Дхама-махатмья
Home Бенгалия Навадвипа Шри Навадвипа-дхама

postheadericon Шри Навадвипа-дхама

Навадвипа

С точки зрения обычного человека, Навадвипа – небольшая географическая область, расположенная на слиянии рек Ганги (Бхагиратхи) и Джаланги на 23.25° северной широты и 88.22° восточной долготы, в округе Надия, штат Западная Бенгалия, Индия. Название «Навадвипа» переводится как «девять островов» и связано с тем, что Ганга, протекающая по этим землям, в прошлом делилась здесь на несколько рукавов, формируя, таким образом девять островов. Названия их, согласно традиции, следующие:

1. Антардвипа,

2. Симантадвипа,

3. Рудрадвипа,

4. Мадхьядвипа,

5. Годрумадвипа,

6. Ритудвипа,

7. Джахнудвипа,

8. Модадрумадвипа и

9. Коладвипа.

Сейчас от рукавов Ганги остались лишь озера и высохшие русла, но территории, в прошлом бывшие островами, до сих пор называются так. Связано это в том числе и с их особым сакральным статусом (об этом и пойдет речь в нашей книге).

Некогда Навадвипа была столицей царя Лакшмана Сены, который правил Бенгалией с 1179 по 1206 гг, а в 1202 году Навадвипа была захвачена Бакхтияром Кхилджи. Эта победа подготовила почву для начала мусульманского правления в Бенгалии.

В течение пяти веков Навадвипа и Надия были известными центрами учености и образования, «бенгальским Оксфордом».

В приведенной ниже статье, основанной на книге бенгальского ученого Рао Сахеба Сарадинду Нараяны Рая «Читре Навадвипа», доказывается существование Маяпура еще задолго до прихода Господа Чайтаньи, а также приводятся некоторые исторические сведения, приливающие свет на историю Навадвипы.

«Читре Навадвипа»

«Шриюкта Нарендранатх Басу, знаменитый ученый, составитель энциклопедии «Вишвакоша» пишет, что в деревне Маюрбхандж в северной Ориссе (у границы Миднапура) есть храм, в котором поклоняются деревянному Божеству Господа Чайтаньи, сохранившемуся с Его времен. Этому Божеству изначально поклонялся Махараджа Пратапарудра. Говорят, что, когда Господь Чайтанья уходил во Вриндаван, царь спросил Его, как он может служить Господу в Его отсутствие, и Махапрабху дал ему это Божество.

В храме было обнаружено сотни манускриптов, хранившихся со времен Господа Чайтаньи. Со временем, однако, многие рукописи пришли в негодность или сгорели, Божество же уцелело, а некоторые сохранившиеся книги были отреставрированы и переправлены в деревню Перагоил. Одна из этих книг, на которую и обратил внимание Нарендранатх Басу, называлась «Бхавишья Брахма-канда». Впоследствии, в 1891 году, о ней же рассказал в «Индийских древностях» знаменитый индолог Уильсон.

Эта книга рассказывает о святых местах северной Индии и о царях, которые придут к власти в будущем, а также подробно описывает округ Бурдван и семь районов Пундра-деши (Бенгалии): Гауду, Вадендру, Нивритти, Нариканду, Вараха-бхуми, Варадавану и Виндьяпарсву. О Бурдване говорится, что диаметр его – 20 йоджан, и обитают там представители четырех варн. Там 12 000 деревень, и в их числе неизвестный автор упоминает деревню Маяпур (вопреки мнению скептиков, утверждающих, что Маяпур не упоминается в древних писаниях). Далее в тексте говорится, что на берегах Бхагиратхи, в лесу Кришнаранья, находится деревня Маяпур, в которой живет много врачей.

Впоследствии, однако, Маяпур зарос джунглями, и возродился только с расцветом Навадвипы и с приходом Господа Чайтаньи.

Говорится, что в 1063 году царь из династии Сена построил дворец недалеко от Ганги. Некоторые ученые утверждают, что это был Баллал Сена, но это невозможно, поскольку в 1063 году Баллал Сена еще даже не родился. Возможно, это был его отец – Виджая Сена. Это подтверждается и надписями на медных пластинах[1], где упоминается, что Виджая Сена родился в 1029 году. Когда Виджая Сена разгромил царя Викрама Раджу из Деваграма, его победа была также увековечена на медных пластинах. Помимо прочего, там говорится, что еще до войны царь Сена основал свою резиденцию в Маяпуре. Судя по всему, это и положило начало возникновению и развитию Маяпура.

Викрампур, столица враждебных царей, находилась в семи крошах (около 30 километров) от Навадвипы, а война двух династий продолжалась долгое время. После победы Виджая Сена перенес свою столицу в Викрампур (сегодня – Соулта). Царь Баллал Сена насадил в этой области леса, некоторые из которых сохранились до наших дней. Также он вырыл много прудов и колодцев. Эти леса, пруды и колодцы располагались вдоль дорог и были призваны облегчить передвижение путешественникам и паломникам. Два из этих лесов простираются от Соулты в двух направлениях – на восток и на запад. Но оба сходятся в Билваграме (Белпукур, Симантадвипа). А к югу от Билваграма находится Навадвипа.

В то время Ганга протекала недалеко от Соулты, но со временем изменила русло. Возможно, царь Лакшмана Сена перенес свою резиденцию в Маяпур, чтобы быть поближе к священной реке. В то время (1202 год) на него пошел войной Махмуд Эид Бакхтияр, который разорил Надию, но затем быстро ретировался. После этого, плоть до середины 15 века Надией управляли индусы.

Через сорок лет после нашествия Бактиара мусульманский историограф Минхадж описал Надию как «Нау-дию» («новое место»). Возможно, это название появилось, когда Лакшмана Сена основал там свою резиденцию. Нарахари Саркар пишет, что Надия состояла из девяти островов, из которых четыре были к востоку от основного русла, а пять – к западу.

Следует отметить, что «Навадвипа Парикрама» (часть «Бхакти-Ратнакары») Нарахари Саркары впервые была опубликована в 1910 году издательством Бангия Сахитья Паришад, а вовсе не Бхактивинодой Тхакуром, поэтому обвинения в адрес последнего в фальсификации этого труда нелепы.

В географическом отчете Хантера говорится, что старая Навадвипа находилась к востоку от Бхагиратхи и к западу от Джаланги. Большинство мест игр Господа Чайтаньи со временем были утеряны из-за частой смены русла этих рек. То, что сейчас называют Навадвипой, раньше было деревней Кулия-грама (а во времена Господа Чайтаньи это место называли Пахарпур). В начале 19-го века город Навадвипа располагался в Кулия-дахе, а в 17 веке – на нынешней Рудрадвипе. Таким образом, в связи с непостоянным руслом Ганги, город то и дело менял свое местоположение. Это доказывают и карты, сделанные Ренеллом и Блокманом.

Вплоть до 16 века в состав Навадвипы входили Баруданга, Шримапура, Баманпукура, Баллал-дигхи, Сенатпура, Ганганагара, Симулия, Рудрапара, Таранбас, Корияте, Рамджуманпура и т.д.

Согласно «Бхакти-ратнакару», в то время в Навадвипе было столько деревень, что Нароттама дас Тхакур был вынужден спрашивать у местных жителей, какая из них – Маяпур. Ко времени парикрамы Шриниваса Ачарьи названия многих мест исказились или вовсе были забыты. Так что не удивительно, что название Маяпура со временем тоже забылось».

Как было найдено место явления Господа Чайтаньи

В 1887 году, в возрасте 49 лет, Бхактивинода Тхакур неоднократно пытался уйти в отставку, чтобы посвятить свою жизнь духовной практике, но всякий раз ему отказывали. Однажды, будучи в командировке и мечтая об уединенном бхаджане во Вриндаване, он увидел странный сон. Ему явился Господь Чайтанья и сказал: «Ты обязательно попадешь во Вриндаван, но сначала тебе предстоит отправиться в Навадвипу».

После этого Шрила Бхактивинода Тхакур неоднократно пытался добиться назначения в Надию и, наконец, к радости своей, получил согласие от мирового судьи Кришнанагара поменяться с ним местами – судья получил должность в Шрирампуре, а Бхактивинода переехал в Кришнанагар, что в 40 километрах от Навадвипы.

«В хорошем расположении духа я вернулся домой, но потом у меня вдруг начался сильный жар, который долго не проходил. Мистер Тонби отговаривал меня от поездки, но я решил, что поеду в Кришнанагар живым или мертвым… Путешествие было нелегким, однако при мысли о том, что скоро я увижу Навадвипу, я переставал обращать внимание на неудобства. На следующий день после приезда в Кришнанагар я встретился со сборщиком налогов мистером Хопкинсом. Учитывая состояние моего здоровья, он поручил мне заведовать казной и рассматривать исковые требования на небольшие суммы. Каждый день, выпив стакан молока, я собирался с силами и шел в суд. В конце дня я падал в постель, как убитый. Доктор Россель, осмотрев меня, сказал: «Вы довели себя до полного изнеможения. Вам следует немедленно изменить режим питания и начать лечиться, иначе вы скоро умрете». До этого в течение сорока дней я питался одним молоком. Доктор Россель прописал мне хинин и щадящую диету. Следуя его рекомендациям, к Рождеству я почувствовал себя намного лучше. Во время рождественских каникул мы с женой отправились на поезде в Навадвипу. Когда по приезде я окинул взглядом окрестности, волосы у меня на теле встали дыбом. Мы переправились через Гангу и остановились на постоялом дворе. Там я распорядился приготовить обед и предложить его Господу Чайтанье Махапрабху. Получив даршан Господа, я впервые за долгое время попробовал рис, чечевичную похлебку с зеленым джекфрутом, тушеные овощи с банановой мукой и другие блюда. Никогда в жизни не ел ничего вкуснее!»

С этого времени Бхактивинода стал бывать в Навадвипе каждую субботу. Целью его поездок было найти место явления Шри Чайтаньи Махапрабху.

Однажды вечером он вместе с Камалой Прасадом и знакомым клерком отдыхал на плоской крыше постоялого двора в Навадвипе. Небо затянули тучи. Стояла непроглядная тьма. То, что произошло потом, Тхакур описывает так: «На другом берегу Ганги к северу от нас я вдруг увидел огромное здание, залитое светом. Я спросил Камалу, не померещилось ли мне, и он подтвердил, что видит то же самое. Меня это поразило. Поднявшись утром на ту же самую крышу, я стал осматривать место, где было видение. Там росла высокая пальма. Я выяснил, что это место, которое называется Баллал Дигхи, расположено неподалеку от развалин крепости царя Лакшмана Сены».

От местных жителей Бхактивинода Тхакур узнал, что неподалеку от этого места находится большой пруд, выкопанный в двенадцатом веке отцом Лакшманы Сены, царем Баллалом Сеной, в честь которого Баллал Дигхи и получил свое название. Кроме пруда там больше не было ничего примечательного. В следующую субботу Тхакур отправился в Баллал Дигхи, где ночью его глазам снова предстало необычное видение. Весь следующий день Тхакур ходил по окрестностям и беседовал с местными старожилами. Они уверяли его, что Шри Чайтанья Махапрабху родился именно здесь. Точное место явления Господа, по их словам, находилось на большом холме, поросшем деревцами туласи.

Чтобы убедиться в правильности своих предположений, Бхактивинода Тхакур изучил древние рукописи «Чайтанья-Бхагаваты», «Бхакти-ратнакары», «Навадвипа-парикрама-паддхати», а также старинные карты. На одной из карт второй половины восемнадцатого века Тхакур обнаружил название «Шри Маяпур» на том самом месте, которое позднее стали называть Баллал Дигхи. Работая с картами и расспрашивая местное население, он узнал много интересного. Например, он выяснил, что возраст города Навадвипы на западном берегу Ганги насчитывал к тому времени не более ста лет. В Навадвипе Тхакур встречал тех, кто еще помнил, как в юности они переехали в новый город из Баллал Дигхи. А некоторые старожилы по привычке продолжали называть Баллал Дигхи Маяпуром. Кроме того, Тхакур прочитал, что Господь Чайтанья явился на восточном берегу Ганги, а посему современная Навадвипа не может быть местом Его явления. Наконец, в «Бхакти-ратнакаре» он нашел стих, который окончательно рассеял его сомнения:

навадвипа мадхье майапура наме стхан
ятхайя джанмилен гаурачандра бхагаван


«В центре Навадвипы есть место, называемое Маяпуром. Там родился Верховный Господь Гаурачандра».

Некоторое время спустя, желая еще раз удостовериться в том, что Господь Чайтанья родился именно в районе Баллал Дигхи, Бхактивинода Тхакур пригласил туда Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи. Бабаджи, которому в то время было более ста двадцати лет, настолько ослаб, что не мог самостоятельно ходить, поэтому один из учеников носил его на спине, в корзине. Глаза у Бабаджи не открывались, и, если ему требовалось посмотреть куда-то, он поднимал веки руками. Оказавшись на месте, которое обнаружил Бхактивинода Тхакур, Бабаджи вдруг выпрыгнул из корзины и стал в экстазе кричать: эй то нимай-джанма-бхуми – «Воистину, Нимай родился здесь!» Таким образом, достоверность сделанного Тхакуром открытия подтвердилась как с исторической, так и с духовной точки зрения.

Споры вокруг Маяпура

Но до сих пор находятся люди, которые подвергают сомнению открытие Бхактивиноды Тхакура и заявляют, что место рождения Господа Чайтаньи находится не в Маяпуре, а в каком-то другом месте. А названия Маяпур во времена Господа Чайтаньи и вовсе не существовало – ведь оно не упоминается ни в «Чайтанья-чаритамрите», ни в «Чайтанья-Бхагавате»!

Само название «Маяпур» приводится в книге Нарахари Саркара «Бхакти-ратнакар», а также упоминается в некоторых ведических произведениях, относящихся к традиции Панчаратры («Урдхвамная-тантра», «Брахма-ямала», «Ананта-самхита», «Кришна-ямала» и «Капила-тантра»). Однако, в «Чайтанья-чаритамрите» и «Чайтанья-Бхагавате» говорится о Навадвипе, что значит «девять островов». Во времена явления Господа Чайтаньи Навадвипа, как упоминалось выше, называлась Надия, что является искаженной формой слова «наудия» - «новое место». Это название пошло от царя Лакшмана Сены, который основал на восточном берегу Ганги свою резиденцию.

Эта путаница в названиях привела к тому, что некоторые секты псевдо-вайшнавов объявляют подлинным местом рождения Господа Чайтаньи нынешний город Навадвипу, ставя тем самым под сомнение авторитет великих ачарьев: Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи, Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати и Шрилы Прабхупады.

В Навадвипе есть место, которое некоторые секты сахаджиев объявляют Прачина Маяпуром, т.е. «Старым Маяпуром». Это название появилось сравнительно недавно – в 1928 году, спустя 41 год после открытия Бхактивинодой Тхакуром подлинного места рождения Махапрабху. В «Бхакти-ратнакаре» открыто говорится о том, что Маяпур находится на Антардвипе, на восточном берегу Ганги. Но сахаджии говорят, что Господь Чайтанья родился в Рамачандрапуре, и якобы в честь этого царь Вишнупура (с 1586 по 1621 гг.) Бирхамбир построил там храм. Бирхамбир был учеником Шриниваса Ачарьи, однако нигде не сохранилось никаких свидетельств, что он когда бы то ни было построил в Навадвипе храм.

Но сахаджии говорят, что храм Бирхамбира был уничтожен течением Ганги, изменившей русло, а потом старший советник Лорда Гастингса, Диван Ганга-говинда Сингх, в 1792 году на этом же месте построил новый храм из красного песчаника. В 1876 году, во время наводнения, и этот храм был разрушен. Но прекрасно известно, что Божества в этом храме изображали Ситу и Раму, а никак не Шри Чайтанью Махапрабху. Да и сложно поверить, чтобы храм, построенный Ганга-говинда Сингхом (который не был гаудия-вайшнавом) отмечал место явления Господа Чайтаньи.

После того, как Бхактивинода Тхакур обнаружил место рождения Господа Чайтаньи в Маяпуре, некто Сашибхушана Бандьопадьяя написал статью «Паллаваши Патрика», где говорил, что подлинный Йогапитх находится где-то в районе Рамачандрапура. Хотя его утверждения основывались на слухах, эта статья подняла волну протеста против Бхактивиноды среди сахаджиев. Дело дошло до суда. Не было никаких свидетельств того, что место, на котором стоял храм Ганга-говинда Сингха, когда-либо считали Йогапитхом. Наоборот, сотни старожилов вспоминали, что ходили в этот храм, и что в нем были установлены Божества Ситы и Рамы. Никто из них никогда не слышал о том, что это – место рождения Шри Чайтаньи.

Суд вынес решение в пользу Бхактивиноды Тхакура, утвердив, что для объявления какого-либо места в нынешней Навадвипе местом рождения Махапрабху требуются доказательства.

Сахаджии предприняли еще несколько шагов, чтобы дискредитировать Бхактивиноду, но безуспешно. В 1916 году (через 2 года после его ухода) некто Враджа-мохана дас Бабаджи попытался найти археологические свидетельства, которые могли бы опровергнуть открытие Тхакура. Говорят, что он выкопал более 700 лунок на территории нынешней Навадвипы вдоль Ганги, но нашел только обломок красного песчаника, который, естественно, ничего не доказывал.

Вскоре после этого Враджа-мохана пришел в Гаудия Матх и предложил опубликовать свои данные, склонив их в пользу Бхактивиноды, если Матх согласится оплатить расходы по изданию книги и карты. Когда Гаудия Матх отказался, это разозлило Враджа Мохана, и он поклялся отомстить, подняв переполох. В итоге сомнительные «открытия» Враджа Мохана были опубликованы в книге «Навадвипа-дарпана», при участии и с помощью известного картографа Шри Двиджендранатха Дхары. Последний, однако, вскоре после выхода книги, выразил глубокое сожаление по поводу того, что способствовал выходу в свет столь недостоверного исследования, изобилующего ошибками.

Вскоре Враджа Мохан, руководивший возведением нового храма в Рамачандрапуре, передал управление этим местом «некоей» Радхавинодини даси – мужчине, приверженцу учения сакхи-бекхи и ученику Радхарамана Чарана даса Бабаджи – известного антагониста Бхактисиддханты Сарасвати.

Суд никогда не признавал «открытия» Враджа Мохана как сколько-нибудь надёжное свидетельство. В 1934 году правительство Индии в лице почетного губернатора Бенгалии Андерсона (который был третьим по влиятельности человеком в Британской Империи) сделало официальное заявление, что место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху находится именно там, где предполагал Бхактивинода Тхакур, Джаганнатха дас Бабаджи и их последователи. Однако волна, поднятая Враджа Моханом, успокоилась не скоро. Под ее влияние попал даже дикша-гуру Бхактивиноды Тхакура – Випин Бихари Госвами (хотя вначале он был всецело на стороне своего ученика и даже согласился возглавить комитет по строительству храма в Маяпуре).

Но вплоть до наших дней так называемые «иштака-вади» (последователи Враджа Мохана) и некоторые сахаджии продолжают держаться своих заблуждений и все еще пытаются доказать, что Бхактивинода Тхакур был неправ.

Научные доказательства правоты Бхактивинода Тхакура

Адхокшаджа Вишну, которому поклонялся Джаганнатха Мишра

В конце 20-го века профессор К.Н. Мукерджи, глава кафедры географии Калькуттского городского колледжа в отставке, преподаватель кафедры географии Калькуттского университета в отставке, директор отделения исследований в институте Шри Чайтаньи, предпринял независимую попытку установить место рождения Господа Чайтаньи. Прибегнув к показаниям старинных биографий Махапрабху, карт Навадвипы, археологических раскопок, почвоведческого анализа и аэрофотосъемки местности, он подтвердил абсолютную достоверность открытия Тхакура Бхактивиноды. Вкратце, доказательства его таковы (за подробностями желающие могут обратиться к его статье «A Study for Sri Chaitanya's Birthplace»):

1. Из восьмистишия Шрилы Рупы Госвами, в котором великий святой прославляет Навадвипу, следует, что Навадвипа – место явления и игр Шри Чайтаньи – простиралась от прекрасного большого пруда («Дигхи») до Ганги. Карты и документы свидетельствуют о наличии только одного «дигхи» в тех местах – Баллал-дигхи в Маяпуре.

2. В литературе того времени нет никаких отдельных упоминаний о Маяпуре или Нава Двипах («девяти островах») (исключение – книга «Бхавишья Брахма-канда», о которой мы скажем особо). Навадвипа и Надия (или Нуддея, или Неддия) – это одно и то же место, столица Бенгалии, построенная царями Сена. Ко времени Шри Чайтаньи она была заброшена, разграблена, осквернена и постепенно приходила в упадок. Развалины дворца Лакшмана Сены до сих пор можно видеть неподалеку от Баллал-дигхи.

3. Чханд Кази жил в деревне Казипар (ныне – Бамонпукур), относящейся к прежнему городу Навадвипе. Через его гробницу проросло массивное старое дерево чампака, существующее и поныне, что доказывает древность этого места.

4. Мусульман из Казипара и Моллапара очень беспокоили киртаны в доме Шриваса. Это было бы невозможно, если бы Шривас жил в Рамачандрапуре (что в шести километрах оттуда) – даже ночью. Но Маяпур находится всего лишь в километре от Казипара, поэтому логичнее поверить в убедительность этой версии.

5. Ясное описание шествия гражданского неповиновения, организованного Нимаем, говорит о следующем маршруте: от дома Махапрабху, вдоль берега Ганги к Казипару – при чем перечисляются все гхаты, вдоль которых шла процессия. Но в этом списке нет Нидая-гхата, который бы непременно должен был быть упомянут, если бы шествие двигалось со стороны Рамачандрапура (который находился по отношению к Казипару совсем с другой стороны, нежели Маяпур).

6. Когда Нимай ушел из дома, чтобы отправиться в Катву, он пересек Гангу в районе Нидая-гхата, который находится далеко к северо-востоку от Рамачандрапура и, к тому же, в противоположной от Катвы стороне. Если бы Он жил в Рамачандрапуре, Ему легче было бы переплыть реку там (это гораздо ближе к Катве). Но Нидая-гхат становится идеальным местом для этого предприятия, если предположить, что Господь Чайтанья шел в Катву из Маяпура.

7. Когда Нарахари Чакраварти первым написал о Маяпуре и девяти островах Навадвипы, в начале 18 века, он четко объяснил, что Антардвипа находится к востоку, а Рудрадвипа – к западу. Но на старинных картах ясно показано, что Рудрадвипа лежит к северо-востоку от Рамачандрапура, а никак не к западу. К западу она лежит от Маяпура.

8. В 1934 году в котловане на месте нынешнего Йогапитха было найдено древнее (500-600 лет) Божество Адхокшаджи Вишну, которое признали за семейное Божество в доме Нимая. Божество это настолько редкое, что нигде в Навадвипе и ее окрестностях не было обнаружено подобных Ему. Тома исторических хроник Бенгалии также не говорят ни о чем подобном. Мысль о том, что кто-то 400 лет назад перенес это Божество из Рамачандрапура именно туда, где будут рыть котлован для Йогапитха, звучит нелепо.

9. Исследования почвы в районе Маяпура показывают толстый и плотный слой глины, что свидетельствует о древности этого места. Рамачандрапур же стоит на песке и совсем недавно, вероятно, на этом месте текла река.

10. Карта Смита, составленная в 1855 году, указывает на расположение дворца Баллала Сены в Бамонпукуре. Отчет Хантера (1873 г.) ясно говорит, что гробница Мауланы Сераджуддина (Чханда Кази) находится в Маяпуре.

11. Аэрофотосъемка и наземные исследования 1958 года доказали, что Рамачандрапур находится к юго-западу от Рудрадвипы, тогда как Маяпур – к Востоку.

[1] Имеются в виду узкие медные пластины с выгравированным на них текстом, на которых фиксировались важнейшие государственные акты.

 

Автор: Виджитатма дас

Книга: "Шри Навадвипа-дхама. Путеводитель для паломников"

 

Комментарии  

 
#1 dinashraya 10.02.2011 15:12
Полный текст статьи К.Н. Мукхерджи:

http://gosai.com/writings/a-study-for-sri-chaitanyas-birthplace
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить