Дхама-махатмья
Home Шрила Прабхупада

postheadericon Шрила Прабхупада

Шрила Прабхупада

В 1896 году, в день, когда вайшнавы празднуют Нандотсаву - праздник, устроенный Нандой Махараджей в честь явления Кришны - явился в этот мир Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны.
Согласно всем священным писаниям мира, без духовного учителя невозможно достичь Бога. Так в евангелии от Иоанна (14.6) говорится: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня". В "Бхагават-гите" (4.34) Кришна дает прямое наставление: "Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Самореализованные души способны дать тебе знание, ибо они видят истину". Поэтому принцип служения гуру является основополагающим на пути достижения самореализации.

Но ведические писания призывают нас быть как можно осмотрительнее в выборе духовного учителя, напоминая, что "если один слепец ведет других слепцов, в конце концов, они все вместе упадут с обрыва", иначе говоря, гуру должен обладать определенными качествами (прежде всего - преданностью Богу), иначе наше предание ему бессмысленно, а порой и опасно. Прежде чем принять духовного учителя и быть готовым без рассуждений следовать его наставлениям, необходимо выяснить - является ли этот человек по-настоящему святым, или только рядится в одежды святого. Есть такая мусульманская шутка: "Делай то, что мулла говорит, а не то, что он делает". Если так называемый "гуру" призывает нас к отречению от всего мирского, а сам не может отказаться от спиртного или секса - стоит ли следовать его наставлениям? Еще простой способ отличить самозванного духовного учителя от настоящего - деньги. Просит ли платы за свои наставления достигший совершенства в духовной жизни и, следовательно, понявший всю иллюзорность удовольствий этого мира? Гуру может принимать пожертвования - на развитие проповеди или строительство храмов Господа, но НИКОГДА не просит ничего для себя. Искренний ученик может посвятить всю жизнь служению своему духовному учителю, но прежде чем стать учеником, необходимо провести тщательный анализ качеств своего будущего духовного учителя. Обратимся к Ведам:

Кто же эти великие чистые преданные, о ком мы говорим? В кругу таких преданных никогда не услышишь разговором на мирские темы - о политике, жизни общества и т.п. Чистые преданные беседуют только о качествах, воплощениях и деяниях Верховной Личности Бога. Они всегда прославляют Господа и поклоняются Ему с неослабным вниманием. Общаясь с чистыми преданными и смиренно внимая их беседам, даже тот, кто желает слиться с бытием Абсолютной Истины, со временем откажется от этого намерения и посвятит себя служению Господу Васудеве. (Шримад Бхагаватам, 5.12.13)

Тот, кто остается невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум. (Бхагавад-гита, 2.56)

Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой. (Бхагавад-гита, 16.3)

Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире. (Шри Упадешамрита, 1)

Согласитесь, что за таким человеком не страшно идти по пути духовной жизни. Именно такой духовный учитель способен привести нас к высшей цели - возвращению домой, обратно к Богу.

Ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, или Шрила Прабхупада, как его любовно называли ученики, явил всему миру пример удивительного духовного учителя, способного приводить тысячи обусловленных душ на путь преданного служения Господу.

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада явился в этот мир в 1896 году, в Калькутте (Индия). Там же, в Калькутте, в 1922 году, он впервые встретился со своим духовным учителем Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами. Бхактисиддханте Сарасвати, выдающемуся философу и основателю шестидесяти четырех Гаудия-матхов (ведических обществ), понравился образованный молодой человек и он убедил его посвятить свою жизнь распространению ведического знания. Так он стал духовным учителем Шрилы Прабхупады, который 11 лет спустя принял от него официальное посвящение в ученики.

При первой их встрече Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил Шрилу Прабхупаду распространять ведическое знание на английском языке. В последующие годы Шрила Прабхупада помогал в работе Гаудия-матха, написал комментарий к "Бхагавад-гите", а в 1944 году начал выпускать журнал на английском языке под названием "Back to Godhead" ("Обратно к Богу"), выходивший два раза в месяц. В настоящее время его ученики продолжают выпускать этот журнал более чем на тридцати языках мира.

В 1947 году общество Гаудия-вайшнавов, отдавая дань философским познаниям Шрилы Прабхупады и его преданности Богу, присвоило ему титул "Бхактиведанта" (бхакти - преданность, веданта - тот, кому известна конечная цель Вед). В 1950 году, в возрасте пятидесяти четырех лет, Шрила Прабхупада отошел от семейной жизни, приняв ванапрастху, чтобы посвятить все свое время научным занятиям и литературному труду. Он поселился в священном городе Вриндаване, где жил в очень скромной обстановке в знаменитом храме Радха-Дамодары. В 1959 году он отрекся от мира, приняв санньясу. Именно в храме Радха-Дамодары Шрила Прабхупада начал работу над своим шедевром - многотомным переводом и комментарием к Шримад Бхагаватам ("Бхагавата-пуране"), классическому философскому произведению на санскрите, состоящему из восемнадцати тысяч стихов.

В 1965 году, опубликовав первые три тома "Шримад Бхагаватам", Шрила Прабхупада отправился в США, чтобы исполнить миссию, возложенную на него духовным учителем. В последующие годы он выпустил более шестидесяти томов переводов, комментариев и обзорных очерков индийских классических трудов по философии и религии.

В сентябре 1965 года, когда Шрила Прабхупада на грузовом судне прибыл в Нью-Йорк, он не имел практически никаких средств. Прожив в США почти год и преодолев немало препятствий, в июле 1966 года он основал Международное общество сознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness - ISKCON). Когда он покинул этот мир (14 ноября, 1977 года), общество, основанное им, представляло собой всемирную конфедерацию, состоящую из более чем ста ашрамов, школ, храмов, институтов и сельскохозяйственных общин.

В 1968 году Шрила Прабхупада основал в США первую экспериментальную ведическую сельскохозяйственную общину. Воодушевленные успехом этого начинания, его ученики с тех пор создали множество подобных коммун в Соединенных Штатах и за их пределами.

Кроме того, Шрила Прабхупада был вдохновителем постройки нескольких больших международных центров в Индии. Вокруг центра в Шридхаме Майапуре (Западная Бенгалия) запланировано возвести духовный город; осуществление этого проекта займет несколько десятков лет. Во Вриндаване построен величественный храм Кришна-Баларамы и гостиница для паломников со всего мира. Крупные культурные и образовательные центры ИСККОН находятся в Бомбее, Дели и многих других больших городах Индии.

Однако самое важное из того, что Шрила Прабхупада оставил людям, - это его книги. Высоко оцененные учеными за их авторитетность, глубину и ясность изложения, они служат учебниками во многих колледжах и университетах. Его труды переведены более чем на 75 языков мира. "Бхактиведанта Бук Траст" (издательство, основанное им в 1972 году) является самым большим издательством в мире, публикующим труды по индийской философии и религии.

Всего за 12 лет, невзирая на свой преклонный возраст, Шрила Прабхупада объехал вокруг света четырнадцать раз, читая лекции на все пяти континентах. Но, несмотря на предельную занятость, он никогда не прекращал писать свои книги. Произведения Шрилы Прабхупады составляют подлинную энциклопедию ведической философии, религии, литературы и культуры.

Каждая книга Шрилы Прабхупады - удивительное произведение, совершенное в своей строгой законченности. Его книги обладают необыкновенным свойством - менять сердца людей. Множество людей во все времена, в Индии и за ее пределами знакомились с принципами "Бхагавад-гиты", восхищались красотой ее стихов, но действительно жили в соответствии с ее наставлениями лишь единицы. Но "Бхагавад-гита как она есть" Шрилы Прабхупады действительно изменила сознание тысяч и тысяч людей, заставив их по новому взглянуть на мир и свое место в нем - и начать жить так, как хочет от нас Господь. И такое можно сказать о любой книге Шрилы Прабхупады.

Качества Шрилы Прабхупады

Год за годом он с необычайной решимостью проповедовал сознание Кришны сначала в Индии, потом на Западе, потом снова в Индии… Его усилия увенчались успехом – сейчас центры сознания Кришны есть почти в каждой стране мира.

Заслуги Шрилы Прабхупады невозможно переоценить. Следуя по стопам Господа Чайтаньи, он распространил учение о Кришне по всей Земле. Год за годом он с необычайной решимостью проповедовал сознание Кришны сначала в Индии, потом на Западе, потом снова в Индии… Его усилия увенчались успехом – сейчас центры сознания Кришны есть почти в каждой стране мира.

В «Шри Упадешамрите» Шрилы Рупы Госвами есть такой стих:
утсахан нишчаят дхарьят
тат тат карма правартанат
санга-тьягат сато вриттех
шадбхир бхактир прасидхьяти
Шесть принципов способствуют успеху в преданном служении: 1) действовать в энтузиазмом; 2) быть уверенным в своих действиях; 3) проявлять терпение; 4) следовать регулирующим принципам (таким как шраванам, киртанам, Вишну-смаранам…); 5) отказаться от общения с непреданными и 6) следовать по стопам великих ачарьев прошлого.

Конечно, Шрила Прабхупада является олицетворением не только этого, но и многих других определений шастр, описывающих садху, человека, достигшего совершенства в преданном служении. Приведенный выше стих просто еще один из поводов задуматься о деяниях Шрилы Прабхупады в благоприятный день его ухода.

Энтузиазм и упорство Шрилы Прабхупады были поистине безграничными. Год за годом, что бы ни происходило вокруг, он всегда старался нести людям знание о Боге. Он в одиночку издавал и распространял журнал «Обратно к Богу», перевел и напечатал Первую песнь «Шримад-Бхагаватам». Он рассказывал о Кришне всем, с кем встречался.

В Индии большинство людей до сих пор испытывают почтение к садху. Все слышали о Кришне и привыкли к людям, рассказывающим о Нем. Однако, приехав в Америку, Шрила Прабхупада остался совершенно один. Подавляющее большинство жителей Запада понятия не имели о гуру и садху, о Кришне и «Шримад-Бхагаватам». Если кто-то и слышал что-то, то эта информация была искаженной и имела мало общего с реальностью.

Представьте, что Вы оказались в чужой стране. Язык ее жителей Вам более-менее знаком, однако на этом преимущества кончаются. У Вас нет здесь ни друзей, ни знакомых, ни жилья, ни денег, чтобы это жилье снять. С голоду бы не умереть – какая уж тут проповедь! А если приютит кто-то, лучше максимально перенять его образ жизни, чтобы не дай Бог не выгнали. Но Шрила Прабхупада ни на минуту не забывал о своей цели. Он приехал в Америку, чтобы дать обусловленным душам сознание Кришны, и был готов рассказывать о нем каждому, кто проявлял хоть какое-то желание слушать. Иногда ему приходилось жить с мясоедами, а порой негде было жить вообще – но он ни на день не прекращал своей проповеди. Если никто не приходил к нему, он читал лекции магнитофону. Свое введение к «Бхагавад-гите» он прочитал именно так – сидя в полном одиночестве в маленькой комнате без окон, с единственной форточкой над дверью. Сейчас это введение читают люди по всему миру, на более чем сотне языков.

Уверенность в своих действиях необходима на духовном пути. Все в этом мире происходит в соответствии с планом Господа, хотя мы далеко не всегда можем понять этот план. Даже чистые преданные Кришны иногда оказываются в трудном положении, но это никак не сказывается на их желании служить Господу. Шрила Прабхупада непоколебимо верил в слова Господа Чайтаньи о том, что имя Кришны будут петь в каждом городе и деревне. Он посвятил свою жизнь выполнению указания своего духовного учителя проповедовать сознание Кришны. В 1953 году Шрила Прабхупада (тогда еще в статусе ванапрастхи) создал организацию под названием «Лига преданных». Штаб-квартирой Лиги был небольшой дом в Джханси (штат Уттар-прадеш), на базе которого Шрила Прабхупада планировал развернуть свою проповедь. Однако его планам не суждено было сбыться. Здание отобрали, Лига распалась и он был вынужден уехать. Некоторое время Шрила Прабхупада жил в одном из ашрамов Гаудия-матха, но его попытки вернуть былой дух проповеди времен Бхактисиддханты Сарасвати также не увенчались успехом. Может показаться, что Шрила Прабхупада терпел одну неудачу за другой – однако он никогда не терял веру в милость Кришны. После 15 лет почти безуспешной проповеди в Индии, он решил отправиться в Америку. Он не боялся неудачи, потому что был уверен в том, что, поскольку он выполняет указание своего духовного учителя, Кришна обязательно защитит его. И рано или поздно, его миссия увенчается успехом. Мы видим, что так и произошло! По плану Господа, исполнителем которого был Шрила Прабхупада, в конце концов все устроилось совершенным образом.

«Только тот, кто смиреннее травинки и терпеливее дерева, может повторять святые имена Господа постоянно», - сказал Господь Чайтанья. Терпение дерева – это способность переносить трудности, продолжая служить другим. Что только не пришлось пережить Шриле Прабхупаде в первые годы его проповеди в Америке! Те, с кем ему приходилось жить, зачастую не имели понятия не только о духовном, но и об обычном мирском этикете. И уже после образования ИСККОН, кроме искренних, хоть и неумелых, последователей, Шрила Прабхупада проповедовал пьяницам, наркоманам, сумасшедшим. Он не делал различий, видя в каждом душу, вечного слугу Кришны, забывшего о своем изначальном положении. Его ученики, особенно те, кто был с ним в первые годы развития Движения, не устают поражаться безграничному терпению Шрилы Прабхупады. Он преодолевал препятствие за препятствием – во внешнем мире и в сердцах своих последователей, чтобы дать всем искренним душам возможность соприкоснуться с духовной реальностью. И то, что сейчас сотни тысяч людей по всему миру повторяют имена Кришны, слушают о Его играх и изменили свою жизнь в соответствии с Его наставлениями – результат неиссякаемого энтузиазма, уверенности и терпения Шрилы Прабхупады.

«Санньяси запрещено пересекать океан» - но он сделал это. «Западные люди не в состоянии понять философию Вед» - но он проповедовал им. «Господь Чайтанья имел в виду только Индию» - но святое имя Кришны теперь знают по всему миру. Шрила Прабхупада не делал никаких уступок в главном. Его убеждали «облегчить» 4 регулирующих принципа – разрешить наркотики или секс. Но он был непреклонен. 16 кругов, 4 принципа, чтение и слушание, служение и проповедь – он не уступал ни «либеральным» материалистам, ни своим порой ленивым последователям. Основанное им движение одновременно демократическое и консервативное. Нет ограничений по национальности, положению в обществе, по полу или возрасту – но для желающих получить инициацию не полагается никаких отступлений от строгих стандартов вайшнава.

Следуя по стопам предыдущих ачарьев, Шрила Прабхупада писал комментарии на священные писания. Его переводы и «комментарии Бхактиведанты» признаны многими учеными как лучшие из возможных. Шрила Прабхупада тщательно изучал произведения своих предшественников, сплетая их слова в строгую единую нить, полностью соответствующую учению парампары и в то же время понятную современному человеку, не знакомому с Веданта-сутрой, ньяя-шастрой и т.д. Шрила Прабхупада действительно превращал (и превращает) необразованных млеччх в ученых брахманов – но не «мистическим обрядом» надевания священного шнура, а своими книгами. Не раз уже получалось так, что хорошо знающий книги Прабхупады западный преданный побеждал в споре именитых ученых и индийских знатоков священных писаний. Но главная ценность книг Шрилы Прабхупады не в этом. Его книги – практическое руководство для тех, кто хочет вернуться к Богу. В них описаны все ступени преданного служения, от шраддхи до премы. Они дают преданным самые главные составляющие духовной жизни – веру и вкус. Они предостерегают от всех возможных ловушек на пути из царства майи обратно к Богу, и при этом прекрасно и с любовью описывают высшую цель бхакти – Шри Шри Радху-Кришну.

Книги Шрилы Прабхупады, и даже книги о самом Шриле Прабхупаде стали первым источником веры в Кришну для огромного числа людей. Его учение и его жизнь, ставшая олицетворением этого учения, вдохновляют людей обращаться к Богу. Полностью погруженный в свое служение Кришне и духовному учителю, Шрила Прабхупада продолжал надиктовывать комментарии к «Шримад-Бхагаватам» до самых последних дней перед своим уходом из этого мира в ноябре 1977 года. Он сказал: «Я вечно буду жить в своих книгах». Поэтому мы видим, как он до сих пор проповедует по всему миру – он живет в своих наставлениях. Его удивительные книги и люди, живущие по этим книгам – его ученики и ученики его учеников, продолжают вести людей к вершине бхакти-йоги – Кришна-преме.

Мы никогда не сможем отплатить свой долг Шриле Прабхупаде. Чтобы понять это, достаточно оглянуться вокруг – на преданных, на Божества, на «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту», вспомнить святую дхаму и чудесные истории о Кришне… А потом подумать: где мы были бы сейчас, если бы 44 года назад одинокий пожилой санньяси не ступил с борта корабля «Джаладута» на причал Нью-Йорка?..