"Новости Вайкунтхи". Шрирангам
"Сегодня утром состоялось торжественное мероприятие. Нам Перумал, утсава-мурти Господа Ранганатхи Свами, прошествовал по Утра-стрит. Господа сопровождали: слон индийский - один, лошадь белая украшенная - одна, брахманов - много, европейцев - двое (ваши покорные слуги).
Брахманы декламировали песни альваров и ведические мантры, а жители домов выходили, чтобы поприветствовать Господа и получить Его даршан. К восьми утра процессия торжественно вернулась в храм, и сейчас Нам Перумал дает аудиенцию в зале напротив входа в четвертую пракару..."
Сегодня, в 4 утра ма вышли из Канья-кумари-экспресса на ж/д станции ШриРангам и бодро двинулись в сторону светящегося вдали Раджа-гопурама. На улицах было тихо, но некоторые лавочки уже открывались.
В гостинице SN Towers мы останавливались еще в прошлом году, а в этом звонили туда из Дели, чтобы забронировать комнату. Так что нас ждали.
Смыв с себя дорожную грязь, мы одели вайшнавскую одежду и тщательно поставили тилаки - ШриРангам все-таки крупный центр ведической и вайшнавской культуры, так что нам полагается выглядеть "на все 100%".
Каждый год, приезжая в ШриРангам, я боюсь - а вдруг не пустят? Хотя никаких объективных причин для этого нет, всегда почему-то страшно. Но мы преодолевали периметр за периметром: ворота в храмовую зону, вход Арья-баттал, Гаруда-стамбха... Нас никто не останавливал.
Уже стоя в очереди, мы заметили, что вокруг явно что-то собирается происходить. Ходили брахманы, в углу готовились факелы, слышался отдаленный грохот барабана. Вскоре происходящее локализовалось напротив бокового выхода из внутренней зоны. Пришли музыканты с барабаном и шенаем и два брахмана с серебряными жезлами. А через несколько минут показался паланкин с виновником торжества - Нам Перумалом ("Нам Перумал" в переводе с тамильского означает "Наш Бог"). Паланкин направился куда-то за алтарь, за ним последовали брахманы. Мы подумали и тоже пошли за ними. Паланкин вынесли за пределы храмовой зоны - на Утра-стрит, где уже ждали слон и лошадь - неизменные участники всех торжеств в ШриРангаме. Паланкин двинулся вперед под звуки мантр. Уже рассвело, поэтому факелов не было, но процессия все равно смотрелась внушительно. С первого взгляда было понятно - Владыка ШриРангама обходит Свои владения. Семьи брахманов, ученики гурукул и настоятели местных монастырей выходили на улицу и почтительно склонялись перед Господом. Паланкин, на котором сегодня ехал Нам Перумал, устроен очень интересно - он почти со всех сторон завешан тканями, поэтому, для того, чтобы увидеть Божество, нужно подойти очень близко и склониться перед Господом.
Брахманы одобрительно поглядывали на нас и на то, как мы фотографируем процессию. Паланкин несли почти бегом, но часто останавливались. Всего мы шли около часа.
Затем мы пошли на даршан к Господу Ранганатхе. Очередь была совсем небольшой, и скоро, пройдя последние "кордоны", мы уже стояли перед Господом.
Как оказалось, некоторые местные брахманы помнят нас по прошлому году - все они очень дружелюбно здороваются с нами.
Так что все мои опасения были напрасны - Господь и Его преданные по-прежнему милостивы к нам.
Новости с Вайкунтхи, выпуск второй.
Вчера утром Нам Перумал снова выежал с процессией в паланкине. Шествие было столь же торжественным, однако не закончилось, когда мы прошли полный круг (квадрат) по периметру храма. Нам Перумал отправился принимать поклонение Своих преданных - вайшьев и шудр, которые здесь живут в шестой и седьмой пракарах. Но Он и на этом не остановился - и процессия отправилась за стены ШриРангама. Сначала Нам Перумал посетил местную школу. Дети - в одинаковых школьных костюмчиках или платьицах или пенджаби и, как и положено, очинь шумные, выстроились в очередь, чтобы увидеть похожего на принца Нам Перумала, а также - получить маха-прасад.
Затен Господь посетил несколько местных матхов, а также домов Своих преданных - также как Шри Шри Даял-Нитай-Шачи-сута делают в Москве. Хозяева предлагали Богу подношения и раздавали пожертвования сопровождавшим Его брахманам. Визиты Господа продолжались несколько часом, после чего Он остановился на отдых в одном из матхов.
Мы, как и все брахманы, тоже пошли отдыхать.
В 4 часа Нам Перумал вернулся в ШриРангам.
Часов с пяти он давал даршан на "балконе", в четвертой пракаре. Священники предлагали Ему зеленые питьевые кокосы, а затем раздавали собравшимся маха-прасад - рисовую халаву с финиковым сахаром.
А когда стемнело, Нам Перумал выехал кататься на слоне. Но не настоящем (он как обычно шел впереди), а на серебряном паланкине-вахане в форме слона! Слон был высотой метра полтора. Кроме Божества, на нем сидели еще два священника, а по бокам на паланкине стояли два молодых человека с чамарами. Всю эту конструкцию несли не меньше 50-ти человек - причем короткими перебежками. Именно перебежками - носильщики действительно бежали, быстро отрываясь от сопровождающих Нам Перумала преданных, догонять Его приходилось бегом. Когда вахан останавливался, под него подставляли деревянные подпорки.
Все это выглядело необычайно красиво и величественно. Честно говоря, сюда стоило ехать хотя бы ради одного этого зрелища...
Выпуск 3
Нам Перумал снова шествовал по Уттара-стрит. На этот раз Он ехал под золотой аркой, сопровождаемый обеими Своими супругами - Бху-деви и Шри-деви.
Господь выглядел необыкновенно роскошно. Золотая арка переливалась в неверном свете факелов, мерцали драгоценнйе украшения, а Его ладонь, сверкающая драгоценными камнями, давала благословения всем преданным. А преданных было весьма и весьма немало - паланкин сопровождало не меньше нескольких сотен людей - поэтому шествие получилось как нельзя более внушительным и торжественным.
Пройдя половину периметра Уттара-стрит, процессия свернула в северный гопурам - к храму Ранганаяки, Лакшмидеви. Во всех южноиндийских храмах супруга Господа живет отдельно от Него, согласно ведической традиции, по которой жена должна жить на женской половине дома, отдельно от своего мужа. Ранганаяки - супруга Господа Ранганатхи.
Большой двор перед храмом был заполнен людьми. Однако нам удалось протиснуться к самому помосту, на котором остановился паланкин с Нам Перумалом, и наблюдать как Господу от имени Его супруги предлагают различные подношения: еду, серебряный сосуд-калаш с огнем, расшитую ткань...
Когда все церемонии закончились, Нам Перумал неторопливо отправился дальше по Уттара-стрит, и Его паланкин мерно покачивался в такт шагам носильщиков...
Выпуск 4
На следующий день Нам Перумал отправился на очередную прогулку - на "простом" серебрянном паланкине. На этот раз Он дошел до пересечения главной улицы ШриРангама с 6й пракарой (Читра-срит), где Его ждала беседка, сделанная из бамбуковых брусьев и обтянутая нежно-голубой тканью. Беседку подняли и понесли над паланкином, заслоняя Господа от палящих лучей южноиндийского солнца.
Дойдя до западного гопурама, процессия повернула налево - и вскоре, выйдя за седьмую стену, оказалась на берегу большого озера.
Обходя озеро по периметру, Нам Перумал заглянул в несколько домов Своих преданных. К приему Бога готовились заранее - перед домами были построены специальные навесы, украшенные цветами, "самолетиками" из пальмовых листьев, и даже (совсем как в Шримад Бхагаватам!) молодыми кокосовыми пальмами.
А потом Нам Перумал остановился на отдых в беседке-мандапе на берегу. Брахманы сказали нам, что продолжение будет в 7 вечера, и мы пошли домой.
Когда вечером, уже в восьмом часу, мы шли по полутемным улицам 7-й пракары, нас то и дело обгоняли рикши с пассажирами, из чего мы сделали вывод, что на озере готовится что-то грандиозное.
Так и оказалось.
Все пространство вокруг озера было заполнено народом. Настроение у всех было праздничное, всюду... как бы хотелось написать "звучали ведические гимны"!... продавались игрушки, сахарная вата и дольки джекфрута.
Мы просочились к пристани.
Сразу оговоримся - на этом озере три мандапа (мандап буквально означает "зал" - обычно это крытое помещение с колоннами). Один на берегу, один - плавучий (на чем-то типа понтонов), а третий - в центре озера. Чтобы никого не путать, тот, что на берегу, будем называть беседкой, плавучий - паромом, а который в центре озера - храмом.
Небо уже потемнело, и по берегам зажглась праздничная иллюминация. И храм в центре озера, и плавучий дворец – все сверкало огнями, красиво отражаясь в темной воде.
Больше всего народу было у пристани – там, где у берега над водой возвышался плот. Когда мы подошли, Нам Перумал уже вышел из мандапа, в котором Он дожидался вечера, и под гром барабанов торжественно двигался на паланкине к плоту. Брахманы, несшие паланкин, с трудом поднялись по наклонной плоскости к алтарю, возвышающемуся в сердце плавучего дворца, и бережно опустили свою ношу.
На плот взошли брахманы в роскошных одеждах, церемониймейстеры, многочисленные служители, обычно сопровождающие Нам Перумала на процессиях, и «лодочники» - человек сорок сильных мужчин с длинными бамбуковыми шестами, которые должны были управлять плотом. Брахманов сопровождали их жены и дети. Бережно поддерживаемый учениками, во «дворец» вошел пожилой санньяси – глава той ветви Шри-сампрадаи, которая ныне ведает поклонением Ранганатхе.
Плот медленно отчалил и заскользил по водам озера, близ берегов. Блеск огней и игра отражений в воде делали зрелище непередаваемо прекрасным. С берегов пускали фейерверки, а брахманы, ожидающие своего Господина у причала, негромко читали прославляющие Его гимны.
Вдоль берега толпились люди, желая увидеть Нам Перумала, когда тот будет проплывать мимо. В одном углу то и дело пускали ракеты (правда, иногда они вспыхивали уже в воде), а когда Господь проплывал мимо, Ему предложили пуджу бенгальскими огнями.
После полутора кругов по озеру плот пристал к храму в его центре и красно-сине-серебристые огни парома отразились рядом с золотыми огнями храма. Это было потрясающе красиво - к сожалению, сияния огней не передаст ни одна фотография.. Нам Перумала перенесли туда на паланкине и провели Ему пышное поклонение. В это время с плота, да и со стен самого храма в воду прыгали радостные мальчишки, счастливые от возможности поплавать по вечернему озеру, да еще во время такого замечательного праздника.
Мы наблюдали за этим зрелищем, сидя на берегу, на каменных ограждениях возле пристани. Когда плот подплывал к берегу, это было поистине незабываемое зрелище – казалось, что на нас действительно плывет дворец!
В тот вечер мы не стали дожидаться возвращения Перумала в храм и ушли сразу после того, как Он сошел в паланкине на берег. Улицы были запружены народом, торговцы продавали свой товар… Всюду царила атмосфера праздника и веселья.
Приняв поклонение в озернов храме, Нам Перумал вернулся на Свой плавучий остров, и поплыл к пристани. Затем Он с процесией вернулся в ШриРангам.
Выпуск 5. Тируманджанам
На следующее утро мы снова увидели как погружают на тележку "пуджарское имущество" - метровый серебрянный светильник, сундуки и, помимо прочего, подставку, на которой Божества устанавливают во время ритуального омовения. Брахманы подтвердили наши догадки - сегодня на озере Нам Перумалу будут проводить Тируманджанам - то есть, абхишеку, собственно, омовение. Церемонию назначили на 2 часа. В начале третьего мы, разморенные дневной жарой, приползли к озеру. Церемонии уже начались - принцип "индийского времени" в Шри Рангаме не действует, все происходит точно по расписанию.
В углу мандапа (каменного павильона на колоннах) шла ягья, а брахманы наполняли водой небольшие серебряные сосуды - калаши.
Нам Перумал стоял на "столике" для омовения (чем-то напоминающем маленький бильярдный стол) в Своих обычных одеждах и давал аудиенцию всем желающим. Подтягивались зрители - брахманы, жены брахманов и жители окрестных домов.
Ровно в 2.30 священник приступил к анга-ньясе - церемонии, при которой разные части тела очищаются при помощи прикосновения к ним с произнесением различных мантр. Сначала священник проделал это на себе, потом - на Нам Перумале. Затем прошла подготовительная пуджа с предложением огромного количества предметов (все они, однако, заменялись водой, смешанной с куркумой - пуджари поймут ). В качестве очищающего средства между предметами (тогда как у нас просто брызгают на руку) использовали дым, валивший из огромного серебрянного светильника - им окуривали руки и Самого Нам Перумала. Кстати, во время церемонии дыма становилось все больше - как бывает у нас во время ягьи - и Бога под конец было видно совсем плохо.
Потом тот же священник готовол калаши с водой - он призывал в них Господа и проводил им такое же поклонение, водой с куркумой и травой куша.
Торжественно обьявили санкалпу (обет): "Сегодня, в такой-то день, такого-то месяца... века... юги... манвантары... калпы... в таком-то месте Вселенной мы проведем ритуальное омовение Господа Вишну".
Вся подготовка к церемонии заняла где-то час пятнадцать. Затем Господа на несколько минут закрыли занавесками, чтобу переодеть в одежды для омовения. Впервые мы видели Нам Перумала без привычных ожерелий и огромной гирлянды, в простой красной клетчатой гамчхе (с золотой каймой )
Затем началась собственно абхишека. Брахманы почтительно передавали друг другу калаши и последний аккуратно выливал эту воду на Божество. Омовение проходило в 3 этапа - Нам Перумалу каждык раз меняли одежду и надевали новую небольшую цветочную гирлянду.
На четвертый раз, когда калаши уже кончились, Господа поливали через сито из особых ковшей, по форме напоминающих лампу Аладдина.
Затем перед Господом встал молодой брахман и долго возносил Ему молитвы на изысканном санскрите. По окончании чтения певца (может, даже поэта) торжественно благословили гирляндой от Нам Перумала и повязали ему на голову что-то типа веревки (этой веревкой тут обычно благословляют, во время шествий ее носит специально назначенный для этого брахман).
На этом церемония закончилась. Нам Перумала закрыли и загородили занавесом, а всем желающим раздали чаранамриту.
Получив свою долю, мы отправились восвояси - после жары и дыма в мандапе очень хотелось помыться.
По дороге мы встретили брахманов с корзинами на головах - они несли бхогу для Бога - Нам Перумала после переодевания нужно было покормить.
А вечером Господь снова выехал на вахане. На этот раз Он катался по Читра-стрит (6 пракара). А ехал Он на Сурья-вахане, изображающем Солнце. Еще есть Чандра-вахан - Луна. Они похожи - оба сделаны в виде кольца, только Чандра-вахан снизу шире - как лежащий полумесяц. Иногда эти ваханы обьединяют, и тогда сию загадочную конструкцию величают "двойным Прабха-ваханом". Но это уже тонкости. Сегодня Перумал катался на солнышке - внутри желтого кольца.
Паланкин несли неторопливым, размеренным шагом, зато почти не останавливаясь. Сопровождающих (кроме брахманов) было не так много - зато вдоль улиц Господа встречали сотни людей.
Пройдя с Нам Перумалом до начала храмовой территории, мы побежали на вечерний даршан Перия Перумала - Ранганатхи.
На даршан мы пришли последними - когда охрана уже убирала заграждения и готовила внутренние залы храма к возвращению Нам Перумала с прогулки.
Он присел почти сразу после того, как мы вышли, - все еще на вахане. Коридоры во второй пракаре довольно широкие, и все же, чтобы развернуть паланкин, требуется немалое искусство. Но этому здесь учат специально.
Нам Перумала внесли на алтарь и закрыли. Сопровождавшие Его преданные в знак почтения обошли храм и пошли по домам.
Так закончился день.
Авторы: Виджитатма дас, Веда Прия дд