Дхама-махатмья
Home Бенгалия Навадвипа Годрумадвипа

postheadericon Годрумадвипа

ГодрумадвипаЭтот остров — третий по счету остров Навадвипа-дхамы олицетворяет киртанам, повторение святого имени Господа. Он расположен на восточном берегу Ганги и простирается от Девапалли до реки Джаланги. Название «Годрумадвипа» происходит от слов го — «корова», друма — «дерево» и двипа — «остров» и связано с историей коровы Сурабхи. На самом деле, размер Годрумадвипы — 200 000 йоджан. Это размер целой планетной системы.

Вечная обитель Сурабхи

Когда Индра, окутанный иллюзорной энергией Кришны, возгордился и затопил Гокулу дождями, Господь заботливо поднял холм Говардхан и защитил Гокулу. Так гордость Индры была разбита, и он понял истинное положение Кришны. Замаливая свое оскорбление, он припал к Его лотосным стопам, и сын Нанды милостиво простил Индру и утешил его. И все же Индра не мог успокоиться. Он отправился к Сурабхи:

— Я не понял игр Кришны и потому совершил великое оскорбление. Я слышал, что в Кали-югу Враджендра-сута явит Свои чудесные игры в Надии. Но я боюсь, что иллюзия вновь одолеет меня, и я опять совершу оскорбление. Поскольку ты — Сурабхи, корова, которая исполняет все желания, тебе все известно. Будь добра, скажи, что мне делать теперь?

— Давай пойдем в Навадвипа-дхаму и поклонимся Нимаю, — ответила Сурабхи.

Они пришли сюда и стали поклоняться Гауранге. И поскольку поклоняться Ему не сложно, результат пришел сразу. Индра и Сурабхи повторяли имя Гауранги, глаза их наполнились слезами любви, и скоро они получили даршан Махапрабху. Гауранга мягко улыбался, голос Его дрожал от любви, и Сам Он словно источал нектар.

— Я знаю, чего ты хочешь, — сказал Господь. — Скоро Я явлюсь в городе Надии, и тогда ты будешь служить Мне, и больше не попадешь в сети майи.

Господь исчез, а Сурабхи так и осталась под баньяновым деревом, постоянно служа здесь лотосным стопам Гауранги. С тех пор это место называется Годрума: го — корова, друма — дерево. Здесь исполняются все желания. Кто поставит себе здесь хижину и будет поклоняться Господу, тот без труда окажется у лотосных стоп Шри Чайтаньи.

Земля пастухов

Годрумадвипа неотлична от Нандаграма, дома Нанды Махараджи, поэтому здесь Господь Гауранга вечно пребывает в настроении Гопала. Приходя сюда, Он забывает обо всех Своих иных настроениях и предается простым играм деревенского мальчика-пастушка.

Во времена Господа Чайтаньи в этой части Навадвипы проживало множество пастухов. Они и их жены очень любили Гаурангу. Они приглашали Его в гости и вволю кормили обильными и разнообразными угощениями из молока и молочных продуктов: йогуртом, сырами, сладостями, гхи… Отведав все, что душе угодно, Гауранга шел с пастухами на пастбище. Он приходил в эти места и проводил здесь по многу часов, наблюдая за коровами. Иногда они с мальчиками-пастушками катали друг друга на плечах или во что-то играли. Коровы были так очарованы Гаурангой, что подходили к Нему, чтобы попробовать пыль с Его лотосных стоп. Только завидев Его, коровы теряли всякий интерес к траве и собирались вокруг. Друзья-пастухи говорили Ему: «Ты только притворяешься брахманом. Эта роль Тебе совсем не подходит. Ты — самый настоящий пастух. Оставайся-ка с нами и паси коров. Пусть другие брахманы считают Тебя великим знатоком санскрита, царем логиков, для нас Ты — царь пастухов. Смотри, как Тебя любят коровы. Смотри, как нам хорошо с Тобой».

Так Нимай провел здесь в настроении Гопала немало исполненных блаженства дней.

Панчанантала

Храм Шивы в Панчанантале

Навадвипу, как и остальные дхамы, охраняет Господь Шива. Подобно Матхуре, которая с четырех сторон окружена храмами Шивы (храмы Гоканешвары, Пиппалешвары, Рангешвары и Бхутешвары), подобно Пури и Враджа Мандале, святая земля Навадвипы также защищена Божествами Господа Шивы.

Один из таких храмов — Панчанантала. Он находится в самом восточном углу Навадвипа-дхамы, где расположен «вход» в святую землю. Алтарь Господа Шивы находится под большим баньяном (Божества на нем нет). Ныне существующий храм построен относительно недавно.

Панча значит «пять», анан — «голова», тала — «дерево». Панчамукхи или Панчанан — так называют Господа Шиву в облике с пятью головами.

Паломники молятся ему об устранении всех препятствий во время парикрамы, и о том, чтобы увидеть дхаму. Поэтому парикрама приходит сюда в первую очередь.

Нрисимхапалли (Девапалли), река Мандакини

Главные Божества здесь — Господь Нрисимхадева с Хираньякашипу на коленях и Прахладой Махараджей у ног. Это самопроявленное Божество существует с Сатья-юги.

Небольшой зал для киртанов здесь был построен «The Bhaktivedanta Charity Trust».

Храм Нрисимхадева в Девапалли

Храм расположен недалеко от юго-восточной границы Навадвипа-дхамы и известен под названиями Нрисимха-Пури и Девапалли («место, где живут полубоги»). Существует это место с Сатья-юги, когда Господь Нрисимхадев пришел сюда отдохнуть после убийства Хираньякашипу.

Рядом с храмом находится озеро, оставшееся от некогда протекавшей здесь реки Мандакини. Когда Господь Нрисимхадев пришел сюда, Он использовал сладкую воду этой реки, чтобы утолить жажду и смыть кровь Хираньякашипу со Своих рук.

Полубоги пришли сюда вслед за Нрисимхадевом, и поклонялись Ему с великой пышностью. Вишвакарма воздвиг здесь храм, а полубоги возвели вокруг него дворцы. Река Мандакини, со временем изменившая русло, затопила и уничтожила этот город. Все, что осталось от него — небольшие холмы, окружающие это место. Их названия сохраняют память о древних временах: Сурья-тила, Индра-тила, Ганеша-тила, Брахма-тила, Нрисимха-тила. Бхактивинода Тхакур говорит, что вокруг них еще можно найти обломки камней, из которых был построен город полубогов.

В «Шри Навадвипа-дхама-махатмье» содержится предсказание, согласно которому в будущем некий царь построит для Нрисимхадева огромный храм, получив каплю Его милости.

Нрисимхадев — защитник преданных, но мы не должны просить его стать нашим бесплатным охранником. Нрисимхадев защищает нас от врагов, находящихся внутри нашего сердца — вожделения, гнева и жадности.

Озеро Мандакини

Река Алакананда

Сейчас Алакананда, как и многие другие реки Навадвипы, наполняется лишь в сезон дождей. В другое же время она представляет собой цепочку небольших озер, расположенных в ее старом русле.

История с попугаем, произошедшая здесь, описывается в Према-виварте Джагадананды Пандита.

Алакананда

Маха-Варанаси и Харихара кшетра

Это место неотлично от Каши (Варанаси). В Каши есть место, называемое Маникарника-гхат. Говорят, если человек оставляет тело в этом месте, сам Господь Шива приходит к нему в момент смерти и повторяет ему на ухо имя Рамы. В результате этого умирающий обретает освобождение. А здесь, в Харихара-кшетре, Господь Шива всегда танцует и поет имя Гауры, прося своих последователей принять гаура-бхакти. Санньяси, тысячу лет проведя в Каши, обретают освобождение посредством гьяны, но здесь преданные не стремятся к этому и просто танцуют и поют имя Гауранги.

Тот, кто оставляет тело в этом месте, милостью Господа Шивы обретает спасение, ибо Шива повторяет ему на ухо имя Гауранги. Поэтому это место называют Маха-Варанаси — местом, где нет страха смерти.

Храм Хари-Хары

Давным-давно Господь явил Себя в этом храме как Харихара.

Бхактивинода Тхакур пишет, что Божество это обнаружили в лесу, на восточном берегу Алакананды. «Хари» — значит «Кришна», «Хара» — «Господь Шанкара».

Даршан Божества можно получить днем, но не все время. Храм поддерживает одна из здешних семей, и если он закрыт, можно спросить у местных жителей, где найти пуджари.

Главное Божество Маха-Варанаси — Харихара. Он наполовину темный (Вишну, Хари), наполовину белый (Шива, Хара). Рядом с Ним — вечные супруги Господа Вишну и Господа Шивы — Лакшми и Парвати. Кроме того, в храме установлены Божества Бурхо Шивы (что значит «Старый Шива») и Гопала, а также — отпечаток стопы Господа Вишну-Гададхары (подобный тому, которому поклоняются в Гае).

В Индии немного храмов Харихары. Один из них находится в Бихаре, на реке Падма, в месте под названием Гаджендра-мокша. Другой — в Раджастхане, в Осиане. Еще один — в Анегудде, в Южной Карнатаке.

Алтарь Хари-Хары

История Мохини-мурти

Однажды Господь Шива, услышав об удивительных деяниях Верховной Личности Бога в облике очаровательной женщины (Мохини-мурти), сел на своего быка и отправился повидать Господа Вишну.

Вместе со своей женой Умой и свитой из духов Господь Шива приблизился к лотосным стопам Господа Вишну. Он выразил Всевышнему Господу почтение, прославив Его в молитвах, а затем рассказал о своем желании.

Неизменно милостивый к Своим слугам, Господь исполнил желание Шивы. Призвав Свою энергию, Он предстал перед ним в образе пленительной женщины. Господь Шива, которого не может вывести из равновесия даже олицетворенная материальная энергия, Парвати-деви, оказался во власти чар Мохини-мурти, едва увидев Ее. Охваченный вожделением, он погнался за Ней, забыв обо всем на свете. Лишь через некоторое время, по милости Верховной Личности Бога, он сумел совладать с собой. Подробно эта история описана в восьмой песни «Шримад Бхагаватам».

После того, как все закончилось, Шива чувствовал себя очень неловко. Тогда Господь Вишну появился перед ним в своем изначальном облике и сказал: «Тебе не о чем переживать. Мы с тобой неотличны друг от друга. Ты — Мое проявление». И, чтобы подтвердить Свои слова, Господь явил эту необычную форму — полу-Шивы, полу-Вишну.

Как было украдено Божество Харихары

Харихара

Не так давно это Божество, которое стояло здесь много-много лет, было украдено. Никто не знал, где Его искать, и это повергло жителей Навадвипы в отчаяние. Но через несколько недель один человек, вышедший в поле, увидел шакалов, которые вели себя как-то странно — обычно шакалы бродят по ночам и не выходят из леса — а эти появились среди бела дня. Они суетились на окраине леса, и при этом громко лаяли. Человек, подумав, что шакалы суетятся вокруг чьего-то мертвого тела, и отогнал их. Он заглянул в кусты, вокруг которых они бегали и там обнаружил Божество. В изумлении он побежал в деревню и привел местных жителей.

Поскольку ранее о пропаже Божества уже заявили в полицию, на место происшествия явились представители власти. Они забрали Божество в участок в Кришнанагаре и пригласили эксперта, который мог бы определить Его стоимость. Специалист пришел к выводу, что камень, из которого сделан Харихара, очень дорогой. Сорок лакхов рупий (свыше 90 тыс. долларов) — такова была Его стоимость, даже без учета Его положения. Полицейские решили, что держать Божество в храме, где нет даже ворот, слишком рискованно, поэтому они оставили Его в участке.
Джананивасу Прабху, главного пуджари из Маяпура, очень беспокоила сложившаяся ситуация, поскольку Божество в участке не омывали и не кормили. Деревенский комитет пытался что-то предпринять, но безуспешно. Тогда управляющий совет маяпурского храма выделил комитету средства на восстановление храмовых ворот, и вскоре храм стал готов принять Харихару обратно.

Абхишека Харихары



В середине января 2001 года генеральный менеджер Маяпура Нитай Прасад Прабху обратился к окружному судье. Судья, совсем недавно назначенный на этот пост, поднялся со своего места и почтительно приветствовал гостя. Нитай Прасад, видевший этого человека впервые, начал рассказывать ему об ИСККОН, Шриле Прабхупаде, но судья, не дав ему закончить, воскликнул:

— О, так вы из ИСККОН! А Шрила Прабхупада — мой родственник!

Нитай Прасад пригласил этого человека в Маяпур, и на следующей неделе судья приехал. Он был одет как вайшнав. Он прошел в алтарную и сел напротив Божеств Шри Шри Радха-Мадхавы. Нитай Прасад, увидев его там, удивился и обрадовался.

— Чем я могу вам помочь? — спросил судья.

Нитай Прасад рассказал ему о проблемах с Харихарой, и судья обещал помочь. Он обратился в полицию, и полицейские вернули Божество на место. Деревенский комитет не знал, что ИСККОН имеет к этому какое-то отношение, и тут же послал преданным радостную «новость».

Департамент пуджари из Маяпур-чандродая-мандира под руководством Джананивасы Прабху изготовил для Харихары новые одежды, а Нитай Прасад предложил деревенскому комитету провести праздник в честь возвращения Божества. Те согласились, а один преданный из Америки пожертвовал 43 000 рупий. Деревенские женщины и преданные ИСККОН принесли в Харихара-кшетру сотни кувшинов воды из Ганги, а повара приготовили роскошное подношение Божеству, которое затем было роздано всем желающим.

Всего Харихара оставался в полицейском участке девять месяцев.

Абхишека Харихары

Амра-гхат (Амгхат)

Амра-гхат — это место, где Господь Чайтанья явил чудо с манговым деревом. Сейчас здесь небольшая манговая роща.

Суварнавихар

Все мы очарованы материальным миром и стремимся к богатству, наслаждениям, общению с противоположным полом и славе. В этом месте Господа можно просить о том, чтобы Он избавил нас от таких низменных желаний и даровал истинное богатство — любовь к Богу.

История обнаружения

Долгое время это место было неизвестно людям. После того, как Шри Чайтанья Махапрабху ушел, эти места, как и многие другие, связанные с играми Господа, затопила Ганга.

В начале прошлого века на этом месте были непроходимые джунгли, где водились тигры. Находиться здесь было опасно.

Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, совершая со своими учениками парикраму по Навадвипе (они шли из дома Бхактивиноды Тхакура к Девапалли), проходил недалеко от этого места. Он сказал ученикам:

— Мне нужна эта земля. Она должна стать нашей! Найдите владельца.

Один из его учеников отправился в Навадвипу и, поработав некоторое время в архиве, установил, кому принадлежит этот участок. Преданные встретились с этим человеком и попросили продать им землю. Тот был немало удивлен:

— Это же бесполезная земля! Там нет ничего кроме джунглей! Давайте я лучше продам вам хороший участок, где вы сможете выращивать овощи и рис!

Но Бхактисиддханта Сарасвати был непреклонен:

— Ваши поля мне не нужны. Мы хотим именно эту землю.

Когда формальности были улажены, и Бхактисиддханта Сарасвати стал законным владельцем, он тут же послал на это место нескольких учеников-брахмачари и велел им провести там раскопки. И под слоем земли ученики нашли обломки стен с великолепной отделкой, колонны, плиты, скульптуры… Здесь же они увидели огромную кобру с драгоценным камнем на голове, которая словно охраняла заброшенный дворец.

Преданные тут же сообщили о своих находках духовному учителю, и тот, не в силах сдержать себя, закричал:

— Я не ошибся! Это место — Суварна-вихар, где в одну из прошлых юг великий царь Суварна получил даршан Махапрабху. Тот самый Суварна потом явился как Буддхиманта Хан, чтобы служить Верховному Господу своим богатством.

Парикрама в Суварна-вихаре

История Суварна Сены

Царь Суварна Сена жил в Сатья-югу. Много лет он правил царством и не знал покоя даже в старости. Ум царя горел в огне материальных желаний, он постоянно думал лишь о том, как увеличить свои богатства. Кто знает, какая путеводная звезда привела к нему Нараду Муни? Приняв пышное поклонение царя, Нарада отвел его в уединенное место и милостиво поведал об Абсолютной Истине.

— О царь, — сказал Нарада, — дни твои проходят бесполезно, в мыслях о материальном богатстве. Узнай же, что все эти богатства не имеют смысла. Духовное знание — вот истинное сокровище. Что связывает тебя с женой, сыновьями или друзьями? После твоей смерти они опустят твое тело в Гангу и вернутся домой. Зачем жить ложными надеждами и устремлениями? Любые попытки утолить жажду материальных наслаждений подобны попыткам напиться каплей воды.

Раскрыв царю науку преданного служения, Нарада добавил:

— С Кали-югой на Землю придет удача. Кришна приведет сюда Своих спутников и развернет здесь гаура-лилу. Повторяя имя Гауры, человек обретет милость Кришны и сможет жить во Вриндаване.

Сказав это, Нарада потерял власть над собой и стал танцевать и петь имя Гауры:

— Повторяй имена Гаурахари! — и вина вторила ему. — О Гаурахари, когда же настанет эта благословенная Кали-юга?

Вдруг Нарада исчез, и царь остался один, но сердце его наполнилось блаженством. Беспрестанно повторяя имя Гауранги, он танцевал и просил у преданных любви к Богу, и в конце концов освободился от всех материальных желаний.

А когда царь уснул, во сне ему явились Гауранга и Гададхара, танцующие вместе со Своими спутниками. Окружив сияющего золотом Махапрабху, преданные пели Харе Кришна, танцуя и обнимая друг друга.

Царь проснулся с жестокой болью в сердце и стал плакать в разлуке с Гаурангой. Тут он услышал голос: «О царь, когда Я низойду в Навадвипу, ты будешь одним из Моих спутников. Твое имя станет Буддхиманта Хан. Ты будешь лично служить Мне». Услышав это, царь утешился. Всю оставшуюся жизнь он провел, поклоняясь Гауранге.

Буддхиманта Хан

Обещание Господа исполнилось. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится: «Буддхиманта Хан, тридцать шестая ветвь, был очень дорог Господу Чайтанье Махапрабху. Он был всегда готов исполнять любые Его указания, поэтому его считали одним из главных слуг Господа».

Шри Буддхиманта Хан жил в Навадвипе. Он был очень богат. Это он устроил свадьбу Господа Чайтаньи с Вишнуприей, дочерью Санатаны Мишры, взяв на себя все расходы, связанные со свадебной церемонией. Он постоянно сопровождал Господа во время киртанов, а когда Господь играл роль богини процветания в доме Чандрашекхары Ачарьи, принес для Него украшения. Он был одним из тех, кто приходил в Джаганнатха Пури, чтобы повидаться с Господом Чайтаньей Махапрабху.

Господь Нитьянанда и Джива Госвами

Господь Нитьянанда привел сюда Дживу Госвами, когда проводил для него первую Навадвипа-мандала-парикраму. Вместе с ними был и Шривас Тхакур. Услышав историю Суварна Сены, Шривас, который был воплощением Нарады Муни, потерял сознание.

«Охваченный великим экстазом, опьяненный нектаром имени Гауры, Шри Джива тоже упал на землю.

— О Господь Гауранга! — звал Джива, — увижу ли я Твой золотистый облик?

И в этот миг он увидел Гаурангу, который пел и танцевал в кругу Своих преданных. Красота танцующего Гауранги затмевала солнце. Нитьянанда Прабху вместе с Адвайтой и другими преданными пел Ему славу. Звуки мриданг и каратал сливались в сладкую санкиртану, словно вновь начались проявленные игры Господа Чайтаньи. Внешне этот удивительный киртан длился несколько часов, но, как и в прежние времена, те, кто участвовал в нем, наслаждались обществом Господа в течение целого для Брахмы».

Господь Чайтанья вечно живет в Навадвипе, как Кришна вечно живет во Вриндаване, Это называется апраката-лила, непроявленные игры. Господь по-прежнему находится здесь, и если наше желание будет достаточно сильным, мы сможем увидеть Его.

Суварна-вихар Гаудия матх

Божества в Суварна-вихаре

В храме стоят Божества Радха-Говинды, установленные Бхактисиддхантой Сарасвати.

Хотя руины дворца Суварна Сены все еще можно увидеть в манговом саду, окружающем храм, самим их найти нелегко — остатки стен попросту растащили. Можно попросить местных преданных, и они покажут то, что осталось.

Гаурадаха

Игры Господа Чайтаньи, происходившие в этом месте описаны в Према-виварте Джагадананды Пандита.

К сожалению, истинное место Гаура-даха-лилы неизвестно, но она проходила где-то в этих местах, поэтому для посещения выбрали рощу между Суварна-вихаром и Свананда-сукхада-кунджей, где и рассказывают эту историю.

Свананда-сукхада-кунджа

Дом Бхактивиноды Тхакура

Дом Бхактивиноды Тхакура в Навадвипе

Шрила Саччитананда Бхактивинода Тхакур в Навадвипе

В 1887 году, в возрасте 49 лет Бхактивинода Тхакур начал подумывать об отставке. Он пишет в автобиографии: «Теперь, когда пришло время уйти в отставку, я поселюсь где-нибудь в рощах Вриндавана на берегу Ямуны». Вскоре после принятия этого решения, Тхакур отправился в служебную командировку в город Таракешвар. В первую же ночь по приезде он увидел странный сон. Ему явился Господь Чайтанья и сказал: «Ты обязательно попа- дешь во Вриндаван, но сначала тебе предстоит отправиться в Навадвипу». Вернувшись из командировки, Бхактивинода попытался добиться у своего начальника назначения в Навадвипу, но тот отказал. Тхакуру предложили еще несколько мест (в Ассаме и Типпере), затем он попытался уйти в отставку — но ему отказали. Наконец, к радости своей, он получил согласие от мирового судьи Кришнанагара поменяться с ним местами — судья получил должность в Шрирампуре, а Бхактивинода переехал в Кришнанагар, что в 40 километрах от Навадвипы. После нескольких месяцев тяжелой болезни он, наконец-то, приехал в святую землю Навадвипы.

«Когда по приезде я окинул взглядом окрестности, волосы у меня на теле встали дыбом. Мы переправились через Гангу и остановились на постоялом дворе. Там я распорядился приготовить обед и предложить его Господу Чайтанье Махапрабху. Получив даршан Господа, я, впервые за долгое время, попробовал рис, чечевичную похлебку с зеленым джекфрутом, тушеные овощи с банановой мукой и другие блюда. Никогда в жизни не ел ничего вкуснее!»

С этого времени Бхактивинода стал бывать в Навадвипе каждую субботу. Целью его поездок было найти место явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Поиски увенчались успехом, и в начале 1888 года Джаганнатха дас Бабаджи подтвердил достоверность его открытия.

Вскоре в Кришнанагаре у Тхакура начался сильный тонзиллит. Он попросил двухмесячный отпуск и в это время приобрел дом в Сурабхи-кундже, на Годрумадвипе. Этот дом стал сокровенным местом его поклонения и служения Господу до конца его дней. Здесь он подолгу жил, перемежая периоды литературного затворничества с продолжительными проповедническими и исследовательскими поездками. Здесь, примерно в это время (в 1890 году), им была написана знаменитая книга о славе Навадвипы — «Шри Навадвипа-дхама-махатмья», ставшая итогом тщательной исследовательской работы Тхакура по обнаружению мест, связанных с Господом Чайтаньей.

В августе 1891 года Бхактивинода Тхакур получил отпуск сроком на два года и решил посвятить это время проповеди. Штаб-квартирой его на это время стал тот самый дом в Сурабхи-кундже. В компании своих друзей Рамсевака, Ситанатхи и Ситала Бхритьи, он ездил по окрестностям, проводил лекции, проповедовал славу святого имени и открывал новые отделения «Нама-хатты» — открытого им «рынка святого имени» с центром в Свананда-сукхада-кундже.

В феврале 1892 года Бхактивинода Тхакур основал «Общество по восстановлению и развитию Старой Навадвипы», в которое вступили многие известные и уважаемые люди Бенгалии. Его лекции в Кришнанагаре о том, как было открыто место явления Шри Чайтаньи, пользовались огромным успехом.

Кровать Бхактивиноды Тхакура

В октябре 1894 года, в возрасте пятидесяти шести лет Тхакур, несмотря на протесты чиновников и родных, все-таки подал в отставку. Удалившись от дел, он переехал в свой дом в Навадвипе, чтобы полностью посвятить себя проповеди, повторению святого имени и литературному творчеству. Мирские обязанности больше не отвлекали его. Он собирал пожертвования на строительство храма Господа Чайтаньи в Маяпуре (21 марта 1895 года храм Гаура-Вишнуприи был торжественно открыт), писал книги (среди них: комментарий к «Чайтанья-чаритамрите», очерк «Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху», книга «Шри Рамануджа-упадеша», а также переводы творений святых вайшнавов: Рагхунатхи даса Госвами, Валлабхачарьи, Кулашекхары и многих других), проповедовал (в 1896 года его проповедь впервые за историю вайшнавизма вышла за пределы Индии)…

В 1897 году Шрила Бхактивинода Тхакур открыл здесь ашрам, который включал в себя сам непритязательный деревянный дом, несколько небольших надворных построек и двор, обнесенный стеной. Этот двор стал местом встречи возвышенных душ. Здесь Тхакур декламировал и разъяснял «Шримад-Бхагаватам» и говорил о преданном служении.

В 1900 году, в том же месте, в Свананда-сукхада-кундже, Бхактивинода Тхакур написал «Шри Харинама-чинтамани», одну из самых известных своих книг, в которой объясняется духовная природа святого имени и рассказывается о правилах его повторения.

В 1908 году Бхактивинода решил отречься от мира, получив посвящение у Гауракишоры даса Бабаджи. Но Бабаджи, хоть уже много лет жил в отречении от мира, сам считал себя недостойным учеником Тхакура. Поэтому он отказался. Но Бхактивинода не менял решения и через несколько дней приехал к нему в Навадвипу. Бабаджи Махарадж спрятался в доме проститутки, зная, что его учитель никогда не позволит себе зайти в подобное место, и тот уехал ни с чем.

Но через несколько дней Гауракишора дас Бабаджи передумал и, по просьбе одного из сыновей Бхактивиноды, приехал к нему в дом. Проведя там несколько дней, он провел обряд посвящения. Тхакур надел старую набедренную повязку и фартук для сбора милостыни, принадлежавший его духовному учителю, и затем, с согласия и в присутствии Шрилы Гауракишоры, принял его своим веша-гуру.

Приняв отречение, Бхактивинода Тхакур продолжал повторять святое имя и заниматься литературным творчеством, иногда живя в Годрумадвипе, в иногда — в Бхакти-бхаване, в Калькутте.

23 июня 1914 года, ровно в полдень, Шрила Бхактивинода Тхакур вошел в вечные игры Господа, недоступные взору обусловленных душ этого мира. Его прах перевезли из Калькутты в Годрумадвипу и, под звуки оглушительного киртана, устроенного его учениками и друзьями, поместили в серебряную урну и предали земле в Йогапитхе. Через несколько лет, в 1919 году Шрила Бхактисиддханта Сарасвати установил в Свананда-сукхада-кундже мурти своего отца и положил начало поклонению ему.

Роща Лалиты

Бхактивинода Тхакур назвал свой дом Свананда-сукхада-кунджей. Это место неотлично от вриндаванской Свананда-сукхада-кунджи — рощи на берегу Радха-кунды, принадлежащей Лалите-сакхи. Песни Бхактивиноды Тхакура приоткрывают нам сокровенную истину, связанную с его вечным служением:

«Моя маленькая хижина в чудесном саду Свананда-сукхада-кунджи излучает сияние. Поселившись здесь, я буду петь святое имя Кришны и с нетерпением ждать того времени, когда обрету личное служение Ему и Его спутникам» («Гита-мала», 5.5.2).

«Рупа Манджари и Ананга Манджари отведут меня в рощу Лалиты, прекрасной повелительницы Свананда-сукхада-кунджи» («Навадвипа-бхава-таранга»)

«Эта служанка цветом тела подобна молнии и одета в сари с узором в виде звезд. Мое имя Камала Манджари. Мне всегда двенадцать лет, и я постоянно живу в месте под названием Свананда-сукхада-кунджа» («Гита-мала», 5.8.1).

Божества Гаура-Гададхары

Бхаджан-кутир Гауракишоры даса Бабаджи

В 1898 году Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махараджа пришел в только что отстроенную Свананда-кунджу. Идя туда, он пел печальным голосом. На Бабаджи Махарадже была шапка, сшитая из тигровой шкуры, а сам он нес корзину с различными предметами, которые использовал в преданном служении. Придя в кунджу, он подарил Шриле Бхактисиддханте Сарасвати четыре или пять кусков веревки, предназначенных для отсчета прочитанных кругов харинамы, штамп тилаки с начальными буквами слов «Харе Кришна», шапку из тигровой шкуры и остальные принадлежности, необходимые для проведения обрядов поклонения Господу. Корзину и шапку Бабаджи Махарадж получил некогда от своего духовного учителя, Шрилы Бхагаваты даса Бабаджи. В том же году, в месяц Магха, Бабаджи Махарадж дал духовное посвящение Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру.

Этот великий вайшнав часто приходил в Свананда-сукхада кунджу, чтобы послушать, как Шрила Бхактивинода Тхакур разъясняет «Шримад-Бхагаватам». Он приходил обычно в три часа дня, а уходил около пяти. Несколько раз он проводил ночь в Свананда-кундже, в маленькой хижине, крытой жестью и стоявшей в одном из уголков кунджи.

В 1908 году Шрила Гауракишора окончательно лишился зрения и перестал путешествовать, и с тех пор постоянно оставался в Навадвипе, живя либо в Прадьюмна-кундже (принадлежавшей Сараччандре Васу из Южной Калькутты), либо вместе с Тхакуром Бхактивинодой в его доме. Когда он жил у Тхакура, он обычно повторял джапу и совершал свое внутреннее служение Господу Кришне. Иногда, когда его сознание отстранялось от всего внешнего, он переставал осознавать даже существование собственного тела. Он не осознавал, одет он или нет, и шел купаться в Джаланги в раскрытой одежде. После этого он входил в свой маленький кутир и необычайно громким голосом начинал повторять имена гопи Вриндавана.

С пребыванием здесь этого великого святого связано несколько историй.

Когда стало ясно, что зрение Гауракишоры даса Бабаджи ухудшается, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил его поехать в Калькутту к врачу. Тхакур Бхактивинода тоже неоднократно просил его об этом, но Шрила Гауракишора неизменно отвечал отказом.

Однажды Шрила Бхактивинода Тхакур сказал Бабаджи Махараджу, что его слуга, Шрила Сарасвати Тхакур, будет жить с ним в Калькутте, и потому он не будет терпеть там никаких неудобств. На это Бабаджи Махарадж ответил:

— Я никогда не допущу, чтобы Прабху служил мне, лучше уж я утоплюсь. Но если я утоплюсь в Ганге, я стану привидением, поэтому я утоплюсь в Джаланги.

Повторив эти слова еще раз, Шрила Гауракишора стремительно бросился к берегу Джаланги, которая протекала недалеко от входа в Свананда-кунджу. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур побежал за ним, пытаясь отговорить его и смиренно прося вернуться. После этого случая Гауракишору даса Бабаджи не могли найти в течение сорока пяти дней. Затем так же внезапно он появился в Свананда-сукхада-кундже и заявил:

— Я не смогу достичь Шри Кришны, убив себя. Но я все равно не могу допустить, чтобы кто-либо служил мне.

Рассказывают еще такую историю.

В Навадвипе жил некий бабаджи-пандит из Кулии, который носил одну лишь набедренную повязку. Он был всеми уважаемым человеком, однако безнравственные поступки, которые он втайне совершал, оскорбляли чувства Шрилы Гауракишоры Прабху. И однажды Бабаджи Махарадж снял с себя набедренную повязку и верхнюю одежду и надел красивое дхоти с каймой и чадар. Одевшись так, как одеваются материалисты, любящие изысканную одежду, он отправился к Шриле Бхактивиноде Тхакуру в Свананда-сукхада-кунджу. Тхакур, увидев его в таком необычном виде, спросил его, почему он так оделся. Бабаджи Махараджа ответил:

— Мы одеваемся так, как одевался Шри Чайтанья, но не останавливаемся перед тем, чтобы втайне совершать прелюбодеяние. Поэтому лучше мы будем одеваться, как мужья проституток, чем носить одежду, какую носил Шри Чайтанья и втайне прелюбодействовать. Так мы, по крайней мере, не будем лицемерами.

Свананда-сукхада-кунджа сегодня

Свананда-сукхада-кунджа

В наши дни поклонение в доме Бхактивиноды поддерживают вайшнавы из Гаудия Матха. Здесь открыт храм, на главном алтаре которого установлено мурти самого Тхакура, а также его личные Божества, Шри Шри Гаура-Гададхара. Внутри входных ворот, слева, находится божество Кшетрапала Шивы и его быка Нанди.

Слева от главного алтаря находится почетное сидение ученика Бхактивиноды Тхакура, Кришнадаса. Справа же — место, некогда бывшее бхаджан-кутиром Гауракишоры даса Бабаджи. Здесь он часами наслаждался повторением святого имени, когда приходил в дом Бхактивиноды. Раньше вход в бхаджан-кутир находился в задней стене помещения — таково было смиренное пожелание Бабаджи Махараджа. Но сейчас вход сделали со стороны главного двора, на благо паломникам.

Сам дом расположен слева. Для того, чтобы попасть в комнату самого Бхактивиноды, нужно подняться по лестнице. Там до сих пор хранятся некоторые из его вещей. В этой комнате он написал множество своих книг и статей. С веранды, на которую ведет дверь из комнаты, Бхактивиноде Тхакуру открылось видение Золотого Города и Адбхута-мандира — огромного, чудесного храма на противоположном берегу Джаланги. Комната Бхактисиддханты Сарасвати — следующая за комнатой Бхактивиноды.

Сурабхи-кунджа

История Маркандеи Риши

Маркандея, сын Мриканды, жил на этом острове во время опустошающего потопа. Муни был наделен благословением жить семь кальп. Увидев великую опасность пралаи, когда всю вселенную затапливает вода, он стал искать место где укрыться. Волны носили его то в одну сторону, то в другую. «О, зачем я принял такое благословение?!» — сокрушался он.

Отдав себя на волю волн, Муни потерял сознание и утонул. Но милостивой Сурабхи случилось увидеть его, и она заботливо вытащила его из воды. Сурабхи — не обычная корова. Внешне она выглядит как корова, но разумом превосходит любого мудреца.

Когда Маркандея пришел в себя, он увидел остров Годрума — изумительной красоты место площадью в миллиард крош. Он увидел прекрасные ручьи и реки, цветущие деревья и вьюны, услышал птиц, которые пели славу Гауранге. Он увидел баньяновое дерево, которое разрослось едва ли не на восемь миль, а под ним — корову Сурабхи. Муни был так голоден, что взмолился:

— О богиня, молю, спаси мне жизнь! Дай мне немного твоего молока.

Сурабхи накормила его, и к Муни вернулись силы.

— О богиня, мать моя, не сознавая последствий, я принял благословение жить семь кальп. Но во время потопа я жестоко страдал от разных напастей. В долгой жизни нет ничего хорошего. Что же мне делать? Скажи, как освободиться от этого несчастья?

— Поклоняйся лотосным стопам Гауранги, — стала наставлять Муни Сурабхи. — Навадвипа-дхама находится вне материальной природы и поэтому не подлежит уничтожению. Пространство и время бессильны здесь, а материальная иллюзия не может здесь никем завладеть. Каждая часть Навадвипы занимает миллиард крош, а в центре ее находится Маяпур, огромный город. Восемь островов подобны лепесткам лотоса, центральной тычинкой которого является Антардвипа. Все тиртхи, девы и риши живут здесь и поклоняются Гауранге. Поклоняясь Ему, ты обретешь сладкий плод любви к Богу. Ты получишь прибежище лотосных стоп Радхи во Врадже, и ум твой найдет покой в служении божественной чете.

Выслушав Сурабхи, Муни в почтении сложил руки и спросил:

— А что я должен делать, чтобы поклоняться Гауранге?

— В поклонении Гауранге нет ничего трудного, — сказала Сурабхи. — когда ты произносишь имя Гауры, грехи твои исчезают, и ты освобождаешься от всякой печали. Поэтому оставайся на этом острове и погрузись в гауранга-расу, поклоняясь Господу.

Маркандея слушал Сурабхи в блаженстве. Повторяя имя Гауры, он то смеялся, то плакал.

Благословения

Сурабхи может благословить нас на преданность Гауранге. Ей нужно молиться о том, чтобы обрести чистую преданность Господу и развивать по всему миру общины прихожан и проповедовать киртан Чайтаньи Махапрабху. Здесь можно получить полномочия на развитие проповеди в общинах, поскольку это место, откуда начались все нама-хатты.

Сурабхи-кунджа Гаудия Матх

Божества в Сурабхи-кундже

Этот храм был основан Бхактивинодой Тхакуром. Впоследствии за ним присматривали его секретари и члены его семьи. Долгое время этим храмом управлял Гири Махарадж, большой друг и доброжелатель ИСККОН, в 2002 году вошедший в самадхи.

Здесь установлены Божества Шри Шри Радха-Кришны. Во дворе, с левой стороны, растет дерево туласи, отмечая место, где в прежние времена рос баньян, под которым корова Сурабхи медитировала на Господа. Сейчас этого баньяна нет, но преданные, чьи сердца абсолютно чисты, по-прежнему видят здесь и это дерево, и саму корову Сурабхи. Бамбуковыми палками и кирпичами обозначено место, где Бхактивинода Тхакур повторял мантру. Неподалеку отсюда, на берегу Ганги, находится личное место омовения Бхактивиноды Тхакура.

В будущем здесь планируется построить храм с божествами Сурабхи, Гаура-Нитай и Панча-таттвы.

Рынок Святого Имени

В 1512 году, по указанию Господа Чайтаньи, Господь Нитьянанда пришел в Бенгалию и развернул здесь широкомасштабную проповедь, сделав своей штаб-квартирой Годрумадвипу и, в частности, Сурабхи-кунджу. Бхактивинода Тхакур писал: «В городе Надии, на острове Годрума, Господь Нитьянанда открыл рынок Святого Имени для освобождения всех падших душ. ”О люди, поверьте! О люди, поверьте! По воле Господа Гауранги Я пришел просить вас, о братья: пойте имя Кришны, поклоняйтесь Кришне и давайте Кришну другим! Освободившись от всех оскорблений, пойте Святое Имя Господа! Кришна — наша мать, наш отец и Тот, кто обеспечивает нас всем необходимым и поддерживает нашу жизнь. Кришна освобождает из самсары и проливает милость на все души. Имя Кришны — суть всех религий”».

Господь Нитьянанда в Навадвипе

Так Господь Нитьянанда распространял движение санкиртаны. Одним из центров Его проповеди стала деревня Панихати, где Он собрал тысячи людей с обоих берегов Бхагиратхи Ганги. Другим огромным центром движения стала Вараханагара. Повсюду Господь Нитьянанда щедро раздавал сознание Кришны, не делая никаких различий между людьми и вовлекая в движение Господа Чайтаньи все новых преданных. После Шантипура и Навадвипы Он побывал в Тханаджоре и других деревнях по берегам Ганги, а в Кхардахе обратил в сознание Кришны 1200 мужчин и 1300 женщин-буддистов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить