postheadericon Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур

Разные источники сообщают разные даты рождения Шрилы Вишванатхи Чакраварти. Согласно энциклопедии «Гаудия-вайшнава Абхидана», Чакраварти Тхакур явился в этот мир в 1654 году эры Шака (т.е.1642 г. н.э.). Согласно Шьмалале Госвами, он родился в 1626 году. Мурарилал Адхикари в своём труде «Вайшнава-дигдаршани» указывает 1646 год, а Мадхусудана Таттвавачаспати высказывает предположение, что Вишванатха родился в 1633-1638 годах.

Местом рождения святого была деревня Прасиддха Деваграм в округе Надия Западной Бенгалии. Отец его был потомственным брахманом из Радха-шрения-випра-кулы – брахманской общины, обосновавшейся в Радхадеше, и звали его, согласно «Вайшнава Абхидану», Раманараяна Чакраварти. Имя его матери неизвестно. Известно, что у Вишванатхи Чакраварти было двое старших братьев: Рамабхадра и Рагхунатха. Рамабхадра был известным эрудитом и богословом, учеником Гопиканты, который был сыном Харирамачарьи — ученика Рамачандры Кавираджа. Второй брат, Рагхунатха, также был известным учёным. Самого будущего ачарью при рождении нарекли Вишванатхой. Согласно преданию, когда он родился, тело его излучало яркий свет, который заливал всю комнату.

Детство Вишванатха провел в доме отца, в Деваграме. Рассказывают, что, когда он был ещё подростком, их деревню посетил известный учёный брахман. Все местные пандиты побоялись вступить с ним в философскую дискуссию, однако Вишванатха вышел вперёд и в завязавшемся диспуте одержал вверх над знаменитым ученым.

Завершив обучение, т.е. усвоив начала логики, санскритскую грамматику, поэтику и риторику, Вишванатха переехал в Саидабад (округ Муршидабад Западной Бенгалии). Там, в доме своего духовного учителя Радхарамана Чакраварти, он изучал священные писания о преданном служении Господу Кришне. Радхарамана Чакраварти был учеником Кришна-чарана Чакраварти, который, в свою очередь, получил посвящение у Ганганараяны Чакраварти (и, по некоторым сведениям, был его приемным сыном[1]). Ганганараяна Чакраварти был одним из старших учеников Нароттамы Даса Тхакура. В «Сарартха-даршини» (своем комментари на «Шримад-Бхагаватам») сам Вишванатха говорит о своих духовных учителях следующим образом:

шри-рама-кришна-ганга-чаранан натва гурун уру-премнах
шрила-нароттама-натха шри-гауранга-прабхум науми

«Склонившись в приливе глубокой божественной любви к стопам всех моих гуру в ученической преемственности: Радхараманы Чакраварти, Кришна-чараны Чакраварти, Ганганараяны Чакраварти, Нароттамы Тхакура и Локанатхи Госвами, - я почтительно склоняюсь перед моим Господом, Шри Гаурангой Махапрабху»[2].

Вишванатха женился в довольно раннем возрасте (брак, по просьбе отца, устроил его брат Рагхунатха), однако никогда не испытывал привязанности к семейной жизни и довольно скоро оставил семью и ушел в паломничество во Вриндаван. Говорят, что он привил своей жене вкус к чтению и изучению «Бхагаватам» и перед тем, как покинуть дом (а это случилось почти сразу после завершения обучения и дикши), советовал ей посвятить свою жизнь поклонению Господу.

Придя во Вриндаван, Вишванатха поселился на берегу Радха-кунды, в бхаджан-кутире Шрилы Кришнадасы Кавираджа Госвами, вместе с учеником последнего, чье имя было Мукунда Дас. Там он полностью погрузился в изучение книг Госвами Вриндавана. Примерно в это же время Вишванатха посетил Патаданджу и установил там Божество Господа Гопала.

Однажды по указанию своего гуру Вишванатха навестил жену, с которой провёл только одну ночь, в течение которой она не услышала от него ничего, кроме рассказов о Кришне. На следующее утро он опять оставил дом и вернулся к духовному учителю, который поручил ему переписать весь текст «Бхагавата-пураны». У Мукунды Дасы было несколько книг, которые он начал писать, но не закончил. Заметив великую преданность и эрудицию Вишванатхи, Мукунда поручил ему довести эту работу до конца.

Рассказывают, что однажды Кришна явился Вишванатхе во сне и приказал ему написать комментарии на книги вриндаванских Госвами. Вишванатха тут же приступил к работе. Всякий раз, когда он садился писать, облака тут же закрывали его от палящего солнца. Однажды сильнейший ливень обрушился на то место, где Вишванатха писал комментарий на «Бхагавата-пурану». Чудесным образом ни одна капля не упала ни на него, ни на рукопись.

По прибытии во Вриндаван, Вишванатха не мог не заметить, что после ухода Госвами святые места Враджа пришли в упадок. Многие матхи были разрушены мусульманами. Пуджари покинули Вриндаван, забрав с собой Божества. Многие Божества были просто оставлены без присмотра, и поклонение им прекратилось. Жители Вриндавана постоянно пребывали в страхе. Помимо этого, Вриндаван, Говардхан и Радха-кунда притягивали к себе всевозможных лжеучителей, жаждавших дешевой славы и желавших найти себе последователей.

Одним из таких «учителей» был Рупа Кавирадж. Он был действительно ученым человеком и давал превосходные лекции по священным писаниям, однако, оскорбив святую Хемалату Тхакурани (дочь Шриниваса Ачарьи), навлек на себя недовольство вайшнавов и был изгнан из их общества. Вскоре он собрал вокруг себя единомышленников и создал собственную секту. Рупа Кавирадж учил, что для того, чтобы стать ачарьей, достаточно отречься от мира (духовный уровень для этого не имеет значения); грихастхи же, независимо от духовных заслуг, не могут быть гуру. Согласно ему, в правилах и предписаниях, регулирующих духовную практику, нет никакой необходимости, ибо служение Богу должно протекать исключительно «по велению сердца», не стесняясь никакими ограничениями и дисциплиной. Слушать о Господе и воспевать Его святые имена не обязательно; памятование о Его лилах возможно и без этого.

Вишванатха Чакраварти открыто выступил против учения Рупы Кавираджа, обстоятельно опровергнув его положения в своих комментариях к третьей песни «Шримад-Бхагаватам». Впоследствии потомки Рупы Кавираджа (как это случилось и с потомками Вирабхадры, сына Господа Нитьянанды, и некоторых сыновей Адвайты Ачарьи) стали награждать своих учеников титулом «Госвами», даже если те были домохозяева. Вишванатха выступил против этой порочной практики и сказал, ссылаясь на священные писания, что титул «Госвами» вполне уместен для достойного наследника ачарьи, однако присваивать его всем и каждому, независимо от духовных заслуг, только за то, что родился в семье ачарьи, – нонсенс. Особенно если цель этого – почет, последователи и богатство.

За его заслуги преданные наградили Вишванатху титулом «Чакраварти». Обычно так называют императора – того, кто поддерживает (варти) круг (чакра) влияния. Во введении к «Свапна-Виласамрите», написанной Вишванатхой Чакраварти, раскрывается эзотерический, духовный смысл его имени.

вишвасйа натхарупаусау бхактиратна прадаршанат
бхакта чакре вартитатва чакравартамайа бхават

«Того, кто демонстрирует преданность Вишванатхе, Господу Вселенной, подобную драгоценному камню, и расширяет круг бхакти, называют “Чакраварти”».

Вишванатха Чакраварти преклонялся перед служением и преданностью Нароттамы Даса Тхакура, которого называли Расика-раджей, «Царем расика-бхакт». Однако при жизни Вишванатхи Чакраварти нашлись люди, которые посмели приписать ему собственные извращенные представления о природе божественной расы и, будучи неспособны понять духовный характер деятельности Тхакура Махашайи, «наградили» его титулом «Сахаджия-кула-бхушана» (т.е. «Украшение семьи сахаджиев»). Шрила Чакраварти Тхакур, нетерпимый к подобным явлениям, вступился за ачарью и сумел защитить его имя от лжи псевдо-вайшнавов.

Однажды до Вриндавана донеслась весть, что вайшнавы из раджастанской секты Рамананди поставили под сомнение авторитетность Гаудия-сампрадаи, в результате чего бенгальским пуджари запретили служить Говинде и Гопинатхе. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, который к этому времени был уже стар, долгое время с интересом следил за тем, как разворачиваются в Раджастане. Он знал, что конфликт этот назревал уже давно, и что рано или поздно взаимное несогласие перерастет в открытое столкновение. Вишванатха Чакраварти позвал к себе одного из своих лучших учеников Баладеву Видьябхушану и попросил его отправиться в Джайпур, вступив в открытый диспут с представителями Рамананда-сампрадаи, отстоять честь Гаудия-вайшнавов. Как известно, Баладева достойно справился с возложенной на него задачей.

Живя во Вриндаване, Вишванатха поклонялся Божествам Радхи-Гокулананды и Говардхана-шиле, которой до него служили Господь Чайтанья, Рагхунатха Дас Госвами, Кришнадас Кавираджа, Мукунда Дас и Кришнаприя Тхакурани (в наши дни эта Говардхана-шила находится в храме Радхи-Гокулананды во Вриндаване). Он заново назначил пуджари для поклонения Божествам в разных местах Вриндавана, инициировал восстановление многих разрушенных храмов и монастырей и сам основал несколько матхов. Он написал простые и ясные комментарии к трудам госвами, и представил некоторые из них в сокращённом виде, чтобы другие могли без труда постичь их смысл. Последний свой большой труд, «Сарартха-даршини», Шрила Чакраварти Тхакур завершил уже в преклонном возрасте. Случилось это в месяце магха 1626 года Шакабды (1704 г. н.э.). Судя по всему, он покинул этот мир через несколько лет после этого, приблизительно в 1708 году, прожив около семидесяти лет. Самадхи его расположено во дворе храма Радхи-Гокулананды во Вриндаване. В Кришна-лиле Вишванатхи Чакраварти служит Шримати Радхарани как Винода-манджари.

Труды Вишванатхи Чакраварти

Комментарии

«Сарартха-даршини» - комментарий на «Шримад-Бхагаватам» (завершен в 1704 г.)

«Сарартха-варшини» - комментарий на «Бхагавад-гиту»

«Бхакти-сара-прадаршини» - на «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами

«Ананда-чандрика» - на «Уджджвала-ниламани» Рупы Госвами

«Лалита-мадхавера-тика» - на «Лалита-мадхаву» Рупы Госвами

«Видагдха-мадхавера-тика» - на «Видагдха-мадхаву» Рупы Госвами

«Махати» - на «Дана-кели-каумуди» Рупы Госвами

«Хамсадута-тика» - на «Хамсадуту» Рупы Госвами

«Субодхини» - на «Аланкара-каустубху» Кави Карнапуры

«Сукха-варттини» - на «Ананда-Вриндавана-чампу» Кави Карнапуры

«Шри Чайтанья-чаритамритера-тика» - на «Чайтанья-чаритамриту» Кришнадасы Кавираджа (остался незавершенным)

«Премабхакти-чандрика-кирана» - на «Према-бхакти-чандрику» Нароттамы Даса Тхакура

«Брахмасамхитара-тика» - на «Брахма-самхиту»

«Бхакта-харшини» - на «Гопала-тапани-упанишад».

По мнению некоторых ученых, комментарии на «Лалита-Мадхаву» и «Видагдха-Мадхаву» принадлежат не самому Вишванатхе Чакраварти, а его ученику Кришнадеве Сарвабхауме («Видагдха-Мадхава-тика») и Радхакришне Дасу, ученику Дживы Госвами («Лалита-Мадхава-тика»).

Краткие изложения важнейших богословских трудов

1. «Уджджвала-ниламани-кирана» - краткий (16 небольших прозаических глав), в которых излагается суть «Уджджвала-ниламани» и исследуется психология взаимоотношений Божественной Четы и Их спутников.

2. «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» - 27 небольших глав, в которых вкратце пересказывается «Бхакти-расамрита-синдху».

3. «Бхагаватамрита-кана» - 15 небольших фрагментов, в которых суммируется информация, представленная в «Лагху-бхагаватамрите» - работе, посвященной воплощениям и экспансиям Господа.

Авторские труды

«Шри Кришна-бхаванамрита» (написана в 1679 году) - поэма из 20 глав и 1347 стихов на санскрите, описывающая Ашта-калия-лилу – игры Божественной Четы и Их спутников на протяжении дня.

«Санкалпа Калпа-друма» (написана в 1678 году) - молитва из 104 стихов на санскрите, обращенная к Шримати Радхарани, с просьбой о возможности служить Ей на Голоке Вриндаване. Часто публикуется как отдельное произведение, однако на самом деле входит в «Става-мала-лахари».

«Чаматкара-чандрика» - сборник коротких историй (четыре главы, 226 стихов) об озорных проделках Кришны.

«Према-сампута» (написана в 1684 году) - история о встрече Шримати Радхарани с Кришной, который переодевается богиней Дургой.

«Враджа-рити-чинтамани» - яркое и красочное описание духовной реальности Враджа – его растений, животных, гор, храмов, селений, рощ и озер.

«Гауранга-лиламрита» - стихотворение из 11 стихов на санскрите, описывающих ежедневные игры Господа Чайтаньи (каждый стих снабжен бенгальским поэтическим комментарием, написанным учеником Вишванатхи Кришнадасом).

«Чайтанья-расаяна».

«Рага-вартма-чандрика» - небольшой санскритский трактат в стихах и прозе, в котором объясняется поведение и чувства того, кто идет по пути спонтанного преданного служения.

«Мадхурья-кадамбини» - восемь «потоков нектара» в санскритской прозе. В них анализируются стадии, которые минует человек, восходя от шраддхи к преме.

«Айшварья-кадамбини» - не дошедший до наших дней труд, в котором, судя по всему, обсуждалась философия Двайта-вады.

«Гаура-гана-сварупа-таттва-чандрика» - своего рода «продолжение» «Гаура-ганоддеша-дипики» Кави Карнапуры. Здесь устанавливается вечная духовная роль различных преданных Гаудия-сампрадаи, которые пришли уже после Кави Карнапуры.

«Рупа-чинтамани» - санскритские стихи, описывающие точное расположение священных знаков на руках и стопах Господа Чайтаньи, Господа Нитьянанды и Адвайты Прабху. Другая работа с таким же названием, вошедшая в сборник «Ставамрита-лахари», описывает красоту Шри Шри Радхи-Кришны и знаки на Их стопах.

«Кшанада-гита-чинтамани» - первая в истории антология стихов и песен гаудия-вайшнавских поэтов, в которую вошли 309 произведений сорока пяти авторов – на санскрите, бенгали и враджа-бхули. Составляя эту антологию, Вишванатха Чакраварти включил в нее и 51 собственную песню, подписавшись именем «Хари-валлабха».

«Мантрартха-дипика» - небольшое произведение в прозе и стихах, в которых содержится детальное описание каждого из слогов Кама-гаятри-мантры (история, связанная с написанием этой книги, приводится ниже).

«Става-мала-лахари» - сборник из 29 стихотворений на санскрите. В их число входят: «Гуру-таттваштака», «Мантра-датри-гурваштака», «Парама-гурор-аштака», «Паратпара-гурор-аштака», «Парама-паратпара-гурор-аштака», «Шри Локанатхаштака», «Шри Нароттамаштака», «Шри Шачинандаштака», «Шри Сварупа-чаритамрита», «Свапна-виласамритам», «Шри Гопаладеваштака», «Шри Мадана-моханаштака», «Шри Говиндаштака», «Шри Гопинатхаштака», «Шри Гокуланандаштака», «Сваям Бхагавадаштака», «Шри Радха-кундаштака», «Джаганмоханаштака», «Анурагавалли», «Шри Вринда-деви-аштака», «Шри Вриндаванаштака», «Шри Радхика-дхьянамрита», «Шри Рупа-чинтамани», «Шри Нандишвараштака», «Шри Говардханаштака», «Шри Санкалпа-калпадрума», «Шри Никунджа-вирудавали», «Шри Сурата-катхамрита», «Шри Шьямакундаштака».

История о встрече Вишванатхи Чакраварти со Шримати Радхарани

Однажды, во время работы над «Мантрартха-дипикой» (объяснением Камы-гаятри), Вишванатха Чакраварти пришёл в замешательство. В своих наставлениях Санатане Госвами Шри Чайтанья Махапрабху объяснил, что в Кама-гаятри двадцать четыре с половиной слога, но, когда Вишванатха Чакраварти подсчитал слоги сам, выяснилось, что их двадцать пять.

Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет: «Я удивился – на основании какого свидетельства из священных писаний Кришнадас Кавираджа Госвами говорит, будто в мантре всего двадцать четыре с половиной слога? Причина, побудившая его к этому, оставалась за пределами моего понимания. Пересматривая различные священные писания, я не нашел ни малейшего намека на то, что в этой мантре может встретиться половина слога. Поэтому я оставался погружен в великий океан сомнений... Исследуя все труды по гласным и согласным звукам, я не мог найти в них ни единого высказывания об этой мантре, состоящей из двадцати четырех с половиной слогов.

Может ли быть, чтобы Кришнадас Кавираджа Госвами не знал об этом? Нет, не может. Определенно, он полностью сведущ во всем и потому совершенно свободен от присущих всем материальных недостатков, ошибок и иллюзии».

Вишванатха Чакраварти Тхакур рассмотрел эти стихи с множества разных точек зрения, однако решения так и не нашел. Наконец, он оставил всякие попытки найти ответ. Он был настолько удручен, что отказался есть и пить, а в конце, когда стало ясно, что ему не справиться с одолевшим его сомнением, решил, что лучше будет просто покончить с собой. Он пошел на Радха-кунду, погруженный в печальные раздумья.

Той ночью во сне ему явилась Шримати Радхарани. Она сказала: «О Вишванатха, Кришнадас Кавираджа написал правду! Ему ведомы все мои самые сокровенные помыслы. Эта Кама-гаятри-мантра предназначена для поклонения Мне. Познав слоги этой мантры, можно узнать и Меня, но возможно это лишь по Моей милости!»

Сказав это, Шримати Радхика поведала Вишванатхе, что ответ на свой вопрос он найдет в книге под названием «Варнагама-бхасвади», «Разъяснение о подсчете букв». Кришнадаса Кавирадж Госвами был знаком с этой книгой и написал именно так, как написал. Она сказала Вишванатхе, что, проснувшись, он должен обратиться к этой книге и собрать воедино все доказательства, чтобы разрешить этот вопрос на благо другим.

Под руководством Шримати Радхарани Вишванатха Чакраварти Тхакур в конце концов обнаружил искомое свидетельство и должным образом определил количество слогов в кама-гаятри-мантре. Он ссылается на следующие слова: «Слог йа, когда за ним следует слог ви, считается половиной слога».



[1] Шрила Ганганараяна Чакраварти был учеником Шрилы Нароттамы Даса Тхакура Махашайи и жил в месте его ухода – Балучара Гамбиле. Сыновей у него не было, однако была дочь по имени Вишнуприя. Другим известным учеником Нароттамы Даса был Рамакришна Бхаттачарья. Младшего сына его звали Кришна-чаран. Говорят, что Ганганараяне он был дорог, как собственный сын.

[2] Перу Вишванатхи Чакраварти Тхакура также принадлежат санскритские стихотворения, посвященные этим вайшнавам: «Гурудеваштака», «Парама-гурудеваштака», «Пратапара-гурудеваштака» и «Парама-парат-гурудеваштака». Все они, наряду с многими другими сочинениями Чакраварти Тхакура вошли в книгу под названием «Шри Ставамрита-лахари».

Автор: Виджитатма дас. При копировании ссылка на http://dhama.dayalnitay.ru обязательна