postheadericon История Нрисимхадева

Шри Нрисимхадев

24 марта 1984 года в 12.20 32 бандита с оружием и бомбами напали на Шри Маяпур-чандродая-мандир. Они оскорбляли преданных и насмехались над ними. Но величайший ужас охватил всех тогда, когда нападавшие решили унести Божество Шрилы Прабхупады и Шримати Радхарани.

Преданные бесстрашно бросились на их защиту. Прозвучали выстрелы, несколько бандитов упало, их планы были сорваны. Шрила Прабхупада был спасен, но та прекрасная Шримати Радхарани, увы, больше не украшала главный алтарь.

Этот случай не давал покоя преданным. Те, на кого было возложено управление храмом, были теперь озабочены поиском более действенных мер защиты. Уже не в первый раз преданные сталкивались с насилием и агрессией в Маяпуре. Бхавананда дас, бывший одним из руководителей храма ИСККОН в Маяпуре, предложил установить мурти Господа Нрисимхадевы. Когда в свое время бандиты угрожали преданным в Йога-питхе, Шрила Бхактивинода Тхакур и его сын, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, немедленно установили Божества Шри Шри Лакшми-Нрисимхадева, и все беспокойства прекратились. Однако другие преданные в Маяпуре сомневались в нашей способности следовать по их стопам. пуджари для поклонения Нрисимхадеву должен быть наиштика-брахмачари (соблюдать целибат с рождения), а само поклонение Господу Нрисимхадеве должно быть очень строго регламентированным. Кто способен так поклоняться Ему?

 

Нарасимха

Однако, несмотря на все это, Бхавананда дас был полон энтузиазма привезти Господа Нрисимхадеву в Маяпур. Он попросил Бхактисиддханту даса и меня сделать несколько набросков. Однажды, довольно неожиданно, он заявил, что ноги Божества должны быть согнуты, словно Он готов к прыжку, Его взгляд должен быть свирепым, а пальцы сжаты, из Его головы должно исходить пламя. Я сделал набросок Божества в таком настроении. Преданным он понравился, а Панкаджангхри дас согласился служить Ему. Радхапада дас, богатый преданный из Калькутты, предложил спонсировать изготовление и установку Божества. Казалось, явление Господа Нрисимхадевы в храме ИСККОН в Маяпуре будет быстрым и беспрепятственным. Радхапада дас сразу дал 130 000 рупий, и было решено, что Божество будет готово к установке в течение трех месяцев.

Я отправился в Южную Индию, чтобы все это организовать. По милости Кришны, я вскоре нашел очень известного стхапати (специалиста в «Стхапатья-веде», описывающей архитектуру, инженерное искусство и т.д.). Стхапати также изготавливают Божества в строгом соответствии с описаниями и рекомендациями «Стхапатья-веды». Этот знаменитый стхапати был очень любезен до тех пор, пока я не упомянул, что Божество, которое мы хотим ему заказать — Угра-Нрисимха. Он наотрез отказался делать такое Божество. Я обращался и ко многим другим стхапати, но ответ был всегда один и тот же: нет. Я несколько раз ездил из Маяпура в Южную Индию и обратно, прошло уже шесть месяцев, но Господь Нрисимхадева все еще не проявлялся в Своей форме Божества.

Радхападе дасу очень хотелось видеть Господа Нрисимхадеву в Маяпуре. Он попросил меня отправиться к тому первому стхапати, которого я встретил, и снова попросить его. На этот раз скульптор был настроен более благожелательно и предложил прочитать мне главу из «Шилпа-шастры» (ведического писания по скульптуре и храмовой архитектуре) о различных формах Божеств. Он громко зачитал несколько стихов, описывающих Господа Нрисимхадеву. Эти стихи говорили об огнеподобной гриве, свирепом взгляде и согнутых вперед коленях. Господь в этой форме словно готовился выпрыгнуть из колонны. Услышав все это, я был поражен. Это было как раз то, что мы хотели. Я показал ему мой набросок. Рисунок произвел на него впечатление, и он согласился нарисовать свой эскиз на основе описаний шастр, которым мы могли бы воспользоваться для установления Божества. Однако он напомнил мне, что сам не будет его делать.

В течение недели он нарисовал впечатляющий эскиз. Я вернулся в Маяпур и показал его руководителям храма. Все пожелали, чтобы именно этот стхапати высек Божество. И снова меня послали в Южную Индию, чтобы попытаться убедить его.

В сильном беспокойстве я направился прямо к дому стхапати. Мне оставалось лишь молиться Господу Нрисимхадеве, чтобы Он смилостивился и согласился проявить Себя в нашем храме в Шри Маяпур-дхаме. Я едва успел произнести два предложения, и стхапати, как нечто само собой разумеющееся, сказал, что сделает Божество. Интересная история предшествовала тому, как он пришел к этому решению.

Стхапати обратился к своему гуру, Шанкарачарье из Канчипура, спрашивая его мнение по поводу нашей просьбы. Немедленный ответ его гуру гласил:

— Не делай этого. Твоя семья погибнет.

Затем, после кратковременного раздумья, он спросил:

— Кто просил тебя высечь это Божество?

Когда он услышал, что это преданные Харе Кришна из Навадвипы, то удивился:

— Они хотят Угра-Нрисимху? Они знают о последствиях установления Угра-Нрисимхи? Такие Божества делались около трех тысяч лет назад и только очень возвышенными стхапати. На пути в Майсур есть место, где установлен очень свирепый Угра-Нрисимха. Он разрывает на коленях демона Хираньякашипу. Когда-то там был очень высокий стандарт поклонения. Каждый день проводилась процессия со слонами. Однако постепенно поклонение ухудшилось. Сейчас это место похоже на город духов. Вся деревня заброшена. Никто не может жить там спокойно. Они этого добиваются?

Стхапати ответил:

— Они очень настойчивы. Они постоянно приходят говорить со мной о Божестве. Кажется, у них какие-то проблемы с бандитами.

Преподнеся своему гуру эскиз Божества, он сказал:

— Вот Божество, которое они хотят.

Его гуру взял эскиз и посмотрел на него взглядом знатока.

— Да, это категория Угра, — сказал он, — Божество именно в этом настроении называется Стхану-Нрисимха. Он не присутствует на этой планете. Даже полубоги на небесных планетах не поклоняются подобной форме. Да, несомненно, это Божество относится к категории «Угра». Угра означает свирепый, очень разгневанный. В этой категории девять форм. Все они очень свирепые. Тот, которого они хотят — это Стхану-Нрисимха, то есть Нрисимха, вышедший из колонны. Нет. Не делай это Божество. Это будет плохо для тебя. Позже мы еще поговорим с тобой.

Нрисммхадев

Спустя некоторое время стхапати увидел сон, в котором его гуру пришел к нему и сказал:

— Для них ты можешь высечь Стхану-Нрисимху.

На следующее утро он получил письмо из Канчипура. Оно было от Шанкарачарьи и содержало несколько наставлений относительно восстановления храмов. В конце была приписка: «Для ИСККОН ты можешь сделать Стхану-Нрисимху».

Стхапати показал мне письмо и сказал:

— У меня есть благословение гуру. Я сделаю вам Божество.

Вне себя от радости, я дал ему задаток и спросил, сколько времени потребуется на то, чтобы изваять Нрисимхадева. Он ответил, что Божество будет готово к установлению через шесть месяцев. Я вернулся в Маяпур.

Спокойно проведя четыре месяца в святой дхаме, я решил поехать в Южную Индию, чтобы купить тяжелые латунные параферналии для поклонения Нрисимхадеву и забрать Его Самого. Проездка была хорошо организована и проходила без осложнений до тех пор, пока я не приехал к стхапати. Я объяснил ему, что все необходимые для поклонения параферналии куплены, и что я пришел за Божеством. Он посмотрел на меня, словно я был не в себе, и воскликнул:

— Какое Божество? Я даже не нашел еще подходящего камня!

Я не верил своим ушам.

— Но вы сказали, что Он будет готов через шесть месяцев, — возразил я.

— Я сдержу свое обещание, — ответил он. — Через шесть месяцев после того, как я найду камень, Божество будет готово к установке.
Ответ его был тверд, но я не мог понять причины отсрочки и согласиться с нею. Расстроившись, я возразил ему:

— По всей Южной Индии столько больших камней. Какие могут быть проблемы?

Он посмотрел на меня, как учитель смотрит на глупого ученика, и многозначительно произнес:

— Я делаю не ступку для колки орехов, а Божество. Писания говорят нам, что только тот камень, который имеет жизнь, может быть использован для изготовления Божества Вишну. Когда вы ударяете каменную глыбу в семи точках и каждый удар создает звук, упомянутый в писаниях, лишь тогда этот камень сможет подойти. Есть и второй способ определить, является ли живым камень. Существует насекомое, которое грызет гранит. Если оно проедает камень насквозь с одной стороны до другой и оставляет за собой видимый след — это указывает на то, что камень живой, и из него может проявиться изваяние. Только из такого камня я могу высечь Вашего Нрисимхадеву. Такой камень сам творит. Все черты Божества, сделанного из такого камня, будут необычайно выразительны и прекрасны. Пожалуйста, будьте терпеливы. Я усердно ищу такой шестифутовый кусок.

Я был поражен и немного обеспокоен. Преданные в Маяпуре уже ожидали прибытия Божества. Как я объясню им поиск «живого камня»? Возможно, они решат сделать Нрисимхадеву из мрамора. Желая облегчить разговор, я решил обсудить со стхапати мурти Прахлады Махараджа.

— Пожалуйста, простите меня, но я забыл вам сказать в последний раз, что мы также хотим мурти Прахлады. Мы хотим поклоняться Прахладе-Нрисимхадеву. Что вы думаете об этом?

— Я думаю, это невозможно, — сухо ответил стхапати.

Я недоверчиво посмотрел на него, не зная, что сказать. Он улыбнулся и продолжал:

— Вы хотите, чтобы все было сделано точно по писаниям? Ваш Нрисимхадев будет высотой четыре фута. Если так, то Прахлад должен быть размером с амебу.

— Но мы хотим Прахладу Махараджа высотой в один фут, — прервал я.

— Прекрасно, — ответил стхапати, — но это означает, что ваш Нрисимхадева должен быть высотой около 120 футов.

Мы стали спорить, приводя аргументы за и против нужного нам размера Прахлады Махараджа. В конце концов, стхапати вздохнул, смирившись, и согласился сделать Прахладу Махараджа высотой в один фут. По крайней мере, теперь я мог сообщить что-то позитивное, вернувшись в Маяпур.

Шри Прахлад

Спустя два месяца, я вновь прибыл в Южную Индию — и никаких результатов. Я ездил туда и обратно каждые тридцать или сорок дней. Наконец, камень нашелся, и стхапати изменился до неузнаваемости. Целую неделю он почти не появлялся дома. Час за часом, день за днем он просто сидел, пристально всматриваясь в камень. В руке у него был мелок, но он ничего не рисовал. Он запретил своим рабочим делать что-либо и позволил им лишь устранить лишнюю часть камня, придав ему прямоугольную форму. В следующий раз, когда я приехал к нему, он сделал эскиз. Это было все. Я беспокоился. В Маяпуре руководители уже начали терять терпение.

— Вы уверены, что Божество будет готово через шесть месяцев? — спросил я в отчаянии.

— Не беспокойтесь, работа будет завершена в срок, — ответил он.
Я вернулся в Маяпур лишь для того, чтобы меня опять отправили в Южную Индию — проверить некоторые детали Божества. Я увидел стхапати, собственноручно вырезающего форму с напряженным вниманием и усердием. На этой стадии весь лишний камень был уже снят, и проступил образ. стхапати только что начал делать браслеты. Это заняло у него две недели. Все детали были в высшей степени изящными и утонченными. Я был восхищен и очень счастлив.

Всего на изготовление Божества ушло немногим более 12 месяцев. Когда стхапати закончил работу, то не стал сразу сообщать мне, а ушел к друзьям на несколько дней. В это время был сезон дождей, никто не посещал мастерскую, и, уверенный, что Он будет в безопасности, стхапати надежно запер Господа Нрисимхадеву в своей студии, крытой пальмовыми листьями. Два дня спустя соседи прибежали сообщить ему, что его студия горит. Был сильный дождь, и все было мокрым, и несмотря на это, крыша, крытая пальмовыми листьями, загорелась. Прибежав, стхапати увидел, что Нрисимхадева не пострадал, но вся студия сгорела дотла. Немедленно он позвонил мне:

— Пожалуйста, приезжайте и забирайте ваше Божество. Он сжигает все кругом и дает понять, что хочет идти сейчас же!

Нрисимха

Полный энтузиазма, я отправился в Южную Индию, заказал грузовик и наполнил его наполовину песком. Я пришел в студию стхапати, полагая, что завершающая стадия будет относительно простой. Однако, по своей глупости, я забыл, что Господь Нрисимхадева очень тяжел: Он весил одну тонну! Через два или три часа мы сумели осторожно поднять и перенести Божество из мастерской на грузовик. Чтобы пересечь границу, нам требовалось разрешение полиции, а также подписанные бумаги из Центрального налогового отдела, Управления археологии и Правления торгового центра Искусств штата Тамил-наду.

Все чиновники требовали посмотреть Божество перед подписанием необходимых бумаг, но стоило им только получить даршан Господа Нрисимхадева, как они становились очень любезными и расторопными. Мы получили на руки необходимые бумаги за 24 часа — чудо, если учесть обычную бюрократическую волокиту, которая царит в правительственных учреждениях Индии. Поездка обратно в Маяпур также была удивительно благополучной и спокойной. Наш Защитник пребывал с нами.

Обычно стхапати приходит в день церемонии установления в комнату Божества и вырезает ему глаза. Это называется нетра-нимилана (открывание глаз). Наш случай был исключением, так как наш стхапати заранее открыл глаза Нрисимхадеву. И не только открыл глаза, но и провел прана-пратиштху (призывание жизненной силы, небольшую пуджу и арати). Я уверен, что именно поэтому все бумаги были так быстро подписаны, и перевозка Верховного Господа оказалась такой легкой. Он уже присутствовал в Божестве. И кто же мог осмелиться сказать «нет» Господу Нрисимхадеве?

Установка Господа Нрисимхадевы была очень простой и продолжалась три дня: с 28 по 30 июля 1986 года. Помню, как я тревожился по поводу слишком простой церемонии. Серьезные предупреждения Шанкарачарьи из Канчипура глубоко запечатлелись в моем уме. Однако скоро я успокоился, слушая громкий, динамичный киртан. На церемонии господствовала санкиртана-ягья — единственное подлинное достояние Кали-юги. Я чувствовал радость и удовлетворение. Господь Нрисимхадева, Защитник миссии санкиртаны, решил, наконец, проявиться в Шри Маяпур-чандродая мандире.

Нарасимхадева

Автор: Атма-таттва прабху

Обновлено (15.01.2011 21:07)