postheadericon Рудрадвипа

Рудрадвипа

Этот остров олицетворяет сакхьям — дружбу с Господом. Рудрадвипа считается островом Господа Шивы, ибо тесно связана с его играми. Бхактивинода Тхакур пишет: «Этот остров — ни что иное, как Кайласа, вечная обитель Господа Шивы, скрытая в лесах Навадвипы. Крохотная часть ее сияния освещает все три мира» («Навадвипа-бхава-таранга», 132). Здесь находится скрытый от людских глаз ашрам Дурвасы Муни, который оставил практику йоги и служит в этом месте лотосным стопам Гауранги. Здесь же вечно живут Аштавакра, Даттатрея и Панчамукхи Шива, которые больше не желают слиться с сиянием Брахмана, а верно служат Господу Чайтанье.

Во времена, когда явился Господь Чайтанья (1486 год) Рудрадвипа была на западном берегу Ганги. В 1520-м, когда Джива Госвами и Нитьянанда Прабху совершали здесь первую парикраму, она была уже частично на западном, частично — на восточном берегу. В конце 1550-х, когда в Навадвипу приходил Шринивас Ачарья, она находилась полностью на восточном берегу. Сейчас русло Ганги снова изменилось, и сейчас она вновь делит остров на две части — восточную и западную.

Рудрапара

Это место находится на излучине Ганги, неподалеку от деревни Бхадуиданга.

Здесь, в Рудрапаре, постоянно пребывают одиннадцать Рудр, во главе с Нила-лохита Шивой. Они поют славу Гауранге и постоянно танцуют в блаженстве. Полубоги, наблюдая их танец, чувствуют огромное счастье и осыпают их цветами. Ссылаясь на «Гарга-самхиту», Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «На севере существует священное место, известное как Наила-лохита-кшетра. Здесь обитает Господь Шива, известный под именем Нила-лохита. О царь Видехи, здесь живут все деваты, муни, семь риши и Маруты. Это то место, где Равана — угроза трех миров — поклонялся Шиве и обрёл великое могущество. О царь, какие бы результаты ни приносило посещение Каиласы, все они увеличиваются в сто раз, если человек увидит Нила-лохита Шиву» («Навадвипа-дхама-махатмья», Прамана-кханда).

Вишнусвами в Навадвипе

Однажды, во время одного из своих триумфальных путешествий по Индии, сюда пришел Вишнусвами со своими последователями. Они провели ночь на Рудрадвипе. Ученики его танцевали и пели «Харибол!», а Вишнусвами читал молитвы из шрути. Довольный тем, что в кругу собравшихся говорят о бхакти, перед великим ачарьей милостиво явился Нила-лохита.

Появление Шивы поразило Вишнусвами. Он почтительно сложил ладони и стал возносить ему молитвы.

— Все вайшнавы дороги мне, — ответил ему Шива. — Мне понравилось, как ты объясняешь науку преданного служения. Проси любого благословения, Я исполню его.

Вишнусвами предложил Шиве поклоны и, преисполнившись любви, сказал:

— Мы просим лишь одного. Благослови нас, чтобы мы основали истинную сампрадаю, в которой будет передаваться наука преданного служения.

Рудра согласился и назвал эту сампрадаю собственным именем. Поэтому Вишнусвами-сампрадая иногда называется Рудра-сампрадаей. Милостью Господа Шивы, Вишнусвами остался здесь и поклонялся Гауранге, горя желанием достичь любви к Богу.

Гауранга явился ему во сне и сказал:

— Милостью Рудры ты стал Моим преданным. Ты достоин обрести сокровище бхакти. Теперь отправляйся и проповедуй философию шуддхадвайты (чистого монизма). Недалеко то время, когда Я низойду на землю, а ты придешь как Шри Валлабха Бхатта. Ты встретишься со мной в Пури, а затем, в Махаване, начнёшь свою сампрадаю.

Шридхара Свами в Навадвипе

Шридхара Свами, который также принадлежал к Рудра-сампрадае, тоже приходил сюда и во сне получил даршан необычайно прекрасного Господа Гауранги. Господь выразил удовлетворение «Бхагавата-дипикой» Шридхары Свами — его комментарием на «Шримад-Бхагаватам».

Шанкарпура

Шанкарпура находится на противоположном от Маяпура берегу Ганги, недалеко от границы Рудрадвипы. Это место никак не обозначено.

Где-то в этой местности даршан Господа Чайтаньи получил ачарья Шанкара, который остановился здесь во время своих путешествий по Индии. Бхактивинода Тхакур рассказывает эту историю в «Навадвипа-дхама-махатмье»

Шанкарачарья в Навадвипе

Шанкарачарья путешествовал по Индии и повсюду одерживал победы в философских диспутах. Во время своих странствий он достиг Навадвипы. В глубине души он был величайшим вайшнавом, но играл роль маявади. В действительности, он был воплощением Шивы и, по воле Господа, искусно проповедовал скрытую форму буддизма. С этой целью он пришел и в Надию.

Когда Шанкарачарья пришел сюда, Гаурачандра явился ему во сне и милостиво заговорил с ним:

— Ты Мой слуга. Исполняя Мою волю, ты успешно проповедуешь философию маявады. Но Навадвипа-дхама очень дорога мне, и здесь нет места этой философии. Вриддха-Шива и Праудха-Майя по Моему приказу распространяют надуманные толкования писаний, но лишь тем, кто завидует преданным Господа. Так Я обманываю этих людей. Навадвипа-дхама — обитель Моих преданных, которые независтливы, поэтому тебе нечего здесь делать, иди куда угодно. Не сбивай с толку жителей Навадвипы.

Познав истину о Навадвипе, с сердцем, полным преданности, Шанкара отправился дальше.

Рудрадвипа Гаудия Матх

В 1905 году, когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур прибыл в Навадвипу, он дал обет повторить 10 миллиардов святых имен Господа. С собой у него было маленькое Божество Господа Чайтаньи, сделанное из дерева ним, перед которым он в течение девяти лет (первые четыре из которых он провел в Йогапитхе, а остальные — в небольшой хижине на месте дома Чандрашекхары Ачарьи) повторял святые имена. Этому прекрасному Божеству Гауранги Махапрабху ныне поклоняются в Рудрадвипа Гаудия Матхе. Это Божество было установлено в 1933 году, когда Рудрадвипа Гаудия Матх находился у Нидая Гхата. Но после того, как Ганга изменила русло и затопила это место, Божества (Гауранги Махапрабху и Радхи-Кришны) перенесли сюда.

Нидая-гхат

Это место находится неподалёку от Рудрадвипа Гаудия Матха. Сейчас оно под водой Ганги, изменившей свое русло. Во времена Господа Чайтаньи оно находилось на этом берегу Ганги, сразу за деревней Рудрапур.

«Нидая» — значит «безжалостный, лишённый милости». В этом месте Господь Чайтанья переправился через Гангу, когда уходил в Катву, чтобы принять санньясу. Он оставил Свою мать и молодую жену, а также многих преданных, чьи сердца разрывались в разлуке с Ним. Многие сочли поступок Махапрабху жестоким, а место, в котором Он покинул родной город, назвали нидая — «лишённым милости».

В «Навадвипа-бхава-таранге» (135-137), однако, Бхактивинода Тхакур дает этому названию несколько иное толкование. Он пишет: «Сидя там, я буду медитировать на стопы Гауранги, а затем невдалеке увижу прекрасную богиню. Как только она меня заметит, я воздам ей должные почести и спрошу:

— Как тебя зовут, матушка?

Со слезами на глазах она ответит:

— Послушай, сын, невозможно описать мое горе. Существуют пять видов освобождения, и мне дано было имя Саюджья, или Нирвана. Мои четыре сестры — Салокья, Сарупья, Самипья и Саршти — отправились в Вайкунтхапуру, оставив меня в растерянности.

По милости Шивы, Даттатрея и другие мудрецы какое-то время одаривали меня своим вниманием, делая это искренне, но в конце концов, покинули меня. Люди говорят, что они поселились в Рудрадвипе. И теперь я пытаюсь их найти, но все мои усилия тщетны. Где мне найти их и когда? Гауранга освободил их, но мне нет милости. Поэтому я буду искать подходящее место, чтобы распрощаться с жизнью. Имя ему будет Нидая (безжалостный)».

Белпукур (Билва-пакша, Бел-пукхария)

Это место получило свое название благодаря деревьям бел, которые когда-то в изобилии произрастали здесь. Деревья бел очень дороги Господу Шиве и его преданные часто выражают почтение своему господину, предлагая ему листья этого дерева. Это место не отлично от Билвавана, одного из вриндаванских лесов.

Панча-вакра-Шива-тала

Однажды, много лет назад, несколько брахманов, преданных Шивы, поклонялись ему здесь, предлагая листья бел. Среди них был молодой брахман по имени Нимбадитья, который был очень внимателен в поклонении. Господь Шива заговорил с ним:

— На краю деревни находится священная роща деревьев билва. В ней сидят в медитации четыре Кумара. По их милости ты обретешь духовное знание. Они твои учителя.

Сказав это, Господь Шива исчез. Нимбадитья же пошел искать это место и вскоре увидел четырех братьев: Санаку, Санандану, Санатану и Санат-кумара. Нимбадитья в волнении воскликнул:

— Кришна! Кришна!

Услышав святое имя, Кумары вышли из медитации, открыли глаза и увидели перед собой брахмана.

— Кто ты? — спросили они. — И почему пришел сюда? Чего ты хочешь? Мы исполним твою просьбу.

Нимбадитья поклонился мудрецам и назвал свое имя. Санат-кумар улыбнулся и сказал:

— Зная о том, что Кали-юга будет очень беспокойна, всемилостивый Господь наделил четырех Своих спутников силой преданности и отправил их в материальный мир проповедовать Его славу. Имена трех из них — Мадхва, Рамануджа и Вишнусвами. Ты — четвертый из этих великих преданных. Когда-то мы занимались медитацией на безличный Брахман, но, по милости Господа, теперь мы познали сладостный вкус чистого преданного служения. Я написал книгу под названием «Санат-кумара-самхита», и ты должен внимательно изучить ее.

Видя милость гуру, Нимбарка быстро принял омовение в Ганге и вернулся. Кумары дали ему посвящение в радха-кришна-мантру и наставления о том, как нужно поклоняться Божественной чете в настроении бхава-марга.

Нимбадитья поселился в этом лесу и какое-то время поклонялся Кришне, повторяя Его мантру и изучая «Санат-кумара-самхиту». Вскоре Господь Кришна и Шримати Радхарани, довольные Нимбаркой, явились перед ним. Они сказали:

— Тебе несказанно повезло. Ты занимался служением Нам в Навадвипе, святой обители, которая очень Нам дорога. Здесь Мы являем Свой единый образ — Шри Гаурахари.

Сказав это, Кришна и Шримати Радхарани соединились в образ Господа Чайтаньи. Нимбарка был поражен. Он воскликнул:

— Я никогда не слышал ни о чем подобном!

Махапрабху сказал:

-— Не раскрывай пока никому этот секрет. Проповедуй славу кришна-бхакти и вечных игр Кришны и Шримати Радхарани. А когда Я приду на Землю в том облике, который ты видишь сейчас, ты станешь одним из Моих спутников, ученым по имени Кешава Кашмири. Милостью Сарасвати ты осознаешь Мою божественную природу, избавишься от гордыни и будешь искать у Меня прибежища. И тогда Я наделю тебя бхакти и вновь отправлю проповедовать преданное служение Господу. А сейчас ты можешь доставить Мне удовольствие, проповедуя философию двайтадвайта (монизм и дуализм), и храня в тайне полученное откровение.

Когда Гаурачандра исчез, Нимбарка зарыдал от любви. Поклонившись стопам своих гуру, он отправился проповедовать кришна-бхакти.

Храм Мадана-гопала

Мадана-Гопал

Неподалеку отсюда находится место рождения Шачиматы. Где-то в районе нынешнего храма пятьсот лет назад стоял дом ее отца, известного астролога Ниламбары Чакраварти. Сюда приходил Господь Чайтанья.

Вот что пишет Шрила Прабхупада о Ниламбаре Чакраварти: «В ”Гаура-ганоддеша-дипике” (104) упоминается о том, что в прошлом воплощении Ниламбара Чакраварти был Гаргой Муни. В настоящее время некоторые потомки Ниламбары Чакраварти живут в деревне Магдоба, которая находится в районе Фаридпура в Бангладеш… Ниламбара Чакраварти жил в Навадвипе, в селении Белпукурия — об этом сообщается в книге ”Према-виласа”. Поскольку он жил рядом с домом Кази, тот также считается одним из дядьев Господа Чайтаньи Махапрабху по материнской линии. Кази называл Ниламбару Чакраварти дядей… Достоверно установлено, что дом Кази находился в селении под названием Ваманапукур, поскольку там находится его гробница. Таким образом, Белапукурия — это старое название селения Ваманапукур, и это подтверждают археологические свидетельства».

Джананиваса Прабху: В Белпукуре есть Божество Мадана-Гопала. Ему поклонялся Ниламбара Чакраварти и его дочь, Шачи. Когда Бхактисиддханта Сарасвати начал проводить парикрамы по Навадвипе, местные смарта-брахманы его тут же невзлюбили. В Белпукуре тоже была большая община смарта-брахманов, и когда парикрама пришла туда, они сказали преданным: «Здесь нет ничего интересного. Можете идти дальше». Но Бхактисиддханта Сарасвати сказал: «Нет, это святое место».

В Белпукуре три свидетельства, подтверждающие святость этого места. Первое — это Билва-пушкарини, святое место, где Кумары давали наставления Нимбарке. Второе — храм Шивы, Панча-вактра-Шива-стхан. Остатки этого храма до сих пор можно увидеть под большим баньяновым деревом. Третье — Божество, которому поклонялась Шачимата. Оно стояло прямо на крыше дома каких-то преданных.

Дом Шачиматы находился в четверти мили от Билва-пушкарини. Но его захватили смарты. Когда местные вайшнавы попытались вернуть его обратно, смарты не позволили им этого. Вайшнавы сказали: «Поскольку здесь стоит Мадана-Гопал, то этот дом — Его собственность. Он здесь хозяин». И смарты подумали: «Если Мадана-Гопал хозяин, мы должны избавиться от Него». И они выбросили Божество за пределы занятого ими участка. Вайшнавы подобрали Его и какое-то время держали Его на крыше одного из домов в деревне. Скорее всего, публичное поклонение Ему в это время не проводилось. Преданные очень боялись шакт. Потом поклонение возобновилось. Так или иначе, сейчас там очень хороший храм.

В храме служат и преданные ИСККОН, который восстановил этот храм и очень помогает в его поддержании и поклонении Божеству.

Мадана-Гопал

Бхарадваджа-тила (Бариданга, Бхадуиданга)

Так назывался не существующий ныне холм, на котором стояла хижина мудреца Бхарадваджи. Еще не так давно это место не было ничем отмечено. Но несколько лет назад усилиями «The Bhaktivedanta Charity Trust» здесь был воздвигнут небольшой монумент, и теперь любой паломник без труда может найти это место, находящееся в километре от Йога-питха, по направлению к Ганге.

Бхарадваджа Муни в Навадвипе

Бхарадваджа Риши был великим мудрецом, жившим в ведические времена. Он был учеником Вальмики (автора «Рамаяны»), и лично встречался с Господом Рамой. Во время своего паломничества в Ганга-сагар, в ашрам Капиладевы, мудрец шел берегом Ганги и в один из дней достиг Навадвипы. Мудреца поразила удивительная красота этих мест. Еще он заметил, что даже лесные звери здесь повторяют имена Гауранги. Осознав, что это место является вечной обителью Господа, Бхарадваджа решил остаться здесь. Он построил на холме маленькую хижину и, поселившись в ней, погрузился в медитацию на Господа, моля Его о возможности увидеть Его Гаура-лилу. Господь Чайтанья явился к нему и заверил, что желание мудреца исполнится