postheadericon Храм Кудал Алагара

Храм Кудал Алагара

Этот храм, хоть и не такой роскошный и огромный как архитектурный комплекс Минакши-Сундарешвары, вероятно, древнее последнего и не менее значим для местной культуры. Возникновение его следует отнести к самой заре ведической истории, когда Санака Кумар – великий мудрец в облике маленького мальчика – желая выразить свою преданность Богу, задумал построить в прекрасном лесу на берегах священной реки Критамалы Его храм.

Священная Критамала сама по себе очень известна. Она несколько раз упоминается в «Бхагаватам» - в частности, в той истории, где описано пришествие Матсья-аватары.

«Однажды, когда царь Сатьяврата, поглощенный аскезой, совершал подношение воды на берегу реки Критамалы, в воде, которую он набрал в пригоршню, оказалась маленькая рыбка.

Сатьяврата, царь Дравидадеши, выплеснул рыбку обратно в реку вместе с этой пригоршней воды, о потомок Бхараты.

Бедная рыбка жалобным голосом сказала добросердечному царю Сатьяврате: О царь, защитник обездоленных, почему ты бросаешь Меня в реку, где Меня могут погубить другие рыбы? Я их очень боюсь.

Не зная, что эта рыбка — Сам Верховный Господь, царь Сатьяврата с радостью решил позаботиться о Ней» (Бхаг., 8.24. 12-15).

Храм Кудал Алагара

Когда-то Критамала опоясывала город, подобно гирлянде, отчего и получила свое название. Предание гласит, что появилась эта река из капель воды, которой Брахма омыл стопы Господа Тривикрамы. Сейчас она изменила русло и стала называться иначе – Вайгай. И храм Кудал Алагара, который прежде стоял на ее берегу, окруженный лесом, теперь находится посреди плотной городской застройки.

Сам храм, согласно преданию, воздвиг по просьбе Санаки Кумара небесный зодчий Вишвакарма, изваяв его в виде «аштанга вимана» - уникального сооружения, воплощающего в себе в зримой архитектурной форме восьмисложную мантру «Ом Намо Нараяная». Внутри этого вимана, похожего на сужающуюся кверху башню, есть три яруса, на каждом из которых находится мурти Господа Вишну. В нижнем Господь изображен в сидящей позе (это, собственно и есть главное Божество храма – Кудал Алагар), в среднем Он стоит со Своими двумя супругами (в этой форме Его зовут Сурья-Нараяна), а в верхнем – возлежит на кольцах Ананта-Шеши, окруженный мудрецами-риши и собственными аватарами (здесь Его имя – Кширабдхи-натха).

Божество Кудал Алагара

Обычно Божества в южноиндийских храмах не расписывают. Господь традиционно присутствует здесь в изваяниях из темного камня с золотыми глазами, с широкой бриллиантовой тилакой, в золотых или серебряных доспехах, украшенных драгоценными камнями. Однако в этом храме Божества двух верхних ярусов ярко расписаны. Для этого используются особые краски, изготавливаемые из целебных листьев и трав. Для того чтобы увидеть верхние Божества, нужно подняться по боковой лестнице на крышу и пройти внутрь вимана через узкий проход в необыкновенно толстых стенах.

В древности многие мудрецы и святые посещали храм Кудал Алагара. Так, в Трета-югу здесь побывал Бхригу Муни, имевший в своем распоряжении особый воздушный корабль и путешествовавший на нем по местам паломничества. Когда он однажды пролетал над этими местами, тень его корабля случайно упала на виман Господа, пребывающего здесь, на берегах Критамалы. Корабль перестал двигаться, и мудрец, желая узнать причину этого, сошел на землю. А затем, увидев во всем великолепии Господа Нараяну в Его форме мурти, решил остаться здесь надолго, чтобы посвятить себя аскезе и служению.

Посещал это место и Махараджа Амбариша, о котором рассказывается в Девятой песни «Шримад-Бхагаватам».

Однако современная история храма Кудал Алагара восходит к первым векам до нашей эры, когда в Мадурае, при дворе царей Пандьев (многие из которых были великими вайшнавами), достигли необычайного расцвета изящные искусства, и в особенности – поэзия. Этот золотой век тамильской литературы получил название «эры Сангама». На языке того времени словом «Кудал» обозначали собрания придворных мудрецов и поэтов, что дает некоторым историкам основания полагать, будто храмовое Божество, по существовавшей в то время традиции, возглавляло подобные советы и собрания.

Однако наибольшую известность этот храм получил в связи с именем великого преданного Господа – Перия Альвара, одного из двенадцати поэтов-вайшнавов, которые в начальные дни Кали-юги принесли на землю учение о бхакти – исполненных любви взаимоотношениях Бога и живого существа. Читать дальше...

Здесь принято обходить храм 12 раз – на полу балкона вокруг парикрама-марга есть несколько рядов цифр 1-12, пройденные круги отсчитывают, перемещая камешек. Даршан Божеств - only hindu, но вайшнавов пускают без проблем.

Аштанга-виман

Обновлено (22.12.2010 22:47)