Дхама-махатмья
Home Перий Альвар

postheadericon Перий Альвар

Перий Альвар

Перий-Альвар - один из двенадцати поэтов-вайшнавов, которые в начальные дни Кали-юги принесли на землю учение о бхакти – исполненных любви взаимоотношениях Бога и живого существа. Другое (санскритское) имя Перий-Альвара было Вишнучитта. Он был пятым сыном в семье брахмана Мукунды и его жены Падмы. Всю свою жизнь он провел в небольшой деревне Виллипуттур, известной своим старинным храмом Ватабадрашайи Вишну. У Перий-Альвара был собственный сад, где он выращивал цветы и туласи для поклонения Божеству.

Перий Альвар

Однажды царь Мадурая Валлабха-дева согласно своей привычке, переодевшись в простого горожанина, обходил улицы своей столицы, прислушиваясь к разговорам ее жителей, чтобы из первых уст узнавать об их проблемах и нуждах. И тут он увидел брахмана в одеждах странника. Разговорившись с ним, царь узнал, что тот был пилигримом и возвращался из паломничества к берегам Ганги. Желая получить духовное благо из общения со святым странником, Валлабха-дева попросил его о наставлениях. Брахман произнес такой стих:

Трудись восемь месяцев, чтобы счастливо жить в сезон дождей.

Половину дня отдавай работе, чтобы ночью хорошо спать.

Работай, пока молодой, чтобы обеспечить себе достойную старость.

Воспользуйся этой жизнью, чтобы после нее обрести освобождение.

Эти простые слова поразили царя, проникнув в самую глубь его сердца. Никогда ранее не задумывавшийся о назначении жизни, царь захотел узнать, как освободиться из круговорота рождения и смерти. Селва-намби, один из духовных наставников Валлабха-девы, посоветовал ему собрать при дворе мудрецов и философов, чтобы те, обсудив этот вопрос, пришли к заключению и поведали царю, как достичь совершенства жизни. Царь последовал совету учителя и объявил, что победитель в грядущем споре получит гору золота и драгоценностей, которые были завязаны в большой узел и подвешены на верх дворцовой колонны. Клич был брошен. В Мадурай начали съезжаться ученые пандиты.

В это время в далеком Виллипуттуре Альвару Перию во сне явился Господь. Он приказал Своему верному слуге присутствовать на собрании мудрецов при дворе Валлабха-девы и пообещал Свою помощь и поддержку. Хотя Перий-Альвар был простым садовником и даже не умел писать, он не мог ослушаться повеления своего Господина и отправился в Мадураи. Придя во дворец Валлабха-девы, он легко и свободно стал излагать возвышенные истины вайшнавизма. Убедительно и с многочисленными подтверждениями из шастр, он доказал, что высшей истиной является Господь Вишну, а самый действенный способ избавиться от страданий материального мира – преданное служение Ему. В то время как он говорил, узел с драгоценными камнями и золотом сам собою чудесным образом опустился ему в руки. Перед победителем склонилось все собрание, а царь попросил мудреца принять его в ученики.

В честь победителя было устроено грандиозное шествие по улицам Матхуры. Перий-Альвар восседал на украшенном драгоценностями слоне, а жители столицы приветствовали его радостными криками. Мудрецы и философы шли за ним следом, тем самым как бы признавая Альвара своим главой. Средневековые поэты, описывая это удивительное шествие, говорят, что в нем за Перием шли не только жители Мадурая и пандиты, но и все пять материальных элементов, четыре Веды, три мира, боги Солнца и Луны, а также царь со своей армией.

И вот в разгар шествия Сам Господь предстал перед взором Перий-Альвара. Он восседал на Гаруде, а по бокам от Него находились Шри-деви и Бху-деви – Его божественные супруги. Радость и тревога переполнили сердце Перий-Альвара. Радость – от того, что он увидел, наконец, Господа своей жизни. А тревога – от того, что вокруг был материальный мир, полный опасностей и зла, и Кали-юга – эпоха вражды и лицемерия. Перий-Альвар испытывал особую любовь к Господу, к которой примешивалась значительная доля ватсалья-бхавы, покровительственной родительской нежности. В его сердце сильно было стремление защитить Господа, уберечь Его от опасностей материального мира. И тогда он – простой смертный, позабыв о всемогуществе Господа, стал на ходу сочинять защитные молитвы, чтобы Тому ничего не грозило. Он взял пару подвесок, украшающих попону слона, и, используя их как ручные тарелочки (караталы), стал петь эти молитвы.

Перий Альвар возносит молитвы Господу

«Господь, живи вечно, и да будем жить вечно и мы, Твои неизменные слуги! Пусть вечно живет Твоя супруга, которая, подобно драгоценности, украшает Твою грудь! Пусть вечным будет и тот сверкающий острый диск, что Ты держишь в правой руке – диск, несущий гибель врагам! Вечной жизни Твоей раковине, чьи звуки слышны сквозь лязг оружия на поле битвы!»

Так пел Перий-Альвар. И Господь наслаждался его молитвами, подобных которым еще не слышал свет…

Золото и драгоценные камни, полученные в качестве награды от царя, святой Альвар использовал для подновления и ремонта храмов Ватабадрашайи в Виллипуттуре, Кудал-Алагара в Мадурае и Алагара в Тирумалирунчхолае.

Тирупалланду

Молитвы Перий Альвара

(перевод с тамильского на английский - В.К.С.Н. Рагхаван. Перевод с английского – Виджитатма дас) При копировании ссылка на http://dhama.dayalnitay.ru обязательна.

О Господь, Своими могучими руками Ты одолел силачей-борцов при дворе Камсы! Тело Твое блеском напоминает синий драгоценный камень. Пусть же Твои божественные стопы, розовые, как лепестки лотоса, миллионы лет сохраняют свою красоту. Да будут они всегда надежно защищены!

Господь, живи вечно, и да будем жить вечно и мы, Твои неизменные слуги! Пусть вечно живет Твоя супруга, которая, подобно драгоценности, украшает Твою грудь! Пусть вечным будет и тот сверкающий острый диск, что Ты держишь в правой руке – диск, несущий гибель врагам! Вечной жизни Твоей раковине, чьи звуки слышны сквозь лязг оружия на поле битвы!

Господь – высшая цель жизни и высшее блаженство. И если ты – его преданный, то приходи, мы пойдем с тобой на праздник и отнесем туда чандану и сандал, которые будут розданы как прасад. Среди нас не будет тех, кто служит другим за еду (т.е. имеет иные цели, чем служение Господу). Семь поколений наша семья не знала пороков, и теперь мы поем эту защитную песнь, восхваляя Господа Раму, который со Своей армией пошел на Ланку и в битве уничтожил ракшасов.

Господь, долгой жизни Тебе!

О вы, желающие войти в наш круг! Скорее приходите к нам, не знающим иной цели, кроме преданности Господу! Спешите, пока ваше грубое тело не смешалось с первоэлементами природы. Приходите, и все, что мешает вам [полноценно служить Господу], уйдет! Приходите и становитесь одним из нас – тех, чьи голоса сливаются в хвалебной песни «Намо Нараяна!» И пусть во всех городах и деревнях люди знают эту мантру, и пусть поют ее, хваля Господа.

Господь, долгой жизни тебе!

Отвергнув прежнюю семью – тех, кто жаждет материальных благ, - вы пришли к нам, преданным Господа, желающим лишь служения Ему. Склонитесь же к стопам Господа Хришикеши, верховного повелителя миров, победителя ракшасов и асуров. Будем же славить Господа, будем же петь тысячу Его имен!

Господь, долгой жизни Тебе!

Мы неустанно служили Господу из поколения в поколение – все время, пока существовал наш род. Будем же петь Ему славу! Господь, живи долго – тысячи и тысячи лет! Избавь нас от всего, что препятствует нашему служению! Будем сегодня петь хвалу Тому, кто, родившись под звездой Шравана[1], принял облик Нрисимхи и в сумерках уничтожил Хираньякашипу, Своего врага!

На наших плечах знаки святой Чакры (нанесенные особым освященным инструментом с раскаленным докрасна наконечником в форме диска, своим сиянием затмевающим сам огонь). Мы служим Господу, поколение за поколением. Господь Кришна, искусный во владении чакрой, выпустил Свой боевой диск в вероломного Банасуру и его армию. При этом Господь был в таком гневе, что снес ему тысячу рук, и кровь потоком хлынула из тела демона. Воспоем же хвалу Ему!

Господь, долгой жизни тебе!

Господь даровал мне Свою божественную милость. Он дал мне лучшую пищу, в которой вдоволь топленого масла. Он дал мне возможность каждый день служить Ему. Он позволил мне послужить Ему в царском собрании. Он поделился со мною листьями бетеля и орехами кашу. Он наградил меня драгоценным ожерельем и серьгами, а также дал мне ароматную сандаловую пасту, чтобы я смог умастить ею свое тело. Таким образом, Ему по силам избавить меня от скверны, сделав святой душой. Я пою славу Тому, на чьем знамени – враг змей Гаруда.

Господь, долгой жизни Тебе!

Мы – Твои слуги, и на нас – одежды из желтого шелка, что Ты отдал нам. О Господь, мы едим остатки твоей пищи и украшаем головы листьями Туласи и цветочными гирляндами, которые были предложены Тебе! Мы служим Тебе и желаем продолжать свое служение в Твоей высшей обители! На этом великом празднике мы готовы выполнить любое Твое повеление, отправившись в любом из восьми направлений. Великий Ананта-Шеша служит Тебе удобным ложем и зонтом, закрывая Тебя сверху Своими капюшонами. Тебе, возлежащему на теле Ананта-Шеши, мы поем свою песнь.

О наш Верховный Господь! В тот прекрасный день, когда мы решили стать Твоими слугами, наши бедные хижины стали домами многих освобожденных душ.[2] Будем же петь хвалу Тебе, пришедшему в этот мир как Господь Кришна. Ты явился в благоприятный день в святой Матхуре, где впоследствии сломал лук на жертвенной арене Камсы. Ты покорил пятиглавого змея Калию и танцевал на его головах.

О Тирумал! Я Твой вечный преданный и слуга, подобно Селва Намби[3]. В нем нет и следа порочности, он – старший в Тиругоштхиюре и пользуется великим почетом благодаря своей огромной любви к Богу и брахманам. О чистейший! Позволь мне громко и с огромным почтением петь Твои бесчисленные имена и, повторив «Намо Нараяна!», воздать Тебе хвалу.

Господь, долгой жизни Тебе!

Этот гимн сложен Вишнучиттой из Виллипутура. Он славит Верховного Господа, чистейшего из чистых, пребывающего в мире Вайкунтхи. Вишнучитта благословляет Его: «Да будет Тебе вечное процветание!» Тот, кто повторяет этот гимн, считая счастливым тот день и час, когда делает это, и повторяет «Намо Нараяна», тот обретет освобождение и сможет петь эту песнь в кругу приближенных Господа, в Его обители.


[1] Альвар намеренно указывает неверную дату прихода Нрисимхадева, чтобы сбить с толку Его возможных недоброжелателей (из комментария Перия Параккалы Муни).

[2] Альвар имеет в виду утверждение из шастр, согласно которому многие поколения в семье преданного обретают освобождение.

[3] Придворный пандит царя Валлабхадевы Пандья.

Продолжение истории Перия Альвара