Шри Парашара Бхатта
Первым и самым выдающимся учеником Шри Рамануджи был Шриватсанка Мишра, он же Кураттальвар или Куреша. Сыном же его был Шри Парашара Бхатта, внесший значительный вклад в развитие и распространение философии вишишта-двайты и ставший одним из ачарьев Шри-Сампрадаи. Именно он возглавил последователей Рамануджи после ухода великого ачарьи в 1137 году.
Точная дата рождения Парашары Бхатты неизвестна. В традиционных жизнеописаниях указывается, что родился он в Анурадха-накшатру месяца Вришабха, однако о годе ничего не говорится, поэтому в разное время ученые называли разные даты. Авторы, следующие традиции, также расходятся во мнениях: от 1062 (Брахматантра-Сватантра Свами в книге «Гуру-парампара») до 1114 г.
Рождением своим Парашара Бхатта, согласно преданию, был обязан Господу Ранганатхе, которого Куреша просил послать ему сына. Вскоре его жена забеременела и родила двух близнецов. Того из них, кто появился на свет первым, назвали Парашарой (в честь легендарного автора «Вишну Пураны»), другого же – Ведавьясой (в честь великого Вьясадевы). Имена детям выбирал сам Рамануджа.
Согласно «Гуру-парампара-прабхаве», Парашара Бхатта прошел церемонию упанаяны в должный срок (т.е. в возрасте 8 лет), после чего приступил к изучению священных писаний. Некоторое время спустя, примерно в 15 лет, он женился на девушке по имени Аккаччи. Через несколько лет, как о том свидетельствуют генеалогические таблицы, у них родился сын, которого назвали Мадхья-Пратоли-Бхаттарья. Произошло это в самом конце XI – начале XII века.
Парашара Бхатта, выросший в Шри Рангаме, освоил науку поклонения Божеству и стал главным храмовым священником (пурохитом). Также одной из главных его обязанностей при храме было чтение и толкование Пуран. Уже в юные годы Парашара Бхатта был сведущ в Ведах, хорошо подкован в логике и превосходно владел искусством ведения диспута, благодаря чему одержал блестящую победу над знаменитым проповедником Адвайты Мадхавой Дасом из Мелькота (Тирунараяна-пуры). Их диспут продолжался неделю, и в конце концов Мадхава Дас признал поражение и стал учеником Парашары Бхатты. Он получил новое имя Ранганатха Дас и впоследствии прославился как Нанджияр – выдающийся комментатор «Шри-Сукты» и «Тируваймоли» Намальвара. По некоторым данным, именно Парашара Бхатта вдохновил его на написание комментария на «Тируваймоли», и в тексте немало отсылок к его высказываниям и толкованиям отдельных наиболее трудных для понимания фрагментов.
Вероятно, уже вскоре после этого произошел его конфликт с неким царем Вирасундарой (вполне возможно имеется в виду царь Раджараджа Чхола, либо кто-то из его вассалов). Говорят, что, задумав возвести новую стену вокруг Шри Рангама, царь распорядился разрушить дом некоего вайшнава, который мешал строительству. Парашара Бхатта выступил против и тем самым навлек на себя царский гнев, после чего был изгнан из Шри Рангама.
Есть, однако, и другое мнение относительно причины изгнания Парашара Бхатты. По мнению некоторых, недовольство Парашары вызвало то, что при Вирасундаре поклонение в Шри Рангаме стало проходить не по правилам: указом царя порядок, введенный Рамануджей, был изменен. Парашара Бхатта был очень недоволен этим, однако ничего не мог поделать, ибо царь, непомерно гордый собой, отказывался признавать его авторитетом в духовных делах.
Какова бы ни была причина размолвки, бесспорно одно: Парашара Бхатта в знак протеста добровольно покинул Шри Рангам и поселился в Тиругоштхиюре. Разлука с Господом Ранганатхой была очень мучительна для него. Он тосковал в разлуке с Ним и Его слугами и, пребывая в таком настроении, написал свою знаменитую «Шри Ранганатха-стотру». В Шри Рангам ему удалось вернуться только после смерти Вирасундары. В Шри Рангаме он оставался до конца жизни, перед уходом передав пост ачарьи своему ученику Нанджияру.
Рассказывают, что, когда ачарья лежал на смертном одре один из учеников спросил его, хочется ли ему поскорее на Вайкунтху. Парашара Бхатта ответил: «Да. Сначала я отправлюсь на Вайкунтху и получу даршан Шри Вайкунтханатхи. Мне интересно, правда ли повелитель Вайкунтхи столь обворожителен и прекрасен, как наш Ранганатха. Если нет, тогда я вернусь на Землю и буду продолжать свое служение здесь, в Шри Рангаме. И мне все равно, что говорят по этому поводу шастры» [Ачарья имел в виду утверждение Господа Кришны из «Бхагавад-гиты», согласно которому человек, попавший в духовный мир, никогда не возвращается обратно].
Такова была его привязанность к Ранганатхе.
Труды Парашары Бхатты
Парашара Бхатта, развивавший в своих трудах учение Шрипады Рамануджи, был хорошо сведущ в философии и логике и прекрасно владел санскритом и литературным тамильским. Его перу принадлежат двенадцать книг – десять на санскрите и две на тамильском – а также немало стихотворных текстов. Также ему приписывают так называемые «нирвахи» - оригинальные толкования отдельных трудных для понимания пассажей из «Налаира Дивья-Прабандхи».
Из десяти его санскритских книг полностью до наших дней дошло всего шесть: «Ашташлоки», «Криядипа», «Бхагавад-гуна-дарпана», «Шри-гуна-ратна-коша», «Шри Ранганатха Стотра» и «Шри Рангараджа-става». Другие тексты, как то: «Адхьятма-кханда-двайа-виварана», «Таттва-ратнакара» и «Лакшми-кальяна-натака» доступны лишь в отрывках, которые цитирует в своих трудах Веданта Дешика. Также вайшнав по имени Нрисимхадева в своем сочинении «Анандайини» (комментарий на «Сарвартха-сиддхи» Веданта-дешики) приводит фрагмент из «Субалопанишад-вивараны», также, по его утверждению, принадлежащей перу Парашары Бхатты.
На тамильском языке написаны «Каичика-пурана» и подробный комментарий на строфу «Майваннанарунгунджи…» из поэмы «Тирунедунтантакам» Тирумангая Альвара.
Также сохранились отдельные, разрозненные стихи, которые передаются в живой традиции из поколения в поколение и используются в некоторых храмовых церемониях. Кроме того, ему приписывается небольшая по объему (десять строф) поэма «Гоштхи-става», содержащая восхваления Тиругоштхиюра – места, где Парашара Бхатта провел несколько лет в изгнании, – и тамошнего Божества Саумья-Нараяны. Однако в данном случае авторство в большей или меньшей степени спорно.
Таковы труды Парашары Бхатты. Ниже приводится краткий обзор каждого из них.
1. «Ашташлоки». Здесь в восьми стихах раскрывается глубинный смысл трех главных речений Шри-сампрадаи: восьмисложной мантры «ом намо нараяная», двенадцатисложной мантры «шриман нараяна-чаранау шаранам прападье» и Чарама-шлоки «Бхагавад-гиты» (сарва-дхарман паритьяджья…). Первые четыре шлоки посвящены разбору первой (восьмисложной) мантры, еще два объясняют двенадцатисложную мантру, и последние два – Чарама-шлоку.
2. «Крия-дипа». Некоторые ученые полагают, что данный труд лишь приписывается Парашаре Бхатте, однако традиция верит в его подлинность. Книга представляет собой свод правил для повседневной жизни вайшнава. Следуя примеру Рамануджи, написавшего для своих учеников «Нитья-грантху», каждый ачарья почитал своим долгом составить аналогичный труд, в котором давалось бы описание того, как вайшнав должен вести себя в обычной жизни.
3. «Бхагавад-гуна-дарпана». Знаменитый комментарий Парашары Бхатты на «Вишну-сахасра-наму». Единственная из сохранившихся его книг, написанная в прозе. Вероятно, Парашара Бхатта составил этот комментарий в противовес комментарию Шанкары, написанному с позиций Адвайты. Также в это труде подробнейшим образом описаны самбандха, абхидхея и прайоджана Шри-вайшнавов (или таттва, хита и пурушартха). Много внимания Парашара Бхатта уделяет описанию Господа как Сагуна, т.е. «обладающего качествами» (Шанкара описывал Бога как Ниргуна, т.е. качеств не имеющего). Также в комментарии рассматриваются такие вопросы как отношение Творца и творения, освобождение, верховное положение Вишну и Его вечная связь со Шри-деви. В тексте обильно цитируются не только Упанишады и Итихасы, но и тексты Панчаратры (Сатвата- и Паушкара-самхита) и Пураны (Вишну, Бхагавата и Вараха).
4 «Шри гуна-грантха-коша». Гимн из шестидесяти одного стиха, обращенный к Шри-деви, которую Парашара Бхатта отождествляет с Ситой-деви и Ранганаяки. В этом гимне Лакшми предстает перед нами не как женщина, а как девочка-подросток, на самой заре юности. Он не только посылает богатство и процветание, но и награждает преданных силой речи, поэтическим талантом. Лакшми служит причиной творения, поддержания и разрушения мира, ибо именно она вдохновляет на эту деятельность своего супруга. При этом она же является посредником между Богом и живыми существами, которых считает своими детьми.
5. «Шри Ранганатха Стотра». Короткое стихотворение из шести стихов (иногда к ним прибавляются еще два – так наз. «муктака»), главная тема которых – разлука с Господом Ранганатхой.
6. «Шри Рангараджа-става». Длиннейшая из стотр, написанных Парашарой, она включает в себя 232 стиха и делится на две части: Пурва-шатака и Уттара-шатака. В первой части подробно описывается величие Господа Рангараджи и Его многочисленные достоинства, из которых главное – сострадание. Также здесь содержится яркое и красочное описание Шри Рангама – самого храма, окружающих его садов, Кавери и т.д. Во второй части затрагиваются несколько тем: верховное положение Господа Вишну, недостатки других философских школ, природа освобождения и т.д.
7. Другие труды Парашары.
а) «Таттва-ратнакара» - сохранившийся в 42 фрагментах текст, посвященный вопросам онтологии. Его обильно цитирует в своих трудах Веданта Дешика (благодаря чему, собственно, текст и сохранился). Книга была написана в стихах и прозе, однако невозможно точно сказать, какова была ее композиция и общий замысел, поскольку сохранившихся отрывков явно недостаточно для этого. Некоторые ученые (в частности, Г. Оберхаммер) предполагают, что «Таттва-ратнакара» изначально была произведением незавершенным и состояла лишь из тех отрывков, что дошли до наших дней.
б) «Адхьятма-кханда-двайа-виварана» дошла до нас в виде двух цитат, приведенных в «Ньяя-сиддханджане». В первой из них говорится об определении Шариры (вселенной как тела Господа) из «Шри-бхашьи» Рамануджи. Парашара Бхатта раскрывает эту аналогию, говоря, что сознающие и не-сознающие живые существа составляют тело Господа, поддерживаются Им и подчинены Ему. Другая цитата рассматривает понятия айшварьи, акшары и мокши (т.е. наслаждения мирскими благами, наслаждения от постижения Брахмана и наивысшего наслаждения, превосходящего и то и другое).
в) «Лакшми-кальяна» - еще одна утраченная работа Парашары Бхатты, сохранившаяся лишь в трех отрывках. Веданта Дешика цитирует ее в своих «Сарасаре», «Гита-бхашья-татпарья-чандрике» и «Рахасья-трае». Вероятнее, всего, это была драма, посвященная свадьбе Лакшми и Нараяны.
г) Комментарий на «Субалопанишад». Из него сохранился один-единственный фрагмент, в котором идет речь о восьми первопричинах (пракрити) материальной природы и шестнадцати их трансформациях (викара).
д) Отдельные стихи, т.н. «мактака», известные как «Тируманджана Кави». Это около пятидесяти стихов (опубликованы лишь 28, остальные хранятся в семье потомков Парашары Бхатты), которые декламируются во время храмовых церемоний в Шри Рангаме по случаю Экадаши, Амавасьи, Айяны, тамильского Нового Года и Брахмотсавы.
8. Тамильские труды Парашары Бхатты.
а) Комментарий на «Кайсика-махатмью», составляющую часть «Вараха Пураны» и пользующуюся огромной популярностью среди Шри-вайшнавов. Изначальный пуранический текст представляет собой беседу между Бхуми и Варахой и насчитывает 92 стиха. В диалоге и комментарии говорится о том, как важно прославлять Господа в ранние утренние часы – Брахма-мухурту. В введении к комментарию Парашара Бхатта рассказывает о трех типах Пуран соответственно трем гунам природы – саттвика, раджаса и тамаса – согласно которым определяется высшее Божество каждой конкретной Пураны. Поскольку именно саттва позволяет достичь освобождения, а Божеством, покровительствующим саттве, считается Господь Вишну, то жаждущие мокши должны изучать саттвика-пураны. Также здесь прославляется Вараха-аватара.
б) Комментарий на стих из «Тирунедунтандакам» Тирумангая Альвара. Здесь комментаторская виртуозность Парашары Бхатты достигает своего наивысшего выражения. В самом стихе описываются чувства девушки, которая пленилась Господом, - ее удивление, тревога, волнение, любовь, страх и трепет, которые она испытывает, завидев своего возлюбленного, и которые заставляют ее настолько забыть о себе, что она даже начинает отождествлять себя с Ним. Внутренний смысл стиха, который обнаруживает Парашара Бхатта, заключается в том, что Верховный Господь (Пара-дева) перестает быть недостижим для своего любящего преданного и становится «сулабха» - «легко доступным». Каждая строка комментария имеет отсылки к ведическим текстам: Упанишадам, Рамаяне, Гите – а также трудам Калидасы и Бхатрихари, что свидетельствует о всесторонней образованности автора.
в) Также более поздние комментарии на «Тируваймоли» («Арайираппади», «Онпадинайираппади» и «Муппаттарайираппади») содержат в себе ссылки на так называемые «нирвахи» - толкования Парашары Бхатты на отдельные пассажи из сочинений Альваров. Будучи превосходным знатоком «Дивья-прабандхи», Парашара Бхатта часто устраивал обсуждения на темы, затронутые в ней, во время которых к великому удовольствию слушателей разъяснял отдельные места из входящих в ее состав песен и поэм. Эти его толкования, передававшиеся из уст в уста, и стали впоследствии известны как «Бхатта-нирвахам».
Автор: Виджитатма дас. При копировании ссылка на http://dhama.dayalnitay.ru обязательна!