postheadericon Модадрумадвипа

Модадрумадвипа

Модадрумадвипа неотлична от Бхандиравана. Бхактивинода Тхакур пишет: «Этот лес неотличен от Шри Бхандираваны во Врадже, где и птицы, и звери духовны… О Бхандиравана, земля духовных сокровищ, мое сердце разрывается от разлуки с тобой! В том месте в облике пастухов являли Свои многочисленные игры Кришна и Баларама. Здесь, в Модадруме, в сопровождении друзей проводил Свои игры Гауранга, опьяневший от звуков киртана».

На Модадрумадвипе расположена деревня Мамгачхи — вечная обитель Господа Рамачандры, а также место явления многих вайшнавов — спутников Господа Гауранги. Здесь жили Малини деви, Васудева Датта, Шаранга Тхакур, а также родился Вриндаван дас Тхакур.

Игры Господа Рамачандры в Навадвипе

Здесь, на Модадрумадвипе, вечно находится Айодхья. Когда Господь Рамачандра находился в изгнании, однажды Он пришел сюда вместе с Лакшманом и Ситой. Они построили хижину под большим баньяновым деревом и какое-то время жили здесь, мирно и счастливо. Видя сияние Навадвипы, Господь Рама загадочно улыбался. Увидев Его улыбку, Сита, дочь Джанаки, спросила, чему Он радуется. Господь ответил ей:

— Послушай, Сита, одну сокровенную историю. Когда наступит славный век Кали, Я низойду на Землю здесь, в Надии, приняв золотистый цвет тела. Я стану сыном Шачи в доме Джаганнатхи Мишры. Тем удачливым душам, которые увидят Мои детские игры, Я дарую чистую любовь к Богу. Я буду наслаждаться школьными играми и раскрою людям славу святого имени. Затем Я приму санньясу и уйду в Пури, оставив в слезах мать и жену.

Выслушав Раму, Сита спросила:

— О лотосоокий! Зачем заставлять свою мать плакать? Почему Ты бросишь жену и примешь санньясу? Какая радость Тебе в её слезах?

Господь ответил:

— Преданные знают, что горе разлуки со Мной дарует наивысшее блаженство. После разлуки снова будет встреча, когда они испытают в миллионы раз больше счастья чем прежде. Та, что в Ведах известна под именем Адити, в играх Гауранги станет матерью Шачи, а ты, Сита, будешь служить Мне под именем Вишнуприя. В разлуке ты будешь поклоняться Моему Божеству и проповедовать о Моей славе. Скоро, в разлуке с тобой, Я буду поклоняться золотому божеству Ситы в Айодхье, а в гаура-лиле ты будешь поклоняться Моему Божеству в Навадвипе. Но все это очень сокровенно, не раскрывай этих истин людям… Навадвипа очень дорога Мне, даже Айодхья не сравнится с ней. Когда наступит Кали-юга, это огромное баньяновое дерево, Рама-ват, исчезнет с людских глаз и будет присутствовать здесь незримо.

Садананда Випра

Бхактивинода Тхакур пишет, что здесь, на Модадрумадвипе, родился друг Господа Рамы — царь Гухака. Он стал сыном брахмана и принял имя Садананда Випра Бхаттачарья. Он был беззаветно предан Господу Раме, а во время рождения Гауранги присутствовал в доме Джаганнатхи Мишры, поскольку был его другом. В это время увидеть ребенка пришли все полубоги, и Садананда, видя их присутствие, понял, что на Землю низошел Его Господь. В великой радости он вернулся домой и, медитируя на Господа Рамачандру, увидел Гаурасундару.

Господь восседал на троне, окруженный полубогами. Господь Брахма обмахивал Его чамарой. Через мгновенье картина изменилась, и Садананда увидел на этом месте Господа Рамачандру, чье тело цветом было подобно зеленой траве. Справа от Рамы стоял Лакшман, слева — Сита, а перед Ним сидел Хануман. Увидев эту картину, Садананда пошел в Маяпур и долго созерцал божественный облик Гауранги. «Благословлен! Конечно, я благословлен! Сам Рамачандра находится предо мной в облике Гауранги!» Впоследствии, когда Господь Чайтанья начал Свое движение санкиртаны, Садананда принял в нем участие. Он танцевал и пел имя Господа.

Модадрумадвипа в духовном мире

Шрила Бхактивинода Тхакур, описывая свое путешествие по «духовной» Навадвипе, скрытой от глаз обычного человека, так описывает свой визит в эти места: «В ветвях деревьев здесь обитают кукушки, которые без конца прославляют Гаурангу и Сита-Раму. Бесчисленные баньяновые деревья дают тень, заслоняя солнце. Когда же откроется моим глазам место, где проявили Свои игры Кришна и Баларама?

Когда же, гуляя и наслаждаясь великолепием леса, я внезапно увижу дом Господа Рамачандры? Там я увижу Самого Раму, с телом цвета травы дурва, в одеждах отшельника, сидящего рядом с Лакшманом и Ситой.

При виде пленительного образа Рамачандры я потеряю сознание. Меня охватит любовь, и я не смогу говорить, поскольку буду пить глазами Его неземную красоту.

Лакшман милостиво подойдет, чтобы дать мне немного фруктов и положит Свои стопы на мою голову. ”Мой дорогой сын, пожалуйста, вкуси этих фруктов. Мы живем в лесу, поэтому нам нечего больше предложить гостям”.

После этих слов видение исчезнет, а я буду рыдать, вкушая фрукты. В глубине сердца я думаю об этом непостижимом видении: ”Увижу ли я когда-нибудь этот облик Господа Рамы?”». («Навадвипа-бхава-таранга», 110-115)

Дом Шаранги Мурари и Божество Васудевы Датты (Мадана-Гопал)

Шаранга Тхакур прославился благодаря тому, что вернул к жизни мертвого юношу, коснувшись его стопой и прошептав ему в ухо маха-мантру. Здесь мы молимся о том, чтобы стать инструментом миссии Чайтаньи Махапрабху и пробуждать людей к духовной жизни. Это место, где можно получить на это полномочия.

Шаранга Дева Гаудия Матх

Небольшой храм, открытый наследниками Шаранги Мурари, ныне поддерживают преданные Гаудия Матха. На алтаре расположены следующие Божества. Самые большие — Радха-Мадана-Гопал (которым поклонялся Васудева Датта Тхакур). Меньшие — Радха-Гопинатха, которым служил Шаранга Мурари. Самые маленькие — Шри Шри Радха-Говинда. Им поклонялся Шивананда Сена. Божествам Гаура-Гададхары поклонялся Бхактисиддханта Сарасвати и его ученики.

Нынешний пуджари, Джагадбандху Прабху, служит в этом месте с десяти лет.

Джананиваса Прабху: Есть еще Божества Радхи-Мадана-Гопала в Мамгачхи. Это Божества Васудевы Датты. Там установлены три пары знаменитых Божеств: Гаура-Гададхара, Радха-Гопинатха и Радха-Мадана-Гопал. Все они стоят на одном алтаре, в новом храме. Через много лет после ухода Васудевы и Мукунды Датты, в их доме поселились какие-то посторонние люди. Они не хотели, чтобы там стояли Божества, и собирались выбросить Их в Гангу. Эти люди не были вайшнавами.

Как-то раз Сагара Махараджа, ученик Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, ехал на поезде в Калькутту. И во сне ему явилось Божество. Господь сказал: «Меня хотят бросить в Гангу! Приезжай и спаси меня! Я из Мамгачхи, Меня зовут Мадана-Гопал». Сагара Махараджа вернулся и тут же отправился с преданными туда. Они обошли все окрестности и опросили всех местных жителей, пока, наконец, не пришли в тот дом.

«Да, мы хотели Их выбросить», — сказали им хозяева. «Лучше отдайте Их нам», — попросили преданные.

Хозяева согласились. Так Божества были спасены.

Старый пуджари из Мамгачхи говорил, что Сагаре Махарадже негде было остановиться. И после того, как он провел там несколько дней, кто-то пожертвовал ему землю… Они остались там вместе — Сагара Махараджа и Джагадбандху. Джагадбандху стал преданным, когда ему было всего десять лет.

Однажды между преданными возникло какое-то разногласие. Это причинило такую боль Сагаре Махарадже, что он сказал: «Я не желаю больше оставаться здесь». Тем же вечером, во время сандхья-арати, сидя напротив Божеств, он оставил тело и ушел в духовный мир.

Шри Шаранга Тхакур

Шри Шаранга Тхакур (Шаранга Мурари) – значительная ветвь на древе Шри Чайтаньи – жил в Мамагаччхи, Модадрумадвипа, Навадвипа). Обитая под деревом бакула, он каждый день тяжело трудился, хотя был одноруким, стараясь доставить удовольствие его любимому Божеству.

Он собирал фрукты, овощи и дрова. Он просил в качестве милостыни рис и готовил пищу, омывал, одевал и кормил своего Господа. После целого дня служения Божеству Шаранга пересекал Гангу, чтобы присоединиться к группе харинама-санкиртаны Махапрабху в Маяпуре.

Однажды, посетив Шарангу, Господь Гауранга заметил, что любимое дерево Шаранги, бакула, засохло и почти погибло. Господь Чайтанья обнял дерево своими прекрасными золотыми руками, и оно, полностью омолодившись, покрылось зелеными листьями и свежими благоухающими цветами. С того дня преданные Шри Чайтаньи Махапрабху поклоняются этому особому дереву Шри Дхамы Маяпура – калпа-врикше. Некоторые преданные собирают маленькие кусочки древесины, случайно падающие на землю, и делают из них шейные бусы или же поклоняются им.
Шаранга Тхакур поклялся никогда не инициировать учеников, несмотря на настойчивые просьбы Господа Чайтаньи. Однажды он смягчился и решился на этот шаг. Принимая омовение в Ганге, он оттолкнул проплывающее мимо него мертвое тело, и оно внезапно пробудилось к жизни. Ошеломленный, человек медленно пришел в себя и склонился перед Шарангой Тхакуром, который только что таким чудесным образом возродил его к жизни. Дав ему посвящение, Шаранга Тхакур стал известен как Шанранга Мурари Тхакур, поскольку предыдущее имя его ученика было Мурари.

Во Враджа-лиле Шаранга служит Радхе и Кришне как Нандимукхи-сакхи. Проехав на рикше сорок пять минут от Навадвипы, можно до сих пор увидеть Божества Шаранги Тхакура и дерево бакула калпа-врикша.

Шрила Прабхупада, ссылаясь на «Анубхашью» Бхактисиддханты Сарасвати, пишет: «Другое имя Тхакура Саранги даса — Шарнга Тхакур. Иногда его называют также Шарнгапани или Шарнгадхара. Он жил в Навадвипе, на Модадрумадвипе, и поклонялся Верховному Господу в уединенном месте на берегу Ганги. Он не принимал учеников, однако Верховный Господь из сердца снова и снова подталкивал его на это. Однажды утром он решил: ”Тот, кого я сегодня увижу первым, станет моим учеником”. Когда он отправился к Ганге, чтобы совершить омовение, он случайно заметил плывущий по реке труп и коснулся его стопой. Мертвец тут же ожил, и Тхакур Саранга принял его в ученики. Этот ученик впоследствии прославился под именем Тхакура Мурари. Его имя неразрывно связано с именем Шри Саранги. Его духовные потомки до сих пор населяют деревню Шар. В Мамгачхи находится храм, который, как говорят, был основан Сарангой Тхакуром. Не так давно там, напротив дерева бакула, был воздвигнут новый храм, которым в настоящее время управляют члены Гаудия Матха. Говорят, что сейчас этот храм управляется намного лучше, чем прежде. В ”Гаура-ганоддеша-дипике” (172) сказано, что Саранга Тхакур в прошлом был гопи по имени Нандимукхи. Некоторые преданные утверждают, что он был Махараджей Прахладой, но Шри Кави-карнапура, ссылаясь на своего отца, Шивананду Сена, не соглашается с этим мнением» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 10.113, комм.).

Юноша, которого инициировал Шаранга Тхакур, происходил из довольно богатой семьи, и в тот самый день должна была состояться его свадьба. Однако прямо перед этим радостным событием его ужалила кобра, от чего он сразу же умер. По бенгальским традициям, человека, укушенного змеей, нельзя кремировать, поэтому труп, завернув в харинама-чадар, положили в реку.

Шаранга Тхакур прошептал ему на ухо мантру, и юноша вернулся к жизни. Юношу звали Мурари. Господь Чайтанья, услышав новость, что у Тхакура появился ученик, был очень доволен и с огромной толпой преданных пришел в его дом, чтобы посмотреть на необычного юношу.

Отец и мать Мурари, убитые горем, однажды услышали, что их сын не умер, и сейчас живет в деревне Мамгачхи. Придя туда, они пытались уговорить юношу вернуться домой, но тот сказал им: «Вы дали мне лишь мертвое тело, а мой духовный учитель оживил его. Поэтому я останусь с ним».
В «Чайтанья-бхагавате» рассказывается о необычном поведении святого по имени Мурари Чайтанья дас. Некоторые полагают, что здесь говорится о юноше, оживленном Шарангой Тхакуром, иные же говорят, что здесь имеется в виду сам Шаранга Тхакур (которого иногда называют Шарангой Мурари).

Мурари Чайтанья дас

В своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 11.20) Шрила Прабхупада пишет:

Мурари Чайтанья дас родился в деревне Сар-вриндавана-пура, которая находится в трех километрах от железнодорожной станции Галаши на ветке, ведущей в Бурдван. Когда Мурари Чайтанья дас пришел в Навадвипу, он поселился в деревне Модадрума, или Мамгачхи-грама. В то время он получил имя Шарнга или Саранга Мурари Чайтанья дас. В наши дни потомки его рода живут в местечке Сарер Пата. В пятой главе Антья-кханды «Чайтанья-бхагаваты» встречается следующее описание: «Мурари Чайтанья дас не имел материального телесного облика: он был полностью духовен. Иногда он гонялся за тиграми в джунглях и обращался с ними, как с кошками и собаками. Он шлепал тигров по щекам и брал в руки ядовитых змей. Он не боялся за свое внешнее тело, начисто забывая о его существовании. Он мог сутками напролет повторять маха-мантру Харе Кришна или говорить о Господе Чайтанье и Нитьянанде. Иногда он проводил по два-три дня под водой, не чувствуя никаких неудобств. Он вел себя так, будто его тело было каменным или деревянным, и при этом использовал всю свою энергию на повторение маха-мантры Харе Кришна. Никто не описал особых черт характера Мурари Чайтаньи даса, однако известно, что, где бы он ни появлялся, все люди обретали сознание Кришны благодаря одной лишь атмосфере, которую он создавал своим присутствием».

Дерево бакула

Напротив храма Шаранги Мурари растет дерево бакула, которому более 500 лет. Господь Чайтанья любил отдыхать под ним, когда возвращался с философских дебатов из Видьянагара. Шаранга Тхакур часто повторял мантру под этим деревом. Дерево давало тень и тем самым помогало его бхаджану. Однажды, заметив, что оно начало высыхать, Господь Чайтанья явил чудо. Он обнял его, и дерево ожило. Тем самым Он показал, как дороги Ему те, кто служит Его преданным.

До сих пор, хотя в этом дереве почти полностью отсутствует сердцевина, оно растет и приносит цветы и плоды.

Развалины дома Васудевы Датты

Васудева Датта был воплощением Прахлады Махараджа.

В «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада пишет: «Васудева Датта, брат Мукунды Датты, также был жителем Чаттаграмы… Васудева Датта жил в доме у Шривасы Пандита, и в ”Чайтанья-бхагавате” говорится, что Господь Чайтанья Махапрабху был так доволен Васудевой Датой и так любил его, что говорил: ”Я целиком принадлежу Васудеве Датте. Он может распоряжаться Мною как пожелает, и может даже продать Меня кому угодно”… Васудева Датта дал посвящение Ядунандане Ачарье, духовному учителю Рагхунатхи даса, который позже стал Рагхунатхой дасом Госвами… Васудева Датта тратил деньги не считая, поэтому Господь Чайтанья Махапрабху попросил Шивананду Сену стать саракхелой, секретарем Васудевы, и как-то ограничивать его безудержные расходы [всё заработанное Васудева тратил на поклонение Божествам, что вызывало недовольство его жены — прим. авт.].

Васудева Датта был так добр к живым существам, что однажды пожелал принять на себя все их грехи, попросив Шри Чайтанью Махапрабху даровать им освобождение…

Сострадание Васудевы Датты не знает себе равных. Однажды он попросил Господа Чайтанью:

— Дорогой Господь, когда я вижу, как страдают обусловленные души, мое сердце разрывается. Прошу Тебя, переложи их карму на меня, а их освободи. Я готов отстрадать за них.

При этих словах сердце Господа Чайтаньи растаяло, слезы потекли из Его глаз, а тело задрожало. Срывающимся голосом Господь ответил:
— Чего бы ни попросил чистый преданный у своего Господина, Кришна несомненно исполнит его желание. Тебе нет нужды страдать за грехи всех живых существ — они освободятся лишь благодаря твоей просьбе…
Шрила Прабхупада говорил: «Никто не может сравниться с Васудевой Даттой. Он был вайшнавом — пара-духкха-духкхи — очень чутким к страданиям других. Такой преданный одним своим присутствием очищает целый мир. Такой человек — воистину представитель Шри Чайтаньи Махапрабху, поскольку сердце его всегда исполнено сострадания к обусловленным душам» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 15.163, комм.).

Мы можем молиться Васудеве Датте, чтобы развить в себе такое же сострадание.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами пишет в ”Анубхашье”: ”Неподалеку от железнодорожной станции Навадвипа есть станция под названием Пурвастхали, в полутора километрах от которой, в деревне Мамгачхи, где родился Вриндаван дас Тхакур, находится храм Мадана-Гопала, основанный Васудевой Даттой”. В настоящее время этим храмом управляют преданные из Гаудия Матха, и сева-пуджа поддерживается в нем на высоком уровне. Каждый год все паломники, принимающие участие в парикраме по Навадвипе, посещают и Мамгаччхи. С тех пор как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур стал проводить Навадвипа-парикраму, храм этот стал образцовым» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 10.41, комм.).

Руины храма Радхи-Мадана-Гопала

Божества Радхи-Мадана-Гопала, которым поклонялся Васудева Датта, ныне установлены в Шаранга Дева Гаудия Матхе. Однако изначально для них существовал отдельный храм, неподалеку от этого места (в доме Васудевы Датты). Сейчас от него остались лишь поросшие кустарником развалины, в паре минут ходьбы от места рождения Вриндавана даса Тхакура.

Место рождения Вриндавана даса Тхакура

Модадрума Гаудия-матх

Модадрума Гаудия Матх

Это место находится недалеко от железнодорожной станции Бхандатикур. На этом месте стоял дом Малини-деви, жены Шриваса Тхакура. Также здесь находится место рождения Шрилы Вриндавана даса Тхакура. Сейчас этим храмом управляют преданные Гаудия Матха. Здесь ведется поклонение Божествам Шри Шри Нитай-Гауранги; Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры (всё это — Божества, которым поклонялся Вриндаван дас Тхакур), Шри Шри Радхи-Кришны (установлены Бхактисиддхантой Сарасвати), а также мурти Вриндавана даса Тхакура.

Две сестры

В «Гаура-ганоддеша-дипике» говорится, что прежде Нараяни (мать Вриндавана даса Тхакура) была Килимбикой, младшей сестрой Амбики (няни Кришны). Когда Господь Чайтанья явился на эту Землю, Амбика стала Малини-деви, женой Шриваса Тхакура, а Килимбика — его племянницей (дочерью брата Шриваса — Налина Пандита) по имени Нараяни. Когда она была еще совсем маленькая, Господь дал ей остатки пищи со Своей тарелки. Пока Нараяни с радостью и явным удовольствием их ела, вайшнавы благословляли ее, говоря, что ей очень повезло, поскольку, хотя она совсем еще ребенок, ей выпала возможность служить Господу. А когда Нараяни доела, Господь Чайтанья сказал ей:

— Нараяни, а теперь Я хочу послушать, как ты зовешь Кришну.

Сила слов Господа Чайтаньи была настолько велика, что девочка стала плакать и звать:

— Кришна! Кришна!

Когда Нараяни подросла (это случилось уже после того, как Махапрабху ушел из Маяпура), она вышла замуж. Но муж ее, Вайкунтха дас, вскоре умер, и Нараяни (в то время она была беременна), по просьбе Малини деви, переехала сначала в дом Шриваса, а затем (уже после рождения Вриндавана даса Тхакура) — в Мамгачхи, к ее отцу. Здесь и провел первые годы своей жизни ее сын, которому в будущем предстояло стать всемирно известным автором великой «Чайтанья-Бхагаваты» — первой полной биографии Господа Чайтаньи.

Вриндаван дас Тхакур

В ранние годы Нараяни Деви, племянница Шриваса Пандита обрела особую милость Шри Гауранги Махапрабху. Позднее она дала рождение Вриндавану дасу, который был последним учеником Шри Нитьянанды Прабху. Получив указание своего гуру, Вриндаван дас приступил к написанию "Шри Чайтанья-бхагаваты".

Негласным правилом для всех пишущих вайшнавов, таких как Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Кришна дас Кавираджа и Вриндаван дас Тхакур, было оставаться в тени повествования. Они никогда ничего не сообщали о своем происхождении или родословной. Так имена авторов наиболее удивительных и прекрасных сочинений, собранных Шри Рупой Госвами воедино в его книге "Падьявали", так и остались неизвестными.

В шестнадцатом веке смиренные вайшнавы, решившие остаться неизвестными, оставили после себя целый пласт литературного наследия - исключительно талантливой прозы и поэзии. Пребывая в состоянии истинного смирения, такие вайшнавы обозначают свое присутствие лишь упоминая своих предшественников. Кришна дас Кавираджа, например, прославляет своих гуру в конце каждой главы своей "Шри Чайтанья-чаритамриты": шри рупа рагхунатха-паде йяра аса, чайтанья чаритамрита кахе кришнадаса.
"Вознося молитвы лотосным стопам Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, всегда желая обрести их милость, я, Кришна дас, рассказываю "Шри Чайтанья-чаритамриту", следуя по их стопам".

Шрила Кришна дас Кавираджа Госвами проявляет свое смирение и благодарность Вриндавану дасу Тхакуру, называя его Вьясой в "Чайтанья-чаритамрите", Антья 20.82: "Вриндаван дас Тхакур - любимый преданный Господа Нитьянанды. И поэтому он - воплощение Вьясадевы, описавшего игры Шри Чайтаньи Махапрабху. Так же как Шрила Вьясадева описал игры Шри Кришны в "Бхагаватам" и других Пуранах, Шрила Вриндаван дас Тхакур описал Чайтанья-лилу в "Чайтанья-Бхагавате".

Сердце смиренного Кришна даса Кавираджа радовалось, когда он прославлял Вриндавана даса Тхакура: "Слушание "Чайтанья-Бхагаваты" разрушает все неблагоприятное. Читая "Чайтанья-бхагавату", любой сможет осознать величие Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды и обрести высочайший уровень совершенного знания - чистую любовь к Кришне".

"Поскольку столь удивительная книга не может быть написана обычным человеком, кажется, что Сам Шри Чайтанья Махапрабху общается с читателем устами Шрилы Вриндавана даса Тхакура. Я предлагаю миллионы почтительных поклонов лотосным стопам Вриндавана даса Тхакура. Написав эту ценную книгу, он всех без исключения освободил из цикла рождения и смерти" ("Чайтанья-чаритамрита", Ади, 8.33-42).

В Мамагаччхи, Модадрумадвипе (Навадвипа), Вриндаван дас Тхакур установил Божества Нитай-Гауранга и Шри Джаганнатха Дева. Он жил в этом месте, ведя монашеский образ жизни и поклоняясь своим возлюбленным Божествам. У Вриндавана даса Тхакура было много учеников, включая Гопинатху Брахмачари, потомка Шри Кешавы Бхарати.

Согласно «Гаура-ганоддеша-дипике», в играх Кришны Шрила Вриндаван дас Тхакур был пастушком по имени Кусумапида. Однако многие считают его воплощением Шрилы Вьясадевы.

Об отце Вриндавана даса Тхакура известно мало. Мудрец, так и не увидевший его, даже не упоминает о нем в своих книгах. Известно лишь, что родом он был из Кумарахатты (Халисахары). Нараяни жила в доме отца Шри Малини-деви, где ее сына опекали и берегли как бесценное сокровище. В Мамагачхи Вриндаван дас Тхакур вырос и получил образование. Там же, в доме Малини-деви, он установил Божества Шри Шри Нитай-Гауранги и Шри Джаганнатхи.

Вриндавану дасу Тхакуру не исполнилось и двадцати, когда Господь Чайтанья ушел из этого мира. В возрасте шестнадцати лет Тхакур получил инициацию у Господа Нитьянанды и был Его любимым (и, по всей видимости, последним) учеником. Он путешествовал с Ним, помогая Нитьянанде в проповеди. Но когда они прибыли в деревню Денур, в округе Бурдван, Господь Нитьянанда велел Вриндавану дасу Тхакуру остаться проповедовать в этом месте. Поэтому великому мудрецу так и не удалось получить даршан Господа Чайтаньи. Известно, что он сопровождал Шри Джахнаву Мату на фестиваль гаудия-вайшнавов в Кхетури.

Когда Вриндаван дас Тхакур написал свой magnum opus, сказать трудно. Известно, однако, что в 1576 году, когда была написана «Гаура-ганоддеша-дипика», «Чайтанья-Бхагавата» была уже широко известна. Изначально книга называлась «Чайтанья-мангала», но впоследствии книгу с таким же названием написал Лочана дас Тхакур. Поэтому Шри Рагхунатх дас Госвами, Шри Джива Госвами, Кашишвар Пандит, Харидас Пандит Госвами и Ананта Ачарья собрались и решили, что книге Лочаны даса Тхакура лучше оставить прежнее название, а книгу Вриндавана даса Тхакура назвать по-другому. С тех пор его книгу стали называть «Чайтанья-Бхагавата».

Махатпура

Это место находится на северо-западной границе Модадрумадвипы и в наши дни называется Матапур. Здесь находится заводь в старом русле Ганги. Пять тысяч лет назад на этом месте находилась большая жертвенная арена, и росло пять баньяновых деревьев, но сейчас они исчезли.

Пандавы в Навадвипе

Когда братья Пандавы и их верная жена Драупади жили в изгнании, как-то раз они пришли в Гауда-дешу, Бенгалию. В Экачакре Махараджа Юдхиштхира увидел во сне Навадвипу, и ему очень захотелось увидеть это место наяву. Придя в Надию, они остановились здесь на несколько месяцев и за это время сразили немало демонов. Однажды во сне Юдхиштхира увидел Гаурангу, чье ослепительное сиянье озаряло все стороны света.

— Таким Меня видят немногие, — улыбаясь, сказал Гауранга. — В твоем доме Я — Кришна, сын Нанды, и Я всегда рядом с тобой. Навадвипа-дхама — моя высшая обитель. Она проявится в Кали-югу и разгонит тьму материального мира. Ты и твои братья — мои вечные слуги. Поэтому, когда Я вновь явлю Свои земные игры, вы снова придете со мной. День и ночь мы будем вместе на берегу океана в Джаганнатха Пури. Иди же в Калингу, очисти это место и помоги страждущим живым существам.

Юдхиштхира рассказал этот сон своим братьям. Обсудив его между собой, они отправились в царство Калинги. Хотя им больно было покидать Навадвипу, они должны были исполнить волю Господа.

Мадхвачарья в Навадвипе

Мадхва с учениками тоже приходил сюда. Гаурасундара милостиво явился ему во сне и с улыбкой сказал:

— Все знают, что ты — Мой вечный слуга. Когда Я низойду на Землю в Навадвипе, Я приму посвящение в твоей сампрадае. А ты иди и опровергай ложные писания маявади. Яви миру славу поклонения Божеству Господа, а потом Я распространю твое чистое учение.

Сказав это, Гауранга исчез, и Мадхва проснулся, ошеломленный. «Неужели я никогда больше не увижу этот прекрасный золотой образ?» — сокрушался он. И в ответ до него донеслось:

— Поклоняйся Мне в глубине сердца, и ты придешь ко Мне…

С этим наставлением Мадхва покинул Навадвипу, полный великой решимости одержать верх над философией маявади.

Вероятнее всего, визит Мадхвы в Навадвипу состоялся во время его второго возвращения из Бадринатха, после написания комментария на «Веданта-сутру». Мадхва прошел через Бихар, после чего попал в Бенгалию, где и состоялась его встреча с Господом Чайтаньей.

Биограф Мадхвачарьи, Падманабхачарья, говорит, что Мадхва посетил Надию, поскольку та уже в то время была центром учености, где собирались многочисленные знатоки наук и искусств со всей Индии. Тысячи студентов изучали здесь грамматику, риторику, астрологию, хиромантию, искусства и т.д.

«Бхавишья-пурана» — древний текст, содержащий многочисленные предсказания, — также содержит информацию о Мадхвачарье. Помимо прочего, в ней рассказывается, как, придя в «Шантипури», Мадхва задавал вопросы о Боге кому-то, кто был совместным воплощением Радхи и Кришны. Эта история приводится в 19 главе Пратисарга-парвы «Бхавишья-пураны».

Сам Мадхвачарья прямо нигде не говорит о Своей встрече с Махапрабху, однако в некоторых его текстах можно увидеть намеки на учение Господа Чайтаньи. Так, в комментарии на «Мундака-Упанишаду» ачарья цитирует слова из «Нараяна-самхиты»: «В Двапара-югу люди поклоняются Вишну, следуя методу, предписанному Панчаратрой. В век вражды, Кали, Верховному Господу поклоняются лишь повторением Его имени».

Также Мадхвачарья иногда говорит о философии ачинья-бхедабхеда-таттвы, нигде, однако, не называя ее прямо. В «Бхагавата-татпарье» (11.7.51), цитируя стих из «Брахма-тарки», он открыто использует философию одновременного единства и различия. Господь Чайтанья говорил ему, что время для этого еще не настало.

Падманабхачарья, автор биографии Шрипады Мадхвы, пишет: «В Южной Индии он [Мадхва] завершил то, что двести лет спустя сделал ”пророк из Надии”. И Шри Мадхва, и Господь Гауранга были убежденными учителями двайты, и черты сходства в их учении совпадают вплоть до мелочей…».

Духовный облик Махатпуры

«Махатпура неотлична от Камьяваны, места игр Кришны во Врадже. В этом месте спутники Гауранги громко поют святое имя Кришны.

Будучи в изгнании, пятеро Пандавов во главе с Юдхиштхирой и Драупади жили некоторое время в лесу. Они пригласили туда Вьясадеву и слушали, как он рассказывает «Гаура Пурану». Там они неустанно поклонялись Гауранге.

Даже сейчас преданные могут видеть Юдхиштхиру и риши — Бхауму, Шуку, Девалу, Чьявану и Гаргу. Они сидят у дерева и плачут, слушая о славе Гауранги.

Когда же удастся мне посетить это общество и издалека предложить им дандаваты? А когда я услышу из уст Вьясадевы историю о том, как Гауранга освобождает атеистов, я глубоко вздохну в восхищении.

Спустя какое-то время, лишившись возможности видеть это собрание, я буду выкрикивать имя Гауранги, упаду ниц и заплачу. А проголодавшись к полудню, соберу в лесу фрукты.

Тогда ко мне подойдет жена Пандавов, Драупади, с рисом и шаком в руках. ”Вот, прими от меня это подношение — несколько горстей риса, которые были предложены Гауранге”.

Чувствуя себя самым недостойным, я предложу Драупади свои поклоны и протяну руку, чтобы принять рис и шпинат» («Навадвипа-бхава-таранга», 125-130).

Вайкунтхапура

Эта область, в полукилометре от Махатпура, не отмечена никакими особыми приметами. Ее точное местонахождение пока не определено.

Здесь незримо проявлены миры Вайкунтхи и лес Нихшреяса — вечная обитель Господа Вишну, находящаяся по ту сторону реки Вираджа. Вечные энергии Господа Нараяны Шри, Бху и Нила служат здесь своему Господину. Некогда Нарада Муни, придя на Вайкунтху и увидев там Шри Шри Лакшми-Нараяну, получил от Них указание отправиться на Бхулоку (Землю), в Навадвипу. Прибыв туда, Муни вновь увидел Господа Нараяну и Лакшми-деви. Затем на его глазах Господь принял облик Гауранги и велел Своему слуге воплотиться на Земле в Кали-югу как Шриваса Тхакур.

Рамануджачарья в Навадвипе

Однажды Рамануджачарья пришел в Пури, и своими молитвами доставил Господу большое удовольствие. Джаганнатха предстал перед ним и сказал:

— Отправляйся в Навадвипа-дхаму, потому что скоро Я явлюсь там в доме Джаганнатхи Мишры. Все духовное небо находится в одном уголке Навадвипы, обители, которая очень дорога Мне. Пусть ученики твои, которые поглощены дасья-расой, останутся здесь, а ты отправляйся туда. Всякое живое существо, которое не увидело Навадвипу, родилось напрасно. Одна лишь часть Навадвипы вмещает в себя Ранга-кшетру, Шри Венкату (Тирупати) и Ядава Ачалу. Иди в Навадвипу, чтобы увидеть Гаурангу. Ты пришел на эту землю, чтобы проповедовать бхакти, так пусть же, милостью Гауры, твоя жизнь увенчается успехом. Из Навадвипы иди в Курма-стхану, и там ты снова встретишься с учениками.

Почтительно сложив руки, Рамануджа обратился к Джаганнатхе:

— В своем рассказе ты упомянул Гаурачандру, но кто это? Я ничего не знаю о Нем.

— Все знают Кришну, — милостиво отвечал Раманудже Господь. — Кришна, который живет во Вриндаване, полностью проявляет Себя в облике Гаурахари, а Вриндаван — в Навадвипа-дхаме. Как Господь Гауранга, Я вечно пребываю в Навадвипе, самой возвышенной обители во Вселенной. Моей милостью эта дхама низошла в Бху-мандалу, но здесь нет и следа майи. Так говорят писания. Если ты скажешь, что Навадвипа — это часть материального мира, твоя преданность будет уменьшаться день ото дня. Моей волей и непостижимой энергией Я поместил эту духовную обитель в материальном мире.

Слушая Господа Джаганнатху, Рамануджа, обладавший чистым разумом, пришел в необычайное волнение от любви к Гауранге.

— Господь, — сказал он, — Твои игры воистину поразительны. Почему гауранга-лила не упомянута в священных писаниях? Когда я внимательно изучал шрути и Пураны, я нашел там лишь намек на гаура-таттву. Твои наставления развеяли мои сомнения, и сладость игр Гауранги пробудилась в моем сердце. Если гаура-лилу во всех трех мирах. Я представлю людям доказательства из скрытых писаний и установлю преданное служение Гауранге во всей Вселенной.

— О Рамануджа, — сказал Джаганнатха, видя его искреннюю решимость, — никому не разглашай этой тайны, держи сокровенные игры Гауранги в секрете. Только когда Гауранга завершит Свои игры на земле, о них станет известно повсюду. А пока проповедуй дасья-расу, постоянно поклоняясь Гауранге в своем сердце.

Чтобы игры Гауранги не раскрылись раньше времени, Господь Нараяна привел Рамануджу сюда, в Вайкунтхапур, и милостиво явил ему Свой трансцендентный облик, которому служат Шри Бху и Нила. Неожиданно Рамануджа увидел, что Господь принял чарующий облик Гаурасундары, сына Джаганнатхи Мишры. От Господа исходило такое ослепительное сиянье, что Рамануджа потерял сознание. Гауранга возложил Свои лотосные стопы ему на голову, и тот начал возносить Господу молитвы. «Я должен увидеть гаура-лилу на земле. Я никогда не покину Навадвипу!» — решил он.

— О сын Кешавы, — сказал Гауранга, — твое желание исполнится. Когда начнутся Мои игры в Надии, ты родишься снова.

Гауранга исчез, и счастливый Рамануджа отправился дальше.

Через несколько дней он прибыл в Курма-стхану, где встретился со своими учениками. Всю жизнь проповедуя дасья-расу в Южной Индии, Рамануджа в глубине сердца был поглощен гаура-лилой. Милостью Гауранги он родился в Навадвипе преданным по имени Шри Ананта. Он приходил в дом Валлабхачарьи и видел свадьбу Лакшмиприи и Гауранги.

Рамануджачарья нигде в своих работах открыто не упоминал о Гаура-таттве, однако в комментарии на «Бхагавад-гиту» (4.9), описывая изначальную форму Господа, он привел множество цитат из Упанишад, подтверждающих, что тело Его золотого цвета.

Духовное видение Вайкунтхапуры

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Я неторопливо отправлюсь в Вайкунтхапуру, в лес, который носит название Нихшреяса и олицетворяет всю красоту и изобилие. Господь Вайкунтхи, которому возносят молитвы все полубоги, живет здесь со Своими энергиями — Нилой, Бху и Шри.

Насколько мой Кришна обладает высшей сладостью, настолько Господь Вайкунтхи наделен всем изобилием и великолепием. И хотя Враджендра-нандана никогда не утрачивает этих богатств, они не привлекают Его преданных.

Господь Вайкунтхи проявил милость к Нараде. Сокрыв Свои богатства и превратившись в Гаурангу, Он доставил Нараде необыкновенное удовольствие. Я буду танцевать, когда увижу этот облик Гауранги, и, захлебываясь в океане блаженства, буду громко плакать» («Навадвипа-бхава-таранга», 120-122).

Аркатила

Арка-тила

Это место открыл Бхактисиддханта Сарасвати. Арка-тила (арка значит «солнце») — высокий холм на берегу Ганги. Считается, что он неотличен от вриндаванской Сурья-кунды — места к северу от Радха-кунды, где Шримати Радхарани проводила поклонение богу Солнца.

Сурья-кунда

Сурья-кунда — место к северу от Радха-кунды, где Шримати Радхарани проводила поклонение богу Солнца.

Джатила, свекровь Радхарани, всегда придумывала способы, как привлечь внимание своей невестки к ее мужу, Абхиманью. Она часто требовала от Радхарани проводить всевозможные пуджи, которые были призваны принести в дом Абхиманью процветание и благоденствие. Однажды Пурнамаси сказала Джатиле, что самая лучшая пуджа — это поклонение богу Солнца.

Когда Радхарани и Джатила готовились к проведению пуджи, у их дома откуда ни возьмись появился «гуру» в шафрановых одеждах, которого сопровождал толстый ученик. Джатила попросила их стать священниками при проведении Сурья-пуджи. Те ответили, что не проводят пуджу на заказ, но сейчас (совершенно случайно) сами собираются поклоняться богу Солнца. Они попросили Джатилу принести все атрибуты для поклонения к Сурья-кунде, и та велела Радхарани идти с ней. Шримати Радхарани не хотелось идти, но деваться было некуда.
Когда компания достигла берегов Сурья-кунды, «брахманы» стали повторять прекрасные мантры, которые на самом деле предназначались для поклонения Кришне. Джатила никогда не слышала таких мантр, но Мадхумангал (а толстым «учеником» был, конечно же, он) объяснил ей, что эти мантры взяты из очень редких священных писаний.

Когда Мадхумангал попросил вознаграждение за проведение церемонии, Джатила попросила Радхарани отдать ему свой золотой браслет. Но «гуру» (а это, конечно же, был Кришна) отказался, сказав, что не берет золото от женщин. Джатила настаивала — ведь каждое жертвоприношение должно завершаться пожертвованием брахману, который его проводил. Мадхумангал попросил ладду, и Джатила была так довольна скромными запросами этих замечательных брахманов, что решила каждый день посылать Радхарани проводить вместе с ними Сурья-пуджу.

Благодаря этому, Сурья-кунда — это место, где Кришна и Радхарани могут встречаться, не опасаясь недоброжелателей.

Бхагавата дас Бабаджи

На Сурья-кунде совершал свой бхаджан Бхагавата дас Бабаджи, дикша-гуру Гауракишоры даса Бабаджи. Однажды, во время омовения он нашел в пруде какой-то камень, на поверку оказавшийся шалаграма-шилой. Он положил на нее украшение Шримати Радхарани, и оно отпечаталось на камне. Эта шила хранится там до сих пор.

Камьяван

Этот лес находится в километре от Арка-тилы. Он неотличен от Камьявана во Вриндаване, и здесь, как и там, исполняются все желания.