Дхама-махатмья
Home Санатана Госвами

postheadericon Шрила Санатана Госвами

Санатана Госвами

Санатан Госвами (1488-1558) был старшим братом Шри Рупы и Шри Анупамы. Уже с раннего возраста он тяготел к изучению логики, философии, риторики и теистического послания "Шримад-Бхагаватам". Для более глубокого изучения этих дисциплин, он получал наставления от таких авторитетов, как Видйа Вачаспати, Сарвабхаума Бхаттачарйа, Парамананда Бхаттачарйа и мудрец Рамабхадра.1

Хотя Санатан, как Рупа и Анупама, был вынужден служить исламскому оккупационному правительству Бенгалии, он никогда не прекращал своих научных изысканий и не отступал от религиозного образа жизни. Его перу принадлежит книга под названием "Садачар Паддхати",2 основанная на свидетельствах древних священных писаний. Она включает в себя правила и регуляции, необходимые для постепенного духовного прогресса человека, стремящегося к совершенству. В течение всей своей жизни Санатан Госвами неукоснительно следовал этим наставлениям и, будучи грихастхой, ежедневно жертвовал пищу брахманам (жрецам), неимущим и прокаженным. Его щедрость была безгранична.

Как-то ночью, во сне, саннйаси привлекательной внешности пришел к Санатану и предостерег его от привязанности к миру. Он повелел ему идти во Вриндаван, чтобы восстанавливать забытые святые места и проповедовать ведическую доктрину божественной любви. Утром Санатан рассказал увиденный сон своему брату Рупе. Улыбаясь, Рупа признался ему, что однажды тоже получил такой наказ, и сообщил Санатану, что это Шри Кришна низошел на землю в облике Шри Чайтанйи Махапрабху и дает им дополнительные наставления в отношении их духовного предназначения.3

Каждый день после этого события Рупа и Санатан с волнением ждали условного сигнала. "Когда же, наконец, - думали они, - мы избавимся от тягостного политического служения Навабу Бенгалии и сможем без остатка посвятить себя служению лотосным стопам Господа?" Братья спросили совета у матери, и она предложила им написать письмо Шри Чайтанйе. Так они и поступили, но не получили ответа и писали снова и снова. В конце концов Шри Чайтанйа ответил одной цитатой из писаний: "Замужняя женщина, имеющая связь с другим мужчиной, старается как можно усерднее исполнять свои супружеские обязанности, дабы избежать разоблачения. Но в глубине души она постоянно мечтает о встрече с любовником".4

Рупа и Санатан поняли значение стиха: им надлежало со всей ответственностью продолжать служить Навабу, по крайней мере, еще какое-то время, ни на минуту, однако, не забывая о священной миссии Господа, которой они хотели посвятить свою жизнь.

А пока Госвами должны были набраться терпения. Шри Чайтанйа к тому времени принял саннйасу и отправился в Пури. Затем он начал свое двухгодичное паломничество по Южной Индии. Это было время, предшествующее Его поезде в Северную Бенгалию и встрече с Рупой и Санатаном Госвами в Рамакели. Названная встреча, происшедшая в 1514 году, вошла в анналы Гаудийа-вайшнавов, как поворотный пункт в истории всего движения (что было описано в предыдущей главе).

Увидевшись со Шри Чайтанйей в Рамакели, Рупа и Анупама были готовы немедля отречься от мира. Но Санатану, связанному с Навабом определенными обязательствами, освободиться было непросто. Чтобы нести государственную службу и в то же время совершенствоваться в сознании Кришны, Санатан сказался больным и уведомил Наваба, что остается дома, пока не поправит свое здоровье.5 В этот период он ежедневно изучал "Шримад-Бхагаватам" с ведущими пандитами Рамакели, а ученые и преданные приходили за много миль, чтобы услышать, как Санатан декламирует "Бхагаватам".

Тем временем у Наваба зародились подозрения. Посланный им врач обнаружил, что Госвами не только совершенно здоров, но и превратил свой дом в настоящий ашрам, наполненный святыми людьми и звуками читаемых писаний. Взбешенный Наваб немедленно призвал Санатану к себе и приказал Госвами отправляться с ним в Ориссу, где намеревался завоевать другое царство. Когда Санатан ответил отказом, Наваб на какой-то срок заточил его в тюрьму.

Но, к счастью, в это время пришло письмо от Рупы Госвами, сообщающее Санатану, что Шри Чайтанйа прибывает во Вриндаван.6 Рупа и Анупама, как было сказано в письме, отправлялись на встречу с Ним и просили Санатану принять все меры, чтобы тоже поехать во Вриндаван. Зная, что Санатан заключен в тюрьму, Рупа завершил свое письмо такими словами: "Я передаю для тебя десять тысяч золотых в муди стхане (торговый дом). Эти деньги помогут тебе выйти из темницы. Так или иначе, ты освободишься и побываешь во Вриндаване."

Тогда Санатан дал взятку надзирателю-мусульманину в размере семи тысяч золотых, прося выпустить его, но надзиратель продолжал колебаться. Санатану не оставалось ничего другого, как прибегнуть к смехотворной дипломатии, заверяя магометанина, что он хочет лишь посетить Мекку, важнейшее место паломничества мусульман. Санатан также убедил его, что освобождая обусловленную душу из заключения, человек тем самым освобождает себя от обусловленной жизни.7

Видя, что служитель тюрьмы с неохотой начинает соглашаться, Госвами помог ему придумать версию своего побега, поскольку официальные лица будут интересоваться происшедшим. "Скажи, что ты повел меня к Ганге опорожнить кишечник, - предложил Госвами, - а я, улучив момент, прыгнул в воду." Мусульманин согласился.

Хотя способность к обману не была присуща Санатану, в этом исключительном случае он позволил себе прибегнуть к хитрости. Рупа Госвами написал ему, что Господь Шри Кришна Чайтанйа ждет гостей во Вриндаване, и Санатан должен непременно прибыть туда. К тому же, Госвами подвергли аресту по незначительной причине и по возвращении Наваба должны были освободить. Исходя из этого, он решил немедленно выбраться из тюрьмы и отправиться к Шри Чайтанйе.

Считаясь беглецом, Санатан не мог идти по обычной дороге, тогда он непременно был бы узнан и возвращен в темницу. По этой причине он со своим слугой Ишаном день и ночь шел через полный опасностей лес, пока не добрался до горной дороги в местности под названием Патада (в Бихире).8 Здесь они решили остановиться на постоялом дворе. Его хозяин, узнав от гадателя-хироманта, что Ишан прячет восемь золотых монет, решил убить Санатану со слугой и завладеть их деньгами.

Все это время хозяин постоялого двора был очень любезен с гостями и даже предлагал им свою помощь. Санатан, видя его чрезмерную учтивость, спросил Ишана, сколько денег он несет с собой. Услышав, что тот имеет семь золотых (одну монету Ишан припрятал для себя), Санатан тотчас же отдал все деньги хозяину, чтобы уберечь от опасности жизнь себя и слуги. Зная, что одну монету Ишан утаил, Санатан решил оставить ее ему, но отказался от дальнейшего служения Ишана.

Предусмотрительность Санатана отвела от них беду, и хозяин постоялого двора, отказавшись от первоначального намерения, даже оказал помощь Санатану, выведя его из Патады через горы Хазарибагх. Далее Санатан сделал остановку в Хаджипуре, где встретил родственника со стороны жены, Шриканту. Услышав об испытаниях, выпавших на долю Санатана, Шриканта забеспокоился о Госвами и предложил ему остаться в своей семье. Однако, тот ответил отказом. Его миссия отличалась первостепенной важностью, и Санатан не мог позволить себе променять ее на спокойную жизнь в кругу семьи и друзей. Такое могло быть возможным для кого-то другого, и главным образом, для тех, кто способен поместить Господа в центр своей жизни, однако, Санатану было предначертано иное - возглавить миссию Шри Чайтанйи. Никогда не забывая об этом, он отверг последнюю возможность жить мирной и счастливой жизнью. Оставшись без денег и лишившись слуги, Госвами чувствовал себя более свободным, чем когда бы то ни было прежде. Он покинул дом Шриканты, не взяв с собой ничего, кроме подаренного ему тонкого шерстяного пледа.

Несколько дней спустя Санатан добрался до Бенареса. С сожалением узнав о том, что паломничество Шри Чайтанйи во Вриндаван уже закончено, он был счастлив увидеть Учителя в Бенаресе, где Тот принимал гостей. Санатан немедля отправился в дом Чандрашекхара, где, по его мнению, должен был остановиться Шри Чайтанйа.

Когда Госвами подошел к дому, Шри Чайтанйа сказал Чандрашекхару: "У твоей двери стоит великий преданный. Иди и впусти его." Однако, вышедший Чандрашекхар, посмотрев по сторонам, не только не увидел великого преданного, но даже кого-либо отдаленно напоминающего его. Вернувшись, он сказал об этом Шри Чайтанйе, но Учитель возразил: "Ты никого не видел у своей двери?"9

Санатан, перенесший суровые аскезы, пробираясь через джунгли к Бенаресу, имел очень неопрятный вид и, в самом деле, не был похож на вайшнава, а потому Чандрашекхар ответил: "Я видел только одного лохматого человека. Он напоминал мусульманского монаха, похожего на дервиша из суфийского ордена..."10

"Немедленно веди его сюда, - велел Шри Чайтанйа, - это не обычный дервиш." Тогда Чандрашекхар вышел за Санатаном, сидящим у двери. Услышав, что Шри Чайтанйа хочет видеть его, радостный Госвами проследовал за Чандрашекхаром в большой внутренний двор. Шри Чайтанйа обнял вошедшего Госвами, и они оба лишились чувств от экстатичной любви к Кришне.

Когда Санатан подробно рассказал Шри Чайтанйе о своем заключении в тюрьму и последующих за этим событиях, Чандрашекхар и Тапан Мишра окружили его заботой. В первую очередь Санатан сбрил волосы и бороду, о чем просил его Шри Чайтанйа. Затем Чандрашекхар повел его к Ганге совершить необходимое омовение и хотел подарить Санатану новую одежду. Однако, Госвами не принял подарка, считая эти наряды слишком роскошными для себя. Его отказ доставил Шри Чайтанйе большое удовольствие, ибо этот простой пример явил высокую степень отрешенности Санатана.

Несколько дней спустя Шри Чайтанйа и Санатан были приглашены в дом Тапана Мишры. Шри Чайтанйа, чрезвычайно довольный Санатаном, то и дело бросал взгляд на его дорогой шерстяной плед, подаренный Шрикантой. Госвами догадался, что Шри Чайтанйа неодобрительно относится к этой вещи, совершенно неуместной для принявшего отреченный порядок жизни, и решил избавиться от нее.

На следующий день, совершая омовение в Ганге, Санатан заметил бенгальского нищего, который стирал в реке простое рваное одеяло, а затем разложил его для просушки. Подойдя к нищему, Госвами спросил, не хочет ли тот поменять свое стеганое одеяло на его дорогой плед. Поначалу странник подумал, что Санатан смеется над ним. Но Госвами успокоил его: "Нет, нет. Я не шучу. Я говорю правду и действительно хочу поменять свой роскошный плед на твое старое одеяло." Нищий с радостью согласился.

Санатан вернулся к Шри Чайтанйе с рваным одеялом, наброшенным на плечи. Когда Учитель спросил его о пледе, Санатан рассказал всю историю, от которой они оба получили большое удовольствие. Затем Шри Чайтанйа сказал: "Я усматриваю в происшедшем более глубокий смысл. Шри Кришна, милостью Своей, избавил тебя от привязанности к материальным предметам. Но почему бы Ему не позволить тебе сохранить ее остатки? Однако, опытный врач излечивает пациента от болезни до исчезновения всех ее симптомов."11

Госвами согласился: "Шри Кришна, Верховная Личность Бога, спас меня от порочного материального существования. Его волей я освободился сейчас от всех мирских привязанностей." Выразив признательность Господу, Санатан возблагодарил фортуну, даровавшую ему общение со Шри Чайтанйей, инкарнацией Господа, известной лишь посвященным. "По своей беспричинной милости, - сказал Госвами, - Ты избавил меня от образа жизни обычного материалиста. А сейчас, по той же беспричинной милости, пожалуйста, поведай мне о моем предназначении."

Наслаждаясь общением со Шри Чайтанйей, Санатан начал задавать ему вопросы, касающиеся Абсолютной Истины. "Кто есть я? - спросил Госвами, - Почему страдания материального существования переполняют мою жизнь? И какова ее конечная цель?" Таким образом, он задал общие вопросы, которые мог бы задать любой, желая получить исчерпывающие и авторитетные ответы Шри Чайтанйи. Тогда Учитель обстоятельно раскрыл Санатану все секреты ведической мудрости.

Шри Чайтанйа начал с того, что объяснил онтологическое положение крохотной духовной души. "Изначально, - говорил Шри Чайтанйа, - все живые существа являются слугами Кришны, Его неотъемлемыми частицами. Индивидуальная душа связана с Господом, как лучи солнца связаны с солнцем. Душа - энергия, а Господь - источник энергии. Солнце и его лучи - суть одно. Где солнце, там и солнечный свет. И vice versa... В то же время они отличны друг от друга. Солнечный свет, проникающий в комнату, доставляет наслаждение чувствам, но если само солнце окажется в комнате - уцелеть не удастся никому. Таким образом, солнце и солнечные лучи подобны качественно (оба они горячи), но различны количественно. То же можно сказать об отношениях между Богом и живыми существами."

Философия "одновременного единства и различия человека с Богом", названная Шри Чайтанйей ачинтйа-бхебабхеда-таттва, является основой его доктрины. Дэвид Хаберман пишет:

В системе Госвами, отстаиваюшей точку зрения разграничения внутри неделимого (ачинтйа бхедабхеда), индивидуальность реальна и отделена от Абсолюта, сохраняя, в то же время, свою тождественность с Ним. Более того, огромное значение в этой системе придается персональному опыту. Рупа Госвами подвергал постоянной критике имперсональную доктрину слияния с Абсолютом, или мокшу (см. "Бхакти-расамрита-синдху", 1.1.4, 14, 17, 32, 34), поскольку в этом случае возникает закономерный вопрос: каким образом личность, утратившая индивидуальность, установит взаимоотношения с Кришной? Вайшнавы же характеризуются, как вкушающие сахар, не становясь им самим. Их цель - не утрата индивидуальности, а преодоление невежества, препятствующего осознанию человеком его подлинной природы. Предназначение бхакти - духовное совершенствование личности, а не ведантистское слияние с имперсональным Абсолютом. Это - одно из коренных отличий между бхакти и ведантистским индуизмом. Рупа утверждает, что человек в конечном счете есть участник Враджа-лилы - слуга, друг, старший по возрасту или занимаемому положению или возлюбленный Кришны, но никогда не Сам Кришна. Практика любви предполагает наличие объекта и субъекта. Следовательно, слияние с Абсолютом отвергается, а достижение вечных эмоциональных взаимоотношений с Кришной становится желанной целью.12

Таким образом, Шри Чайтанйа описал живые существа как единые с Господом и в то же время отличные от Него. Но они образованы только одной из многообразных знергий Гопода, и Шри Чайтанйа намеревался дать Санатану исчерпывающие сведения о более тонких категориях этой энергии.

"Непосредственные" энергии Кришны исходят, например, из Шримати Радхарани, высочайшем проявлении Его потенций, в направлении вышеупомянутых живых существ. Тонкая материя, а именно: ум, разум и иллюзорное (или ложное) эго, также причисляются к энергиям Кришны. Однако эти, так называемые, "непрямые" энергии имеют качественные отличия от духовной первоосновы. Они не поднимаются выше уровня грубой материи или инертных материальных элементов. Все виды энергий Гопода детально объяснены Санатаном Госвами.

В заключение Шри Чайтанйа Махапрабху дает краткий анализ трех изначальных аспектов Абсолютной Истины, т.е. Брахмана, Параматмы и Бхагавана, как проявлений Всевышнего. Опираясь на древние ведические писания и логику, Шри Чайтанйа доказал Санатану, что аспект Брахмана недостаточно проработан. Это имперсональная концепция Бога, представляющая Его в форме абстрактной силы, неподдающейся конкретному описанию. Такой уровень осознания может быть достигнут благодаря систематической "гимнастике ума" (гйана-йоге).

Над ним пребывает аспект Параматмы, т.е. осознание не имеющего формы Абсолюта в более локализованном Его виде, проникающем в каждый атом. Развившие способность к концентрации медитирующие йоги на закате жизни, проведенной в изнурительном контроле чувств, могут подняться до этого уровня духовной самореализации (но сказанное ни в коей мере не относится к современным йогам, поскольку, как утверждают писания, изложившие систему йоги, этот процесс требует сотен и тысяч лет непрерывного совершенствования).

Аспект Бхагавана считается наивысшим, и постижение его достигает своей кульминации в полном осознании Верховной Личности, Кришны, и искреннем желании поклоняться Ему с пением и танцами. Для нынешнего века Кали рекомендован именно такой процесс, а потому неудивительно, что Шри Чайтанйа советовал Санатану Госвами со всей серьезностью следовать указанным путем. Каждый, кто достигает в этом совершенства, именуется шуддха бхакта, или чистый преданный Господа. И нет положения выше.

Далее Шри Чайтанйа подробно описал последовательность нисхождения аватар Кришны. "Изначально, - говорил Он Санатану, - Кришна существует в форме пастушка (свайам-рупа), играющего на свирели в позе с тремя изгибами тела. Далее эта форма расширяется в многообразные гипостатические (т.е. наделенные самостоятельным бытием) проявления (тад-екатма-рупа), отличающиеся друг от друга внешним обликом или могуществом. Однако, все эти формы представляют собой проявления Кришны, Его прямые полные экспансии. Помимо них существуют непрямые полные экспансии, перечисленные Шри Чайтанйей. Другой разновидностью экспансий являются полномочные представители Кришны (авеша-аватары).

Кроме того, Шри Чайтанйа объяснил Санатану, как Кришна расширяется в Радхарани при помощи трех основных составляющих Его могущества: сандхини, сангвит и хладини. Они, в свою очередь, превращаются в Его энергию йогамайа, духовную по своей природе, и в потенцию маха-майа, необходимую для проявления материального мира. До конца раскрыв эти понятия, Шри Чайтанйа дал Санатану исчерпывающую информацию о природе Господа.

По существу, Шри Чайтанйа целиком изложил ведическую науку взаимоотношений человека со Всевышним (самбандха-гйан); проанализировал процесс развития этих отношений (абхидейа-гйан); и подробно разъяснил их конечную цель (прайоджана-гйан), достигаемую реальным и непосредственным служением Господу через любовь и преданность.

Завершив наставления Санатану Госвами, продолжавшиеся в течение двух месяцев, Шри Чайтанйа собрал множество последователей, которые приняли участие в грандиозном нагара-санкиртан-фестивале, воспевая вместе с жителями Бенареса Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. По свидетельству "Чайтанйа-чаритамриты", все жители Бенареса, благодаря общению со Шри Чайтанйей, стали преданными Кришны.13

Вскоре Учитель собрался в Пури, и Санатан Госвами хотел было сопровождать Его. Однако, Шри Чайтанйа дал Санатану тот же наказ, что ранее Рупе и Анупаме - идти во Вриндаван. Санатан принял слова Шри Чайтанйи к самому сердцу и тотчас же отправился в это самое святое место. Там он повстречался с Субуддхи Ройем, одним из последователей Шри Чайтанйи, рассказавшем ему о краткой остановке Рупы и Анупамы, а также о том, как спешно они направились в Пури на встречу с Учителем. Санатан решил сделать то же самое и, посетив двенадцать лесов Вриндавана, пошел в Пури.

Путешествие Санатана стало суровым испытанием. Он испытывал недостаток в пище и воде и проводил каждую ночь под другим деревом. Памятуя о деяниях своего Учителя, он шел через лес Джхарикханды, отклонившись, однако, от маршрута Шри Чайтанйи Махапрабху. К несчастью, у Санатана развилась тяжелая экзема, причиной которой стало омовение в стоячей воде и питье из встречавшихся на пути водоемов. Его страдания усугубили известия, полученные сразу по прибытии в Пури, когда он узнал о смерти Анупамы и уходе Рупы во Вриндаван перед самым его появлением.

Но несчастья Санатаны были облегчены общением с Харидасом Тхакуром, "мастером святого имени", как назвал его сам Шри Чайтанйа, удовлетворенный ежедневным воспеванием им трехсот тысяч имен Кришны. Каждый день, держа путь в храм, чтобы взглянуть на Господа Джаганнатху, Шри Чайтанйа заходил к Харидасу Тхакуру и виделся с Санатаном Госвами. Всякий раз, входя в жилище Харидаса, (сиддха бакула), Он обнимал Санатана с искренней любовью. Это очень беспокоило Госвами. Он считал себя недостойным объятий такой чистой личности, как Шри Чайтанйа. Кроме того, его экзема обострилась, и язвы на теле источали кровь и гной, которые попадали на нежную кожу Учителя. Это было невыносимо для Санатана, говорившего, что ему легче расстаться с жизнью, чем осквернять тело Шри Чайтанйи подобным образом.

Зная, что Санатан вынашивает план броситься под огромные колеса колесницы на ежегодном празднике Ратха-йатра, Шри Чайтанйа сказал Ему: "Разве твое тело и душа не принадлежат Кришне? Если твоей жизнью владеет Кришна, ты не имеешь права убивать себя. Час твоей смерти определять Ему. Ты не смеешь распоряжаться чужой собственностью!"14 Услышав слова Шри Чайтанйи, Санатан осознал, что самоубийство - это тяжкий грех. Не поддается описанию, каким оскорбителем он чувствовал себя; он был обязан жить и служить Кришне с полной самоотдачей. Шри Чайтанйа сказал Санатану, что намерен предложить много работы для его тела и ума. Шри Санатан Госвами был ценным инструментом в руках Господа.

Несколько месяцев спустя Шри Чайтанйа, наконец, повелел Санатану отправляться во Вриндаван и сотрудничать с Рупой. Он также просил Санатану написать Вайшнава-смрити, книгу о правилах и регуляциях, необходимых в духовной практике, и обрисовал в общих чертах ее "проект". Со временем Санатан издал эту работу, озаглавленную "Хари-бхакти-вилас", под именем Гопала Бхатты Госвами, который усовершенствовал ее и снабдил дополнительной информацией. Кроме того, Шри Чайтанйа просил Санатана участвовать вместе с Рупой в поисках утерянных святых мест и возведении прекрасных и роскошных храмов.

Вновь пройдя через густой лес Джхарикханды (однако, на этот раз строго придерживаясь маршрута Шри Чайтанйи, подробно описанного Балабхадрой Бхаттачарйей), а далее - через Бенарес и Прайаг, Санатан достиг Вриндавана. В ту пору во Вриндаване не было храмов. Место, где проходила юность Кришны, было пустынным, как чистое поле. Первый из Вриндаванских храмов, Мадан-Мохан, был возведен Санатаном Госвами. Его усилия послужили примером, и постепенно во Вриндаване возникло множество других храмов. Сегодня город украшает около пяти тысяч храмов.

Говорят, что Божество Мадан-Мохан, как и Божество Говинды, впоследствии установленное Рупой Госвами, берет свое начало от Враджи, великого внука Кришны. Чтобы сохранить эти Божества в период жестокой агрессии мусульман, Они были надежно укрыты, а к моменту прихода Госвами сведения о местонахождении мурти стерлись из памяти людей. Их возвращение миру являлось частью наказа, данного Госвами Шри Чайтанйей.

История, происшедшая после обнаружения Мадан-Мохана, совершенно удивительна. Говорят, что Санатан увидел сон, в котором прекрасное Божество Кришны принимало поклонение скромного брахмана из города Матхура. Санатан подумал, что поклоняясь этому Божеству со всем подобающим Ему великолепием, он привел бы в сознание Кришны множество новых людей. Однако, в увиденном сне Божество принадлежало бедному брахману, а потому Санатан не имел права требовать его себе. С этой неразрешенной проблемой Госвами и проснулся.

Наутро по заведенному порядку Санатан отправился просить подаяние и подошел к дому бедного брахмана по имени Пурушоттама Чаубе.15 Едва переступив порог, Санатан понял, что сон, увиденный им прошедшей ночью, становится явью. Он пристально вглядывался в прекрасный облик Мадан-Мохана, находившегося в доме, узнавая в нем приснившееся накануне Божество. Госвами знал, что это Божество заслуживает пышного обряда поклонения, который мог бы наблюдать каждый.

Однако, как это было во сне, брахман поначалу отказался отдать Божество Санатану. Но на следующую ночь сам Мадан-Мохан явился к жрецу и попросил его изменить свое решение. Исполняя желание Божества, брахман доверил мурти Санатану Госвами. На следующий день Санатан перенес Его в противоположный конец Вриндавана и установил поклонение Мадан-Мохану в маленькой хижине. Вскоре на этом месте был возведен великолепный храм.

Строительство храма связано с именем богатого торговца солью Кришнадаса Капура.16 Как-то раз судно, на которое он погрузил свой товар, отправляемый на базар в Агру, село на мель прямо напротив дома Санатана. Капур стал возносить молитвы Господу, прося Его о помощи. Видя отчаяние Капура, Санатан убедил торговца поклониться Мадан-Мохану. Пока он молился перед Божеством, судно сошло с мели. Капур получил возможность продолжать свой бизнес и, выручив крупную сумму денег, почувствовал себя обязанным Мадан-Мохану. Тогда он решил финансировать строительство храма, посвященного этому Божеству. Строительство величественного здания, которое предстает нашему взору, было завершено приблизительно в 1580 году.

Когда поклонение Мадан-Мохану вошло в традицию, другие Божества и Их культ распространились по всей Индии. Говиндадев, Радха-Раман, Гопинатх, Джугал-Кишор, Банке-Бихари, Радха-Баллабха, Радха-Шйамасундар, Радха-Гокулананда, Радха-Дамодар и Кришна-Баларам (установленные в 1970 году Международным Обществом Сознания Кришны или ИСККОН) являются главными Божествами Вриндавана. Но Мадан-Мохан Санатана Госвами, по многим причинам, считается самым значимым.

Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада так объясняет значение Мадан-Мохана:

Шрила Санатан Госвами - совершенный духовный учитель, поскольку он предоставляет человеку приют у лотосных стоп Мадан-Мохана. Даже личности, не способной, в силу забвения своих вечных отношений с Верховной Божественной Личностью, путешествовать по земле Вриндавана, милостью Санатана Госвами предоставляется счастливая возможность пребывать во Вриндаване, получая все духовные блага. В этом также проявляется особое сострадание Мадан-Мохана... В "Чайтанйа-чаритамрите" Кришнадас Кавирадж в первую очередь выражает свое почтение Мадан-Мохану виграхе (Божеству Санатана Госвами), помогающему нам достичь прогресса в сознании Кришны.17

Мадан-Мохан Санатана Госвами, Говиндадев Рупы Госвами и Божество Гопинатха Мадху Пандита - это жизнь и душа вайшнавов-чайтанйитов. Мадан-Мохан олицетворяет собой самбандха-таттву, Говиндадев - абхидейа-таттву, а Гопинатх - прайоджана-таттву. Шрила Прабхупада обЪясняет:

Три этих Божества обладают особыми качествами. Поклонение Мадан-Мохану пребывает на платформе наших утраченных взаимоотношений с Верховной Божественной Личностью. Делая лишь первые шаги по пути духовного осознания, необходимо поклоняться Мадан-Мохану, которому по силам привлечь нас и свести на нет нашу привязанность к материальному чувственному удовлетворению. Преданным-неофитам взаимоотношения с Мадан-Моханом абсолютно необходимы. Далее, обретя желание служить Кришне с глубокой преданностью, личность совершает поклонение на платформе трансцендентного служения... Когда же, милостью Кришны и других преданных, человек достигает совершенства в своем преданном служении, он получает возможность воспринимать Кришну как Гопиджанабаллабха (Гопинатха), Божество, наслаждающее девушек Враджи.18

В воспеваемой брахманами трижды в день знаменитой мантре Гайатри также прославляется эта прогрессия Божеств - Мадан-Мохан, Говинда и Гопинатх - и особо упоминаются их имена. Одна строка мантры начинается так: "Клим Кришнайа Говиндайа Гопиджанабаллабхайа...", где "Кришнайа" понимется как Мадан-Мохан, "Говиндайа" - как Говиндадев, а "Гопиджанабаллабхайа" - как Гопинатх.19

В кама-гайатри, заключительной строке Гайатри-мантры, три вышеназванных Божества перечисляются вновь: "Клим Камадевайа видмахе пушпа-банайа дхимахи тан но 'нангах прачодайат." Тайный смысл этого стиха очень сокровенен, и Шрила Прабхупада дает пояснение в отношении этих трех Божеств:

Кришна зовется Кама-дева или Мадан-Мохан, Божество, устанавливающее наши взаимоотношения с Кришной. Говинда или Пушпа-банда, стреляющий цветочными стрелами, это Божественая Личность, которая принимает наше преданное служение. Ананга или Гопиджанабаллабха, доставляющий наслаждение гопи, является конечной целью жизни.20

Как личность, установившая поклонение Мадан-Мохану, Санатан Госвами занимает особое положение в цепи ученической преемственности Чайтанйи Махапрабху. Он - наделенный полномочиями учитель самбандха-гйаны, или знания о наших преданных взаимоотношениях с Кришной. А Рупа Госвами, чье имя неразрывно связано с Говиндадевом, - учитель абхидейа-гйаны, т.е. знания о развитии этих отношений с Кришной. Интересно, однако, что не Мадху Пандит (современник Госвами, которого обычно соотносят с Божеством Гопинатха), а Рагхунатх Дас Госвами признан полномочным учителем прайоджана-гйаны, совершенства любви к Богу.

Кроме того, говорится, что Рагхунатх Дас Госвами считал своим высшим желанием достижение лотосных стоп Шри Рупы, а Рупа, наоборот, принял Санатана Госвами духовным учителем и господином своей жизни. Духовный процесс, по сути своей, цикличен, а потому в духовной сфере не существует деления на более высокое и менее высокое служение, поскольку каждый стремится превзойти других в оказании максимального служения нижестоящему, т.е. можно сказать, что один преданный гонится за другим, а все вместе догоняют Кришну.

Материальный мир - разновидность такой "гонки". Не добившись успеха в погоне за грубым или тонким удовлетворением чувств, человек обнаруживает, что, в действительности, он также ищет Бога, хотя и по материалистическим соображениям: стать равным с Господом или превзойти Его. Такое умонастроение часто неосознанно, и все же оно имеет место. Хорошим примером тому могут служить события 1670 года, когда фанатичный император моголов Аурангзеб приказал уничтожить все святые изображения Господа и посвященные Ему храмы. Считая себя единоличным правителем, он не хотел делить свой титул с пастушком по имени Кришна.

Тогда, чтобы защитить Господина своих жизней, несколько простых селян переправили Божество Мадан-Мохана из Вриндавана в Джайпур. Вскоре после восшествия на престол императора моголов, находящееся в безопасности Божество по просьбе принцессы Джайпура было перевезено в Кароли. Она и ее супруг, правитель Кароли, построили для Мадан-Мохана роскошный храм, который существует и поныне.21

Основав культ Мадан-Мохана, Санатан Госвами получил возможность приступить к написанию трансцендентной литературы. Вот некоторые из его книг: "Хари-бхакти-вилас" (отредактированная Гопалом Бхаттой), "Брихат-Бхагаватамрита", "Дашама-типани" и "Дашама-чарита". "Хари-бхакти-вилас" уже обсуждалась в главе о Гопале Бхатте Госвами, и мы не видим необходимости возвращаться к этому вновь.

"Брихат-Бхагаватамрита" поделена на две части, каждая из которых описывает исполнение чистого преданнного служения. Первая часть представляет собой аналитическое изучение секретов ведической мудрости, включая детальное описание других планет - от материальных вселенных до духовного неба.

В ней приводится также характеристика преданных, начиная от преимущественно "теоретического" уровня до самого возвышенного. Так, например, Брахма описывается как преданный, олицетворяющий собой карма-мишра-бхакти, или уровень преданного служения, еще не свободный от материальных желаний, а Господь Шива является образцом преданного, тяготеющего к получению знаний (гйана-мишра-бхакти). Сказанное совсем не означает, что Брахма и Шива непременно пребывают на подобном уровне, однако те, кто находится на этой платформе, непременно привлекутся названными видами служения. Карма-канди, или преданные, занятые деятельностью ради ее плодов, обычно привязаны к Господу Брахме, тогда как йоги и гйани имеют склонность к Господу Шиве.

По мере погружения в шуддха-бхакти, т.е. чистое преданное служение, начинает проявляться раса, и "Брихат-Бхагаватамрита" приводит подробное описание "классических" преданных каждого уровня. Прахлад, например, олицетворяет собой шанта-расу, или нейтральные отношения: его связь с Богом осуществлялась, главным образом, через вознесение молитв, заменяющих активную деятельность. На ступень выше пребывает Хануман, идеальный слуга Господа (дасйа-раса). Над ним находятся Пандавы, представители дружеских взаимоотношений (сакхйа-раса). Но чувства Пандавов бледнеют перед любовью Йадавов, близких спутников Кришны в Двараке, возглавляемых Уддхавой. Их привязанность сопоставима с любовью матери Йашоды и Нанды Махараджа, "приемных" родителей Кришны (ватсалйа-раса). Однако, высшим и наиболее желанным уровнем служения является мадхурйа-раса, т.е. платформа супружеской любви, на которой пребывают гопи во главе со Шримати Радхарани.

Прояснив отдельные детали по первой части "Брихат-Бхагаватамриты", Санатан Госвами приступает к изложению второй. В ней воспевается слава духовному миру, называемому Голока-махатмйа-нирупана, а также описывается процесс отречения от материального мира. Санатан Госвами в своей книге аналитически освещает каждый аспект духовной жизни. "Брихат-Бхагаватамрита" насчитывает четырнадцать глав, по семь в каждой части.

"Дашама-типани" представляет собой коментарии Шри Санатана на десятую песнь "Шримад-Бхагаватам". Другое название этого сочинения "Брихад-Вайшнава-тошани-тика". Книга подробно объясняет деяния Кришны с точки зрения философии Господа Чайтанйи, и тем самым предоставляет истинное и глубокое толкование священных писаний. Со временем "Дашама-типани" была отредактирована Дживой Госвами и издана под названием "Лагху-тошани". Два этих комментария на десятую песнь являются бесценным вкладом в сокровищницу вайшнавской литературы. Хотя перу Санатана принадлежат и другие книги, такие как "Дашама-чарита", наиболее важными его работами остаются "Хари-бхакти-вилас", "Брихат-Бхагаватамрита" и "Дашама-типани".

Значение литературных трудов Шри Санатана невозможно переоценить. Восхваляя достоинства его литературного творчества, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит:

Шри Санатан Госвами Прабху, учитель науки преданного служения, написал несколько книг, самой известной среди которых является "Брихат-Бхагаватамрита"; каждый, кто хочет получить информацию о преданных, преданном служении и Кришне, должен обратиться к этому сочинению. Санатан Госвами написал также специальный комментарий на десятую песнь "Шримад-Бхагаватам" под названием "Дашама-типани", который так хорош, что любой, читающий это сочинение, может получить исчерпывающие знания об играх Кришны и Его любовных развлечениях.22

Онтологически Санатан Госвами является ближайшим другом Шри Рупы. Этим, в какой-то мере, объясняется его тяготение к трансцендентной литературе и способность к проникновению в глубины духовной жизни. Кави Карнапур в своей "Шри Гаура-ганоддеша-дипике" пишет:

Ближайший друг Рупы Манджари, известный под именами Рати Манджари или Лабанги Манджари, низошел на землю в образе Шрилы Санатана Госвами. Он оказывал почтение каждому и считался расширением трансцендентного тела Шри Чайтанйи Махапрабху. Санатан Кумар, драгоценный камень среди мудрецов, принял тело Санатана Госвами, который считается его инкарнацией.23

Примечание

1. Шри Б.В. Пури Свами, "Шесть Госвами" (Раджахмундри, Индия, Миссия Шри Кришны Чайтанйи, 1984), стр. 2.

2. Там же, стр. 4.

3. Там же, стр. 5.

4. Там же, стр. 6.

5. "Чайтанйа-чаритамрита", Мадхйа-лила 7, гл. 19, текст 15, стр. 252.

6. Там же, Мадхйа-лила 8, гл. 20, текст 3, стр. 3.

7. Там же, текст 5-13, стр. 4-8.

8. Там же, текст 16, стр. 10.

9. Там же, текст 48, стр. 23.

10. Там же, текст 49, стр. 24.

11. Там же, текст 90-91, стр. 45.

12. Дэвид Л. Хаберман, стр. 38. Наиболее доступный для понимания, по крайней мере, современного западного читателя, и последовательный анализ доктрины "одновременного единства и различия" представлен Грэхэмом Швейгом в работе "Синтез и различие: философия Господа Чайтанйи ачинтйа-бхедабхеда-таттва", под редакциейй Т.Д. Сингха, "Синтез науки и религии": критические эссе и диалоги" (Сан-Франциско, Институт Бхактиведанты, 1987), стр. 420-429.

13."Чайтанйа-чаритамрита", Мадхйа-лила 9, гл. 25.

14. "Письма Шрилы Прабхупады", том II (Culver City, CA, Вайшнавский Институт, 1987), стр. 731.

15. Дхрува Махарадж Дас, стр. 46.

16. Там же.

17. "Чайтанйа-чаритамрита", Ади-лила 1, гл. 1, текст 19, стр. 29-30.

18. Там же.

19. Из неопубликованного сочинения Бхакти Видхана Махайоги Свами, "Жизнеописания святых вайшнавов" (1987), стр. 179.

20. "Чайтанйа-чаритамрита", Мадхйа-лила 3, гл. 8, текст 138, стр. 171, комментарий.

21. Дхрува Махарадж Дас, стр. 47.

22. "Чайтанйа-чаритамрита", Ади-лила 1, гл. 5, текст 203, стр. 498, комментарий.

23. "Шри Гаура-ганоддеша-дипика", текст 181-182, стр. 111.

 

Автор: Сатьяраджа дас

Книга: "Шесть Госвами Вриндавана"