postheadericon Описание храма

Шримушнам

Храм обращен на запад, и даже с большого расстояния можно увидеть Раджа Гопурам, который состоит из семи этажей и составляет около 37 метров в высоту. Перед Раджа Гопурамом находится огромная двенадцатиметровая Гаруда Стамбха. Говорится, что Господь Вишну проявился в этом месте в трех формах – дерева баньян (Ашваттха), озера Нитья-пушкарини и Божества Бху-Варахи.

Главное святилище

Вход в главное святилище Шри Бху-Варахи расположен с западной стороны и венчается гопурамом. Господь Вараха передом обращен к западу, однако лицо Его (Тиру-мукха-мандала) повернуто в южном направлении – к землям асуров. Он представлен здесь в том виде, в каком находился, избавив Землю от зла и одолев Хираньякшу – с победно поднятой головой и руками, упертыми в бока. Главное Божество проявлено из Шалаграма-шилы, и ежедневно Ему проводится абхишека. Над головой Господа Варахи находится Павана-виман («славный» или «знаменитый» виман). И виман, и Божество являются самопроявленными (сваямвьякта).

Напротив святая святых, с западной стороны Ардха-мантапа, установлено Утсава-мурти Господа – Ягья-Вараха и Его супруги Шри-деви и Бху-деви. Все они обращены лицами к западу. По сторонам от них стоят другие утсава-мурти – Шри Бху-Вараха и Канна (Кришна).

Шри Ягья-Вараха

Шри Ягья-Вараха очень красив. Согласно местной легенде, это утсава-мурти появилось в ответ на молитвы Амбуджавалли Тхаяр, которая молила Господа о том, чтобы Он явился не в форме вепря, а как «прекрасный жених».

Напротив Ардха-мантапа расположен Севакала-мантап, где установлены Божества Бхога-Нараяны и двух Его супруг. Во время пяти фестивалей, приуроченных к разным временам года (Панча-парва), а также некоторых других торжеств, Божества выходят на процессию.

Перед Тируванали Пракарой, окружающей алтарь и главное Божество, находится Пуруша-сукта-мантап, где читают Веды. Он примечателен великолепным скульптурным убранством. Изваянный в форме колесницы, он украшен фигурами вооруженных всадников и слонов. Верх же его покрыт орнаментом из каменных лотосов, а также попугаев и других птиц, а на колоннах изображены члены царского семейства Наяков, построивших этот храм.

Тхаяр Саннидхи

Этот храм, посвященный Амбуджавалли Тхаяр, расположен к юго-востоку от этого прекрасного зала. Спереди расположен унджал-утсава-мантап. Мула-мурти в этом храме зовут Амбуджавалли Тхаяр. Утсава-мурти выносят на процессии вокруг этого храма.

Шриниваса-перумал Саннидхи

На внутренней стороне главного гопурама, к востоку от входа находится святилище Шриниваса Перумала. Вход в него находится с восточной стороны, и, таким образом Шринивас обращен лицом к Бху-Варахе. Интересный факт: в Тирупати преданные, прежде чем отправиться к Шринивасу, должны сначала поклониться Шри Вараха-мурти, Господу Шримушнам, чья обитель находится на берегу озера Свами Пушкарини. Аналогичная традиция существует и в Шримушнам: прежде чем идти в алтарь Господа Бху-Варахи, паломник должен поклониться Шринивасу и Его божественным стопам (Тирувади).

Шри Андаль Саннидхи

Храм Андаль находится в северо-западном углу этой пракары.

Андаль в Шримушнам

Удаявар Саннидхи

Храм, посвященный Удаявару (Раманудже) находится здесь же, в северной стороне. Здесь каждый месяц в день накшатры, под которой явился Рамануджа, а также собственно в день его явления проводится праздник. В время ежегодного праздника Удаявар совершает обход вокруг святилища Господа Варахи. Проводится тируманджанам (омовение) главного Божества, Его супруг и самого Рамануджи, а потом до самого вечера брахманы повторяют Веды и проводят другие обряды.

Венугопал Саннидхи

Храм Вену Гопала также находится на севере этой пракары. Десятидневный праздник Шри Кришна-джаянти начинается в день, когда явился Господь Кришна

Вишваксена Саннидхи

Каждая процессия Божества Ягья-Варахи вокруг пракар, сопровождаемая повторением Дивьяпрабандхи, начинается у храма Вишваксены. В месяц Аипаши (октябрь-ноябрь) в день Пурва-ашадха Накшатры празднуется Вишваксена-джаянти.

Ягьяшала

Перед проведением любого праздника устанавливается ягья-шала и там совершается поклонение.

Веданта-Дешика Саннидхи

Этот храм обращен на восток и находится в северо-восточном углу пракары. Каждый месяц в Шравана-накшатру дивья-мандала-виграха Шри Веданта Дешики выходит на процессию по территории храма. Также ежегодно, в день явления этого ачарьи, с соответствующим усердием и глубоким почтением его мурти с процессией отправляется в другие святилища, для участия в церемониях Мангалашасанам и Тируманджанам (омовение), которые проводятся для Ягья-Варахи, Его супруг, Амбуджавалли Тхаяр и Веданта Дешики. Вечером после арати Господь Бху-Вараха с супругами, Амбуджавалли Тхаяр и Шри Дешика отправляются на процессию.

Тирумангаи Альвар Саннидхи

Находится в той же пракаре.

Шри Манавала Мамунигал Саннидхи

Здесь также проводится ежемесячный праздник в честь ачарьи. Во время ежегодного празднования Божество с процессией обходит главные алтари, после чего проводится абхишека для Господа, Его супруг и ачарьи. Декламируются священные писания, а вечером проходит процессия.

Тирукаччинамби Саннидхи (святилище Канчипурны) находится в той же пракаре.

Куландаи Амман Саннидхи

На севере этой пракары, рядом с гопурамом находится храм Куландаи Амман (Дурги Деви). С северной стороны этой пракары, возле Гопурама, находится Куландай-Амман Саннидхи. Здесь живут подруги и наперсницы Амбуджавалли Тхаяр.

Северный гопурам

Северный гопурам открывается раз в году – в день Вайкунтха-экадаши (в декабре-январе), когда главное Божество выходит через эти ворота. Поэтому этот гопурам называется Вайкунтха-вазал – ворота Вайкунтхи.

Удаяр-мантапам

Заминдары Удаярпалаям построили этот мантап во время своего правления. Он находится на севере пракары. По праздникам Господа приносят в это место, устанавливают на вахане и украшают. В других случаях Господа, как правило, устанавливают в других залах, входящих в этот мантап. Также в этом мантапе усилиями пуджари благодаря щедрости преданных построен красивый стеклянный домик. По праздникам Господа и Его супруг, нарядив и украсив, устанавливают в этом домике, к великой радости всех вайшнавов. Иногда, если преданные того захотят, здесь проводятся особые праздники.

Нурукал-мантапам

К западу от Гаруда-стамбхи и к востоку от главного гопурама расположен стоколонный зал. В его южной частисвятилище Намальвара. Здесь проводится особая огненная церемония под названием Тирувандикаппу (вечернее арати).

Нурукал-мантапам

Намальвар Саннидхи

В день явления Намальвара здесь проводится праздник с абхишекой, чтением Тируваймоли и другими церемониями.

Чакраварти Тирумаган (Шри Рама) саннидхи

Храм Шри Рамы расположен посреди цветочного сада к северо-востоку от храма и обращен входом к святилищу Бху-Варахи. Здесь можно увидеть Божества необыкновенной красоты - Шри Раму вместе с Ситой, Лакшманом, Бхаратой, Шатругхной и Хануманом как на церемонии коронации (pattabishekam). Этот храм также известен изображениями Господа в Его воплощениях Матсьи (Рыбы) и Курмы (Черепахи). Утсава-мурти нет. В этом храме проводится ежегодный праздник Рама-навами.

Биди Анджанея Саннидхи

Прямо напротив храма Бху-Варахи, на западном окончании Саннидхи-стрит, расположен храм Анджанеи (Ханумана). Это место известно как Тирувади-коил. Говорят, что здесь Хануман исполняет желания (varaprasaadhi). Господь заходит сюда во время праздничных процессий.

Лакшми-Нараяна Саннидхи

Расположен на восточном берегу Нитья-пушкарини. В Пуранах рассказывается, что после убийства Хираньякши Господь Вараха был в таком гневе, что полубоги боялись подойти к Нему. Они попросили Бху-деви успокоить своего супруга. Господь Вараха сменил гнев на милость, обнял ее и усадил к Себе на колени, явив всем собравшимся преданным Свой облик Нараяны, обнимающего Лакшми. После этого Он какое-то время купался и играл в водах Нитья-пушкарини, а потом решил остаться в этом месте. Каждый день, рано утром брахманы читают здесь Брахма Ягья Прашну и Веды.

Нитья-пушкарини

Ашваттха-Нараяна Саннидхи

В пуранах говорится, что в Шри-Мушнам Господь Вараха явился в форме дерева Ашваттха (баньян). В юго-восточном углу Нитья-пушкарини установлен небольшой храм Шри Ашватха-Нараяны. Говорят, что это священное дерево существует со времен пришествия Вараха-аватары. О нем говорится в Сканда-, Брахманда-, Вараха- и Нарадия-Пуранах. Хотя административно этот храм подчиняется администрации основного храма, пуджу в нем проводят брахманы из Мадхва-сампрадаи. То же самое касается и трех небольших храмов Ханумана, расположенных по берегам Нитья-пушкарини.

Тиртхи

Главная тиртха Шри Мушнам – это Нитья-пушкарини. Воды Ганги священны, ибо исходят от стоп Господа Вишну. Насколько же святы воды, изошедшие из Его тела (Вишнох сарванга сампаршат)! Пураны рассказывают о том, насколько благоприятно принимать омовение в этом озере в тени священного дерева Ашваттха.

К востоку от Нитья-пушкарини расположена Лакшми-Нараяна Тиртха. К юго-востоку от деревни находится Вараха-тиртха. Брахма-тиртха – на севере, и там же – Павана-тиртха. Вся вода, использованная для омовения Господа, собирается здесь через систему подземных стоков. Агни-тиртха находится к северо-востоку от Шри Мушнам. Шанкха-тиртха и Бху-тиртха – на юге. Шри Мритьюнджая-тиртха почитается за то, что Гаруда, когда нес кувшин с нектаром, обронил несколько капель в это место. Бхаргава-тиртха расположена на юге. Данда-тиртха особенно почитается последователями Мадхвы, поскольку, согласно преданию, она появилась, когда Мадхва, проникшись состраданием к беременной женщине, в год засухи создал этот источник для нее.

Еще один священный источник здесь – река Веллар. Внучка Хираньякши (дочь Гиллики) была очень предана Господу и стала этой священной рекой. То же случилось с другой дочерью Гиллики – Манимуттар.

Также к Шри Мушнам-кшетре относится Валаямадеви Павана Тиртха – место явления Амбуджавалли Тхаяр.

Рядом с озером находится Уттаради Матх и Тиртхивари-мантап. Когда мусульмане вторглись в эту область в XIV веке, настоятели Уттаради Матха обратились к местному заминдару с просьбой о защите. Он помог им сохранить утсава-мурти Шри Ягья-Вараху. Всякий раз, когда Шри Мула Рама из Уттаради Матха прибывает сюда, Они дают преданным даршан вместе с Ягья Варахой в золотом и серебряном мантапах.

Уттаради-матх

В "Шри Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 9.73) упоминается, что Господь Чайтанья заходил в Шримушнам, чтобы выразить почтение Господу Варахе, во время Своего путешествия по Южной Индии.

Обновлено (24.12.2010 16:48)