postheadericon История Божеств и храма

astanga-viman

Тиругоштхиюр, хоть и мало известен среди преданных, не принадлежащих к Рамануджа-сампрадае, занимает особое место в истории движения бхакти. Именно здесь возвышенное учение о преданности Господу Вишну перестало быть достоянием узкого круга посвященных, став доступным всем, вне зависимости от касты, занятия, пола и возраста.

Именно отсюда, с крыши этого храма, юный Рамануджа во весь голос прокричал собравшейся внизу толпе двенадцатисложную мантру, посвященную Господу Нараяне, которую его духовный учитель строго-настрого приказал держать в секрете…

Аштанга-виман в Тиругоштхиюре

История этого храма уходит в пураническую древность и связана с лилами Господа Нрисимхи. Когда-то в этих местах, на берегах реки Мани-Мукта был лесной ашрам мудреца Кадамбы. Когда демон Хираньякашипу, захватив власть над райским царством, начал преследовать вайшнавов и брахманов, целенаправленно уничтожая все, что связано с Господом Вишну, эта небольшая кадамбовая роща была единственным прибежищем на Земле, где святые и праведники могли чувствовать себя спокойно. И именно там, по приглашению Кадамбы Муни, собрались на тайный совет (гоштхи) полубоги, изгнанные из своего царства злобным Хираньякашипу. На это собрание пришли и Господь Шива, и Господь Брахма, и Господь Нараяна. Именно там Господь Нараяна объявил, что скоро Сам явится в облике Нрисимхи, чтобы убить демона.

Саумья-Нараяна (утсава-мурти)

Когда с тиранией Хираньякашипу было покончено и полубоги вновь вернулись на свои места, мудрец Кадамба стал молить Господа Нараяну, чтобы тот и ему явил Свой необычайный облик человеко-льва. Довольный молитвами Своего преданного, Господь пришел в это место в том же облике Нрисимхадева и предстал перед восхищенными взорами живущих там мудрецов, а также Индры, Брахмы, Рудры и всех 33 миллионов полубогов. По просьбе Кадамбы Он остался в Тиругоштхиюре в форме Божества.

Есть и другая история, которая проливает свет на то, как возникло поселение Тиругоштхиюр. Говорится, что великий царь древности Пурурава (о котором рассказывается в «Бхагаватам»), однажды путешествовал на своем воздушном корабле по разным странам и планетам. И вот, пролетая над ашрамом Кадамбы Риши, царь почувствовал, что его корабль не движется. Он спустился на землю и познакомился со святым мудрецом Кадамбой. Тот попросил царя отправиться на берега Ганги и пригласить оттуда 1500 семей брахманов, чтобы те могли поддерживать достойное поклонение Господу Вишну в этом месте. Царь исполнил просьбу мудреца, отправился в Каши и переселил в южные земли полторы тысячи семей бхагават (вайшнавов). Он приказал построить для них дома, и вскоре в этом месте возник небольшой город, который впоследствии стали называть Тиругоштхиюром.

Госполдь Вишну - изображение на гопураме

Главное храмовое Божество Господа Вишну называют Саумья Нараяна. Это Господь Вишну, возлежащий на теле Ананта Шеши, которого окружают мудрецы и полубоги. Однако это Божество – не единственное.

В священных писаниях, посвященных храмовому зодчеству, говорится, что храмовое Божество может изображаться в пяти различных позах. Оно может лежать (кидантха), сидеть (ирунда), стоять (нинра), а также идти или танцевать. В храме Саумья Нараяны есть Божества всех пяти видов. Это Сам Саумья Нараяна, который лежит, Упендра Нараяна (изображен стоя), Пара Васудева (в сидячей позе), танцующий Кришна и Нрисимхадев, сражающийся с Хираньякашипу (и потому изображенный как бы на ходу).

Другой особенностью данного храма является виман (центральная часть храма, строение над алтарем). Он просто огромный! И не только это в нем удивительно. Это так называемый Аштанга-виман, которых в мире существует всего три: в Мадурае (храм Кудал Алагара), в Канчи (храм Вайкунтха Перумала) и здесь. Вместо одного корпуса, сужающегося кверху, подобно пирамиде, у него их восемь, по два с каждой стороны. Из-за этого виман кажется очень широким и приземистым, что в сочетании с его высотой создает впечатление необыкновенной мощи и величия. Но и это еще не все. Как и в храме Кудал Алагара, в этом вимане три яруса, на каждом из которых находится Божество. Нижний ярус – Вайкунтха – является обителью главного храмового Божества. На среднем – Индралоке – пребывает Упендра Нараяна, а на верхнем – Парамападе – установлен Пара Васудева.

В храме два Божества Угра-Нрисимхи. Говорят, что когда-то Они стояли внутри храма, однако люди, напуганные их размерами и ужасающим обликом, попросили вынести Их наружу. Теперь Они стоят в небольших саннидхи (павильонах) во внешнем дворе храма. Они поистине великолепны! Оба – из черного камня и высотой примерно в человеческий рост. Изваяны с необыкновенным искусством и правдоподобием. Один изображен бьющимся с Хираньякашипу, другой – разрывающим его у Себя на коленях. Рядом на земле стоят мурти Сударшана-сhакры и небольшой барельеф с изображением Господа Кришны.

Кришна

Однако наибольшую известность этот храм получил в связи с именем Рамануджачарьи и его духовного учителя Гоштхипурны. Как уже говорилось выше, именно оттуда, с вимана этого храма Рамануджа открыл собравшейся внизу толпе священную мантру «Ом намо Нараяная». То место, где он при этом стоял, отмечено его небольшим мурти. Сегодня желающие тоже могут подняться туда. С этого места (там что-то наподобие балкона) открывается чудесный вид на огромный храмовый двор, на раскинувшуюся вокруг деревню и на далекие рисовые поля и пальмы, подернутые легкой дымкой тумана…

Обновлено (07.01.2011 15:37)