Чакра-тиртха
Сегодня мы ходили на Чакра-тиртху. В наши дни это довольно оживленный район города, где расположено много отелей европейского типа, санаториев и аюрведических клиник – здесь место, где преимущественно останавливаются западные туристы, а также хиппи – охотники за подлинной индийской духовностью. Здесь они найдут все что нужно – туристические бюро, антикварные и сувенирные магазины, такси и…пляж, конечно же. Море. Пляж здесь раскинулся широко – если уж в районе Сварга-двара, как я уже говорил, не так-то просто в полдень босиком добежать от тротуара до воды, то здесь это и вовсе почти немыслимый подвиг. Хотя…
Но это мы отвлеклись.
А много лет назад Чакра-тиртха, вероятно, была отдаленной городской окраиной, где жили рыбаки да ловцы жемчуга. Их и сейчас здесь много – на берегу десятками лежат лодки, а по утрам над морем далеко-далеко разносится стрекот моторов, и от берега отчаливает на промысел целая флотилия. Но, несмотря на удаленность, место это с самых древних времен почиталось ничуть не менее, чем, например, храм Гундича или мост Атхаранала. Ведь, согласно легенде, именно здесь волнами прибило к берегу огромное дерево, на котором царь Индрадьюмна увидел священные отметки символов Вишну, и из которого были изваяны первые Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры.
А Чакра-тиртхой, согласно старинной легенде, это место названо в честь непобедимого оружия Господа Вишну – метательного диска, которым Господь убил немало злобных демонов. Одним из таких демонов был Шанкха, имевший облик огромной морской раковины. Чтобы скрыться от Вишну, демон погрузился в морскую пучину, однако Господь принял облик Матсья-аватары – огромной рыбы – и сразился с демоном под водой. Он выпустил в него Свой смертоносный диск, но тот не смог пробить толстый панцирь, за которым укрылся демон, и рикошетом отлетел на берег, на место, которое в честь этого и стали называть Чакра-тиртхой.
Сейчас, в память об этом событии, на берегу моря построен небольшой храм Чакра-Нараяны, в котором установлены Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, а также большое каменное изваяние Сударшана-чакры. Мы пришли к этому храму в полдень, когда он был уже закрыт, однако увидеть Божества нам все же удалось – прямо через закрытые двери. Pазглядеть в полумраке закрытого храма каменный диск было довольно трудно, но нам это удалось – на нем лежали белые цветы, оставшиеся после утренней пуджи. По соседству с храмом Чакра-Нараяны стоит маленький, неприметный храм Шани – Сатурна, который также часто упоминается в легендах, связанных с этим местом.
Взгляд Сатурна считается недобрым, а астрологическое влияние его на жизнь человека, как правило, приводит к множеству проблем. Поэтому верующие индийцы, чтобы как-то облегчить тяжелые периоды Сатурна в своей жизни, проводят ему пуджи, делают пожертвования и стараются всячески ублажить. И этот маленький храм, несмотря на то, что расположен он на самой окраине города, по всей видимости, вовсе не бедствует – во всяком случае, обряды поклонения здесь проводятся регулярно.… Сегодня алтарь был чисто вымыт и украшен цветами и листьями, а перед самим божеством горела лампадка. Мы заглянули в храм через решетку запертой двери, бесстрашно взглянули в лицо Шанидеву, поклонились ему как великому преданному Господа Нрисимхи и прочитали перед алтарем «Шри Шанаишчара Крита Шри Нрисимха стути» - санскритские молитвы, которые когда-то вознес Господу сам Шанидев.
Кроме этих двух старинных храмов, на Чакра-тиртхе есть еще храм Биди-Ханумана, который охраняет Джаганнатха-пури от наводнений. Есть еще храм Варуны – бога моря – но мы туда не пошли.
Есть на Чакра-тиртхе еще одно место, куда редко заходят европейские преданные, вероятно, просто не зная о его существовании. Это небольшой храм, посвященный Господу Чайтанье, расположенный в стороне от главной дороги, за храмом Сонар-Гауранги и большим пустырем. Здесь обычно очень тихо и безлюдно. Во дворике храма растут деревья манго и чампаки, в ветвях которых по утрам поют птицы. Господь Гауранга на алтаре очень похож на Дхамешвару Махапрабху (Он стоит с протянутыми руками, и возле Его стоп, как и в Навадвипе, лежат большие деревянные сандалии). Говорят, это Божество установили здесь вайшнавы из Бенгалии, которым привычнее видеть Господа Чайтанью Нимаем из Надии, нежели отшельником-санньяси в шафрановых одеждах.
Всего в нескольких десятках метров от храма Махапрабху стоит еще один маленький храмик, на алтаре которого установлены Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, а также Радха-Кришна, Вараха-шалаграм и несколько священных шил.
Места эти и в обычное время довольно малообитаемые, а мы пришли туда еще и в полдень, когда земля и воздух раскалены, а все живое спешит спрятаться в тень. В это время там и вовсе безлюдно…
С Чакра-тиртхи мы возвращались по берегу моря – шли по влажному песку, на который то и дело набегали волны. Временами, там, где на берегу нет гостиниц и отелей, пляж становился пустынным, и кроме нас по берегу гуляли только маленькие, пугливые крабы. Некоторые из них проворно убегали от пенистых волн, а некоторые, наоборот, с удовольствием купались, вжимаясь в землю, а потом, когда волна отступала, выбираясь из-под нанесенного песка. Смешные эти крабы! Вчера мы весь вечер наблюдали за ними, когда читали джапу на берегу.
Возле Сварга-двара на пляже, похоже, собрался весь город. Индийцы и туристы с огромным наслаждением плескались в волнах, оглашая воздух радостными криками. По берегу разгуливали верблюды – главный местный аттракцион, а в волнах вдоль самого берега, надеясь выловить из воды клиента, расхаживали фотографы – прямо в брюках и рубашке. Ну и, конечно же – мороженое, сладости, игрушки, сувениры… Все, чтобы с удовольствием провести выходной день.
Автор: Виджитатма дас
Комментарии
.
http://ckpiz.info/page/44-fz-reestr-zakupok/
.
RSS лента комментариев этой записи