Маха-абхишека Панча-таттвы
Подготовка началась еще до открытия фестиваля. Перекрашивали алтарь Панча-таттвы и подновляли надписи вокруг него. Рядом с раздатчиком чаранамриты появились большие каменные доски с бревнышками сандала, сначала две, потом все больше и больше по мере приезда преданных.
Последние два дня его терли едва ли не круглосуточно: брахмачари, грихастхи, матаджи, дети. бенгальские паломники и паломницы… Послужить Господу могли все желающие. Накануне долгожданного дня отгородили часть пространства между алтарями – там готовили фруктовые соки и другие благоприятные жидкости для омовения. Преданные целый день носили воду из Ганги в пятилитровых глиняных горшках.
А мы в беспокойстве слонялись по Маяпуру, пытаясь выяснить, как же попасть в алтарную во время абхишеки. Новости были неутешительные: кто-то говорил, что пустят только спонсоров, а «простых смертных» будут гонять мимо алтаря по проходу. Потом мы вспомнили слова о том, что придут только те, кого Господь захочет там видеть, и стали молить о милости всех встречных Божеств, особенно Нрисимхадева, Радха-Мадхаву и, конечно же, Самого Господа Чайтанью и Его спутников.
Начало абхишеки было заявлено на 8 утра, и места, естественно, начали занимать сразу после мангала-арати… Но в 6 утра пришел Хари Шаури Прабху и выгнал всех на лекцию Шиварамы Махараджа, идущую в соседней алтарной. Алтарную Панча-таттвы тем временем разгородили веревками по хитрой системе, после чего она снова начала заполняться народом. Когда мы поняли, что гонять больше не будут, было уже 6:40, и места оставалось довольно много. Мы смиренно сели подальше – на всякий случай.
В 7:20 уже яблоку негде было упасть, а преданные все подходили. Кто-то чудом просачивался вперед, иные повисали на решетках и дверях, а остальные решительно настроенные садились туда, до куда удавалось протиснуться, сводя к нулю шансы пресловутого яблока.
Без пяти восемь Радханатха Махарадж начал свой проникновенный киртан…
Когда открыли алтарь, преданные ахнули в один голос. Огромные золотые фигуры Божеств, казалось, заполнили Своим сиянием все пространство алтарной. На Их Светлостях были только белые хлопковые дхоти без отделки и такие же чадары, небрежно накинутые на могучие плечи. Величественные в Своей бесконечной красоте и одновременно такие трогательные без париков и украшений, Божества смотрели на преданных, собравшихся со всех уголков мира (а может и Вселенной?), чтобы увидеть Их.
Церемония началась с предложения арати – всем пятерым одновременно. После традиционного масляного массажа на тело Господа стали наносить сандал – который с такой любовью натирали преданные 10 дней до этого. Пять огромных, двух-с-лишним-метровых фигур с головы до ног обмазывали сандаловой пастой, ненадолго скрыв Их прекрасные черты. Но вот Гопал Кришна Махарадж вылил на Господа Чайтанью первый горшок воды Ганги – и началась маха-абхишека, сравнимая по величию только с проявленными играми Господа.
Я смотрела на Божеств, не в силах поверить своей удаче – насколько же милостив Верховный Господь! Между прочим, если бы не неблагоприятное положение некоторых планет, мы, наверное, вообще не поехали бы в этом году в Индию. Вот так, по милости Господа, все неблагоприятное становится благоприятным!
Господа омывали из пятилитровых серебряных и латунных кувшинов. Небольшие по сравнению с Божествами, они выглядели куда как неслабо в руках пуджари. А вылили этих кувшинов ой как немало… Всего – 20 000 литров, половина из которых – вода Ганги. Молоко сменялось медом, гхи – йогуртом. Каждую новую жидкость преданные встречали радостными возгласами, а индийские женщины – благоприятным улюлюканьем.
Казалось, никто не может оторвать взгляда от Божеств. Их снимали десятки видео- и сотни фотокамер и телефонов. Я сама наблюдала всю абхишеку через объектив фотоаппарата, на пределе приближения, молясь, чтобы не сели батарейки. Все-таки, хоть Божества большие, до алтаря было далековато – и без фотоаппарата мне бы не увидеть как струится по бледно-золотистым фигурам молоко, и как в следующую минуту Они становятся глубокого темно-золотого цвета из-за медленно стекающего меда. Господа омывали разноцветными соками – а преданные перешептывались между собой: «Вот это манговый… А зеленый-то из чего сделан?» В этот день все говорили на одном языке – языке преданного служения, потому что все сердца одинаково стремились к Нему – Верховному Господу Гауранге Махапрабху, Шри Кришне Чайтанье, вновь являющему Свои игры на земле Навадвипы.
Когда соки закончились, тела Божеств стали обсыпать розовым порошком – весь алтарь окутало облако розовой пыли. И Господь милостиво улыбался, наслаждаясь очередной церемонией и восторженным вниманием преданных. Затем Их Светлостей снова натерли сандаловой пастой, и тщательно смыли ее водой. А потом началась церемония Сахасра-дхара – когда омовение проводится через сито с тысячью отверстий. Над каждым Божеством сито держали четверо пуджари. Тысячи струй омывали сияющие тела Гауранги, Нитьянанды, Адвайты Ачарьи, Гададхары и Шривасы, и стекали по мраморным ступеням алтаря, смывая разноцветные соковые подтеки, к подножию симхасаны, где чаранамриту гоняли тряпками удачливые души – ученики маяпурской гурукулы.
И вот – последний горшок воды – и абхишека закончена. Два с половиной часа пролетели как одно мгновение, оставив в сердце ощущение непередаваемого восторга. Господ вытерли полотенцами, а потом совсем по-домашнему набросили их Им на плечи.
Таков Бог! Величественно и слегка отстраненно дающий Свой даршан с высоты алтаря – но такой близкий и родной в окружении Своих преданных.
Алтарь закрыли, и преданные начали расходиться на поиски чаранамриты и завтрака. Многие, правда, остались на киртан Аиндры Прабху. А через два часа все вновь собрались в алтарной, чтобы поприветствовать Господа, вновь предстающего во всем Своем величии.
Божествам проводили два арати одновременно. Слева – как положено – маха-арати с лампадой на 108 фитилей проводил Гопал Кришна Махарадж. А справа, на даршана-мандапе, совсем рядом с алтарем… Джаяпатака Свами! Стоя! Полное арати, включающее восемь предметов, в том числе и камфарную лампаду! Хотя видно было, что это стоит ему огромных усилий, параферналии Гуру Махарадж держал обеими руками, а в колокольчик звонил другой пуджари… все равно это было чудо, о котором ученики боялись даже мечтать. Гурудев снова проводит арати Панча-таттве в Маяпуре!
И видно было, как многие со слезами на глазах благодарят Панча-таттву за пролитую Ими милость, вкладывая всю душу в простую молитву Нароттамы Даса Тхакура…
"О мой Господь, пожалуйста, будь милостив ко мне, ибо во всех трех мирах нет никого милосерднее Твоей Светлости.
Ты нисшел только для того, чтобы исправить падшие обусловленные души, но я уверяю Тебя: Ты не найдешь более падшей души, чем я. Поэтому начни с меня.
Дорогой Господь Нитьянанда, Ты исполнен радости и духовного блаженства. Ты всегда выглядишь очень счастливым, и потому я пришел к Тебе, ибо я несчастнейший из всех. Если же Ты взглянешь на меня, быть может, я стану таким же счастливым, как и Ты.
Дорогой Адвайта Прабху, супруг Ситы, Ты очень милостив. Пролей же на меня Свою милость. Если Ты будешь милостив ко мне, то Господь Чайтанья и Нитьянанда тоже смилостивятся надо мной..."
шри-кришна-чаитанйа прабху дойа коро море
тома бина ке дойалу джагат-самсаре
патита-павана-хету тава аватара
мо сама патита прабху на паибе ара
ха ха прабху нитйананда, премананда сукхи
крипабалокана коро ами боро духкхи
дойа коро сита-пати адваита госаи
тава крипа-бале паи чаитанйа-нитаи
ха ха сваруп, санатана, рупа, рагхунатха
бхатта-джуга, шри-джива ха прабху локанатха
дойа коро шри-ачарйа прабху шриниваса
рамачандра-санга маге нароттама-даса
Автор: Веда Прия дд
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи