postheadericon История Божества и храма

Курмакшетра

О Господь, принявший облик черепахи, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой. Ты — вместилище всех божественных свойств. Ты всегда пребываешь в чистой благости, и Тебя не может коснуться скверна материи. Ты все время плаваешь, перемещаясь в океанских просторах, и никто не может определить, где Ты находишься. Я приношу Тебе свои смиренные поклоны. Ты всецело духовен и не скован рамками прошлого, настоящего и будущего. Присутствуя повсюду, Ты даешь прибежище всему сущему, и потому я снова и снова преклоняюсь перед Тобой. (Бхагаватам, 5.18.31)

ом намо бхагавате акупарайа сарва-саттва-гуна-вишешанайанупалакшита-стханайа намо варшмане намо бхумне намо намо 'вастханайа намас те

История явления Господа Курмы

Появление Курмадевы

Однажды полубоги и демоны – две вечно враждующие силы Вселенной, решили на время заключить мир, для того, чтобы вместе вспахтать Молочный океан и таким образом добыть нектар бессмертия. В качестве мутовки было решено использовать гору под названием Мандара. Эта гора целиком состоит из золота и высота ее составляет 120 тысяч километров (следует помнить, что речь шла о вселенских масштабах. Для бесконечно огромного океана Кширодака только такая мутовка и подходила). Даже объединенных сил полубогов и демонов едва-едва хватило, чтобы поднять эту гору, о том, чтобы ее нести речи уже не шло. Тогда они взмолились Господу Вишну о помощи. Господь явился и с легкостью перенес эту гору к Молочному океану. Там гору обвязали змеем Васуки и опустили в океан. Но, не имея опоры, гора тут же утонула. Тогда Господь Вишну принял удивительный облик черепахи (Курма), и, опустившись в глубины океана, поднял огромную гору Мандара. Полубоги и демоны изо всех сил принялись вращать гору Мандара, покоившуюся на спине необыкновенной черепахи. Это вращение доставляло Господу Черепахе удовольствие, потому что Он воспринимал его как приятное почесывание.

Такова история явления этого необычного воплощения. Господь не связан никакими условностями этого мира, в том числе и теорией антропоморфизма, согласно которой, человек придумал себе бога «по своему образу и подобию». Господь может явиться в том облике, в котором пожелает. Это может быть облик человека (Господь Кришна или Господь Рамачандра), и вепря (Варахадев), и черепахи (Курмадева), и даже человеко-льва (Господь Нрисимха). Однако все эти воплощения Господа, столь непохожие друг на друга, объединяет одно свойство – сверхъестественные деяния. Никто не может сравниться с Господом в силе, славе, красоте, богатстве, знании и отрешенности. Анализируя эти качества, можно легко отличить истинное воплощение Господа от самозванца. Также обо всех воплощениях Верховного Господа подробно рассказывается в священных писаниях. В частности, история о пахтании Молочного океана и явлении Господа Курмадевы приводится в Махабхарате (Ади-парва) и в Шримад Бхагаватам (8 песнь).

Появление Божества

Курма-натха

В соответствии с Падма Пураной храм Курманатхи существует очень давно – с Сатья-юги. Здесь, в гористой местности Шветачала, Ведавьяса раскрыл его историю Даттиле Махариши.

Давным-давно этой местностью, со столицей в Шветапуре (ныне – Салихунда) правил царь Швета  Чакраварти, жену его звали Хари Прия (в некоторых версиях – Вишну Прия). Дворец царицы располагался в Ванитамандалам, в 14 километрах от Шветапура. Как-то, в день Маха-шуддха-экадаши (Бхишма-экадаши), царь отправился во дворец своей жены. Но та была поглощена поклонением Господу и постилась, совершая аскезы для Его удовольствия. В те времена существовала традиция, согласно которой царь не мог придти к царице без ее ведома, не получив ее приглашения. Но царь, охваченный вожделением, пренебрег этим правилом и направился прямо к жене. Та, оказавшись в сложной ситуации – разрываясь между вниманием к мужу и поклонением Господу – начала молиться, и Господь, вняв ее молитвам, разрешил эту проблему, сотворив между супругами естественное препятствие – бурлящий поток. Река эта существует и по сей день и называется Вамшидхара, что значит «струящаяся из бамбуковой флейты». Царь едва успел увернуться, чтобы его не смыло водой, и, погруженный в скорбь от вышедших из-под контроля чувств, отправился в горы Шветачала. Там перед ним явился Нарада и сказал: «В то время, как эта женщина приближалась к Господу Курманатхе, поклоняясь Ему, ты, обуреваемый похотью, бежал от Него прочь. Эта река чуть не смыла тебя из-за горячих молитв твоей жены, обращенных к Господу – он хотел просто защитить ее от тебя». Нарада предложил царю искупить свой грех, поклоняясь Курманатхе с молитвой Ом Кум Курмая Намах, и, в месте, называемом Чакра Тиртха, царь начал совершать свое поклонение.

Когда Господь Вишну явил Себя его взору и спросил, чего тот хочет, царь сказал, что у него не осталось никаких желаний – только бы всегда видеть Господа в Его втором воплощении – как Божественную Черепаху. Господь спросил – какова причина этого?

Царь ответил: «В этом Своем воплощении Ты служил опорой для горы Мандара, когда полубоги, вооружившись змеем Васуки как веревкой, пахтали молочный океан, чтобы добыть нектар бессмертия (амриту). Потому Тебя называют Амрита-курманатха».

По просьбе царя Господь принял форму Божества Курмы и дал ему разрешение на возведение храма. Нарада же стал духовным учителем царя и помог ему вернуться в вечную обитель Господа.

Когда Брахма проводил церемонию установления Божества, Сударшана-чакра Господа Курмы раскалилась и начала извергать языки пламени. Но Брахма произнес Гопала-мантру, и от ее освежающего воздействия огонь утих.

Современная история

Колонны в храме

Этими местами управляли разные династии: Чхолы, Калинга-гагна, орисские Викрама Гаджапати, цари Виджаянагара.

Шрикурмам – один из древнейших и известнейших храмов Индии. Исторические данные свидетельствуют о том, что построен он был во 2 веке н. э.

Временем расцвета храма был период правления династии Чхола, которую сменила династия Калинга Ганга Раджей, во время которой храм развивался в разных направлениях, и в 7 веке обрел известность.

Надписи на стенах храма гласят, что в 12 веке царь Анангабхима из династии Ганга построил в этом храме пол и купол. Архитектура храма, с его знаменитыми черными гранитными колоннами, в стиле Гандхарва-шилпа-сампада (коих здесь насчитывается около двух сотен), стали памятником правления, имени и славы династий Калинга и Андхра.

Обновлено (21.12.2010 21:45)