postheadericon Шри Вайкунтхам

Шри Вайкунтхам

 

Названия кшетры: Шри Вайкунтха

Город: Шри Вайкунтхам, (Альвар Тирунагари)

Тип вимана: Чандра Виман

Пушкарини (озеро): Бригу-тиртха, Калаша-тиртха, река Тамрапарни

Тип кшетры: Сурья-кшетра (Солнце)

Имя главного Божества: Шри Вайкунтханатха, Каллапиран

Имя утсава-мурти: Каллапиран

Положение: стоит, смотрит на восток

Имя Лакшми: Вайкунтхавалли Начияр, Соранатха-наяки Начияр

Имя утсава-мурти Лакшми: Бхумидеви

Шри Вайкунтхам – небольшой городок в трех километрах от Альвар Тирунагари, на северном берегу реки Тамрапарни. Здесь находится одна из восьми дивьядеш, составляющих Нава-Тирупати. Город расположен в живописной местности, посреди прекрасных рощ и рисовых полей.

Центральный храм в Шри Вайкунтхам посвящен Господу Вайкунтханатхе. Утсава-мурти его называют Калаппираном. Комната Божества расположена в глубине храма, однако дважды в год – в месяц Читтирай (апрель-май) и Айппаши (октябрь-ноябрь), в день Уттараяны и Дакшинаяны – солнечные лучи озаряют лицо Господа, проходя сквозь отверстия в стенах.

Шри Вайкунтхам – единственное место, где Господь Вишну изображен стоящим и при этом – с капюшонами Ананта-Шеши над головой. В руках Господа – палица. Это мурти проявлено из Шалаграма-шилы. Каждый день Его омывают молоком.

Лакшми-деви здесь называют Вайкунтхавалли и Чхоранаяки. Виман носит название «Чандра Виман». Священными водоемами этого места считаются Бхригу-тиртха, Калаша-тиртха и река Тамрапарни.

Как-то раз, в самом конце кальпы – огромного космического цикла, иначе называемого «днем Брахмы» вселенная начала погружаться в воды опустошающего космического потопа. В такие времена уничтожению подвергаются все низшие сферы вселенной, и только миры Джаналоки, Таполоки и Сатьялоки остаются невредимы. Творец же вселенной Брахма в это время погружается в сон. И вот, когда это произошло, некоему демону по имени Сомукха каким-то образом удалось проникнуть в ум Брахмы и, пока тот спал, похитить у него все ведическое знание. Проснувшись и обнаружив, что все забыл, Брахма решил вновь восстановить утраченное знание точно тем же путем, каким получил его в самом начале, – подвергая себя аскезе. Он взял свой посох, превратил его в послушника-брахмачари и велел подыскать подходящее место для совершения тапасьи. Юноша сложил руки, склонился перед творцом и отправился на Бхулоку (на Землю) – туда, где несла свои воды священная Тамрапарни. Однако, бродя по берегам этой великой реки, которая своей святостью превосходит даже Гангу, молодой брахмачари пришел в город Джаянти-пури, где влюбился в местную красавицу.

Когда слухи о том, что посланник забыл о данном ему поручении, достигли Господа Брахмы, он решил повторить попытку. Из камандалы (сосуда для воды) он создал девушку и с тем же наказом отправил ее на Землю. Новая посланница без труда справилась с заданием и нашла чудесное, тихое место среди тенистых рощ, лесов и бескрайних рисовых полей. В той местности было много озер и прудов, в которых цвели лотосы и кувшинки. Над рекой и ярко-зелеными полями перелетали с места на место белоснежные цапли.

Брахма поселился на берегу озера, называемого Калаша-тиртха, и в течение долгого времени предавался аскезе и медитации на Господа Вишну. Когда, в конце концов, Господь явился творцу, Брахма рассказал Ему о своем горе, и Вишну обещал помочь. Он нашел демона Сомукху, похитившего Веды, и, убив его, вернул Брахме утраченное знание. Брахма же в благодарность за даршан Господа велел называть это место Шри Вайкунтхой, ибо, куда бы ни пришел Господь, - там духовный мир. Он попросил Господа вечно оставаться здесь и давать благословения всем преданным, которые приходят в это место. Господь принял облик Божества и остался там – на берегу Тамрапарни.

Услышав от Нарады Муни о славе этого святого места, в Шри Вайкунтхам пришел Господь Индра. Он омылся в Калаша-тиртхе, которую с тех пор стали называть Индра-тиртхой, поклонялся Вайкунтханатхе и получил Его благословения.

Другая история, которую рассказывают про этот храм, связана с утсава-мурти Вайкунтханатхи. У Него несколько необычное имя – Каллапиран, или (на санскрите) Чхора-натха, что значит «повелитель воров». Вот как Господь получил это имя.

Давным-давно жил в Шри Вайкунтхам вор по имени Каладхушака – предводитель огромной шайки грабителей, которая наводила ужас на всю округу. Однако, при всех своих недостатках Каладхушака имел одно неоспоримое достоинство – он был вайшнавом, до глубины души преданным Господу Вайкунтханатхе. Каждый день, выходя на дело, он отправлялся в храм и долго молился Господу о содействии и защите. Все награбленное вор делил следующим образом: половину жертвовал в храм, а другую половину делил между членами шайки, забирая себе лишь самое необходимое для жизни. Удача никогда не изменяла ему.

Но однажды Каладхушака задумал по-настоящему серьезное предприятие: он решил ограбить царский дворец. Помолившись, как обычно, Вайкунтханатхе, вор повел своих разбойников ко дворцу, однако на этот раз их постигла неудача. Дворцовая стража, услышав шум во внутренних помещениях, бросилась туда, и застала шайку Каладхушаки врасплох. Главарю удалось бежать, однако нескольких разбойников схватили. На допросе они назвали имя своего вожака и пообещали помочь в его поимке.

Тем временем Каладхушака прибежал в храм Господа Вайкунтха-натхи, пал к Его стопам, попросил прощения и взмолился о защите. Господь явился перед ним в облике пожилого брахмана и попросил успокоиться, пообещав Свое содействие. После этого брахман на глазах у изумленного вора превратился в него самого и отправился к царскому дворцу.

Пойманные разбойники в сопровождении стражи ходили по городским улицам, высматривая в толпе своего предводителя. Увидев человека, как две капли воды похожего на него, воры тут же сказали об этом страже, и Господь в облике Каладхушаки был схвачен и доставлен в царский дворец. Царь спросил:

- Кто ты и почему занимаешься столь недостойным делом?

Задержанный ответил:

- О царь! Меня зовут Калаппиран. Я живу в Шри Вайкунтхам и, чтобы иметь какие-то средства к существованию, я решил позаимствовать часть твоего имущества.

- Но разве ты не знаешь, что воровать греховно?

- А ты, царь, не знаешь разве, что у любого имущества четыре владельца: Дхарма (религия), Агни (огонь), царь и вор? И главным из них четырех является Дхарма. Я брал только то, что не использовалось для праведных целей. Если хочешь, чтобы такого не было – используй свои богатства по назначению: корми бедных, заботься о святых, строй храмы.

Услышав эту удивительную отповедь, царь понял, что перед ним – не обычный вор. Он поблагодарил его за разумный совет и попросил признаться – кто же он на самом деле? И тогда Господь явился царю в Своем изначальном облике.

С тех пор Господа из Шри Вайкунтхам называют Калаппираном или Чхора-натхой, т.е. «повелителем воров».

Есть еще одна история, объясняющая обычай каждый день омывать Господа Вайкунтханатху молоком.

Много веков прошло с тех пор, как Господь Брахма установил мурти Вайкунтханатхи и построил для него храм. Со временем храм занесло песком, а окрестности вокруг поросли густым лесом. Во времена Пандьев пастухи стали выпасать в этом лесу царский скот. Однажды молочники заметили, что одна из коров приходит с пустым выменем, и подумали, что кто-то из пастухов доит ее и тайком продает молоко. Они пожаловались царю, и тот поручил им поймать вора. Один молочник проследил за стадом и увидел, что вечером, когда пастухи погнали скот домой, одна из коров отошла в сторону и начала проливать молоко на большой муравейник, причем оно тут же впитывалось, словно уходило в пустоту. И такое продолжалось несколько дней кряду.

Доложили царю. Тот решил разгадать эту загадку. По его указанию холм был разрыт, и там, под толщей песка, слуги обнаружили древний храм и прекрасное изваяние Господа Вайкунтханатхи. Царь был очень рад и провел пышную церемонию Брахмотсавы. По его приказу храм был отреставрирован, и там началось регулярное поклонение. Одним из элементов этого поклонения стала обязательная абхишека Господа Вайкунтханатхи молоком. Иногда в память этого события Вайкунтханатху называют «Паал Пандиан», т.е. «Молочный Пандья».

Обновлено (21.01.2011 16:45)