postheadericon Пиллаи Локачарья

(1205–1311)

После ухода Шри Рамануджачарьи Шри Рангам продолжал оставаться центром вайшнавской учености и местом, откуда шла проповедь Вишишта-адвайты. Последователи Рамануджи активно писали книги, в которых излагали то, что им удалось почерпнуть из проповедей ачарьи и трудов его предшественников.

Поддерживалась также традиция давать устные толкования на священные тексты. Особенно прославился этим Ачарья Нампиллай, которого благодарные вайшнавы наградили титулом «Улагария», что значит «Учитель всего мира». Он давал настолько блестящие толкования на «Тируваймоли», что, по преданию, Сам Господь Ранганатха поднимался со Своего ложа, чтобы украдкой послушать речи Своего преданного.

Пиллаи Локачарья

Одним из учеников Нампиллая Ачарьи был Вадакку Тирувиди (Тиру Ветти) Пиллай. Он старательно записывал за учителем его объяснения, и впоследствии эти конспекты, получившие название «Иду Вьякхьяна», стали очень популярны в среде вайшнавов.

Вадакку Тирувиди Пиллай был женат, однако не уделял семье особо много внимания, предпочитая жить рядом с гуру и полностью посвящать себя преданному служению Господу. Как-то раз послушать Нампиллая пришла его мать. Заметив ее, Нампиллай поинтересовался, все ли благополучно у них дома. Та пожаловалась, что сына совсем не интересует семейная жизнь, а жене его, похоже, так и придется оставаться бездетной и одинокой. Нампиллай попросил женщину привести к нему эту девушку. Когда они пришли, ачарья дал девушке благословение, что ребенок, который у нее родится, своей праведностью и ученостью превзойдет даже его, Нампиллая. Затем он позвал самого Вадакку и попросил его вернуться домой и жить как образцовый семьянин, заверив, что исполнение домашних обязанностей никак не повредит его преданности Господу. Вадакку послушался и вернулся в семью.

В 1205 году, в месяце Айппаши, в семье Вадакку Тирувиди Пиллая родился первенец. Ребенка решили назвать в честь духовного учителя – Локачарьей Пиллаем. Несколько лет спустя в той же семье появился на свет еще один мальчик, которого назвали, как Господа Ранганатху, – Алагия Манавала Перумал Наяна. Два брата росли вместе и с детства были преданы Господу. Повзрослев и получив образование, они перебрались в Шри Рангам, где впоследствии провели практически всю жизнь. Оба оставались строгими брахмачари и все свое время уделяли проповеди, изучению священных писаний, поклонению Господу и работе над книгами.

Молва о новом учителе из Шри Рангама разнеслась по стране. Многие преданные стали приходить туда, чтобы получить у него посвящение. Пиллай Локачарья открыто проповедовал против кастовости, утверждая, что само звание бхагаваты (вайшнава) выше всех кастовых обозначений. В своей книге «Шри Вачана Бхушана» он провозглашал, что вайшнав-бхагавата заслуживает почитания, даже если родился в семье неприкасаемых. Поэтому учениками его становились не только выходцы из благородных семей, но и люди «низкого» происхождения. Так, к низшей касте принадлежал Виланчоллай Пиллай, который впоследствии стал выдающимся ученым-вайшнавом и дал посвящение многим ученикам, среди которых были и брахманы.

Рассказывают, что такая проповедь нравилась не всем, и некоторые из последователей Рамануджи выражали недовольство тем, что Пиллай Локачарья так свободно дает посвящения неприкасаемым. Когда конфликт перерос в открытое противостояние, младший брат Пиллая Локачарьи предложил назначить судьей в споре Господа Ранганатху. Конфликтующие стороны собрались у Гарбха-грихи, и каждый изложил свое мнение. Господь Ранганатха, говоря устами Своего священника-брахмана, выступил на стороне Пиллая Локачарьи, тем самым раз и навсегда подтвердив, что вайшнав находится выше любых мирских обозначений.

Еще одним учеником Пиллая Локачарьи был Манарпаккам Намби из Канчи. С ним связана следующая история.

Однажды, когда Манарпаккам Намби еще жил в родном Канчи, во сне ему явился Господь Варадараджа. Он сказал удивленному бхакте, что по Своей беспричинной милости решил раскрыть ему тайны божественной науки. Господь стал объяснять ему Рахасья-траю – скрытый смысл трех божественных речений, священных для всякого Шри-вайшнава: восьмисложной Нараяна-мантры, Двая-мантры и Чарама-шлоки. Дав начальное толкование мантр, Господь Варадараджа повелел преданному отправляться в Шри Рангам и пообещал, что в будущем снова придет к нему и продолжит давать объяснения. Послушный Господу, Манарпакам Намби перебрался в Шри Рангам, где построил небольшой храм и стал жить, уединенно поклоняясь Богу и смиренно ожидая обещанного.

Как-то раз мимо этого места шел Пиллай Локачарья с учениками. Завидев красивый маленький храм, ачарья предложил зайти туда, поклониться Божеству и обсудить священные писания.

Закончив лекцию, Пиллай Локачарья собрался было уходить, но тут из-за алтаря вышел Манарпакам Намби. Он спросил: «Это ты?» («AvarO neer?») Ачарья ответил: «Да, а почему ты спрашиваешь?» Намби поведал ему свою историю и сказал, что, услышав толкования Пиллая Локачарьи, узнал в них то, что когда-то раскрыл ему Господь Варадараджа. Он попросил ачарью о посвящении. Впоследствии он уговорил Пиллая Локачарью собрать наставления о Рахасья-трае в одну книгу, добавив, что об этом его попросил сам Господь Варадараджа. Впоследствии эта книга стала известна под названием «Шри Вачана Бхушана».

Другими выдающимися учениками Пиллая Локачарьи были Куракулоттама Дас и Колликавала Дас, которые стали связующим звеном между ним и другим великим ачарьей – Манавалой Мамунигалом. Колликавала Дас приходился Манавале дедом по матери и духовным учителем его отца. А Куракулоттама Дас был духовным учителем его гуру Шри Шайлеши (Тируваймоли Пиллая).

В 1311 году Шри Рангам подвергся нападению мусульман, которых вел жестокий и беспощадный Малик Кафур. Слухи о грядущем нашествии быстро дошли до местных вайшнавов, и они стали думать, как защитить свои святыни. Было решено заложить главное святилище Ранганатхи кирпичами, а перед ним возвести другое – ложное, чтобы мусульмане не разрушили главное Божество.

За несколько недель до нападения группа вайшнавов во главе с Пиллаем Локачарьей тайно покинула Шри Рангам, унося с собой утсава-мурти Господа Ранганатхи – Нам Перумала – и Его одежды и украшения. Также они уносили с собой бесценные рукописи – комментарии ачарьев на «Дивья Прабандху». Путь их лежал через джунгли, и по дороге на процессию напала банда грабителей. Они забрали себе все драгоценности и золотую и серебряную утварь, использовавшуюся в поклонении. Встревоженный, Пиллай Локачарья стал упрашивать бандитов не отбирать у них Господа. Увидев, что их жертвы – святые вайшнавы, грабители смягчились и даже хотели вернуть часть награбленного, но Локачарья ничего не взял. Он был счастлив, что все обошлось и Нам Перумал остался с ними.

Пережитые трудности и волнения значительно подкосили здоровье Пиллая Локачарьи, которому на тот момент было уже 106 лет. Когда экспедиция добралась до небольшой деревни под названием Джьотишкуди, он слег и через несколько дней, в Джьештха-шуддха-двадаши, покинул этот мир. Перед смертью он поручил двум сопровождавшим его ученикам – Куракулоттаме Дасу и Виланчоллаю Пиллаю – отправиться в Мадурай и разыскать там человека по имени Шри Шайлеша. Они должны попытаться обратить его в вайшнавизм и просить его о помощи. Нам Перумалу же предстояло проделать долгий путь к западному побережью Индии, в Каликут, куда незадолго до этого также перевезли мурти Намальвара из Тирунагари.

Шри Шайлеша действительно жил в Мадурае и занимал ответственный правительственный пост. Вайшнавы, посланные Пиллаем Локачарьей, долго проповедовали ему, и в конце концов он проникся духом преданности Господу Вишну и, оставив свой пост, отправился в паломничество в Кералу. К тому времени Нам Перумал был уже увезен оттуда, а мурти Намальвара спрятали в одной из горных пещер. Написав послание правителю Кералы, Шри Шайлеша попросил его о содействии, и вскоре мурти Намальвара было извлечено на свет и впоследствии вернулось в Тирунагари. Шри Шайлеша, получивший посвящение у Куракулоттамы Даса и носивший теперь имя Тируваймолли Пиллай, приложил немало усилий, чтобы возродить этот центр паломничества, со временем пришедший в запустение и поросший диким лесом.

 

Перу Пиллая Локачарьи принадлежат 18 книг, называемых общим словом «Аштадаша-рахасья» («Восемнадцать тайн»). Самые значительные из них – «Таттва-трая», «Артха-панчака» и «Шри Вачана-бхушана». Кроме того, Пиллаю принадлежит несколько лекций, записанных его учениками и объединенных под названием «Гадьятрая Вьякхьяна».

«Таттва-трая» представляет собой текст на языке маниправала, в котором говорится главным образом о трех фундаментальных онтологических истинах (таттвах) философии Вишишта-адвайты: Чит (сознающем живом существе), Ачит (материи) и Ишваре (Боге). Взяв за основу труды Рамануджачарьи, Пиллай Локачарья изложил их на языке, хорошо понятном широким массам людей. «Таттва-траю», состоящую из 202 сутр, называют «Шри-Бхашьей в миниатюре».

«Артха-панчака» представляет собой превосходное систематическое изложение основных постулатов и идей Вишишта-двайты. В то время как предшественники выделяли в философии Рамануджи пять составляющих, согласно предметам рассмотрения (сва-сварупа, пара-сварупа, пурушартха-сварупа, упая-сварупа и виродхи-сварупа)[1], Пиллай Локачарья разделил каждую из категорий еще на пять частей и сжато и исчерпывающе описал каждую из них. Вот как, к примеру, описана Арча-аватара Господа Вишну: «Арча – это форма, которую принимает Господь, отвечая разным предпочтениям Своих созданий в поклонении Ему. Не имеющий единой формы [т.е. обладающий множеством форм], не имеющий единого имени [т.е. имеющий множество имен], Он предстает перед бхактой в том облике, в котором тот желает видеть Его и принимает то имя, которым преданных хочет Его называть. Всеведущий, Он кажется не знающим. Всемогущий, Он кажется бессильным. Самодостаточный, Он кажется нуждающимся. Так кажется, будто поклоняющийся и объект поклонения поменялись местами [т.е. Господь зависит от бхакты]. Таким Он видится невооруженному глазу. Таким предстает в храмах, в домах и других местах, которые пожелает избрать для этого».

«Шри Вачана-бхушана» - еще один шедевр Пиллая Локачарьи, который по праву считается его magnum opus. Здесь автор раскрывает весь диапазон понятий философии Вишишта-адвайты в 465 (в некоторых других версиях – 463 или 466) сутрах. Начинается книга с вопроса «Кто есть вайшнав?», а заканчивается словами «Вера ученика и его верность ачарье». Исследователи выделяют в «Шри Вачана-бхушане» шесть частей. В них рассматриваются: 1. Роль Шри Лакшми как посредника между Богом и человеком и бесчисленные достоинства Господа Нараяны, 2. Прапатти, безоговорочная преданность Господу, не зависящая ни от времени, ни от места, ни от обстоятельств, 3. Практическое преданное служение, 4. Взаимоотношения ученика и учителя, 5. Беспричинная милость Господа и ее природа, 6. Служение миссии ачарьи как самый эффективный способ достичь высшей цели жизни. Ачарья Манавала Мамунигал был настолько потрясен этой книгой, что воспел ее в шести стансах, впоследствии вошедших в его «Упадеша-ратна-малу».

«Таттва-шекхара» - еще один фундаментальный труд ачарьи, также представляющий собой собрание сутр, состоит из четырех частей. Первая содержит в себе свидетельства из священных писаний о том, что Господь Нараяна - Верховный Господь и высшая причина всех причин. Вторая состоит из цитат о природе живого существа. Ту же тему продолжает и третья часть. Четвертая же посвящена высшей цели жизни - абсолютному преданию себя Господу. Пиллай Локачарья приходит к выводу о том, что высшей целью жизни (пурушартха) является служение Богу (каинкарья), питаемое любовью к Нему (прити-карита) и сопровождаемое осознанием своего положения и положения Господа. Далее он опровергает представления других школ о высших целях существования, в том числе развенчивает идею кайвалья-мокши (безличного освобождения).

Еще один труд Пиллая Локачарьи – «Нававидха Самбандха» - посвящен описанию девяти видов взаимоотношений живого существа и Бога (отец и сын; защитник и тот, кого защищают; господин и слуга; муж и жена; постигающий и объект постижения; владелец и собственность; тело и душа; зависимый и тот, от кого зависят; наслаждающийся и тот, кто приносит наслаждение).

Другие книги, написанные Пиллаем Локачарьей: «Мумукшупади», «Ятриччикаппади», «Шрияхпатипади», «Парантапади», «Тхани Чарама», «Тхани Двая», «Тхани Пранава», «Арччиради», «Прамея Шекхара», «Прапанна Паритрана», «Сара Санграха», «Наваратна Мала», «Самсара Самраджья»


[1] Т.е. живые существа, Бог, совершенство, способы достижения совершенства и препятствия на пути к совершенству.

Автор: Виджитатма дас. При копировании ссылка на http://dhama.dayalnitay.ru обязательна!

Обновлено (19.12.2010 21:47)