Дхама-махатмья
Home Тамилнаду Шрирангам Описание комплекса

postheadericon Описание комплекса

Южноиндийские храмы (из которых Шри Рангам – храм par excellence) в этом отношении – явление совершенно особое. Помимо того, что они прямо воздействуют на чувства паломника, буквально ошеломляя его своей грандиозностью, яркими красками и причудливыми формами (и так вселяя в душу благоговейный трепет и облагораживая ее), вдумчивому человеку они наглядно показывают, какой путь он должен пройти, чтобы vis-a-vis увидеться с Богом.

Дорога к Богу

Любой храм – это место, откуда открывается доступ в мир Божественного. Само пространство храма организовано так, чтобы возвысить человека, приблизив его к Богу. Наверное, в любом храме есть алтарь или кафедра – место, с которого нисходит благодать или божественное знание; место, которое как бы обозначает точку соприкосновения с высшим миром, незримые ворота туда. Есть в любом храме и место для адепта (или пилигрима, или верующего) – того, в чьем сердце загорелась искра желания достичь Бога. Такой адепт сам еще несовершенен, но он стремится к совершенству. Он внизу, у подножия алтаря (иногда фигурально), но открыт навстречу божественной благодати и восприимчив к посланию свыше. На алтаре он как бы видит Бога – и для него не так важно, явлен Бог как слова священных писаний, как икона, как огонь (или другой символ), - в любом случае, храм – это место встречи милостиво нисходящего в мир Бога и рвущейся к Нему души.

Вид Шрирангама из космоса

Шри Рангам окружен семью рядами стен. У этого числа есть несколько сакральных смыслов. Первый – это семь дхату. Согласно ведической медицине, тело человека состоит из семи субстанций: кожа, плоть, кровь, семя, жир, кость и костный мозг. Но в сердце каждого человека, подобно жемчужине в раковине (сравнение Набокова), находится душа – чистая, вечная и полная знания. А душу в ее скитаниях по материальному миру всегда сопровождает Бог, который пребывает в сердце человека и, глядя на мир его же глазами, является свидетелем всех его поступков. Увидеть Бога нам мешает то, что мы мыслим о себе не как о душе, а как о теле. И в этом отношении, проходя через ворота Шри Рангама, мы как бы снимаем с себя телесные оболочки, пока, пройдя в sancta sanctorum, не становимся «голыми» и беззащитными перед Богом. А увидев Его, мы можем просить о прибежище, о покровительстве.

Иной смысл, который можно прочитать в символике семи стен Шри Рангама, – это возвышение сознания человека при помощи мистической йоги. Семь чакр (особых энергетических центров в теле человека) – это семь ступеней, по которым поднимается человеческое сознание, от уровня слепого животного существования, основанного на еде и переваривании пищи, до уровня встречи с Божественным в состоянии глубокого транса. В этом состоянии человек способен созерцать Бога, и путь через пракары Шри Рангама – символическое воплощение всего этого процесса.

Еще один смысл, который можно усмотреть в устройстве этого храма – космический. Согласно ведической астрономии, вселенная делится на семь уровней планетных систем – от низших до высших (Сатьялока). Но выше всех планет материального мира находится Вайкунтха – мир духовный, место пребывания Бога. Душа, обитающая в материальном мире, скитается в бесконечной череде рождений и смертей, но когда у нее появляется желание достичь Бога, с этого начинается ее путь наверх. Этот путь и его этапы воплощены в пути паломника, идущего к святая святых – туда, где открываются двери на Вайкунтху и где его взору предстает Сам повелитель Вайкунтхи – Ранганатха. Глядя на Него, пилигрим может задуматься о пройденном пути и ощутить себя в самом сердце вселенной, которая раскинулась вокруг него.

Вселенная была порождена из звука ОМ, в котором сосредоточено все сущее. Этот звук, изошедший из сферы трансцендентного, зрительно воплощен в образе Пранава-вимана – купола, венчающего храм. На этом нерукотворном куполе символически отражена вират-рупа – вся материальная вселенная, которой управляет Бог – Паравасудева. Виман венчают четыре кумбхи – золотых кувшина, символизирующих собой Веды, то есть все изначальное знание, которое было создано вместе со вселенной и также изначально было порождено звуком ОМ.

Иногда считают, что виман – это не весь звук ОМ, а всего лишь «чандра-бинду» - точка над графическим изображением омкары. А полностью звук ОМ воплощен в самом здании sancta sanctorum. Внутри здания, перед Божеством Ранганатхи, находится небольшая комнатка, называемая Гаятри-мандапом, двадцать четыре колонны которой символизируют двадцать четыре слога священной Гаятри-мантры – той изначальной мантры, из которой появились на свет Веды.

Таким образом, Шри Рангам – не только чудо архитектуры. Он еще и модель вселенной, а также зримое руководство для заблудшей души – как найти дорогу к Богу.

Но Рамунуджачарья учил другому. В самом деле, рассматривать путь к Богу исключительно как некую схему – значит чрезмерно все упрощать, сводя Бога к уровню некой бездушной машины. Да, йоги древности могли обнаружить в себе душу и увидеть Бога – проникая сознанием сквозь оболочки тела, поднимая кундалини вверх, либо рождаясь на все более и более высоких планетах и достигая в конце Сатьялоки – но есть ли сейчас такие йоги? Этот путь сложен и чреват падениями из-за малейшей ошибки. Он требует неимоверного напряжения и сосредоточенности, а также – железной воли и непоколебимой решимости пройти его до конца. Да, йог может, рассчитывая на свои силы, дойти до берега молочного океана или узреть в своем сердце Сверхдушу. А дальше? Эта схема действенна, но она не учитывает (и даже не предполагает) одного: Бог всегда был и остается личностью, со Своим характером, Своими наклонностями. Он совершенно непредсказуем и полон неожиданностей. Он может, не обращая внимания ни на какие схемы, нарушить все известные законы природы и действовать всецело по собственному желанию. Он может Сам придти в материальный мир и одной только Своей милостью освободить Своих искренних слуг из плена материи. Как говорит Рамануджа, Бог очень добр и нежен с теми, кто искренне служит Ему. Йоги могут годами и жизнями идти к Нему, а в это время Он Сам выйдет в четвертую пракару, чтобы увидеть Своих дорогих слуг. Он может прокатиться на слоне, чтобы вайшнавы восхитились Его величием и удалью, Он может придти в дом к Своим преданным, таким образом несказанно осчастливив их. Он может, на глазах у всех на городской площади пить кокосовое молоко и есть подношения, состоящие из блинов и сладкого риса – а потом поделиться этим со всеми собравшимися. Иногда кажется, что живой Бог смеется над законами и схемами материального мира, и, когда Он выходит на улицы Шри Рангама, гордые и величественные стены и гопурамы словно теряют свою мощь. Перед Богом раскрываются все двери и расступаются стены, и сотни искренних и любящих сердец устремляются к Нему – Тому, кто не меньше рад увидеть их.

8 пракар

В Шри Рангаме 8 (а не 7, как думают многие) стен, окружающих главное святилище и, соответственно, 8 пракар (enclosure) – улиц или внутренних дворов между этими стенами.

Вид Шрирангама с Раджа-гопурама

8 пракара

Самая внешняя из пракар, та, что начинается сразу за Раджа-гопурамом – самая современная и потому самая грязная. Здесь есть небольшие храмы Господа Шивы, Ханумана и всевозможных полубогов, на радость местным жителям, в основном принадлежащим к сословию рабочих (шудр) – портных, строителей и т.д. Здесь находятся и лавки изготовителей гирлянд – от тонких ниточек жасмина, которыми женщины украшают волосы до огромных, толстых «канатов» из роз и бархатцев, которые может удержать на себе разве что Божество – ну, или поднаторевшие в таскании подобных тяжестей откормленные индийские политики. Разноцветные цветочные украшения, развешанные рядами под крышами лавок, придают этой части улицы праздничный вид.

Участвует эта улица и в праздничных церемониях – храмовых и не только. Один раз мы видели, как мимо нашей гостиницы проходил храмовый слон в сопровождении брахманов. На слоне сидели два роскошно наряженных человека, торжественно державшие в руках большие пучки травы. Позади шли женщины с огромными тюками на голове, наполненными той же травой. Видимо, процессия возвращалась из садов, принадлежащих Господу Ранганатхе, которые занимают всю западную часть острова. Позже мы видели эту траву во время праздничного поклонения в храме.

Местные жители роскошно отмечают праздники, посвященные Шиве и Дурге. Также в один из дней улицу перегородила большая процессия, собравшая огромное количество зрителей.

Рынок в Шрирангаме

7 пракара

Следующая пракара гораздо спокойнее. Здесь тоже гостиницы и небольшой овощной рынок. Также на ней находятся отделения нескольких матхов – например, Мадхва-сампрадаи. А в дальнем от главного входа – северо-западном углу находится небольшой храм Господа Джаганнатхи и одно из главных мест паломничества гаудия-вайшнавов в Южной Индии. Это дом, в котором до сих пор живут потомки Венкаты Бхатты, 500 лет назад бывшего старшим священником храма Господа Ранганатхи. Здесь в 1511 году 4 месяца жил Господь Чайтанья во время Своего паломничества по Южной Индии. Именно здесь состоялась знаменитая дискуссия, описанная в «Чайтанья-чаритамрите» - о сходстве и различии Господа Нараяны и Господа Кришны. Здесь же впервые увидел Господа Чайтанью маленький Гопала Бхатта Госвами. Сюда, по приглашению Махапрабху, приходил обедать неграмотный брахман, увидевший суть «Бхагавад-гиты». В Индии не любят глобальные ремонты – так что стены этого небольшого скромного домика, одного из сотен таких же в этой пракаре, те самые, свидетели игр Верховного Господа, по Своей беспричинной милости пришедшего в Кали-югу, чтобы спасти тех, у кого нет иной надежды…

По этой пракаре иногда гуляет Нам Перумал – в один из прошлых годов мы сопровождали Его здесь по дороге на Теппакулам, большое храмовое озеро за пределами стен Шрирангама.

6 пракара

Последняя из трех «внешних» пракар Шрирангама, непосредственно примыкающая к собственно храмовому комплексу, самая замечательная из всех. Здесь живут брахманы – этим все сказано. Дорога очень чистая, особенно тщательно ее убирают перед процессиями – именно здесь Нам Перумал, утсава-мурти Ранганатхи, катается на различных паланкинах и ваханах. В подготовке к празднику, так же как и в нем самом, участвует вся улица. Перед каждым домом женщины рисуют ранголи – традиционные рисунки рисовой мукой на земле. Маленькие ранголи, до полуметра в диаметре, рисуют по традиции два раза в день – с утра и часа в 4 дня, после того, как спадает дневная жара. У опытных рисовальщиц это занимает пару минут. Но по случаю праздничной процессии женщины тратят до получаса на рисование двух-трехметровых узорчатых кругов, ни один из которых не похож на другой. Господь будет смотреть на эти шедевры не больше нескольких секунд, затем узор постепенно сотрется под ногами прохожих и шинами мотоциклов. Но служение Богу не бывает незначительным!

Во время праздничной процессии брахманы, вместе со своими семьями, выходят из домов, чтобы поприветствовать Господа. Некоторые сопровождают Его в течение всего шествия, другие ждут на перекрестках – там, где паланкин с Нам Перумалом останавливается на несколько минут, третьи просто ждут рядом со своими домами, чтобы поклониться Господу и сопровождающим Его брахманам. Иногда Божеству предлагают бананы, которые затем раздают тем же брахманам. Многие дают слугам Господа пожертвования – служение вайшнавам один из главных принципов Рамануджа-сампрадаи.

Стена, ограничивающая непосредственно храмовые помещения обычно красятся в красно-белую полоску

5 пракара

Вот так постепенно мы перешли в самую внешнюю из внутренних пракар храма и самую большую из них. Сюда уже входят без обуви – даже западные туристы, осторожно ступающие белыми носками по нагретым солнцем каменным плитам. Здесь многочисленные лавочки с плакатами, параферналиями, дешевыми украшениями и прочими недорогими сувенирами. В этой пракаре главные туристические достопримечательности – колонны с лошадями 16 века, искусно выполненные барельефы на храме Вену Гопала и небольшой храмовый музей. Здесь же – главные (если не считать основного святилища) храмы, о которых мы уже писали в прошлом году – Тхаяр Саннидхи (храм Лакшмидеви), храм Сударшана-чакры и самадхи Рамануджачарьи.

Храм Вену Гопала

Примерно треть этой пракары составляют закрытые для посещения места – сад Господа Ранганатхи и, не менее знаменитый, чем резные каменные лошади, зал 1000 колонн.

4 пракара

Следующая пракара особенно любима нами из-за лавочки с маха-прасадом. За время пребывания в Шрирангаме мы более-менее выучили расписание предложения бхоги и точно знаем, что, к примеру, досы – очень вкусные толстые блины, похожие на черный хлеб, приносят к 9 утра. Брахманы, торгующие маха-прасадом, тоже выучили наши пристрастия и весело зазывают идущих мимо нас: «Смотрите, досы принесли уже!»

В этом же зале находится огромное, под стать Самому Ранганатхе, божество Гаруды. Говорится, что однажды Господь Ранганатха позвал Гаруду и сказал: «Я хочу сейчас отправиться в одно место. Приготовься, пожалуйста». И радостный Гаруда сел на пороге в ожидании своего обожаемого Господа. Но Господь так и не вышел. А Гаруда до сих пор ждет и с надеждой смотрит на вход – когда оттуда наконец покажется Господь.

Один из храмов в 4й пракаре

В этой пракаре много других храмов – например, Ситы-Рамы-Лакшмана-Ханумана в золотых одеждах-доспехах. Зеркальный храм Андаль, «прихожая» которого увешана картинами игр Кришны – в том числе и ИСККОНовскими. Храм Господа Кришны с супругами Рукмини и Сатьябхамой. «Две семьи» Рамачандры – Сита, Лакшман, Хануман и Лакшман, Бхарата и Шатругхна – маленький храмик, в котором всегда играет киртан Харе Кришна. Святилище Дханвантари, где Господа по утрам омывают молоком… Всех и не перечислить.

Здесь же – маленькое озеро Чандра-пушкарани, с которого началась история постройки этого храма сотни тысяч лет назад. Именно на его берегу приземлился Вибхишана по дороге на Ланку, неся с собой величайшее сокровище, награду от Господа Рамы – Божество Ранганатхи. Здесь он встретил Ганешу, принявшего облик брахмана, и поручил ему держать Божество… И на берегу этого озерца была построена первая стена вокруг изначального «ковчега» Пранава-вимана, положившая начало самому большому в мире действующему храму…

3 пракара

Следующая пракара, куда ведет единственный вход через гопурам под названием Арья-баттал, уже закрыта для посторонних. Чудом проскользнувших мимо охраны туристов быстро замечают и вежливо выводят. Здесь паломники предлагают Господу поклоны возле Гаруда-стамбхи (по южноиндийской традиции не полагается кланяться внутри храма). Рядом стоят огромные весы, Тула-бхара – можно принести пожертвование равное своему весу, от риса до золота и драгоценных камней.

В этой пракаре, если не считать перехода мимо Гаруда-стамбхи, всегда тихо. Даже когда на даршан ломятся тысячи шумных паломников, среди прохладных рядов колонн, составляющих больше половины этой пракары, безлюдно и спокойно. Здесь нет храмов и иных достопримечательностей, разве что металлическая плита с двумя ящерицами на потолке, подобная той, к которой выстраивается очередь в храме Варадараджи в Канчи. В определенное время года тут проводятся праздничные церемонии, но большую часть времени не по-индийски тихо.

Один из коридоров

2 пракара

Вот уже осталось совсем немного до даршана Господа. Следующая пракара частично разгорожена хитроумными лабиринтами металлических заборов – здесь начинается очередь. Точнее сразу три очереди – бесплатная, за деньги и тоже за деньги, но бОльшие. За пять лет мы провели здесь, наверное, уже не одни сутки, читая джапу в ожидании даршана. Иногда хвост бесплатной очереди тянется едва не наполовину периметра стены, да еще загибается обратно, в иное время – никого нет. Зимой, как правило, сезон паломничества, праздники идут один за другим, так что тихо здесь почти не бывает. Интересно поступают местные вайшнавы, не желающие толкаться в толпах крестьян и прочих «тантриков», но приходящие на даршан Ранганатхи каждый день. Они ждут, пока закроют вход незадолго до окончания времени очередного даршана, и становятся в конец очереди… Увидеть Господа получается совсем недолго – но они все равно ждут. Это их Бог, их жизнь, и они не могут не приходить к Нему…

В этой пракаре – изображение Господа Венкатешвары, Баладжи; храм Кришны с родителями – Васудевой, Деваки и Рохини; небольшое святилище с божествами Вибхишаны, Ханумана и Вишваксены, которым в первую очередь предлагают маха-прасад от Ранганатхи; Кили-мандапам – зал имени попугая, благодаря которому этот храм был в очередной раз найден, занесенный песком … Самое главное – отсюда открывается вид на золотой купол Пранава-вимана – святилища Господа Ранганатхи. Пранава-виман вместе с Божеством появился на заре творения Вселенной из молочного океана, в ответ на молитву Господа Брахмы. На самом деле он каменный, а золотом купол покрыл великий преданный Тирумангай Альвар, живший в начале Кали-юги. С этим связано несколько интересных историй, но описание и так затянулось.

1 пракара

Фотография Господа Ранганатхи, сделанная в 1957 г. На Ананта Шеше - серебряный доспех

Следующая пракара – та самая, которую не учитывают многие рассказчики о Шрирангаме – из-за этого и считают, что в Шрирангаме 7, а не 8 стен как на самом деле. Здесь есть обход вокруг главного святилища, но он всегда закрыт и потому замечаем немногими. Непосредственно перед алтарем – небольшой зал под названием Гаятри-мандап – в нем 24 колонны по числу слогов в Брахма-гаятри. Здесь паломнику полагается полностью сосредоточиться на предстоящем даршане Бога, повторяя посвященную Ему мантру Ом Намо Нараяная. В углах Гаятри-мандапа друг напротив друга находятся небольшие каменные Божества – Ади-Вараха и Господь Нараяна.

И вот… Описать Господа Ранганатху невозможно. Его красоты и величия не передают ни слова, ни редкие фотографии… Можно сказать, что Он возлежит на Ананта Шеше, вместе Их рост составляет около 6 метров. На Его руки надеты золотые перчатки, а на широкой груди – медальон с изображением Лакшмидеви. Его дхоти бывает разных цветов, но всегда с широкой, традиционной для юга каймой. Его глаза задумчиво мерцают в неверном свете масляных светильников. Хотя Ранганатха – это Господь Вишну, у Него две руки, а не 4 – кто знает, почему? Это простое, техническое описания ни в коей мере не может передать ощущение от даршана Господа Ранганатхи. Достаточно сказать, что на Него невозможно насмотреться – даршан всегда кажется слишком коротким. Один знакомый брахман часто останавливал нас перед алтарем со словами: «Харе Кришна! This is God! See The God!». Мы стояли и смотрели, пока сзади не начинала прикрикивать охрана – но казалось, что провели в алтаре едва ли мгновение…

Если нет какого-нибудь праздника, перед большим Ранганатхой стоит Его утсава-мурти – Нам Перумал, герой множества легенд и романтических историй. В течение года Ему проводят, помимо прочего, несколько свадебных церемоний. Рядом с Нам Перумалом Его вечные супруги, проявления Лакшми – Бху деви и Шри деви.

Выходя из первой пракары, можно увидеть золотые сандалии Господа Ранганатхи. Один из великих святых, ачарьев Шри сампрадаи Веданта Дешика посвятил этим сандалиям «Падука-сахасру» - гимн из 1000 стихов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить