Дхама-махатмья
Home Тамилнаду Шрирангам Праздники в Шрирангаме-2010

postheadericon Праздники в Шрирангаме-2010

ШрирангамО самих процессиях, паланкинах и ваханах, мы тоже писали уже довольно много, даже фотографии размещали. В этом году мы приехали всего за три дня до Ратха-ятры и не видели многие ваханы… Зато уже после главного праздника видели, как Нам Перумала катали в огромном сооружении, наполовину состоящем из цветочных гирлянд.

Сооружение на первый взгляд представляло собой нечто среднее между крокодилом, китайским драконом и только в последнюю очередь паланкином. Очень впечатляет!

 

Паланкин

Видели мы в этом году и знаменитое катание Нам Перумала на золотом коне. Это особое искусство – бегать с тяжеленной здоровой лошадью на плечах, да еще раскачивая ее из стороны в сторону. Зрелище описать сложно – больше похоже, что брахманы не тащат лошадь, а наоборот, пытаются удержать ее стремительное, хаотичное движение. Толпа шарахалась в стороны с восторженным аханьем. Один раз край бревна, поддерживающего лошадь, задел столб навеса – и тот едва не обрушился нам на головы. В общем, праздник удался! Когда «галоп» закончился, люди восхищенно зааплодировали. А потом Нам Перумал по-царски въехал в храм. Обычно Его устанавливают на вахан в самой внешней из храмовых пракар, и там же снимают – в алтарь Он возвращается на простом паланкине. Но в тот раз Он отправился прямо на лошади. Это людям нельзя въезжать в храм на коне или паланкине – Богу можно, да еще как. Торжественно проехав через внутренние пракары, Нам Перумал полюбовался на Себя в большие зеркала и торжественно въехал в зал перед алтарем.

Нам Перумал на коне

Об «обычном» возвращении Нам Перумала после катания на вахане стоит рассказать отдельно. Большая часть зрителей к этому времени уже расходится, остаются «официально» сопровождающие Господа брахманы и небольшое количество преданных и случайно проходивших мимо гостей. Нам Перумал стоит на простом серебряном паланкине; из атрибутов роскоши Его сопровождает только небольшой позванивающий латунный зонтик и два простых факела. Перед Господом, лицом к Нему, идет брахман-церемониймейстер в высокой шапке, с маленькими караталами в руках. Он старается ни на мгновение не сводить глаз со Своего Господина. Иногда Господь останавливается, чтобы послушать песни альваров, которые поют брахманы. В это время преданные окружают Его плотным кольцом – с молитвами и фотоаппаратами. Похоже на то, как царь, немного уставший после многочисленных официальных церемоний, возвращается в свои покои, сопровождаемый самыми близкими советниками и слугами. В такие моменты Господь, еще недавно принимавший торжественное поклонение сотен и тысяч «подданных» кажется очень близким и родным…

Нам Перумал

Примерно треть пятой пракары Шрирангама составляют закрытые для посещения места – сад Господа Ранганатхи и, не менее знаменитый, чем резные каменные лошади, зал 1000 колонн. В этом году, однако, нам удалось попасть в оба этих места – по протекции Самого Нам Перумала. Точнее, с очередной праздничной процессией. Господь прогуливался по ночному храму при свете факелов в сопровождении всего трех десятков брахманов и полусотни случайно прибившихся зрителей.

Сначала шествие прошло через сад, соединяющий храмы Сударшаны и Лакшми – в почти полной темноте, которую с трудом разгоняли несколько ламп дневного света на редких беседках-чатрах и факелы. Идти приходилось быстро, но все были в каком-то детском восторге от путешествия по таинственному ночному саду вместе с Господом. Затем, посмотрев издалека на храм Ранганаяки (Лакшми) и получив причитающееся случаю поклонение, Нам Перумал отправился через зал тысячи колонн – не менее загадочное и интересное место.

Нам Перумал

«Залы 1000 колонн» есть во многих крупных южноиндийских храмах, однако едва ли во многих из них количество колонн действительно достигает тысячи. В Шри Рангаме, похоже, так и есть. Этот зал с высоченными потолками чем-то напоминает лес. Колонны по большей части простые, круглые, однако, встречаются и других стилей – и восьмиугольные (как карандаш), и прямоугольные и всякие-всякие… Обычно в течение года этот зал закрыт для посещения. Но на некоторые праздники его открывают. Здесь есть несколько возвышений-алтарей, на которых в праздничные дни Господь принимает поклонение Своих преданных: слушает чтение Вед и Дивья Прабандхи, дает даршаны и т.д. Одно такое возвышение, сделанное в форме каменной колесницы, находится совсем рядом с выходом, и, когда Нам Перумал проходил мимо, нам довелось полюбоваться на это необыкновенное творение средневековых мастеров. «Колесница» была запряжена каменными лошадьми, а колеса ее, на треть погруженные в землю, казались просто огромными!

Но преданным, сопровождавшим Господа, не особо интересны были храмовые скульптуры и прочие чудеса этого места. Их взгляды были устремлены на самое главное здешнее чудо – на Бога.

После зала 1000 колонн процессия отправилась к самадхи Рамануджачарьи. Рамануджа, в форме утсава-мурти, вышел навстречу своему Господу – Господь и Его преданный долго-долго стояли друг напротив друга, словно не в силах расстаться. Небольшой колонный зал перед самадхи был забит людьми. Мурти Рамануджи было почти не видно за широкими спинами брахманов. Поэтому мы, а также оказавшиеся рядом люди, получали даршан ачарьи через поворачивающийся экран нашего фотоаппарата. Да здравствуют чудеса техники!

Рамануджа Ачарья

В этой прогулке, также как и во многих других, Нам Перумала сопровождал голубой тканевый навес, похожий на палатку. Мы уже писали про него в один из прошлых годов. Палатка эта очень трогательно встречала Господа каждый раз, когда Он выходил на широкое пространство, и с сожалением оставалась снаружи, если не пролезала в двери или ворота. Иногда кажется, что даже в материальном мире предметы, используемые в служении Богу, обладают качествами личности...

Авторы: Виджитатма дас, Веда Прия дд

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить