postheadericon Слава Тхотадри-кшетры

Тхотадри-кшетраСвященные писания прославляют Тхотадри-кшетру, называя это место «Земной Вайкунтхой». Раскинувшееся там озеро Четру-тамараи неотлично от молочного океана. Пески Тхотадри так же священны, как Шалаграма-шилы. Полубоги пребывают в этом святом месте, приняв облик деревьев. Всякий, кто видит святую обитель Господа Тхотадринатхи, говорит о ней, вспоминает, или живет в ней, непременно обретет освобождение из мира рождений и смертей.

Слава озера Четру-тамараи

Озеро Четру-тамараи

В «Пуранах» рассказывается следующая история. Давным-давно страной Синдху правил мудрый, благочестивый и справедливый царь. Однажды до него дошли слухи, что в его лесах и горах развелось много дикого зверья, которое беспокоит жителей. Звери губили крестьян и наносили огромный урон их посевам. Народ, доведенный до отчаяния, послал к царю нескольких охотников с дорогими дарами, чтобы те попросили у него помощи.

Вигьяни, первый министр, пришел к царю и доложил ему о посольстве. Царь распорядился принять охотников с великими почестями, выслушал их жалобы и заверил, что на другой же день с армией направится в леса и начнет наводить там порядок, истребляя излишек зверей.

На следующий день царь, верный своему слову, выступил из столицы. В лесах и горах он, вооруженный луком и стрелами, и его солдаты сотнями и тысячами убивали тигров, кабанов, оленей, слонов и диких птиц. Видя ужас, творимый царем, звери бросились бежать в надежде спастись. Но царь велел своим слугам преследовать их и сам бросился в погоню.

Вдруг царь увидел диковинного зверя – пятнистого оленя о восьми ногах. Забыв о своей цели и необычайно заинтересовавшись увиденным, он велел слугам поймать странного лесного обитателя.

Восьминогий олень мчался быстрее ветра. Царь изо всех сил пришпоривал коня, и скоро слуги остались далеко позади. До оленя оставалось совсем чуть-чуть, и царь совсем уже было приготовился пустить стрелу, но диковинный зверь вдруг исчез. Царь остался один в джунглях. Свита его отстала, звуков охоты не было слышно. Хотелось есть и пить, а кругом – ни дорог, ни человеческого жилья.

Царь долго блуждал по дикому лесу и вдруг увидел небольшую хижину. Войдя внутрь, он обнаружил, что хозяев нет дома, но в углу стоит пальмовый лист с едой – видимо, приготовленный для предложения Господу. Хотя голод был силен, царь не стал притрагиваться к еде, опасаясь, что это проделки какого-нибудь демона, задумавшего завлечь его в ловушку. Надумав дождаться хозяина, он остался в хижине. Прошло два часа. Никого не было. Царь был очень голоден, но помнил, что брать пищу без разрешения – грех. Прошло еще два часа. Терпеть уже не было сил, и царь, забыв обо всех страхах и правилах приличия, набросился на еду.

Хижина принадлежала лесному отшельнику Кушасане, сыну мудреца Галавы. Незадолго до прихода гостя он ушел на берега протекавшей неподалеку реки, чтобы там провести полуденные ритуалы: Брахма-ягью и джапу.

Завершив поклонение Господу, отшельник набрал в кувшин воды из реки, нарвал листьев туласи и вернулся домой. Увидев там царя, который к этому времени уже заканчивал трапезу, мудрец пришел в ярость.

- Зачем ты пришел сюда? – закричал он. – Как мог ты взять чужую пищу, не спросив ни у кого позволения? Пусть пища эта станет для тебя ядом! Пусть вода превратится в вино, а овощи и рис – в говядину! Ты не предложил эту пищу Господу Вишну, и теперь пусть этот грех падет на тебя! От того, кто присваивает себе имущество Господа, отворачиваются все близкие, а после смерти он идет в ад Раурава! За твой грех и оскорбление Господу Вишну я проклинаю тебя на то, что, покинув мой ашрам, ты немедленно станешь собакой!

Царь в страхе упал ему в ноги.

- Дорогой мудрец, почему ты проклинаешь меня? Когда голодный человек ест пищу, не принадлежащую ему, его обычно наказывают штрафом или бьют. Хочешь, я заплачу тебе за эту пищу – золотом, слонами, лошадьми? Только не проклинай!

Но мудрец был неумолим.

- Тот, кто поступает вероломно с Господом и крадет Его собственность, не заслуживает прощения. Ему суждено сотни раз рождаться в семьях неприкасаемых. Не нужно мне твоего золота. Стань же собакой и броди по миру многие, многие годы.

Царь снова взмолился мудрецу, прося назначить ему покаяние. Тот, наконец, смягчился и посоветовал несчастному найти тиртху, святость которой пересилит брахманское проклятие.

Так царь стал собакой и скитался по лесам.

Однажды некий странствующий фокусник, шествуя с несколькими помощниками по лесной дороге в ближайший город, увидел под деревом дрожащего пса. Он подумал: «Интересная собака! Можно попробовать научить ее разным трюкам. Людям это нравится. Они хорошо будут мне за это платить».

Фокусник приманил пса и взял его с собой. Пес оказался понятливым и довольно скоро стал ловко выполнять трюки, которым выучил его новый хозяин. Они побывали при дворе царя Чхолы, посетили царя Чхеры, потом царя Кералы – и везде им сопутствовал успех. Однажды, путешествуя по южным землям, фокусник решил переждать полуденный зной в тенистой манговой роще, мимо которой лежал его путь. Роща была прекрасна: в ней пели птицы, цветы наполняли воздух благоуханием, а среди ветвей летали павлины. За деревьями оказалось огромное озеро, наполненное свежей и прохладной водой. Фокусник искупался и улегся под деревом; помощники последовали его примеру.

Озеро Четрутамараи

А пес его тем временем тоже вошел в воду и вдруг превратился в человека. Сон как рукой сняло. Человек подошел к фокуснику, благодарно поклонился ему и сказал:

- Благодаря тебе я избавился от проклятия мудреца, которое настигло меня несколько лет назад, и я этого никогда не забуду.

Он рассказал ошеломленному артисту и его труппе всю свою историю, с начала и до конца, и тот удивился еще больше:

- Мы с тобой прошли через много земель и столько перевидали святых мест и рек, что уму непостижимо! Отчего же твое проклятие исчезло только здесь? Сколь же, должно быть, свято это место?

Царь сказал:

- Я долго бродил один по лесам. Но ты подобрал меня, кормил, водил по многим тиртхам и заботился, как любящий отец. Как я могу отплатить тебе за это? Обещаю тебе, что, как только мы вернемся в мое царство, я поселю тебя в своем дворце, и ты будешь жить так, как жил бы мой настоящий отец.

Бродячие артисты усадили царя в паланкин и доставили его в столицу. Он снова занял свой трон и счастливо проводил свои дни. Фокусник же и его труппа, омывшись в святом озере, избавились от всех грехов и со временем стали великими вайшнавами. Они развили огромную преданность Господу Вишну и, покинув смертную обитель, достигли Вайкунтхи.

Святая тиртха, которая избавила царя от страшного проклятия брахмана, – озеро Четру-тамараи. Омывшись в нем, испив его святой воды или просто увидев, человек избавляется от множества грехов. Люди, животные и растения, обитающие на его берегах, станут великими святыми и войдут в вечную обитель Господа. Сюда приходят Господь Брахма и Господь Шива, которые, глядя на воды Четру-тамараи, повторяют святое имя. Воспеть ее славу не под силу даже великим риши. Сам Господь Нараяна пребывает здесь в облике Тхотадринатхи.

История Тхотадринатхи

Господь Тхотадринатха

На заре творения, желая вновь дать живым существам возможность исполнить их материальные желания, Господь Вишну создал четырехголового Брахму. Брахма появился на свет из цветка лотоса, выросшего из живота Господа Нараяны.

Осмотревшись по сторонам и заметив подле себя молитвенные четки, посох, сосуд для воды (камандалу) и книгу, а на себе – священный шнур, Брахма возгордился своим благородным происхождением. Дабы уменьшить его гордость, Господь создал двух демонов – Мадху и Кайтабху.

Демоны, олицетворяющие собой невежество и страсть, проникли в ум Брахмы и похитили у него знание Вед, которым наделил его Господь. Мгновенно забыв обо всем, Брахма растерялся и испугался. Он воззвал г Господу Вишну, и Тот пообещал ему Свою защиту.

Много лет Брахма предавался аскезе и повторял мантру «Хари Ом», медитируя на образ Господа Вишну. В конце концов, Господь Нараяна поднялся со Своего ложа, и Брахма увидел Его перед собой.

Мадху и Кайтабха тоже Его увидели. Они рассмеялись и спросили:

- Кто ты? Откуда и зачем явился? Где живешь? Кто твой отец?

Господь ответил дерзким демонам:

- Мир знает Меня под именами Ачьюта, Ананта, Нараяна. Лишь Я – причина его существования. Я защитник и покровитель всех живых существ. Веды прославляют лишь Меня одного – как Вишну и Параматму. Я – причина всех причин, и Я – творец, охранитель и разрушитель этого мира. Но вам двоим не понять этого.

Услышав эти слова, Мадху и Кайтабха решили сразиться с Господом Нараяной. Похлопывая себя по плечам, они направились к Нему. Господь без труда расправился с ними, после чего обратился к Брахме и вновь наделил его знанием Вед.

Капли крови и прочих нечистот из тел демонов упали на Землю. Ощутив на себе скверну, богиня Бхуми стала молить Господа низойти и очистить ее. Она воплотилась как обычная земная девушка и, удалившись на священную гору Махендра-парвата, неподалеку от озера Четру-тамараи, начала подвергать себя суровой аскезе. Она омывалась в святой тиртхе, летом сидела посреди пяти огней, задержав дыхание, а зимой на одной ноге стояла в ледяной воде, подняв руки к небу. При этом она постоянно молилась.

Обеспокоенный, что Его супруга подвергает себя столь суровым лишениям, Господь явился перед ней.

- Зачем ты терпишь такие страдания? – спросил Он. – Зачем сменила свои шелковые одежды на древесную кору? Зачем связала свои мягкие волосы в узел? К чему тебе ранить свои нежные пальцы о траву куша? Оставив пуховую постель, украшенную цветами, ты спишь на камнях и жесткой земле. К чему все это? Ты не играешь больше на своей божественной вине, в лад с природой. Чего же ты хочешь?

Бхуми-деви, увидев Господа, преисполнилась счастья и пала перед ним ниц. Она стала возносить Ему молитвы:

- Я склоняюсь перед Тем, в ком пребывают все добродетели. Ты – Всевышний, причина всех причин. Ты пронизываешь всю Вселенную и находишься в каждом атоме. Неразрушимый, ты запределен материальному миру. В руках Твоих – оружие: раковина, диск, палица, меч и лук. Ими Ты защищаешь всех живых существ, а особенно – тех, кто предался Тебе. Ты – причина сотворения, поддержания и разрушения мира. Ты поддерживаешь бесчисленные вселенные и всех их обитателей. Лишь бросив взгляд, Ты способен любому даровать немыслимую удачу и богатство. Ты – знаток всех искусств. Ты – истина, скрытая в Упанишадах. В Тебе пребывают Веды. Ты не обладаешь материальными качествами. Все Твои желания исполняются. Аскезой можно познать Твой прекрасный божественный облик. Ты посылаешь плоды аскезы и являешься свидетелем всех наших поступков. Ты – обитель света и океан любви и сострадания. Своими благословениями ты устраняешь беды полубогов. О Господь! Храни меня!

Господь был доволен ее молитвами и ответил:

- О воплощение терпения, твои нежные слова радуют Меня. Чем Я могу помочь тебе?

Богиня рассказала, какие страдания ей причиняют зловонные нечистоты, извергнутые демонами Мадху и Кайтабхой.

- Пусть ягьи, пожертвования и аскеза, которые люди совершают на мне [т.е. на Земле] будут успешны. Пусть все тиртхи обретут свою изначальную святость. Пусть Твои благословения вечно пребудут на этом месте, где Ты явился мне. Пусть эта Тхотадри-кшетра дарует всем радость, духовное блаженство и освобождение.

Господь ответил:

- Мой взгляд полностью очистил тебя от скверны. Ты вновь обрела святость и чистоту, и отныне тебя будут звать “Медини”. Пусть все, кто живет на тебе, получат желанные плоды. Пусть моря, острова, святые реки, пруды и колодцы приносят людям благо. Пусть множатся живые существа и их семьи. Пусть преданные получат плоды своего служения Мне. Пусть в изобилии появляются на тебе растения, животные, травы и драгоценные камни. Что касается этого места, Тхотадри, Я считаю его неотличным от Своей обители. Восседая под священным Вайкунтха-виманом, воплощающем в себе Упанишады, днем Я даю здесь Свой даршан творцу мира Брахме, и нитьясури служат Мне. Теперь же, ночью, Я явился пред тобой, чтобы показать, насколько ты дорога Мне. Я дам тебе все, что ты попросишь. Как Лакшми всегда со Мной, так и Ты всегда будешь в Моем обществе. Останови же свою аскезу.

Бхуми-деви, очарованная учтивыми словами Господа, склонилась перед ним и прекратила свои покаяния. Она предложила Тхотадринатхе куркуму, шафран, цветы, омыла Его водой и сама омылась в ней. Надев нарядные одежды и драгоценности, она украсила себя цветами и заняла место рядом со своим вечным супругом – Господом Нараяной. Господь с любовью посмотрел на нее, усадил на колени и ласково обнял.

Вот еще одна история о величии Тхотадри-кшетры и священного озера Четру-тамараи

Озеро Четру-тамараи

Давным-давно жил небесный мудрец по имени Шанкханидхи, и была у него дочь Сушила. Она была очень искусна в пении и игре на вине и любила слушать музыку в окружении подруг. Однажды в месяц Вайкаши небесные девы решили спуститься на Землю, чтобы там, на берегах священной Кавери исполнить благоприятные обряды поклонения пяти полубогам. Они омылись в водах Кавери, надели шелковые сари и украсили свои тела. Они провели пуджу Господу Вишну и Лакшми-деви, после чего установили на пьедесталы из девяти драгоценных камней Божества Сурьи, Дурги, Вишну, Ганеши и Шивы. Проведя им поклонение, девы запели гимны во славу этих божеств, сопровождая пение танцем и игрой на вине. Так они делали день за днем.

Однажды на берег реки неподалеку от этого места пришел молодой, красивый брахман по имени Приямвада, хорошо знающий Веды и Веданги. Сушила, увидев юношу, тут же почувствовала, как забилось ее сердце, и, даже не закончив пуджу, с тремя подругами бросилась к нему.

Приямвада неспешно искупался, прочитал гаятри и собирался было уходить, как вдруг заметил спешащих к нему девушек. Он заподозрил неладное и поспешил скрыться, а прекрасные апсары остались ни с чем. Но они не думали мириться с этим и попытались найти красавца-брахмана в окрестных селах. Не удалось им и этого.

На следующий день, когда брахман вновь пришел на берег Кавери, Сушила с подругами уже поджидали его там. Они окружили юношу и попросили его сей же час взять их в жены. Приямвада ответил:

- Я брахмачари и могу жениться, лишь заплатив своему гуру дакшину, испросив его позволения и поднеся жертвенные дары предкам. Поэтому вам, о прекрасные девы, придется подождать.

Красавицы ответили:

- Мудрые люди говорят, что из яда можно извлечь нектар, что золото следует подобрать, даже если оно лежит в нечистом месте; хороший совет можно получить и от никчемного человека, а добродетельную девушку стоит взять в жены, даже если она из неблагородной семьи. Ты – человек, хоть и брахман, мы же – небесные богини. Считай милостью Бога, что встретил нас, и женись, не раздумывая.

Произнеся эти слова, девушки попытались схватить бедного юношу, но тот увернулся и, понимая их намерения, произнес такие слова:

- За то, что, движимые вожделением, вы готовы совершить столь недостойный поступок, вам предстоит стать призраками.

Девушки опечалились и сказали в ответ:

- Обычно мудрые люди сострадательны и терпимы, даже к тем, кто совершает преступления. Ты же проклял нас без всякой на то причины. Так что и тебе быть призраком и, подобно нам, скитаться по свету.

Проклятия брахмана ничто не отменит, как и проклятия полубога. В ту же минуту и Приямвада, и Сушила с подругами обернулись призраками и, мучимые голодом и жаждой, странствовали в таком виде по земле многие годы.

Однажды на берег Кавери пришел брахман по имени Веданидхи. В этот же день в священной реке омывался отец Приямвады – Сукоша. Он тревожился за судьбу сына и подумал, не посоветует ли мудрец, как снять проклятие небесных дев? Он спросил:

- Свами, не мог бы ты благословить моего сына и четверых его спутниц на то, чтобы избавиться от проклятия, из-за которого они стали привидениями?

Веданидхи своим божественным взором увидел причины проклятия и ответил:

- Есть лишь один способ снять с них этот грех. В стране Пандья есть святое место под названием Тхотадри. Там находится священное озеро, искупавшись в котором человек избавляется от всех возможных и невозможных грехов. А поклоняясь Божествам этой земли, всякий распрощается с бедами и несчастьями, преследующими его по жизни. Омыться в священном озере в месяце Магха; провести Брахма-ягью и раздать пожертвования ученым брахманам; поклоняться Господу Тхотадринатхе; побрызгать на голову чаранамриты, смешанной со священным маслом; отведать прасада Господа Тхотадринатхи – вот верный способ избавиться от греха. Если делать это в течение месяца, Господь Джанардана явится перед тобой, восседая на Гаруде. Поклоняйся Ему, а потом предложи прасад призракам, которых хочешь спасти, и проклятия, которые преследуют их, уйдут.

Своей мистической силой Веданидхи перенес призраков в Тхотадри. Сукоша же собрал денег и с женой отправился в путь. Скоро он достиг берегов священного озера Четру-тамараи. Поселившись на его берегах, брахман стал совершать врату, которую посоветовал ему мудрец. Он рано вставал, омывался в ледяных водах озера, читал гаятри-джапу трижды в день, поклонялся Господу Вишну с любовью и преданностью и раздавал милостыню местным брахманам. Он брызгал водой из озера и чаранамритой в призраков и давал им пить эту воду. Каждый день он пел молитвы во славу Господа Вишну, моля Его снять проклятие с сына и девушек.

Господь Тхотадринатха был доволен молитвами Сукоши и пообещал исполнить его желание. В тот же момент Приямвада и небесные девы вновь обрели свой прекрасный облик и Господь Нараяна Сам окропил их священной водой из раковины. Он сказал пожилому брахману:

- Пусть твой сын немедленно женится на этих девушках.

Подчинившись указанию Господа, Сукоша тут же устроил свадьбу в соответствии со всеми правилами, изложенными в Ведах. Все они остались жить в Тхотадри-нагаре. Приямвада и его жены облачились в вайшнавские одежды и стали преданными-бхагаватами. Они жили долго и счастливо, а после смерти достигли высшей обители Господа.