Дхама-махатмья
Home Зарисовки Как мы искали Бога. Праздник в Шрирангаме

postheadericon Как мы искали Бога. Праздник в Шрирангаме

«Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего». («Иша-упанишада», мантра 5)

В Боге разрешаются все противоречия, как сказано в этом стихе, для Него не существует двойственности. Шрирангам – обитель этого Бога, и здесь можно воочию увидеть проявления вышеописанных Его качеств.

 

В этом году мы снова попали на праздник. Теперь мы точно знаем, что начинается он в Васанта-панчами, первый день весны по лунному календарю. Правда, слышно, что в России по-прежнему лютуют морозы, а здесь все так же свирепствует жара – ни то, ни другое на весну не похоже. Праздник начался в субботу. Как всегда по выходным, в храме и на улицах было не протолкнуться. Сейчас сезон паломничества «людей в красном» - мужчины и женщины в красных одеждах идут к Господу Ранганатхе просто толпами, что, несомненно, добавляет особой прелести стоянию в очереди на даршан. Однако возможность видеть Господа окупает все аскезы. Многие местные брахманы помнят нас по прошлым годам и дружелюбно здороваются. Хотя некоторых, как нам кажется, слегка раздражает, что Ведаприя путается под ногами с фотоаппаратом во время процессий… Ну да здесь она не одна такая.

Процессия в Шрирангаме

Вчера днем знакомый брахман в алтаре сказал нам, что в 6 вечера начнется очередной фестиваль. Где и что именно, он объяснить не успел – в алтаре не поговоришь. Около шести мы пришли в храм. Зал, откуда Нам Перумал обычно выезжает на вахане, был пуст и необитаем.

Мы стали приставать к редким проходившим мимо брахманам. К сожалению, большинство из местных по-английски не говорят. Поэтому диалог наш выглядел примерно так: «Where is Nam Perumal?» - «Чего? (по-тамильски)» - «Нам Перумал! God! Нам Перумал где???» - «А, Нам Перумал!» (показывает направление к выходу из храма, дальше следует непереводимая фраза на тамильском). Единственное, что нам удалось понять - Бог катается на Гаруда-вахане и в храм вернется к восьми вечера. Самым продуктивным оказался диалог с сидевшим у ворот охранником. Он объяснил, что Господь сейчас где-то в городе, надо идти к Амма-мандапу (это километрах в двух, на берегу Кавери), и где-то по пути свернуть налево.

Мы пошли, как настоящие детективы, отмечая признаки пребывания Нам Перумала в том или ином месте: где-то беседка во дворе дома была украшена молодыми банановыми пальмами и «самолетиками» из листьев; перед домами рисовали свежие ранголи; попадались группы людей, стоящих на обочине без всякой видимой цели… Возле одной особенно многолюдной группы мы догадались, что пора сворачивать налево.

Здесь стояли знакомые белые зонты, а ранголи были большие и нарисованы в центре дороги – так обычно делают на Уттара-стрит, когда по ней идет процессия с Нам Перумалом.

Нам-Перумал на Гаруда-вахане

Попетляв немного по заполненным народом темным улицам (в этот вечер на всем острове не было света), мы увидели храмового слона и услышали бой барабанов. А вскоре из-за поворота показалась цель наших поисков – Нам Перумал торжественно ехал на Гаруда-вахане, освещаемый факелами. Мы присоединились к процессии. Идти по запруженным людьми темным улицам было непросто, к счастью, скоро мы вышли на главную дорогу, ведущую от моста через Кавери к Радж-гопураму. Вообще-то, это вполне оживленная трасса, по которой ездят, помимо машин и рикш, городские и «паломнические» автобусы. Но по случаю праздничного шествия движение было остановлено, транспорт жался к обочинам. Люди выходили из машин и высовывались из окон автобусов, выражая почтение проезжающему мимо Богу. Метров за двести до Раджа-гопурама, наконец, включили свет, и Нам Перумала осветили огни реклам и магазинов.

Дойдя до входа в четвертую пракару (где начинается собственно храм), процессия повернула и пошла по обычному маршруту – по Уттара-стрит. В этот раз она была особенно многолюдной, и мы, к стыду своему, выдержали только половину, отправившись на вечерний даршан к Перия Перумалу, Господу Ранганатхе.

Вот так Господь и ходит и не ходит – Он принимает паломников в тесном святилище под знаменитым золотым Пранава-виманом, и одновременно выходит на улицы города, чтобы явить свою милость тем, кто по тем или иным причинам не может придти в храм. Шествие с участием Господа каждый раз превращается в большой местный праздник, особенно когда Он выходит за пределы семи стен Шрирангама. Кажется, что люди собираются со всего острова, чтобы, выстроившись вдоль дороги, приветствовать пришедшего к Ним Бога. Если Он заходит в какой-то дом, туда собираются и все соседи.

Брахман

Господа здесь недаром называют «Нам Перумал» - «Наш Бог». Потому что Его считают своим любимым Господом не только служащие Ему брахманы, но и все жители храмового комплекса, и всего острова. И далекий Господь становится для них родным и близким. Кстати, здесь мы видели как перед свадьбой невеста, уже одетая и украшенная для обряда, со всей семьей приходит на даршан к Ранганатхе, делая Ему большое пожертвование и прося благословений на будущую семейную жизнь. Так Господь Ранганатха находится внутри и снаружи всей жизни острова. Когда-то Он явился сюда по Своей беспричинной милости, ответив на желание Своего искреннего преданного, и теперь это Его город, смыслом существования которого является служение Ему. Здесь живут разные люди – брахманы и торговцы, шудры и подметальщики улиц, кто-то поклоняется Ганеше, а кто-то Дурге, кто-то ходит на даршан Ранганатхи каждый день, а кто-то только по праздникам… но все они твердо знают, что Господь Ранганатха – это Нам Перумал, Наш Господь. И Бог отвечает им взаимностью.

Авторы: Виджитатма дас, Веда Прия дд

 

Комментарии  

 
#1 BestBea 19.11.2018 04:33
I have noticed you don't monetize your website, don't waste your traffic,
you can earn extra bucks every month. You can use the best adsense alternative for
any type of website (they approve all websites),
for more details simply search in gooogle: boorfe's tips monetize your
website
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить