрабху приходил сюда… Этого достаточно – по крайней мере, для меня. По крайней мере, пока. Сегодня я еще обратил внимание на стенные росписи в доме Сарвабхаумы. Они очень красивы.

Осталось написать немного о храмах Брахмананды Бхарати и Чхоты Харидаса. В первом из них я был уже дважды, и оба раза удостоился чести посмотреть на старинные шалаграма-шилы, которым здесь поклоняются уже несколько сотен лет. А во втором увидел преданного, читающего джапу в одиночестве, перед открытым алтарем, и тоже захотел заняться этим. Не знаю, если получится, то в один из следующих дней. Может, у Чхоты Харидаса, может у Джагадананды, а может – у Тота Гопинатхи. Посмотрим. Как Господь решит.

Алтарь в доме Джагадананды Пандита

Теперь несколько слов о маха-прасаде. Хотя как можно писать о нем, и есть ли в этом какой-то смысл? Слова могут передать вкус его ничуть не лучше, чем фотография. Я не говорю уж о его духовной силе.

Мы пришли в один из домов, что в пяти минутах ходьбы от ворот храма Джаганнатхи. Владелец дома – художник, мастер, который подновляет Божества после праздника Снана-ятры. Сейчас он уехал в паломничество, и нас принимали его жена и дочь – гостеприимные, улыбчивые женщины. Маха-прасад приносит особый посыльный. Ждали мы его в одной из комнат дома. Посыльный внес корзину, и мы начали выставлять из нее на пол крохотные глиняные горшочки, наполненные чудеснейшим прасадом из храма Господа Джаганнатхи. На каждого таких горшочков приходилось по десять: три – с рисом, два – с далом, один – со сладким рисом и четыре – со всевозможными блюдами из овощей.
Мы уселись на пол, вывалили содержимое горшочков на пальмовые листья и… не могли оторваться, пока не закончили…

Сейчас я пишу эти строчки, и это похоже на формальный отчет. На самом деле, перечитываю и вижу – все не так! Но я не могу, не научился еще передавать убогими словами то, что творится снаружи и внутри нас здесь, в этой земле чудес, в Пури. Мне остается только надеяться, что дух святой земли каким-то образом пробьется через завесу моих слов и охватит искреннего читателя, если таковой найдется. А сейчас мне осталось только поблагодарить спутников Господа – и тех, кто жил здесь пятьсот лет назад, и тех, кто живет здесь сегодня, за то, что они так добры к нам – паломникам из далекой России, которые стремятся приобщиться к Богу.

Автор: Виджитатма дас

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить