Вораюр
Названия кшетры: Коли, Урандаи, Ничулапури, Начияр-коил
Город: Тиручирапалли
Тип вимана: Кальяна-виман
Пушкарани (озеро): Кальяна-пушкарани, Сурья-пушкарани
Имя главного Божества: Алагья Манавала
Имя утсава-мурти: Алагья Манавала (Он же Нам Перумал из Шрирангама)
Хаста/мудра: Абхая-хаста
Положение: стоит, смотрит на север
Имя Лакшми: Камалавалли Начияр, Вораюрвалли (Васа Лакшми)
Как добраться: на автобусной остановке возле Рок-форта останавливаются автобусы в Вораюр (один из районов Тиручирапалли), от костела около 2 км. Либо на рикше с любой точки города.
История
Рассказывают, что однажды великий мудрец Бхригу Муни пришел на Вайкунтху к Господу Нараяне и попросил разрешения остаться с Ним наедине. Это очень не понравилось Лакшми-деви, которая привыкла неотлучно присутствовать рядом со своим супругом, и она отказалась уйти. Бхригу, разгневавшись, проклял ее на то, чтобы родиться в мире смертных. Господь Нараяна утешил ее, пообещав придти в материальный мир вслед за ней. По велению Господа Нараяны Лакшми приняла облик маленькой девочки и низошла на Землю.
Много веков назад на берегах реки Кавери был огромный лес под названием Кара-аранья. Здесь жили святые отшельники и мудрецы, подчинявшиеся царям династии Чхола, которые вели свое происхождение от легендарного Дхармавармы. Некогда царь Дхармаварма, который тогда жил в столице династии Чхола – в Кумбхаконам, охотился в тех местах и был покорен святой атмосферой этого леса. Отшельники, встретившись с царем, пожаловались ему на беспокойства, причиняемые им демонами и ракшасами, и Дхармаварма решил поселиться поблизости от этого места, чтобы святые чувствовали себя под его защитой. Он основал в этом месте город, назвав его Ничулапур.
Однажды царь Нанда Чхола, являвшийся прямым потомком Дхармавармы (некоторые отождествляют его с самим Дхармавармой), обратился к мудрецам с просьбой о благословении на рождение наследника, поскольку был бездетным. Небесный голос возвестил ему, что царь должен поклоняться Лакшми-деви, и та сама станет его дочерью. Вняв божественному голосу, царь провел особую ягью, посвященную Лакшми, и богиня сама явилась перед ним. Она пообещала, что скоро станет его дочерью, и, радостные, царь и царица вернулись в Ничулапур. Вскоре у них родились двое детей – сын и дочь. Дочь назвали Васа Лакшми, а сына – Чандра Тилака. Дети росли, окруженные заботой и любовью родителей. Дочь постоянно играла с подаренным ей мурти Господа Вишну.
Когда девочка выросла и настало время ей выходить замуж, царь объявил о проведении сваямвары – церемонии, во время которой невеста сама выбирает себе жениха из собравшихся (такая церемония в древности была довольно распространена у царей). Множество знатных юношей съехались в Ничулапур, и среди них, неузнанный, пришел Сам Господь Нараяна под видом принца Раджа Кумара. Войдя в собрание и завидев среди кандидатов на ее руку и сердце своего вечного возлюбленного, Васа Лакшми, ни секунды не колеблясь, подошла к Нему и надела Ему на шею цветочную гирлянду, объявив таким образом о своем выборе.
Царь был очень рад такому повороту событий и с большим размахом отпраздновал свадьбу своей дочери и Господа Нараяны. Он попросил Господа вечно оставаться в его столице и построил в честь Него большой храм.
Однако есть и другая история, повествующая о рождении Лакшми и последующем ее бракосочетании с Господом Вишну.
Когда царь Нанда Чхола в очередной раз отправился на охоту в лес, там, в водах озера, он увидел прекрасный лотос, в котором лежал крохотный младенец. Царь Нанда был бездетным, поэтому он очень обрадовался находке и забрал девочку с собой. Поскольку она явилась из цветка лотоса, царь назвал ее Камалавалли.
Прошло несколько лет. Однажды Камалавалли со своими подругами пошла в сад, чтобы набрать там цветов. Войдя туда, она увидела статного юношу, восседающего на коне. Это был Сам повелитель Шри Рангама – Господь Ранганатха. Он с первого взгляда покорил сердце и ум девушки, и, чтобы получить Его в мужья, она начала совершать суровую аскезу. Когда весть об этом дошла до царя, он тут же решил устроить свадьбу дочери с этим молодым принцем и провел церемонию бракосочетания. Говорят, что как только молодожены вошли в помещения храма, они тотчас же погрузились в ослепительное сияние Господа Ранганатхи. В честь этого события в Вораюре (столица царей династии Чхола, недалеко от Шри Рангама) был построен храм.
Раз в год, за день до Пангуни-уттарам (в марте) проводится церемония свадьбы утсава-мурти Камалавалли и Нам Перумала, который ради этого события специально приходит из Шрирангама. В этом храме, вопреки южноиндийской традиции, нет отдельного храма Лакшми - она находится в алтаре, рядом с Господом Нараяной.
Вораюр - место рождения Тируппана Альвара, поэтому там есть посвященный ему храм.