Храм Говиндараджи
Тирупати, или, если выражаться точнее, Нижний Тирупати – большой город в штате Андхра-Прадеш, и главная его достопримечательность – храм Говиндараджи.
В древние времена эти места образовывали северную часть Тирувекатакуты Тондамандалы и находились под властью великих правителей Южной Индии – Шатаваханов, Нагов, Паллавов, Чхол, Пандьев и царей Виджаянагара. Хотя первые упоминания о холмах Тирумалы относятся к началу новой эры, Нижний Тирупати, вероятнее всего, возник гораздо позже – к XII столетию, когда великий учитель вишишта-адвайты, ученик Ямуначарьи и племянник Тирумала Намби Рамануджа воздвиг здесь храм Говиндараджи.
Точной даты установления Говиндараджи и имени основателя храма история не сохранила. По традиции считается, что храм был освящен в 1130 г., а церемонию установления Божества провели Рамануджа и местные Шри-вайшнавы.
Еще до открытия храма в честь Говиндараджи здесь уже было небольшое святилище Кришны-Партхасаратхи. Но во второй половине XI века, когда к власти пришел царь Кулоттунга I – ревностный поклонник Шивы, - южноиндийские вайшнавы обеспокоились судьбой храма Говиндараджи в Чидамбарам. Чидамбарам испокон веку считался одной из главных святынь шиваитов, и вайшнавы тревожились, что восхождение на престол царя-фанатика может плачевно сказаться на судьбе крупного вайшнавского храма, расположенного в этом месте. Храм закрыли, а утсава-мурти из него тайно перевезли в окрестности Тирумалы. Местом, которого вайшнавы в конце концов достигли, была деревушка близ Коттура, в Тирупати. Узнав об этих событиях, Рамануджа воспользовался своим хорошим знакомством с князем Ядаварая и с его помощью возвел маленькое святилище к северу от уже существующего лесного храма Партха-саратхи. В новом алтаре разместили Божества, привезенные из Чидамбарам.
Рамануджачарья основал вокруг нового святилища небольшой поселок. Он обязал местных Шри-вайшнавов, связанных с храмом Венкатешвары, покупать жилье в Нижнем Тирупати и селиться именно здесь. Этот порядок поддерживается по сей день. С течением времени, по мере того, как храм развивался, вокруг него образовывались новые поселения, и вскоре это место начало играть важную роль.
В нынешнем храме Говиндараджи, а также в обители Венкатешвары сохранились надписи, повествующие об истории и развитии этого храма. Самая ранняя из них датируется 1235 годом, временами правления Раджараджа Чхолы.
Хотя внешне храм имеет единую структуру, на самом деле, это – двойной храм: во внутренней пракаре там находятся два Божества: Партхасаратхи и Говиндараджа. Святилище Партхасаратхи – древнее, и поклонение там велось вплоть до XVI столетия. Позже, однако, на Божестве появились повреждения, и поклонение прекратили. Все гопурамы главного храма ведут к алтарю Кришны, и это доказывает, что алтарь Говиндараджи был достроен позднее.
Храм Говиндараджа обращен на восток, и вход в него проходит через главный гопурам, возведенный Матлой Анантараей в 1624 году. Сразу за входом начинается внешняя пракара (двор), в которой расположены святилища четырех Альваров, Веданта-дешики и Манавала Муни. В западном конце пракары находится гопурам, построенный в XV веке и украшенный, в дополнение к каноническим скульптурам, барельефами, изображающими сцены из «Рамаяны» и «Бхагаватам». Ворота ведут в центральный двор, где находятся святилища Сударшана-чакры, Лакшми, Альваров, Рамануджачарьи и Тирумалы Намби.
Говиндараджа – брат Шриниваса, Санкаршана, как всегда, присоединившийся к Господу Нараяне в Его играх. В этом храме Он проявился как четырехрукий Господь Вишну, возлежащий на Ананта Шеше. Верхнюю правую руку Господь уютно подложил под голову, левая нижняя вытянута вдоль тела. В правой нижней и левой верхней Он держит соответственно чакру и шанкху. У Его стоп сидят Бхудеви и Шридеви. Перед Ним стоит утсава-мурти с Шри-деви и Бху-деви по обеим сторонам. В соответствии с Агамами, этот тип Божества известен как «вирашаяна-мурти». Демоны-ракшасы Мадху и Кайтабха стоят у Его стоп, вознося молитвы, а Брахма восседает на цветке лотоса, растущем из живота главного Божества. Правая рука Господа согнута, а левая покоится на колене. Есть у Него и меч (кханга) – признак Вира-мурти. За сверкающей золотом Гаруда-стамбхой и Бали-питхой находится святилище Андаль.
Так как паломничество на Тирумалу считается незавершенным без посещения храма Говиндараджи, туда приходят все паломники. Сейчас храм очень разросся и имеет немалое количество алтарей для «дополнительных» Божеств, и – как результат – здесь практически каждый день проводятся праздники.
Ежегодные грандиозные фестивали, длящиеся по десять дней, собирают тысячи паломников. Рядом с этим храмом расположен другой древний храм, посвященный Коданда Раме. Рама здесь очень похож на человека и даже не имеет атрибутов Вишну – Шанкхи и Чакры. Он изображен с двумя руками, в которых держит лук. Другие Божества здесь – Сита, Лакшмана и Хануман.
Равным образом не считается завершенным паломничество и без посещения Мангапуры – деревни близ Тирупати, по дороге в Бангалор – где находится древний храм Кальяна Венкатешвары в стиле Хойшала, ныне отреставрированный. Божество Баладжи в этом храме – почти точная копия Божества на Тирумале.
Рядом с храмом Говиндараджи находится небольшой музей, посвященный строительству ведических храмов – от выбора места до расположения залов в семи пракарах, о Божествах различных воплощений Господа и фигурах (талах) всех остальных возможных существ, изображаемых в храмовой скульптуре. Там же приводится описание предметов поклонения, от лампад до вахан, рассказывается о святых, писавших песни во славу Господа, и о 108 дивьядешах. Есть там и изображения всевозможных мудр (жестов рук) и танцевальных поз. А в зале во дворе – подробная история Баладжи, представленная в небольших диорамах. Сделано, конечно, по-индийски, но очень тщательно, со множеством деталей. Сам музей расположен, похоже, в храмовых помещениях, и производит очень хорошее впечатление, поскольку рассказывает не о чем-нибудь, а о служении Господу!