Дхама-махатмья
Home Бенгалия Навадвипа Ритудвипа

postheadericon Ритудвипа

РитудвипаШрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Ритудвипа — обитель духовного блаженства. Она — отражение окрестностей Радха-кунды во Врадже». Слово риту значит «весна». Хотя в «духовной» Навадвипе одновременно присутствуют все времена года, на этом острове царит вечная весна. Местные жители называют остров «Ратупура».

Ратупура — скрытая Радха-кунда

Сама Радха-кунда находится между Видьянагаром и Чампахати. Это маленький пруд, который трудно найти без посторонней помощи. Во Вриндаване Господь Кришна приходит на Радха-кунду днем, в компании Шримати Радхарани и других гопи. Господь Чайтанья тоже приходит на Ратупуру в полдень; Он проводит здесь исполненные блаженства киртаны, во время которых свободно раздает кришна-прему.

Господь Нитьянанда и Джива Госвами в Ратупуре

Об этом рассказывается в «Шри Навадвипа-дхама-махатмье»:

Преданные пришли в Ратупуру и увидели красивый город. Шри Нитьянанда сказал:

— Мы на Ритудвипе. Это необычайно красивое место: мягко дует ветерок, почтительно склоняют кроны деревья, повсюду распускаются цветы. Жужжание пчел и аромат цветов кружит голову путешественникам…

Говоря это, Нитьянанда погрузился в трансцендентный экстаз и воскликнул:

— Быстро, принесите Мне Мой горн! Телята разбежались, а Кришна спит после обеда и не может пойти. Он ведет себя как ребенок. Где Субала и Дама? Один Я не могу идти пасти коров!

С криком «Канай! Канай!» Нитьянанда пропрыгал несколько метров, словно мальчик-пастушок. Видя состояние Нитьянанды, преданные тут же стали молиться Его лотосным стопам:

— О Прабху Нитьянанда, Твоего брата Гаурачандры больше нет здесь. Он принял санньясу и ушел в Нилачалу, покинув нас, несчастных.

Слова эти огорчили Нитьянанду и Он с плачем упал на землю:

— Ты принес нам столько печали, о Канай, брат Мой! Ты принял санньясу и ушел в Нилачалу. Я не могу дальше жить. Я брошусь в Ямуну!

Сказав это, Нитьянанада потерял сознание.

Переживая вместе с Нитьянандой состояние духовного транса, преданные стали петь святое имя. Прошло два часа, но Нитьянанда все еще не поднимался. Наконец, когда преданные стали петь славу Гауранге, Нитьянанда пришел в себя.

— Здесь находится Радха-кунда! — воскликнул Он. — В обед Гаурахари проводит здесь киртан вместе со Своими спутниками. Взгляните на сверкающую Шьяма-кунду, которая привлекает всю Вселенную! Посмотрите, здесь и там рощи сакхи. В обед Гауранга отдается пению славы Кришны и всех одаривает премой. Знайте, что во всех трех мирах нет места, подобного этому, где преданные поклоняются Господу. Кто бы ни поселился здесь, он обретет любовь к Богу, которая гасит огонь материального бытия.

Видьянагар

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Когда приходит время пралаи [разрушения], Навадвипа, вечная дхама, остается в своей изначальной форме восьмилепесткового лотоса. Все аватары и удачливые живые существа на это время обретают свое прибежище на одной части этого лотоса. Матсья-аватара приносит Веды, вмещающие в себя все знание, в Видьянагару на Ритудвипе, именно поэтому это место называют Видьянагара».

Когда Брахма почувствовал необходимость снова начать творение, он с ужасом взглянул на опустошенную Землю. И тогда, в этом месте, Господь наделил Брахму Cвоей милостью. Желая вознести молитвы Господу, Брахма открыл рот, и прекрасная Сарасвати родилась у него на языке. Благодаря могуществу Сарасвати Брахма вознес молитвы Кришне и почувствовал себя счастливым.

В этот момент творения майя повелела трем гунам распространиться по всему материальному творению на берегу реки Вираджи. Затем риши стали трудиться, открывая знание во Вселенной, проявленной майей. Приняв прибежище этой обители Сарасвати, под названием Шарада-питха, риши одержали верх над невежеством. Они обучились шестидесяти четырем ветвям знания, а затем расселились по миру. Но все риши вечно изучают каждый свою ветвь знания в этом святом месте.

Вальмики приходил сюда и милостью Нарады обрел «Рамаяну». Дханвантари получил Аюрведу, а Вишвамитра и другие риши обрели знание Дханурведы. Шаурана и другие мудрецы читали ведические мантры, а Шива обсуждал тантру. По просьбе риши Брахма открыл свои четыре рта, и появились Веды. Живя здесь, Капила создал философию санкхьи, а Гаутама придал силу логике и аргументам. Канайбхук создал здесь философию вайшешика, а Патанджали — йога-сутру. Джаимини написал карма-мимамса-шастру, а Ведавьяса — Пураны. Пять риши, возглавляемых Нарадой, — Сандилья, Упагаяна, Муанджаяна, Каушика и Бхарадваджа — которые прежде в течение одних суток получали наставления Самого Господа Нараяны, написали здесь Панчаратру и наставляли людей в практике преданного служения.

В этом лесу долгое время Упанишады поклонялись Гауранге. Не раскрывая Себя им, Гауранга сказал: «Ваше представление о Боге как бесформенном (ниракара) портит вас. В форме шрути вы тоже не узнали Меня, но когда вы придете на землю как Мои спутники, вы увидите Мои игры собственными глазами. И в это время вы прекрасными голосами воспоете Мне славу». Шрути были потрясены этими словами. Не раскрывая тайны, они остались здесь ждать. Благословенна эта Кали-юга, величайшая из всех юг, потому что в эту югу явился Господь Гауранга!

Услышав, что Гауранга будет проводить здесь Свои школьные игры, Брихаспати родился здесь под именем Васудевы Сарвабхаумы, страстно желая удовлетворить Господа. Он знал, что Господь станет одним из учащихся Навадвипы, и потому почувствовал безразличие и отвращение к обители Индры. Вместе со своими учениками он с удовольствием родился на земле. Сарвабхаума открыл свою школу и проводил здесь, в Видьянагаре, уроки. Но решив, что он попал в сеть сухого знания и потерял Гаурангу, он сделал вот что. Прежде чем Гауранга родился, Сарвабхаума покинул Надию, оставив здесь всех своих учеников. Он подумал: «Я слуга Гауранги, Он обязательно проявит ко мне милость и придет». Поэтому Сарвабхаума ушел в Нилачалу и прославился как великий знаток философии маявады.

Видьянагара Гаудия Матх и дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи

Гаура-Нитай

Эти два места расположены недалеко друг от друга. А на месте Видьянагара Гаудия Матха когда-то находилась школа Сарвабхаумы. Этот маленький храм был открыт Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати. Здесь поклоняются прекрасным большим Божествам Шри Шри Гаура-Нитай, которым когда-то служил Видья Вачаспати — брат Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Слева от храма расположена небольшая рощица, деревья в которой не принадлежат ни к одному известному виду. Говорят, они выросли из карандашей, которые Господь Чайтанья оставлял здесь, когда приходил сюда учиться.

Дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи не сохранился. На его месте тоже открыт небольшой храм, где ведется поклонение Божествам Шри Шри Радхи-Кришны.

История Сарвабхаумы

Шрила Прабхупада пишет: «При рождении Сарвабхауму Бхаттачарью нарекли Васудевой. Он родился в Видьянагаре, примерно в четырех километрах от железнодорожных станций Навадвипа и Чанпахати. Его отцом был очень знаменитый человек по имени Махешвара Вишарада. Говорится, что Сарвабхаума Бхаттачарья был величайшим знатоком логики своего времени в Индии. Он учился в Митхиле (Бихар) у знаменитого учителя логики Пакшадхары Мишры, который не позволял своим ученикам записывать его объяснения. Сарвабхаума Бхаттачарья обладал таким даром, что заучил его объяснения наизусть и по возвращении в Навадвипу основал свою школу логики, тем самым уменьшив значимость Митхилы… Многие авторитетные историки считают, что прославленный логик по имени Рагхунатха Широмани также был учеником Сарвабхаумы Бхаттачарьи. По сути дела, Сарвабхаума Бхаттачарья стоял во главе всех логиков своего времени. Хотя сам он был грихастхой (семейным человеком), он обучал логике даже многих санньяси».

Сарвабхаума Бхаттачарья открыл в своем доме школу нава-ньяи («новой логики»), где обучалось логике множество молодых студентов. Школа продолжала существовать даже после того, как прославленный ученый по приглашению царя Ориссы Махараджи Пратапарудры уехал в Пури.

«В Джаганнатха-Пури Сарвабхаума Бхаттачарья основал школу философии веданты, большим знатоком которой он также являлся. Когда Сарвабхаума Бхаттачарья впервые повстречал Шри Чайтанью Махапрабху, он пригласил Господа изучать веданту под его руководством, но позже сам стал учеником Господа Чайтаньи Махапрабху, чтобы узнать от Него об истинном смысле веданты. Сарвабхауме Бхаттачарье посчастливилось увидеть шестирукий образ Господа Чайтаньи, Шадбхуджу… Сарвабхаума Бхаттачарья написал книгу из ста стихов, которую называют «Чайтанья-шатака» или «Сушлока-шатака»… «Гаура-ганоддеша-дипика» (119) называет Сарвабхауму Бхаттачарью воплощением Брихаспати, мудреца с райских планет» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 10.130, комм.).

Нимай Пандит

Во времена Своего отрочества Господь Чайтанья был целиком погружен в учебу, и, казалось, ничто другое Его не интересует. Поднимаясь ранним утром, Он спешил в дом Гангадасы Пандита, где Его уже ждали верные приверженцы — среди сверстников Нимай был признанным лидером. Он открыто спорил со всеми, кто осмеливался на независимые суждения. Нимай и Его друзья обычно выходили победителями в таких спорах. Если кто-то из одноклассников осмеливался в Его присутствии блеснуть знанием писаний или грамматики санскрита, Нимай сразу высмеивал его:

— Это кто пытается отвергнуть или превзойти Меня?! Кто этот великий ученый? Имеет ли он понятие о правилах спряжения, что с глупым самодовольством берется за грамматику?! Им движет одно тщеславие! Эй, невежественный знаток, ты же не ответишь ни на один Мой вопрос в открытом диспуте!

Нимай был лучшим учеником в школе Гангадаса Пандита. Впоследствии, в совершенстве освоив санскрит и логику, Он открыл собственную школу. В самом радостном расположении духа Он часто гулял по улицам Навадвипы, окруженный Своими учениками и одноклассниками, восхищая всех блестящим остроумием. В руках Его были книги. Никто в Навадвипе не осмеливался искать ошибки в Его рассуждениях, и лишь брахман Гангадаса Пандит мог дискутировать с Господом.

Исполняя желание Гангадасы, а также желая поддержать семью, Нимай открыл собственную школу, где стал обучать санскриту. Он написал собственный комментарий к учебнику грамматики. Одновременно с этим Он занялся изучением логики в школе Васудевы Сарвабхаумы и тоже начал писать комментарии. Несмотря на юный возраст, Нимай преподавал настолько блестяще, что приводил в изумление всех, включая самого Гангадасу Пандита.

Нимай Пандит приходил в школу Сарвабхаумы и устраивал здесь дебаты. Сарвабхаума к тому времени уехал в Пури, и школу возглавлял один из его учеников — Рагхунатха (Канабхатта) Широмани. С его именем связана следующая история.

Здесь была школа, в которой учился Господь Чайтанья

 

Рагхунатха Широмани

Рагхунатха был учеником Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Он жил и учился в Видьянагаре и был великим знатоком логики. Однажды он задумал написать книгу, комментарий на труд великого логика Гангешопадхьяи «Таттва-чинтамани». Этот прославленный логик был основателем школы нава-ньяи — «новой логики», которой учил и Сарвабхаума. Книга Рагхунатхи — «Дидхити» — должна была прославить его имя. Он очень долго работал над ней, и когда, наконец, рукопись была почти готова, с ним произошло следующее.

Рагхунатха переправлялся на лодке через Гангу. Рядом с ним сидел Нимай Пандит.

— Слушай, Рагхунатха, — сказал Он. — Недавно Я написал книгу по логике. Хочешь посмотреть?

Господь рассказал немного о Своем труде, и Рагхунатха побледнел. Книга Нимая почти полностью повторяла Его собственную, но раскрывала тему гораздо шире и лучше объясняла предмет. Господь, заметив его подавленное состояние, спросил:

— Ты расстроился? Почему? Я думал, тебе понравится Моя книга.

Сдавленным голосом Рагхунатха ответил:

— Я столько трудился, работая над той же темой, что и Ты. Моя рукопись почти закончена, но теперь я вижу, что все мои труды пошли прахом. Ведь Твоя книга намного лучше…

Господь Чайтанья улыбнулся, достал Свою рукопись и бросил ее в воду:

— Пусть твой труд прославится по всему миру.

Господь Чайтанья в доме Видья Вачаспати

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что люди, некогда танцевавшие с Господом на ночных киртанах в доме Шриваса Тхакура, и теперь пришедшие в Видьянагар и Кулия-граму, чувствовали то же самое, что чувствовали гопи, увидев Кришну

на Курукшетре, во время солнечного затмения. Они были так счастливы видеть Господа Чайтанью, но их сердца разрывались от боли при виде Его одежд санньяси. Они вновь хотели увидеть Его роскошные черные волосы, Его украшения из цветов малати… Они хотели вернуть Его в Шривас-ангам. Встреча Господа с жителями Навадвипы в Видьянагаре и Кулии — это проявление изначальной Ратха-ятры из кришна-лилы.

Видья Вачаспати был братом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Его дом находился в Видьянагаре. Господь Чайтанья останавливался здесь на пути из Пури во Вриндаван. «Чайтанья-Бхагавата» так рассказывает об этом.

В Видьянагаре Господь Чайтанья вместе со слугой остановился у Шри Видьи Вачаспати, брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Увидев неожиданного гостя, Видья Вачаспати сразу понял, что перед ним не кто иной, как Сам Господь Гаурасундара. Господь ласково улыбался ему, счастливый тем, что видит святого брахмана. Он обнял Видью Вачаспати и сказал:

— У Меня есть к тебе одна просьба. Сердце зовет Меня во Вриндаван, но прежде Я хотел провести несколько дней здесь, омыться в Ганге. Пожалуйста, найди Мне спокойное место для омовения, где Меня не будут преследовать огромные толпы.

Видья Вачаспати внимательно выслушал Господа и согласился помочь Ему.

Шри Чайтанья Махапрабху остался в его доме на несколько дней. Но может ли человек скрыть солнце? Вся Навадвипа уже знала о прибытии Господа. Как пожар, повсюду распространился слух, что Шри Чайтанья остановился в Видьянагаре. Ликуя, люди толпами шли к дому Видьи Вачаспати, вытаптывая на пути траву и колючие кусты, не замечая их. Лесные заросли превращались в широкие дороги. У всех на языке было лишь одно — святое имя Господа. Они шли и мечтали, как увидят Гаурангу, как попросят Его благословений, как будут молить Его о прощении за совершенные в прошлом оскорбления.

Толпы народа скопились у переправы, все хотели скорее попасть на другой берег Ганги. Лодочники ругались, видя, как сотни людей набивались в их лодки, отчего те оседали и тонули. Люди снимали с себя одежду и отдавали ее лодочнику, вознаграждая его за убытки, и пытались перебраться на другой берег вплавь. Одни пытались плыть на глиняных горшках, другие — на стволах деревьев, третьи плыли прямо так. Воздух наполнился криками «Хари! Хари!»

Перебравшись через Гангу, люди шли к дому Видьи Вачаспати и падали ему в ноги, умоляя впустить их в дом и позволить увидеть Господа Чайтанью.

Услышав громкое пение святого имени, Шри Чайтанья вышел из дома, чтобы благословить огромную толпу.

Увидев Господа Чайтанью, люди прыгали и танцевали от счастья, громко пели святые имена и падали на землю ниц. Подняв руки, многие из них молились:

— Господи, пожалуйста, спаси нас, грешников.

Господь отвечал:

— Повторяйте имя Кришны, поклоняйтесь Ему и слушайте о Его играх. Пусть Господь Кришна станет величайшим сокровищем вашей жизни!

Весь Видьянагар был заполнен народом. Люди сидели на верхушках деревьев, стояли на крышах домов. Глаза людей были устремлены на прекрасное лицо Гауранги.

Но вдруг Господь исчез. И никто не видел, когда и как это произошло. Шри Вачаспати стал повсюду искать Господа. Не найдя Его нигде, он понял, что Господь ушел.

Люди снаружи, не в силах дождаться Шри Чайтаньи, решили, что Господь ушел в дом, сторонясь толпы. Убитый горем Видья Вачаспати вышел к толпе и сообщил им печальную новость об уходе Господа Гауранги. Люди не поверили и продолжали думать, что Господь укрылся в уединенном месте, чтобы избежать безумной толпы, и продолжали ждать, не теряя надежды. Один за другим, они подходили к Вачаспати и умоляли его пустить их внутрь или попросить Господа выйти. Тот терпеливо пытался объяснить им истину, но его искренность не убеждала их. Время шло, и когда люди, наконец, поняли, что Господь действительно ушел, они очень расстроились, и град упреков обрушился на Вачаспати. Брахман, и без того расстроенный уходом Господа, теперь вынужден был слушать потоки брани, отчего на душе у него стало просто невыносимо. Он не знал, что ему теперь делать. В этот момент какой-то брахман подошел к нему и шепнул на ухо:

— Господь Чайтанья ушел в Кулия-граму.

Вачаспати облегченно вздохнул, тепло обнял брахмана и бросился к толпе с радостной вестью. Толпа ответила громким «Хари! Хари!» и устремилась в Кулию. С каждым часом толпа росла. Невозможно было понять, откуда брались эти бесконечные потоки людей. Все опрокинувшиеся лодки невозможно было сосчитать. Но почему-то никто не пострадал, все благополучно переправились через Гангу.

Прибыв в Кулию, Видья Вачаспати сразу начал искать Гаурангу. Найдя Господа, брахман упал перед Ним в поклоне. Вознеся молитвы, он поднялся на ноги и заговорил:

— Ты — Всевышний и во всем независим. Ты не связан правилами и условностями. Но люди, толпящиеся сейчас на улицах, не понимают этой простой истины и очень сердятся и ругают меня, думая, что я спрятал Тебя у себя в доме. Смилуйся, на мгновение покажись им, и тогда они поверят, что я честный человек, как и подобает истинному брахману.

Господь Чайтанья согласился исполнить его просьбу. Как только Он появился перед народом, люди погрузились в океан блаженства…

Каждый в Кулии получил освобождение благодаря присутствию Господа. Самые возвышенные и самые падшие — все обрели Его милость. Многие люди приходили к Шри Чайтанье и просили прощения за оскорбления, совершенные в прошлом. Господь великодушно прощал всех.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить