Дхама-махатмья
Home Рагхунатха Дас Госвами

postheadericon Шрила Рагхунатха Дас Госвами

Рагхунатха дас Госвами

Рагхунатх Дас Госвами (1495-1571)1 - один из шести Госвами Вриндавана, выдающихся учеников Шри Чайтанйи Махапрабху. Хотя сегодня эти наставники носят титул "Госвами" или производный от него "Свами" (т.е. "властелин чувств"), люди, в большинстве своем, не достигают успеха, обсуждая этот вопрос применительно к шести Госвами, которых, в соответствии с вайшнавской традицией, относят не просто к теологам или даже великим святым. Они являются вечными спутниками Господа, сопровождающими Его в миссии по освобождению падших обусловленных душ.

Шесть Госвами Вриндавана предстают как манджари, близкие слуги и спутницы Радхарани в духовном мире.2 Они исполняют высочайшее служение, создавая наилучшие условия для наслаждения Господа. Находясь на земле,3 они содействуют Господу, делая Его миссию доступной для каждого.

Памятуя о том, что в действительности шесть Госвами являются нитйа-сиддхи, т.е. "вечно освобожденными душами", не составит труда понять их лилы (или "игры"), хотя внешне они представали в роли обычных людей. Но их внутренняя медитация всегда была направлена на лотосные стопы Господа. Мы сочли необходимым предварить рассказ о шести Госвами этой биографической справкой, которая убережет наших читателей от стереотипного подхода к их онтологическому положению.

Рагхунатх Дас, первый из шести Госвами, с которым встретился Шри Чайтанйа, родился в небольшом селении Чандпур (на месте нынешнего Шри Кришнапура), расположенном в двух милях от Сантаграма провинции (области) Хугли в Западной Бенгалии. Наследник огромного состояния, Рагхунатх Дас был счастливым сыном богача Говардхана Маджумдара, даже по тем временам считавшегося мультимиллионером. Говардхан был младшим братом Хиранйи, влиятельного землевладельца, снискавшего большое уважение среди привилегированных слоев общества, несмотря на свою принадлежность к кайасхатха шудра (низшей касте).

Осуществляя контроль за территорией Сантаграма и близлежащих селений, мусульманский правитель Бенгалии Хуссейн Шах обращался за содействием к богатым братьям, Говардхану и Хиранйе, хотя они и не принадлежали к мусульманской вере. В обмен на оказанное доверие братья должны были ежегодно выплачивать ему крупную сумму денег, равную их годовому доходу (что-то около 1.200.000 рупий) и осуществлять надлежащее правление своими владениями.

Но с какой целью Говардхан и Хиранйа взяли на себя бремя налогов на недвижимость и финансы, жертвуя своим годовым доходом? Первая причина - умилостивить исламское оккупационное правительство, тем самым дав возможность себе и своим возлюбленным землякам беспрепятственно совершать поклонение Господу Кришне. Удовлетворенный их щедрыми финансовыми пожертвованиями, Наваб Хуссейн Шах поручил братьям управление всей территорией без какого-либо вмешательства извне. Во-вторых, в результате этого назначения, Говардхан и Хиранйа увеличили свой годовой доход, доведя его до двух миллионов рупий, и даже сверх того, благодаря пошлинам на импорт и экспорт.

Братья имели высочайшую репутацию в большей части Бенгалии не только благодаря власти и богатству, но также благочестию и милосердию. Сам Шри Чайтанйа называл Говардхана и Хиранйю словом "дяди", имея ввиду свою близкую дружбу с их дедом по материнской линии Шри Ниламбхаром Чакраварти. Однако, кровные узы между ними были невозможны, поскольку братья являлись кайастхами, а Шри Чайтанйа принадлежал к касте брахманов. Юный Рагхунатх Дас, единственный из шести Госвами - выходец из небрахманической семьи, был единственным наследником в доме Маджумдара.

Еще будучи ребенком, он получал наставления об основах учения вайшнавов от Баларама Ачарйи, одного из наиболее авторитетных преданных Сантаграма. Баларам Ачарйа, общавшийся с близким спутником Шри Чайтанйи Харидасом Тхакуром, хотел обратить своего юного ученика в святую личность. Когда учитель оставил этот мир, духом преданности наполнял Рагхунатха сам Харидас Тхакур. По мере того, как росло его тело, возрастало и благочестие Рагхунатха, а вместе с ним и духовное видение.

В 1510 году известие о саннйасе Шри Чайтанйи достигло Сантаграма. Узнав, что Нитйананда Прабху отговорил Шри Чайтанйю от паломничества во Вриндаван и привел Его в местность, расположенную близ Шантипура, Рагхунатх Дас просил разрешения отца пойти туда, чтобы увидеть великого Шри Чайтанйю, о котором так много рассказывал ему святой Харидас Тхакур. Но юноша был слишком молод, всего пятнадцати лет от роду, и отец сомневался, стоит ли позволять своему сыну-аристократу общаться с большим числом отреченных. Говардхан не хотел, чтобы единственный наследник отрекался от мира и уходил из семьи. И все же Рагхунатх Дас убежал из дома в Шантипур и увиделся со Шри Чайтанйей Махапрабху.4

Состоявшаяся встреча была эмоциональной и незабываемой. Шри Чайтанйа приветствовал Рагхунатха как своего вечного спутника, в этой жизни, наконец, вернувшегося к Нему, и Рагхунатх Дас припал к стопам Господа в знак великой преданности и смирения. Свами Прадип Тиртха Махарадж, ученик Шрилы Бхактивиноды Тхакура, так описывает эту сцену: "Когда Господь, приняв саннйасу, прибыл в Сантипур, Рагхунатх Дас с восторженной любовью простерся ниц у Его лотосных стоп, а Махапрабху коснулся его носком ноги."5 Этот взаимный обмен произвел неизгладимое впечатление на обоих. Однако, после десяти дней интенсивного общения с преданными из Навадвипа, Шри Чайтанйа покинул Джаганнатха Пури, и Рагхунатх Дас отправился домой.

Четыре года спустя, когда Рагхунатху было почти девятнадцать, Шри Чайтанйа вернулся в Шантипур. Сейчас, сильней, чем когда бы то ни было, Рагхунатх Дас жаждал общения с Ним. Видя, что удержать сына ему не удастся, Говардхан покорился судьбе и больше не противился его желанию искать отреченности и духовности. Он только просил Рагхунатха хранить осторожность и поскорее вернуться домой.

По стечению обстоятельств, о чем необходимо упомянуть, во время своего знаменитого путешествия по Южной Индии, Шри Чайтанйа встретил в Рамакели Рупу и Санатана Госвами. Чайтанйа Махапрабху в ту пору был уже широко известен, как святой и даже как аватара Господа, а потому обеспокоенность Говардхана общением юного Рагхунатха Даса со Шри Чайтанйей и Его последователями немного усилилась.

Юноша был доставлен в Шантипур6 в сопровождении великолепного эскорта. Прибыв на место, он тотчас же отправился в дом Адвайты Ачарйи, где состоялась его первая встреча со Шри Чайтанйей, и где Чайтанйа Махапрабху остановился вновь. Слезы любви хлынули из глаз Рагхунатха Даса, когда он увидел Шри Чайтанйю, улыбавшегося ему, точно старому другу.

Несмотря на горячее желание Рагхунатха Даса отречься от семьи и богатства, Шри Чайтанйа повелел ему возвратиться домой. "Господь Кришна призовет тебя к отречению в надлежащее время, - сказал Шри Чайтанйа, - а пока живи, как обычный человек." Спустя шесть дней Рагхунатх Дас вернулся в Сантаграм.

Ощущая себя совершенно новой личностью, Рагхунатх Дас продолжал получать наставления Шри Чайтанйи изнутри своего сердца. Он умело управлял имением отца и женился на девушке несказанной красоты. Ведя, на первый взгляд, роскошную жизнь богача, в глубине души Рагхунатх Дас торопил день, когда сможет отречься от всего мирского, предпочтя ему простоту и аскетизм.

Но безбедная жизнь Рагхунатха длилась только два года: на семью Маджумдара обрушилось несчастье. Бывший губернатор Сантаграма, турок-мусульманин, затаил злобу на Хиранйю и Говардхана за то, что, принимая на себя управление территорией, они невольно завладели его богатством. Вынашивая планы мести и желая вкрасться в доверие Наваба Хуссейна Шаха, экс-губернатор сообщил ему, что Хиранйа и Говардхан, выплачивая ежегодно по 1.200.000 рупий, гораздо большую сумму оставляют у себя. Он также предостерегал Наваба, что влияние двух братьев чрезвычайно велико и может представлять опасность для оккупационного правительства мусульман.

В конце концов Наваб отправил отряд воинов арестовать семью Маджумдара. Говардхан в это время отсутствовал, а Хиранйа, узнав о грозящем аресте, был вынужден спасаться бегством от быстро приближающихся солдат. И только Рагхунатх Дас остался на месте. Хиранйа сообщил ему о нависшей опасности, но Рагхунатх Дас, имея твердую веру в Господа, сохранял хладнокровие. Когда прибывшие мусульмане арестовали его, Рагхунатх Дас спокойно отправился с ними в Гауду, тогдашнюю столицу Бенгалии.

Приведя к царю, его спросили о местонахождении отца и дяди. Но Рагхунатх Дас искренне признался, что ничего не знает об этом. Сначала царь хотел подвергнуть Рагхунатха пыткам. Однако, услышав об его намерении, юноша произнес перед ним проповедь о человеколюбии и братстве между людьми, пребывающими во власти Бога.7 Слова Рагхунатха исторгли слезы из глаз царя.

Увидев в нем великого преданного Господа, царь понял, что слова Рагхунатха исходили из сердца, и не только освободил его из-под стражи, но и отнесся, как к своему родному сыну. Затем была проведена доброжелательная проверка финансового положения Хиранйи и Говардхана, которое послужило причиной возникновения конфликта.

Вскоре после этого инцидента, один из близких спутников Шри Чайтанйи, Нитйананда Прабху,8 прибыл в селение Панихати, находящееся в четырех милях от Калькутты неподалеку от Сантаграма. Нитйананду Прабху окружали сотни преданных, собиравшихся вместе, чтобы воспевать славу Господу "с бубном, танцами и мелодичным звоном цимбал".9 Так в течение трех месяцев он распространял миссию преданной любви Шри Чайтанйи и увлекал за собой последователей из близлежащих деревень.

Слухи об успехе проповеди Нитйананды Прабху в Панихати донеслись до Рагхунатха Даса. Будущий Госвами хотел встретиться с Ним и служить Его лотосным стопам, понимая, что милость Шри Чайтанйи обретается, в первую очередь, удовлетворением Его вечного спутника. Рагхунатх Дас попытался даже сбежать из дома, но был решительно остановлен отцом. В конце концов, сжалившись над сыном, Говардхан позволил ему увидеть великого Нитйананду, и юноша тотчас же отправился в Панихати.

Прибыв туда, он увидел Нитйананду Прабху сидящим на большом камне под величественным деревом баньян.10 Окруженный сотнями искренних преданных, Он казался сияющим. Опустившись рядом с этими великими душами, скромный Рагхунатх Дас растерялся от смущения, чувствуя свою вину за образ жизни обычного материалиста. Нитйананда Прабху, понимая умонастроение Рагхунатха, решил подшутить над ним. Подойдя ближе, будущий Госвами услышал от Нитйананды такие слова: "Ты негодяй, Рагхунатх Дас! Иди сюда, я накажу тебя."11

Рагхунатх Дас без большого желания приблизился к Нему. Тогда Нитйананда Прабху схватил Рагхунатха и с силой опустил свои стопы на его голову. Преданные засмеялись, увидев, как наказание Нитйананды Прабху обернулось Его шутливым благословением.

Однако, кроме "наказания", Рагхунатх Дас получил от Нитйананды Прабху следующий наказ: "Организуй большой праздник и накорми всех преданных йогуртом и рисом."12 Эти слова доставили Рагхунатху Дасу большое удовольствие. Имея возможность использовать свое богатство в служении Господу, он немедленно отправил слуг закупить все необходимое для пира.

Вскоре вся площадь была заполнена изобилием дробленого риса, йогурта, молока, сладостей, сахара, бананов и разнообразных острых блюд. Священнослужители, миряне и паломники приходили за несколько миль, чтобы принять участие в празднике. Видя, как возрастает число гостей, Рагхунатх Дас распорядился доставить дополнительное количество продуктов из соседних деревень. Он приобрел также около четырехсот больших круглых глиняных горшков для замачивания риса. Действуя сообща, преданные приготовили праздничный пир, воспевая имя Господа в великом экстазе.

Наряду с многочисленными гостями в празднике участвовал Сам Нитйананда Прабху и другие близкие спутники Шри Чайтанйи. Каждый из них, согласно заведенному порядку, сидел на специальном возвышении, а другие преданные располагались вокруг. Всем присутствующим были розданы по два глиняных горшка. Один - с дробленым рисом и сгущенным молоком, другой - с рисом и йогуртом. Преданные, вкусив прасад с большим удовольствием, восклицали: "Хари Бол! Воспевайте имена Хари! Воспевайте имена Бога!"

В это время по воле Нитйананды Прабху мистическим образом появился Шри Чайтанйа. Но ощутить Его присутствие были способны только личности, достигшие совершенного уровня духовной реализации. Видя, как преданные едят рис, йогурт и сгущенное молоко, Шри Чайтанйа и Нитйананда Прабху испытывали большое наслаждение. Проходя между рядов, где сидели и вкушали преданные, Нитйананда Прабху брал по кусочку из тарелки каждого и, улыбаясь, клал в рот Шри Чайтанйи. Шри Чайтанйа, в свою очередь, делал то же самое по отношению к Нитйананде Прабху. Рагхунатх Дас наслаждался созерцанием этого обмена.

После пира он одаривал гостей золотом и драгоценными камнями, но преданные были равнодушны ко всему, кроме чувства любви к Рагхунатху Дасу и Нитйананде Прабху. Это событие вошло в историю под шутливым названием Данда Махотсава, что означает "праздник наказания". Ежегодно в этот день в честь "фестиваля дробленого риса" Данда Махатсава паломники отовсюду стекаются в Панихати. Это происходит в месяце Джайишта (мае-июне) на тринадцатый день прибывающей луны.

Перед возвращением в Сантаграм Рагхунатх Дас был несказанно счастлив, получив возможность в числе нескольких других преданных лично побеседовать с Нитйанандой Прабху. В смиренном состоянии ума он произнес такие слова: "Я - нижайший из людей, самый грешный, падший и обреченный. И все же я искренне желаю обрести прибежище Шри Чайтанйи Махапрабху. Много раз, пытаясь сделать это, точно ребенок, ловящий луну, я так и не добился успеха. Когда бы я ни предпринял попытку оставить дом и разорвать путы семейной привязанности, родители удерживали меня, порой с применением силы."

"Без Твоего благословения, - продолжал Рагхунатх Дас, - никому не достичь обители Шри Чайтанйи Махапрабху, но Твоей милостью даже нижайший из людей обретет приют у Его лотосных стоп. Сознавая свою никчемность и трепеща от страха, я все же взываю к тебе с мольбой - будь сострадателен ко мне и одари меня приютом у лотосных стоп Шри Чайтанйи Махапрабху".13 Завершая монолог, Рагхунатх Дас воскликнул: "Опусти Свои стопы на мою голову и дай благословение, чтоб я мог без помех достичь обители Шри Чайтанйи Махапрабху. Я всей душой молю Тебя об этом."

Внимая смиренной и полной преданности просьбе Рагхунатха Даса, Нитйананда Прабху улыбался, испытывая большое удовольствие. Затем, повернувшись к другим преданным, произнес: "Стандарт жизни, обычный для Рагхунатха Даса, сравним с таковым у царя небес Индры. И все же, поскольку милость Шри Чайтанйи уже пролилась на него, Рагхунатх Дас не привязан, подобно другим, к материальному счастью, даже купаясь в нем. А потому пусть каждый из вас будет милостив к нему и одарит Рагхунатха благословением как можно скорее достичь совершенной обители у лотосных стоп Шри Чайтанйи Махапрабху."14 Испросив для Рагхунатха Даса благословение всех присутствующих, Нитйананда Прабху привел слова писаний,15 подтверждающие степень духовной реализации Рагхунатха Даса.

Затем Он подозвал Рагхунатха к Себе и опустил Свои стопы на его голову, тем самым дав ему благословение. Далее Нитйананда Прабху по-дружески поделился с Рагхунатхом тем, что Шри Чайтанйа прибыл на праздник в Панихати просто являя Свою милость преданным. Кроме того, Он сообщил, что Шри Чайтанйа и в самом деле ел рис, приготовленный его руками.

Завершая беседу, Нитйананда Прабху приоткрыл перед Рагхунатхом завесу ближайшего будущего: "Шри Чайтанйа отнесется к тебе со всей благосклонностью и передаст на попечение своего секретаря Сварупа Дамодара. Ты станешь одним из самых близких и облеченных доверием Его помощников. Не сомневайся в этом и возвращайся домой. Совсем скоро ты удостоишься покровительства Шри Чайтанйи Махапрабху , и никто не будет в силах помешать тебе."16 Услышав это, Рагхунатх Дас вернулся в Сантаграм.

Но отныне он уже не мог изображать интереса к материальному. Если ранее, выполняя наказ Шри Чайтанйи, Рагхунатх играл роль богатого и предприимчивого человека, то теперь, получив благословение Нитйананды Прабху, опьянел от любви к Господу и уже не контролировал себя. Вновь и вновь он пытался бежать из отцовского дома, проповедовать людям и вести жизнь аскета. Но все его попытки оканчивались неудачей. Говардхан нанял специальную охрану, чтобы следить за Рагхунатхом, и эти "сторожа-профессионалы" неизменно возвращали его назад.

Плачущая мать в полном отчаянии предложила привязать Рагхунатха к колонне, опасаясь, что когда-нибудь он сумеет ускользнуть от охраны. Выслушав ее совет, Говардхан произнес слова, ставшие историческими: "Если несметное богатство и жена неземной красоты не сумели привязать его к миру, неужели это сделает веревка?"17

В должное время Рагхунатх Дас получил возможность освободиться. Йадунандан Ачарйа, семейный гуру и жрец, по случаю некоего особого события взял Рагхунатха Даса с собой совершать религиозную церемонию. Гуру пользовался полным доверием семьи, и охрана, успокоенная тем, что Рагхунатх находится в надежных руках, ушла спать раньше обычного.

Но стражники недооценили Рагхунатха. Он сумел убедить гуру, что один продолжит предписанный ритуал, и бесхитростный доверчивый учитель дал на то свое дозволение. Рагхунатх понимал - это его шанс. В отсутствие охраны и членов семьи он принял решение воспользоваться благоприятным моментом, невзирая на поздний час.

Переходя от деревни к деревне, Рагхунатх, наконец, решил идти через джунгли, где отец и охранники не сумели бы отыскать его. Медитируя на Шри Чайтанйю и Нитйананду Прабху, он шел в направлении Джаганнатха Пури, где как раз в это время (в июле) преданные собирались на ежегодный фестиваль Радха-йатра. Проходя около трех миль в день, Рагхунатх добрался до амбара, где и решил заночевать.

Тем временем, в Сантаграме охрана, слуги и стражники Маджумдара пришли к Йадунандану Ачарйе узнать о местонахождении Рагхунатха. Когда старый гуру простодушно рассказал им о случившемся, ни у кого не оставалось сомнений в том, что произошло: Рагхунатх воспользовался случаем и сбежал!

Говардхан, отец Рагхунатха, был очень умен. Он знал, что преданные со всей Бенгалии должны собраться в Пури на фестиваль Радха-йатра и повелел своим слугам: "Рагхунатх торопится в Пури к Шри Чайтанйе Махапрабху. Десять самых опытных из вас должны немедля отправляться на его поимку и вернуть беглеца! Я уверен, его сопровождает Шивананда Сен, отвечающий за паломничество в Пури." Затем Говардхан написал Шивананде письмо, обращаясь к нему с мольбой: "Пожалуйста, верни мне сына!" Письмо было отправлено с десятью слугами.

Но посланцы вернулись с пустыми руками: Шивананда отвечал Говардхану, что никогда не путешествовал с Рагхунатхом и его друзьями. Отец и мать Рагхунатха были охвачены горем. Что делать? Посылать ли гонцов в далекий Джаганнатха Пури? Быть может, сын никогда не придет туда? А что, если он ранен и нуждается в нашей помощи?

Рагхунатх Дас тем временем покинул амбар, в котором провел ночь, и продолжил свой путь. До его прибытия в Пури оставалось двенадцать дней. В джунглях трудно найти пропитание, и Рагхунатх Дас за эти дни принимал пищу не более трех раз. Так развивалось в нем чувство отрешенности, которым впоследствии он был столь знаменит. Один из биографов писал: "Тело постилось, а ум наслаждался предвкушением встречи с Учителем, Шри Чайтанйей Махапрабху."18

В конце концов, достигнув Пури, Рагхунатх Дас пришел к Шри Чайтанйе, внимавшему Шри Сварупу Дамодару в окружении своих близких преданных. Когда Шри Чайтанйа увидел Рагхунатха Даса, Он тотчас попросил его подойти ближе, то же сделал и Нитйананда Прабху. Но прежде, чем эти слова изошли из уст Господа, Рагхунатх Дас припал к стопам Чайтанйи Махапрабху в экстазе духовной любви, а Шри Чайтанйа по своей беспричинной милости поднял и обнял его.

Затем Он обратился к Сварупу Дамодару, своему почитаемому слуге, с такими словами: "Дорогой Сваруп, Я вручаю тебе Рагхунатха Даса. Прошу тебя, отнесись к нему, как к сыну и послушному слуге. С этого дня Рагхунатх будет зваться Рагху Сварупа Дамодара."19 Став слугой Сварупа Дамодара, он считался помощником секретаря Шри Чайтанйи (поскольку Сваруп был секретарем). Приняв Рагхунатха Даса в узкий круг Своих близких спутников, Шри Чайтанйа тем самым благословил его и явил ему особую милость. Преданные, пораженные увиденным, воспели славу счастливой судьбе Рагхунатха.

Находясь на попечении Шри Сварупа Дамодара, Рагхунатх Дас ежедневно получал остатки пищи Шри Чайтанйи Махапрабху и вкушал их с трансцендентной любовью и наслаждением. Пища, которой коснулся Господь, была насыщена духовной энергией и возносила Рагхунатха к вершинам духовного экстаза. Это продолжалось в течение пяти дней, но на шестой Рагхунатх счел себя недостойным такой чести и стал просить подаяние, стоя у главных ворот храма Джаганнатхи.

Отвечая на вопрос, почему он предпочел кусочки простой еды у храма Джаганнатхи остаткам изысканно приготовленных блюд Шри Чайтанйи, Рагхунатх говорил: "Эта пища для меня не менее вкусна. Духовное видение освобождает от потворства своим слабостям. Лучше я возьму немного зерен, питая и тело и душу." Шри Чайтанйа, удовлетворенный аскетизмом Рагхунатха, публично восхвалял его за это.

Скромность Рагхунатха Даса доставляла не меньшее удовольствие Шри Чайтанйе, хотя ее возрастающие проявления вызывали неоднозначную оценку. Так, например, Рагхунатх считал себя настолько падшим, что в течение нескольких лет не смел даже приблизиться к Шри Чайтанйе. Он делился с Ним своими мыслями, когда это было необходимо, прибегая к помощи Говинды (слуги Шри Чайтанйи) или своего учителя Сварупа Дамодара. Тем не менее, ощущение необходимости личного общения со Шри Чайтанйей постепенно нарастало, и, наконец, Рагхунатх Дас обратился за разъяснением к Сварупу Дамодару.

Узнав о вопросе Рагхунатха, Шри Чайтанйа пригласил его к Себе и сказал такие слова: "Сваруп Дамодар мог информировать тебя даже лучше Меня, но если ты желаешь услышать наставления непременно из Моих уст, я назову тебе твои обязанности. Не веди разговоры на мирские темы сам и не слушай, как об этом говорят другие. Не ешь изысканную пищу и не носи дорогую одежду. Не требуй уважения к себе, а всеми силами служи другим. Неизменно воспевай святое имя Кришны и в мыслях своих служи Радхе и Кришне во Вриндаване. Вот мои краткие наставления тебе. Более подробное их толкование преподаст тебе Шри Сваруп Дамодар."20 Слова Шри Чайтанйи воодушевили Рагхунатха Даса и укрепили его стремление к аскетизму и преданность Сварупу Дамодару.

Благодатные летние месяцы возвестили о приходе Радха-йатра-фестивале, и Рагхунатх Дас был несказанно счастлив, встречаясь с близкими спутниками Господа, собравшимися в Пури со всей Бенгалии. В числе прибывших преданных был и Шивананда Сен, который рассказал Рагхунатху о десяти стражниках, посланных его отцом. Рагхунатх сочуствовал своим близким, но не отступил от прежнего решения. Не желая возвращаться домой, он просил Шивананду утешить родителей, вернувшись с фестиваля в Бенгалию, на их общую родину.

Спустя четыре месяца Шивананда и другие преданные пустились в обратный путь. Услышав об их возвращении, Говардхан направил к Шивананде своего слугу получить сведение о сыне, Рагхунатхе Дасе. "Ты встречался с Рагху в Джаганнатха Пури? - спросил посланник Говардхана, - Он был там с Чайтанйей Махапрабху?"

"Да - ответил Шивананда Сен, - Рагхунатх Дас - приближенный Шри Чайтанйи Махапрабху, и слава его велика. Имя Рагху знает каждый. Он служит под опекой Сварупа Дамодара, день и ночь воспевая святое имя Кришны. Рагхунатх Дас стал душой всех преданных."

"Сын твоего господина отрекся от мира, - продолжал Шивананда, - не заботясь об еде и одежде, он берет немного зерен у храма Джаганнатхи или постится, если милостыни нет. Рагхунатх без остатка посвятил свою жизнь служению Господу." Выслушав Шивананду Сена, посланец возвратился к Говардхану Маджумдару.

Известие, полученное от слуги, подробно изложившего содержание разговора, повергло мать и отца Рагхунатха в глубокую печаль. В то же время они, наконец, осознали, что были не в силах изменить умонастроение сына и решили направить нескольких человек для обустройства его комфорта. Родители начали с того, что послали Шивананде четыреста золотых, двух слуг и одного брахмана-повара, которых он должен был передать Рагхунатху.

Как обычно, на следующий год Шивананда Сен вновь отправился в Пури и передал Рагхунатху Дасу дар его родителей. Поначалу Рагхунатх даже не коснулся денег, сочтя их препятствием на пути духовного прогресса, однако, понемногу смягчился и взял незначительную сумму, необходимую только для того, чтобы два дня каждого месяца оказывать достойный прием Шри Чайтанйе Махапрабху. На протяжении двух лет он использовал родительские деньги в служении Шри Чайтанйе, затем внезапно прекратил делать это.

Не получая приглашения от Рагхунатха Даса в течение двух месяцев, Махапрабху обратился с вопросом к Сварупу Дамодару. Сообща, они пришли к заключению, что Рагхунатх рассуждает следующим образом: "Когда человек вкушает пищу, приготовленную материалистами, его ум оскверняется, и он становится неспособным к чистым помыслам о Кришне. Два года по Своей беспричинной милости Шри Чайтанйа принимал мои приглашения. Но порвав всякую связь с богатством и материалистически настроенными людьми, я доставлю Ему большее удовольствие."21 Ход мыслей Рагхунатха Даса и в самом деле был таким.

Понимая, что он в совершенстве постиг Его учение и отдавая дань строгой приверженности Рагхунатха к аскетичному образу жизни, Шри Чайтанйа наградил его маленьким камнем со святого холма Говардхана и гирляндой из небольших раковин, взятых им во Вриндаване (названный камень по сей день хранится во Вриндаванском храме Шри Шри Радха Гокулананда).

Эти предметы были очень дороги Шри Чайтанйе - они хранились у Него в течение трех лет. Когда Махапрабху подарил их Рагхунатху Дасу, удивленные преданные уже не сомневались, что Госвами - не обычный человек. Уровень сознания Кришны, достигнутый Рагхунатхом, описан в "Чайтанйа-чаритамрите":

саде сат прахара йайа киртан-смаране
ахар-нидра чари данда сеха нахе кона дине

"Двадцать два часа из двадцати четырех занимало у Рагхунатха Даса воспевание Харе Кришна маха-мантры и памятование о лотосных стопах Господа. Прием пищи и сон продолжались не более полутора часов, а в иные дни он совсем забывал об этом."22

Аскетизм Рагхунатха возрастал год от года, и вскоре он стал обходиться почти без еды и питья, довольствуясь лишь несколькими каплями пахты в день. Преданные, пораженные его способностью поддерживать жизнь в таком режиме, приходили за несколько миль, чтобы увидеть великого Госвами.

Когда люди приближались к нему, Рагхунатх Дас кланялся им. Говорят, что за день он совершал две тысячи поклонов преданным и тысячу поклонов Господу, а также воспевал около ста тысяч имен Бога. Глубину и степень осознания Кришны, проявленные Рагхунатхом Дасом, не дано постичь никому.

Благодаря суровым аскезам, он стал великим мистиком, известным во всей Индии. Мудрецы проделывали огромный путь, желая общения с ним; ученые, представляющие известные школы, приходили только за тем, чтобы услышать его толкование писаний; а искатели духовности из дальних мест спешили к нему учиться.

Рагхунатх Дас находился в Пури около шестнадцати лет, когда в 1534 году Шри Чайтанйа оставил этот мир. Незадолго до своего ухода Махапрабху просил Рагхунатха отправиться во Вриндаван, и в тесном сотрудничестве с Рупой и Санатаном, уже проводивших там занятия по философии Господа Чайтанйи, возродить важнейшие святые места и возвести величественные храмы.

Рагхунатх оставался в Пури еще около трех-четырех лет, пока не скончался Сваруп Дамодар, его возлюбленный духовный учитель.23 Тогда, в возрасте почти сорока лет, Рагхунатх Дас покинул Вриндаван, чтобы сотрудничать с Рупой и Санатаном в их служении, о чем просил его Шри Чайтанйа. Но безвременный уход обоих его учителей так потряс Рагхунатха, что он решил покончить с собой, спрыгнув с холма Говардхана.24

Шри Рупа и Санатан Госвами удержали его от этого шага, зная о близком общении Рагхунатха Даса со Шри Чайтанйей. Они убедили Госвами продолжать жить и ежедневно рассказывать об играх Господа, что он и делал на протяжении трех часов каждый день, вплоть до самой смерти. Подобная практика Рагхунатха Даса дала возможность Рупе и Санатану регулярно слушать из его уст повествования о Шри Чайтанйе Махапрабху. В конце концов, среди вайшнавов имя Рагхунатха Даса стало нераздельным с именем Рупы и Санатана. Тесно подружившись между собой, они продолжали свое служение во Вриндаване до последних дней жизни.

Большую часть времени Рупа и Санатан проводили в самом Вриндаване, тогда как Рагхунатх Дас путешествовал в городок Говардхан во Врадже, где предавался медитации близ прекрасного озера, известного в наши дни под названием Радха-кунда (важнейшего из святых мест Вриндавана, воссозданного самим Шри Чайтанйей). Впоследствии Радха-кунда прославилась среди вайшнавов как мистическое жилище Рагхунатха Даса Госвами (или "Даса Госвами", как называли его во Вриндаване), поскольку именно здесь в маленьком домике он и решил поселиться.

Рагхунатх Дас не сразу обзавелся жильем, поначалу он просто садился под открытым небом и погружался в медитацию на Божественную пару Шри Шри Радха-Кришну. Широко известная история о раннем пребывании беззащитного Даса Госвами возле Радха-кунды ныне увековечена. "Бхакти-ратнакара" описывает такой эпизод. Как-то раз, во время глубокой медитации Госвами, тигр с тигрицей пришли на водопой к Шйама-кунде, находящейся в непосредственной близости от Радха-кунды. Хотя Дас Госвами по этому поводу не проявлял никакого беспокойства, Господь Кришна низошел на землю и Сам охранял его, чтобы медитация Рагхунатха ничем не нарушалась и жизнь не подвергалась опасности. Санатан Госвами, случайно проходивший мимо, стал очевидцем этой сцены. Когда тигры и Господь Кришна удалились, Шри Санатан, подойдя к Дасу Госвами, стал убеждать его в необходимости построить хижину, чтобы не вынуждать Господа Самому приходить на его защиту. Однако Дас Госвами, сосредоточенный только на медитации, не воспринял всерьез совет Санатана.

Но, спустя какое-то время, аналогичный инцидент повторился, и Рагхунатх уже не мог не придать ему значения. Однажды, когда в течение нескольких часов он неподвижно сидел в медитации под палящими лучами солнца, преданные стали волноваться за его жизнь. В это время появилась Радхарани и, встав за спиной великого преданного Рагху, заслонила его от жарких солнечных лучей концом своего сари. Санатан Госвами, вновь оказавшийся рядом, видел все происходящее и заметил, что одежды Радхарани намокли от трансцендентного пота, когда, совершая любовную аскезу ради Рагхунатха Даса, она охраняла своего верного преданного. Затем, обернувшись к Санатану, Шримати Радхарани улыбнулась и исчезла.

Санатан Госвами тотчас же направился к Рагхунатху Дасу, чтобы попенять ему за причинение ненужных беспокойств супруге Господа, расценив это, как свой священный долг. После описанного случая Дас Госвами построил маленькую хижину, дабы любящей его Радхике не приходилось впредь брать на себя заботу о защите его от полуденного зноя. Фактически, с этого случая и началась практика постройки кутиров, т.е. небольших жилищ, в которых садху могли предаваться длительной медитации. Удивительные игры Шри Рагхунатха Даса Госвами у Радха-кунды стали почти легендарными, и каждый их эпизод полон духовного смысла. Так, например, вышеописанные истории демонстрируют полное равнодушие Рагхунатха Даса к собственному материальному благополучию и погружение его без остатка в сознание Кришны. Более того, эти игры свидетельствуют, что Радха и Кришна, в ответ на преданность Рагхунатха Даса, чувствовали себя его должниками. Они являют также, что Дас Госвами удостоился особой милости Шри Радхики.

Другая известная игра Госвами отражала его беспокойство за сохранение священной чистоты Радха-кунды, в водах которой преданные имели обыкновение стирать одежду и мыть посуду. Рагхунатх Дас решил вырыть для этих целей специальный колодец. В процессе работы преданные наткнулись в земле на камень, сочившийся кровью. Опасаясь нанесения некоего оскорбления, Рагхунатх Дас распорядился прекратить работу. Ночью ему низошло откровение, что камень, найденный преданными, это "язык Говардхана", и Рагхунатх Дас воздвиг храм в его честь, который и поныне служит местом поклонения.

Степень духовного осознания и отрешенности Даса Госвами возрастала день ото дня, достигнув своей кульминации в полном погружении в бытие Бога. Словом и делом Рагхунатх Дас убеждал людей, что способности, заложенные в теле, должны быть подчинены желанию души. Сумев возвыситься над потребностями тела, Рагхунатх Дас достиг такого уровня, когда они уже не являлись препятствием на пути духовного прогресса. Пример этого великого святого позволяет также извлечь бесценный урок обретения контроля чувств, имеющий своей конечной целью не физическое совершенство, а достижение любви к Богу.

Сегодня возле Радха-кунды стоит самадхи Даса Госвами, т.е. место его погребения, и паломники со всего света приходят сюда, чтобы оказать почтение величайшему из духовных учителей. Спиритуалисты по сей день прибегают к цитатам из его сочинений, записанным прямыми последователями. В течение жизни Рагхунатх Дас слагал проникновенные стихи в жанре поэзии и прозы, славящие интимные развлечения Радхи и Кришны. В совокупности они составили три тома: "Става-мала" (или "Ставамали"), "Дана-чарита" (или "Дана-кели-чинтамани"), и "Мукта-чарита". Но помимо литературных сочинений Рагхунатх Дас Госвами вошел в историю, как непревзойденный символ отрешенности. "Чайтанйа-чаритамрита" утверждает: "Рагхунатх Дас уже с раннего детства ... был совершенно равнодушен к материальному наслаждению."25 А потому нет ничего удивительного, что его называют прайоджан ачарйа или "тот, кто учит цели жизни собственным примером".

Примечание

1. Достоверной информации о времени прихода и ухода шести Госвами Вриндавана не существует. На этот счет имеется множество теорий, но мы в своей работе решили воспользоваться датировкой, предложенной Бхактивинодой Тхакуром в его журнале "Саджджапа-тошани", том 2, стр. 25, 1882. Статья, написанная на бенгали, называлась "Чайа Госвамира Самбандхе Абда Нирнайа". Необходимо упомянуть, что сам Бхактивинода считал эти даты приблизительными. В вышеупомянутой статье он говорит иха сангата бодха хой па ("Они могут быть не совсем точными...")

Говардхан Дас в своем объемном историческом труде (на бенгали), озаглавленном "Шри Шри Враджа Дхам О Шри Госвами Гана" (Калькутта, Панчанан Чаттопадхйа, 1961, повторное издание, стр. 383, сноска), также указывает, что даты, имеющие отношение к шести Госвами, варьируют в зависимости от точки зрения того или иного авторитета.

2. Рагхунатх Дас - это инкарнация Расы Манджари. Говорят также, что он является инкарнацией Рати Манджари (иначе называемой "Туласи"). Кроме того, существует мнение, что Рагхунатх Дас - инкарнация Бхану-мати Манджари. См. Шрила Кави Карнапур "Шри Гаура-ганоддеша-дипика", перевод Кушакратха Даса (Лос-Анджелес, Библиотека Кришны, номер 11, 1987), стр. 113.

3. Их проявления в облике шести Госвами также вечно существуют в небесной Навадвип-дхаме.

4. "Чайтанйа-чаритамрита", Антйа-лила 2, гл. 6, стр. 203. Также см. Мадхйа-лила 6, гл. 16, текст 223, стр. 271.

5. Бхакти Прадип Тиртха, стр. 279.

6. "Чайтанйа-чаритамрита", Мадхйа-лила 6, гл. 16, стр. 159.

7. Там же, Антйа-лила 2, гл. 6, текст 24-30, стр. 215-218.

8. Нитйананда Прабху, будучи инкарнацией Баларамы, старшего брата Кришны, считается непосредственным проявлением Бога.

9. Динеш Чандра Сен, "Чайтанйа и Его спутники" (Калькутта, Университет Калькутты, 1917),стр. 131.

10. Это дерево (ficus religiosa) и поныне стоит в Панихати недалеко от Ганги и является популярным местом паломничества.

11. "Чайтанйа-чаритамрита", Антйа-лила 2, гл. 6, текст 47, стр. 225.

12. Там же, текст 51, стр. 227.

13. Там же, текст 128, стр. 259.

14. Там же, текст 135-140, стр. 263-265.

15. Там же, текст 137, стр. 263.

16. Там же, текст 142, стр. 266.

17. Там же, текст 38-40, стр. 221-222.

18. Динеш Чандра Сен, стр. 137.

19. Необходимо отметить, что Шри Чайтанйа поместил Рагхунатха Даса под опеку Сварупа Дамодара, одного из четырех Своих самых близких спутников (три других - Рамананда Райа, Шики Махити и Мадхави-деви). Этот факт свидетельствует о том, как высоко ценил Шри Чайтанйа Рагхунатха Даса Госвами.

20. "Чайтанйа-чаритамрита", Антйа-лила 2, гл. 6, текст 235-238, стр. 309-310.

21. Там же, текст 278-280, стр. 329-330.

22. Там же, текст 310, стр. 344.

23. "Чайтанйа-чаритамрита", Ади-лила 2, гл. 10, текст 93, стр. 313. Также см. Чарльз Р. Брукс, "Харе Кришна в Индии" (Нью Джерси, Издательство Принстонского Университета, 1989), стр. 51-52.

24. "Чайтанйа-чаритамрита", там же, текст 94, стр. 314.

25. "Чайтанйа-чаритамрита", Мадхйа-лила 6, гл. 16, текст 222, стр. 270.

Автор: Сатьяраджа дас

Книга: "Шесть Госвами Вриндавана"