Дхама-махатмья
Home Зарисовки Шрирангам. Божественная красота

postheadericon Шрирангам. Божественная красота

Красоту в Шри Рангаме очень ценят. Человеку со стороны, особенно если он воспитан в рафинированной культуре Запада, эта красота может казаться дикой и грубой. Так и чаранамрита может показаться горькой или едкой, а маха-прасад – слишком пряным и острым. Эту красоту нужно научиться понимать. Сама по себе она, возможно, действительно неестественна для нас. Но если увидеть в ней присутствие Божественного начала, она станет столь же понятной и приятной нам, как и красота пальм, и цветов, и прекрасной Кавери.

 

Шрирангам

Чем поражает Шри Рангам в первую очередь – это своей эстетикой. Грубоватая и непривычная для жителя запада, она неизменно оставляет след в умах тех, кто сталкивается с ней.

Роскошные гопурамы, часто расписанные в самые яркие цвета, каменные колонны, покрытые изящным орнаментом, львы с выпученными глазами и оскаленной пастью – все это создает ту особую, неповторимую атмосферу южноиндийского храма, которая окутывает путника, попавшего в Шри Рангам. В сочетании с неземными звуками (звуками особой храмовой музыки, исполняемой при церемониях на барабанах, шенаях и горне) и запахами (запах камфары, туласи, дыма от светильников) эта необычная красота настраивает паломника на возвышенно-торжественный лад, дает ему ощущение близости Божественного.

Здесь все радует глаз. Вчера мы из любопытства пошли посмотреть маленький алтарь в углу второй пракары. Обычно туда никто не ходит (храмы второй пракары – вообще малопосещаемые). Чтобы добраться до алтаря, нам пришлось подняться по каменным ступеням и пройти метров на двадцать, почти до самой стены. Тамильская надпись над маленькой решетчатой дверцей гласила, что здесь установлены мурти Сарасвати и Лакшми-Хаягривы – покровителей мирского и божественного знания. Алтарь был очень простым: крохотная комнатка, полтора на полтора метра, освещенная лампой дневного света. Сарасвати, в самых простых украшениях, стояла в центре, а Лакшми-Хаягрива – сбоку, в уголке. Но, хотя вид алтаря иначе как скромным назвать было нельзя, созерцание его создавало впечатление чего-то торжественного и благородного. Это, пожалуй, справедливо и по отношению к другим Божествам, алтарям и храмам Южной Индии. Божество может быть красивым само по себе, даже с точки зрения обычного мирского искусства, а может и нет. Но когда Ему поклоняются, когда в Божестве (мурти) есть жизнь, в Нем появляется красота иная, которая может воздействовать через чувства на душу, даже иногда в обход рационального мышления.

Ранганатха

Почему трудно оторвать взгляд от Ранганатхи?

Когда, обойдя по периметру Гаятри-мандап, поднимаешься по деревянной наклонной подставке на возвышение (каменную плиту) перед алтарем, первое, что видишь, - это горящие светильники. Четыре свисает с потолка, на цепях, еще два стоят сбоку. Пламя в них мечется, как будто от ветра. Пока очередь еще не подошла и народ толпится впереди, можно разглядеть внутреннюю стену гарбха-грихи (сама комната – овальная), натянутый под потолком балдахин и верхушку той арки, под которой стоит Божество Нам Перумала.

Когда паломник подходит ближе, он видит очертания левого плеча и левой руки Ранганатхи, а также – Его дхоти и стопы (с золотым покрытием и украшением – чем-то вроде ножных колокольчиков). Дхоти может быть белым, розовым, светло-коричневым или желтым, но всегда – очень дорогим и с широкой каймой.

Подойдя еще ближе, к той ограде, которая отделяет Божество от паломников, можно увидеть всего Ранганатху, а также Нам Перумала (если нет никакого праздника) и Бху и Шри. Нам Перумал всегда роскошно одет, и драгоценности, которыми Он усыпан с головы до ног, искрятся и переливаются в свете горящих лампад. На Нем всегда гирлянда (иногда еще одну гирлянду обматывают вокруг шлема), а у ног Его неизменно лежит ворох листьев туласи. За спиной Нам Перумала – золотая арка и большой мягкий валик, обернутый дорогой тканью.

Нам Перумал

Перия Перумал (собственно Ранганатха – главное Божество храма) очень велик. Его взгляд, устремленный в пространство, кажется задумчивым. Его тело из черного камня блестит, словно натертое маслом. Украшений на Нем не так много. Кисти рук покрыты золотыми «перчатками», на шее – несколько ожерелий (простых, без камней), на груди – большой медальон с изображением Лакшми, а на голове – огромный шлем. Уши Ранганатхи закрыты золотыми пластинами, а на плечах и предплечьях у Него – браслеты. Перумал прекрасно сложен, и лицо Его очень красиво.

Если повезет, можно разглядеть еще и Ананта-Шешу, змея, на котором лежит Ранганатха. Его кольца, образующие ложе, производят впечатление чего-то несокрушимого и вечного, а головы, нависающие над Ранганатхой, также покрыты золотом.

У стоп Ранганатхи стоит изваяние Вишну, которое называют Тируварангой. Он больше Нам Перумала и, хотя Ему не проводится отдельного поклонения, также выглядит роскошно.

Все это паломник должен (или может) увидеть в течение нескольких секунд, которые отведены ему на даршан. Брахманы, которых в алтаре двое или трое (один – сбоку), с благодарностью примут пожертвование (если таковое будет) и щедро вознаградят верующего милостью Господа в виде листьев туласи, цветов, а иногда и коснувшись его головы обувью Ранганатхи. После этого нужно выходить. Прощальный взгляд на Господа можно бросить еще дважды – на выходе в Гаятри-мандап и на выходе из самого Гаятри-мандапа.

Автор: Виджитатма дас

 

Комментарии  

 
#1 крем для ли 21.09.2015 14:57
I ?anted to thank you for this fantastic read!!
I certainly loved every bit of it. I have you book marked to check out ne? stuff you post…
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить