Дхама-махатмья
Home Тамилнаду Шрирангам Храмы и иные достопримечательности

postheadericon Храмы и иные достопримечательности

ШриРангам – самый большой действующий храм в мире. Находится он в Южной Индии, в штате Тамил-наду и расположен на острове между рекой Кавери и ее притоком Колерун (Колидам). На другом берегу Кавери находится крупный город Тиручирапалли (Тричи), где есть большой железнодорожный вокзал и даже аэропорт.

ШриРангам представляет собой прямоугольник, внутри которого еще семь стен, и, соответственно, восемь промежутков, на санскрите называемых «пракары», а на английском «enclosure» (внутренний двор). Каждая пракара представляет собой 4 улицы, имеющие одно название. Самые длинные по 2 км, внутренние – меньше 20 метров. Три внешних пракары (восьмая, седьмая и шестая) – жилые. Там есть дома, магазины, гостиницы, рынки, ашрамы, кафе… - в общем, нормальная инфраструктура.

С пятой уже начинается непосредственно храмовый комплекс. Там тоже много чего есть – музей истории ШриРангама, библиотека, храмовые офисы, ларек с маха-прасадом (священной пищей, предложенной Ранганатхе), сувенирный рынок, обзорная площадка. И конечно, огромное количество второстепенных храмов – от большого святилища Шри Ранганаяки (Лакшми, супруги Господа) до храмика Ханумана, размером чуть больше телефонной будки. Храмы посвящены разным воплощениям Нараяны и Его спутников, Шиве и Дурге на территории ШриРангама не поклоняются. В некоторые храмы пускают всех, но в большинство (как и в главное святилище) вход only for hindu. Впрочем, у местных священников свое представление о том, кто такие эти самые hindu, поэтому преданных ИСККОН, в вайшнавской одежде и с тилаками, пускают везде. Что вполне логично – Ранганатху должны видеть только те, кто считает Его Личностью Бога, а не просто очередной достопримечательностью. Среди индусов, впрочем, тоже встречаются не сильно набожные – но тут различить сложнее.

В общем, во вторую пракару пускают уже только индусов и кришнаитов, туристам в шортиках и с фотиками туда вход заказан (говорят, проскочить при желании можно, но охранники скоро все равно замечают и вежливо выводят).

Храмы

Храмов, помимо главного святилища Ранганатхи, в Шрирангаме множество. Среди них - храмы Вишну, Рамы, Кришны, Дханвантари, Нараяны... Опишем лишь самые крупные из них.

Тхаяр Саннидхи (храм Лакшмидеви)

В южноиндийских храмах вечной супруге Господа Нараяны принято поклоняться отдельно. Обычно для нее строят свое святилище, и лишь раз в год в храме проходит торжество, называемое Кальяна-утсава, когда супруги встречаются и с огромной пышностью празднуется Их свадьба. Шри Рангам – не исключение. Лакшми здесь называют Ранганаяки Тхаяр, и ей посвящен один из самых величественных храмов на территории храмового комплекса. Он расположен позади главного храма, в четвертой пракаре. Дойти до него можно либо снаружи, через ворота, расположенные со стороны реки Колерун, либо изнутри – возле ворот, ведущих в третью пракару, на стене есть указатель: «Way to Thayaar sannidhi». Нужно миновать пустынный боковой двор, выйти на небольшую площадь перед священным озером Чандра-пушкарини, и мимо храма Дханвантари пройти в следующую пракару, повернув налево. Там и расположен вход в храм Ранганаяки. Обычно, если храм открыт, возле его входа сидят торговцы, продающие подношения для Лакшми: цветы лотоса, гирлянды, цветочные венки, масло для лампад и особые пучки душистой травы, которую здесь принято предлагать Божествам.

Войдя в храм (а вход в него закрыт для западных людей, за исключением вайшнавов), паломник видит перед собой центральный храмовый зал, закрытый решеткой, и слева – проход, через который можно попасть на даршан.

Стены и пол в центральном храме все перемазаны желтой куркумой – здесь ее раздают посетителям в качестве маха-прасада от Лакшми-деви, и посетители, вероятно, не придумав, что с ней делать, попросту растирают ее по стенам и колоннам, хотя у входа в храм висит надпись, запрещающая это.

Миновав просторный зал, паломник попадает в преддверие святая святых – небольшую комнатку перед гарбха-грихой, где в любое время перед алтарем толпятся верующие.

Рангаянаки Тхаяр (Лакшмидеви)

Сама Ранганаяки Тхаяр восседает в глубине святая святых. На ней – роскошные одежды (чаще – розовые или красные), золотые украшения и особый высокий головной убор, с как бы заломленным набок верхом. Ближе к посетителям расположено утсава-мурти Ранганаяки, которое видно гораздо лучше. Рука Лакшми протянута к преданным в жесте благословения. Священник раздает маха-прасад – остатки гирлянд, комочек пасты из куркумы и чаранамриту – и дотрагивается до головы паломника серебряной подставкой для сандалий Божества, как бы благословляя его прикосновением стоп Лакшми. После этого принято сделать небольшое пожертвование и вновь выйти в храмовый зал.

После даршана Божества полагается обойти его храм по часовой стрелке. Для этого в южноиндийских храмах обычно предусмотрен особый проход, огибающий алтарь. В храме Ранганаяки его роль выполняет огромный и величественный колонный зал, расположенный вокруг центрального здания храма. В нем каждый год празднуют свадьбу Господа Ранганатхи и Его супруги – для этого здесь установлены огромные качели, на которых юных супругов качают перед восхищенными взорами Их многочисленных слуг.

Снаружи, возле самого выхода из колонного зала, растет священное дерево билва (бел). Обычно листья билвы используют для поклонения Господу Шиве, однако это дерево является объектом почитания всех вайшнавов, которые приходят или приезжают в Шри Рангам. Говорят, что по ночам под этим деревом проходят романтические свидания Господа Ранганатхи и Ранганаяки. А в середине 15-го века, когда Шри Рангам был разграблен мусульманами, под этим деревом вайшнавы спрятали божество Лакшми-деви.

Чакраттальвар Саннитхи (храм Сударшаны Чакры)

Третий по значению и, соответственно, посещаемости храм Шрирангама – храм Чакраттальвара, по-нашему – Сударшана-чакры. Сударшана-чакра – неизменный спутник Господа, приходящий вместе с Ним во всех Его воплощениях. Так, в Рама-лиле Он принял облик лука и стрел Господа Рамачандры, по другим источникам, Он воплотился как Бхарата – младший брат Рамы. Также говорится, что Он стал клыками Варахадева. Таким образом, Сударшана – источник всего оружия Господа Вишну. Он защищает преданных Господа и наказывает всех, кто старается причинить им вред. Поэтому он считается неотличным от Господа Нрисимхи.

Изображение Сударшаны на храме Чакраттальвара

В материальном мире Сударшана обычно проявляется как ослепительно сияющий диск с тысячью спиц, а на Вайкунтхе сопровождает Господа в Своем изначальном духовном облике. У него 16 рук, в которых он держит различные виды оружия – плуг, палицу, топор, молнию и др. Этим видам оружия Сударшаны посвящен гимн Сударшана-шодашаюдха-стотра. Прочитать его и другие молитвы и истории о Сударшана-чакре можно на сайте dayalnitay.ru в разделе, который был создал в честь установления Сударшана-чакры на крыше храма Шри Шри Даял Нитай – Шачи-суты. О Сударшане говорится в «Бхагаватам» в связи с историями слона Гаджендры (в Восьмой Песни), Мохини-мурти (там же) и Махараджи Амбариши (Девятая Песнь). Также он упоминается во многих мантрах и молитвах, посвященных Господу Вишну, поскольку Бог с бОльшим удовольствием принимает обращенные к Нему молитвы, если там упоминаются Его вечные спутники и преданные.

В Южной Индии Сударшане обычно посвящено отдельное святилище, тогда как в Северной его традиционно устанавливают на куполе храма. Но и в том, и в другом случае Сударшана-чакра приходит, чтобы охранять храм Господа и защищать Его преданных.

В Шрирангаме Божество Сударшана-чакры проявлено в черном камне. У Него 16 рук, а вокруг всей Его фигуры круг со спицами. На обратной стороне Божества проявлен Господь Нрисимха – его можно увидеть в небольшое окошко позади алтаря. Перед Сударшаной стоит Его утсава-мурти, изготовленное из металла. Алтарная перед святилищем – лабиринт из металлических заграждений – для очереди.

Удаявар Саннитхи (Храм-самадхи Рамануджи Ачарьи)

Храм Рамануджачарьи

Рамануджа Ачарья - один из главных Ачарьев (духовных учителей) Шри-сампрадаи. Он много лет прожил в Шрирангаме, сделав его штаб-квартирой Шри-вайшнавов. Здесь он оставил тело в 1137 году н.э.

Рассказывают, что тело Рамануджи после его ухода по всем правилам поместили в самадхи. Но на следующий день оно неожиданно оказалось на поверхности земли. Ученики очень удивились и провели церемонию еще раз. На следующее утро тело вновь оказалось наверху. Вскоре Рамануджа Ачарья явлся во сне одному из своих учеников и сказал, что хочет остаться на поверхности земли. Тогда его тело покрыли смесью камфары и сандала и построили вокруг святилище. Таким образом его тело, сидящее в позе лотоса, до сих пор может увидеть любой желающий.

В храме также находится Божество Варадараджи, аналогичное тому, которое находится в Канчи, где Рамануджа прожил много лет.

В галерее вокруг алтаря - 108 картин, повествующих о жизни и проповеди великого ачарьи.

Коданда Рама Саннитхи и Андаль Саннитхи (храмы Коданда Рамы и Андаль)

Они расположены в третьей пракаре, возле священного озера Чандра-пушкарини. Храмы объединены общим колонным залом.

Оба храма, хоть и небольшие, выглядят светлыми и праздничными. Божества в них ухожены, стены украшены зеркалами и яркими картинами, а вход в храм отмечен банановыми деревьями и связками листьев манго. Хотя в храмах нет ни потемневших от копоти потолков и стен, ни паутины, ни полустертых надписей на камнях, - словом, ничего, что придает неповторимую прелесть и очарование древности южноиндийским храмам – одной своей красотой и праздничным убранством алтарей эти храмы очень успокаивают ум и возвышают его.

Коданда Рама - так называют Господа Рамачандру, держащего лук. Господа сопровождают Его супруга Сита Деви, брат Лакшман и верный слуга Хануман. Божества одеты в золотые доспехи.

Парамападанатха Саннитхи

Храм Андаль также называют Парамападанатха Саннитхи - здесь поклоняются Господу Вишну, повелителю Вайкунтхи (Парамапада-натхе), сопровождаемому тремя супругами (проявления Лакшми) - Нила-деви, Бху-деви и Шри-деви. В храме также поклоняются двенадцать альварам, окружающим Вишну (Тирумангай по традиции держит в руках копье, а Кулашекхара одет в сияющее царское облачение), а также Раме с Его семейством и некоторым духовным учителям древности – Раманудже, Натха Муни и Пиллаю Локачарье.

Андаль-деви, прекрасная невеста Господа, одета в роскошное сари и усыпана с ног до голову драгоценностями. Она стоит в алтаре, окруженная со всех сторон зеркалами, и с ней в этом храме присутствует и те, кто неизмеримо дорог ей: Господь Нараяна и те, с кем в земной своей жизни она была незнакома, но с кем она всегда служит Господу в жизни вечной – в мире Вайкунтхи – Альвары и Ачарьи.

Простая истина, о которой мы часто забываем, привязанные к внешним обозначениям и все еще меряющие мир и Бога по себе, - преданность Господу невозможно обрести, изучая философию, раздавая милостыню и вообще – пытаясь приблизиться к Нему своими силами. Как бы ни были велики наши познания, они остаются всего лишь частью нашего ума или разума, а значит – частью материальной вселенной. А преданность – она как океан, со всех сторон сжатый непробиваемыми стенами плотин. Порой, заглядывая в свое сердце, мы начинаем понимать, что все наши попытки извлечь эту преданность из сердца подобны попыткам процарапать бетонную, вековую стену плотины. Нет, не так надо! Тем более, что попытки познать Бога своими силами чреваты пробуждением непомерной гордыни, а значит – укреплением и без того несокрушимых стен. Что же делать, когда при взгляде на этот серый, уродливый монолит опускаются руки, и нет сил больше бороться, и надежда уходит?
Нужно вспомнить, что есть Тот, перед кем не устоит ни одна стена, кто одним только прикосновением Своей стопы сумел пробить величайшую из стен этого мира – оболочку вселенной, впустив в этот грязный мир святую и чистую Гангу. Нужно вспомнить о том, кто, будучи еще младенцем, слегка толкнув Своей стопой, сломал тяжелую, добротно сбитую повозку для кухонной утвари, убив при этом страшного Шакатасуру. Стоит Ему захотеть, и плотина, окружающая плотным кольцом нашу душу, разлетится не то что в камни – в пыль, и тогда преданность, до того томившаяся в неволе, с силой вырвется наружу, с благодарностью омыв стопы своего освободителя.

Святые Альвары всегда окружают Господа Нараяну. Их песни подобны таким рекам. Преданность этих великих душ, облеченная в слова божественных тамильских стихов, двенадцатью потоками стремится к стопам Верховного Господа, сливаясь в сверкающий в Его лучах океан Дивья Прабандхи.

Сложив руки, Альвары вечно погружены в мысленное созерцание своего Господа, и всегда говорят о Нем словами своих неземных песен. И с восхищением возносят хвалы стопам Того, кто тремя шагами измерил небо и легким касанием стоп разбил деревянную повозку...

Достопримечательности

Гопурамы

Гопурамы – пожалуй, главная достопримечательность ШриРангама. Гопурам – пирамидальная башня с воротами, обозначающая вход в храм. ШриРангам окружают семь стен, в каждой по четверо ворот – с юга, севера, востока и запада – с гопурамами. Получается 28 ворот – но на самом деле, их всего 21 – некоторые внутренние стены глухие. Из 21 - 3 пока имеют вид фундамента (во внешней стене). Так что в реальности в ШриРангаме 18 гопурамов – но зато ни один не повторяется. Высота их от 10 до 87 метров. Тот, который высотой 87, называется Раджа (царский) - он самый высокий из себе подобных в Индии (и в мире соответственно). Второй по высоте – Веллаи (белый) – 80 метров, благодаря цвету, хорошо виден на спутниковых картах.

Каменные лошади

Интересного вида колонны в пятой пракаре, рядом с Веллаи-гопурамом. Сделаны во второй половине 16 века. Один из туристических брендов Шрирангама.

Зал тысячи колонн

Там же, рядом с Веллаи-гопурамом, напротив лошадей. Внутрь обычно не пускают, но заглянуть через решетку можно.

«Залы 1000 колонн» есть во многих крупных южноиндийских храмах, однако едва ли во многих из них количество колонн действительно достигает тысячи. В Шри Рангаме, похоже, так и есть. Этот зал с высоченными потолками чем-то напоминает лес. Колонны по большей части простые, круглые, однако, встречаются и других стилей – и восьмиугольные (как карандаш), и прямоугольные и всякие-всякие… Обычно в течение года этот зал закрыт для посещения. Но на некоторые праздники его открывают. Здесь есть несколько возвышений-алтарей, на которых в праздничные дни Господь принимает поклонение Своих преданных: слушает чтение Вед и Дивья Прабандхи, дает даршаны и т.д. Одно такое возвышение, сделанное в форме каменной колесницы, находится совсем рядом с выходом, и, когда Нам Перумал проходил мимо, нам довелось полюбоваться на это необыкновенное творение средневековых мастеров. «Колесница» была запряжена каменными лошадьми, а колеса ее, на треть погруженные в землю, казались просто огромными!

Храм Вену-Гопала

Шедевр каменного зодчества, построенный в 13-14 веках (стиль династии Хойшала). Знаменит в основном высеченными на стенах каменными фигурами.

Обзорная площадка

билеты покупаются в книжной лавочке, в пятой пракаре. Сразу оттуда вас ведут на крышу. Оттуда открывается красивый вид на золотой Пранава-виман – центральный купол – и разные гопурамы. Все удовольствие стоит 10-15 рупий, за фотографирование (если решат проследить) – 50 рупий.

Музей истории храма

В пятой же пракаре, направо по улице. 1 рупия за возможность посмотреть старые фотографии, найденные археологами разные артефакты, подарки храму от официальных делегаций и еще кое-что по мелочи.

Все остальное

Во внутренних пракарах Шрирангама можно бродить часами. Множество храмов, залов, настенных росписей, колонн с причудливыми каменными украшениями... В общем, хватит и туристу, и паломнику.

Озеро

Большое озеро, называемое местными жителями "Тепаккулам", находится в паре сотен метров по дороге от западных ворот. Шрирангама Само озеро, наверное, - одно из самых красивых мест острова. Оно достаточно велико в размерах, и в центре его возвышается каменный открытый храм – навес на колоннах. Вдоль берегов – асфальтированная дорога, а за ней – небольшие чистые домики, украшенные ранголи. Насколько могу судить, эта застройка не простирается вглубь острова, и сразу за этими домами начинаются огромные кокосовые леса Ранганатхи.

Вода в озере чистая, и в ясную погоду в ней красиво отражается голубое небо, и пальмы, растущие на берегу, и белый храм в середине, а если отойти к дальней стороне – то и Раджа-гопурам, величественно возвышающийся над островом. В озере живут улитки и лягушки, а также маленькие крабы – значит, озеро и впрямь чистое.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить