История Нам Перумала
Почти в каждом традиционном храме Вишну в южной Индии в алтаре стоят два Божества - священники называют Их "мулавар" и "утсавар". "Мулавар" (мула-виграха) - это главное Божество. Как правило, Оно сделано из камня и имеет весьма внушительные размеры.
Так, рост Ади Кешавы и Ананта Падманабхи 9 метров. Понято, что с каменными Божествами таких размеров трудно сделать многое из того, что предписывают шастры - например, их нельзя вынести на прогулку или омыть в священных водах перед собранием вайшнавов... Поэтому практически в каждом храме существуют утсава-мурти - маленькие, "переносные" Божества. Чаще всего их изготавливают из металла.
У каждого Божества Свой характер и Свои привычки и пристрастия. В конце концов, чем Бог хуже нас? И, хотя постороннему наблюдателю может иногда показаться, что Божества в большей или меньшей степени похожи друг на друга, вайшнав видит, что в каждом из Них Господь проявляет какие-то Свои особые черты характера и по-особому общается со Своими преданными.
Утсава-мурти Господа Ранганатхи зовут Нам Перумал (в переводе с тамильского - "Наш Бог"). Его ни с кем не спутаешь. У Него совершенно особенный, яркий характер и особенные отношения с вайшнавами. Он - принц, величественный, но в то же время простой. Он любит, когда на Него смотрят и когда Им восхищаются, но в то же время Сам очень любит Своих подданных. Ему нравится гарцевать на коне и раздавать благословения вайшнавам, Он любит дорогие наряды и украшения, а обед не принимает, если к нему не подадут традиционные "мусульманские" лепешки (в память об одной мусульманской принцессе... но об этом потом).
В "Бхагавад-гите" Кришна говорит, что Он Сам - победа и приключение. И при этом очень любит приключения и любит побеждать. И история Нам Перумала - яркое тому свидетельство...
В начале 14-го века на Шри Рангам обрушилась беда. Мусульманские захватчики осадили храм-крепость и, перебив несколько сотен вайшнавов, ворвались внутрь. Святыни были поруганы, храмовая сокровищница - разграблена, а вайшнавы смотрели на эти бесчинства и были бессильны что-то сделать... Ранганатху - Его утсава-мурти - уберечь не смогли. Мусульмане, сочтя Его драгоценностью, погрузили Его вместе с другими трофеями и отправились обратно, в Дели.
Горе воцарилось в Шри Рангаме. В таких ситуациях обычно возникает ощущение, что из-под ног уходит почва. Но нашлась в Шри Рангаме одна женщина, которой сердце подсказало, что делать дальше, и она отправилась вслед за солдатами... Она преодолела больше тысячи километров, не сводя глаз с мусульманского войска и неотступно думая о своем Господе. В Дели она выследила, куда несут захваченные сокровища, и поняла, что Господь Ранганатха находится во дворце делийского султана.
С этой вестью она вернулась в Шри Рангам, принеся с собой надежду храмовым священникам и жителям Шри Рангама. Священники обсудили между собой услышанное и решили - отправляться в Дели и умолять султана вернуть им Господа.
Храм закрыли. Божество Ранганаяки Начияр (Лакшми) из соображений безопасности спрятали под землей, под священным деревом Билва. Посольство вайшнавов отправилось в Дели.
Султан очень хорошо принял нежданных гостей. Ему понравилась их преданность Богу, а также их песни и музыка и, будучи благородным правителем, он предложил им самим выбрать себе награду за свое искусство. И что они выберут, конечно же, было ясно с самого начала... Ведь ради этого они и прошли через всю страну...
Но все оказалось не так-то просто. Выяснилось, что, когда Нам Перумала только-только принесли в столицу, дочери султана, принцессе, понравился прекрасный принц из далекого Шри Рангама, и она попросила отдать Нам Перумала ей. Она играла с Ним, наряжала и, в конце концов, настолько привязалась к Нему, что не хотела расставаться с Ним ни при каких условиях. Отец-султан был в растерянности. Обидеть дочь он не хотел, но и данное гостям слово нарушить не мог. В конце концов, он принял очень тяжелое для себя, но в сложившейся ситуации единственное возможное решение - принцесса должна была отправиться вместе с вайшнавами на юг... С болью в сердце он прощался с дочерью и, тревожась за ее благополучие, послал с вайшнавами отряд мусульманских воинов - для безопасности.
Нельзя сказать, что вайшнавы обрадовались такому его решению. Конечно, сами будучи преданы Ранганатхе, они могли оценить преданность юной принцессы, но соседство мусульман, которые совсем еще недавно оскверняли их святыни и разграбили храмовую сокровищницу Шри Рангама, вряд ли было им по душе. И чтобы предотвратить всякие неожиданности, вайшнавы решились на рискованный шаг - трое из них попросту выкрали Ранганатху и укрылись вместе с Ним в одной из пещер на горе Тирумала...
Стоит ли говорить о том горе, которое пережила принцесса, когда увидела, что ее любимый пропал? Она дошла с оставшимися вайшнавами до Шри Рангама и осталась там до конца своих дней. Память о ней до сих пор хранится в сердцах жителей тех мест. Ее ласково и уважительно называют "Биби Начияр", и в храме ей посвящен отдельный алтарь.
Шли годы. Поклонение в храме возобновилось, однако вместо пропавшего утсава-мурти Ранганатхи изготовили новое - по имени Тируваранга. Прошло почти шестьдесят лет. То давнее мусульманское нападение забылось, и уже мало кто помнил, что когда-то в алтаре перед Ранганатхой стояло другое Божество...
Но вот однажды в одной из пещер Тирумалы местные жители увидели старого брахмана, который поклонялся металлическому изваянию Вишну. Он сказал:
- Нас было трое. Мы спрятали здесь от нечестивых мусульманских солдат нашего Бога из Шри Рангама. Нас было трое, но мои братья умерли; сейчас я остался здесь один и чувствую, что и мои дни сочтены. Скажите о нас царю этой страны, и пусть он позаботится о Господе...
Царь тех южных провинций, услышав эту весть, отнесся к ней с недоверием. Он поручил переправить найденное Божество в Шри Рангам и спросить у тамошних священников, действительно ли это Ранганатха. Но проблема была в том, что тогда, шестьдесят лет спустя уже никто и не помнил, как выглядело пропавшее утсава-мурти.
Но вот к брахманам подошел старый-старый человек, который всю жизнь проработал в храме прачкой. Он сказал:
- В молодости я много лет служил Господу Ранганатхе, стирая Его одежды. И, скажу по секрету, ту воду, которая оставалась после стирки, я всегда выпивал. Я до сих пор помню ее вкус, и если вы проведете абхишеку этому Божеству, я смогу по вкусу чаранамриты определить, Он ли это...
По распоряжению царя и священников была организована церемония Тируманджанам (торжественного омовения найденного Божества), и, когда старый прачка отпил немного воды, которая стекла со стоп Господа, он преисполнился необычайного воодушевления и закричал:
- Нам Перумал! Нам Перумал! ("Это наш Бог! Это наш Бог!").
Так священники признали подлинность вновь обретенного утсава-мурти Ранганатхи и вновь установили Его в алтаре. С тех пор Его так и называют - Нам Перумал.
Эта история рассказана в храмовой летописи "Койил Олугу". Сказать, насколько она точна с исторической точки зрения, сложно. Но для того, чтобы понять, насколько преданные любят Своего Господа и насколько Господь любит их, не нужны точные цифры и даты. Пин Сенра Валли (та женщина, которая пересекла всю страну, следуя за солдатами), юная мусульманская принцесса, старый прачка - Господь пленил их сердца и нам остается только молиться о том, чтобы такое когда-нибудь случилось и с нами...
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи