Южноиндийский храм
Храмы в Южной Индии (в основном, имеются в виду штаты Тамил-наду и Андхра-прадеш) отличаются от более понятных западному человеку североиндийских не только архитектурой, но и непривычной системой даршана.
Какие правила нужно учитывать при посещении южноиндийского храма.
- Чистота.
Не секрет, что в гости к Богу рекомендуется приходить при параде: совершив омовение и в чистой одежде. Поскольку во время даршана в храме паломник оказывается практически в алтаре, женщинам запрещено посещать храмы во время менструации.
- Внешний вид.
На многих храмах (как Вишну, так и Ганеши, Дурги и Шивы) висит табличка со зловещей надписью «Only hindus» - вход только для индусов. Делается это для того, чтобы предотвратить возможные оскорбления со стороны людей, считающих Божество очередной достопримечательностью или каменной статуей. Hindus, однако же, понятие довольно растяжимое. Оно может означать как собственно индусов (но не мусульман), так и людей, принявших «индийскую» веру.
Вайшнавов, как правило, признают за hindus вне зависимости от цвета их волос и кожи, хотя бывают и исключения. Так, например, в храмах Кералы требуют предъявить документ Hindu sertificate, который любой желающий может приобрести в организации Арья-самадж, заплатив умеренную сумму и пройдя несложный обряд. В некоторые храмы (например, храм Минакши в Мадурае) можно пройти только по рекомендации местных преданных ИСККОН. Но в целом, в храмы Вишну в Тамил-наду и Андхра-прадеш пускают всех вайшнавов, при наличии соответствующего внешнего вида, как то: тилаки гаудия-вайшнава, дхоти (сари, гопи-дресс), желательно кантхи-малы. В некоторых храмах мужчин попросят снять верхнюю одежду (курту или чадар). Пенджаби и шальвар-камисы не приветствуются, лунги (полосатые и клетчатые ткани, которые носят мусульмане) запрещены.
- Техника.
В большие храмы как правило запрещено входить с мобильником и фотоаппаратом – чтобы не отвлекать преданных от даршана. И даже если вам удалось пронести с собой подобное устройство, не спешите им пользоваться – фотоаппарат могут запросто отобрать, а то и разбить. Прецеденты были. Снаружи святая святых (алтаря и прилегающих помещений) снимать можно, однако в некоторых храмах охрана может потребовать у вас приобрести билет на съемку.
В очень крупных храмах (например, храм Баладжи на Тирумале или храм Гуруваюр Аппана в Керале) есть отдельные камеры хранения для техники. Как правило, бесплатные.
- Обувь.
В храм нельзя входить в обуви. Вносить свои тапки в рюкзаке тоже не очень красиво, поэтому приходится оставлять их снаружи. Но не бросайте обувь просто так – обезьян в Южной Индии немного, а вот воров хватает. Возле храма чаще всего есть т.н. «Чапал стенд», где бесплатно или за 1-2 рупии примут шлепанцы на хранение. Если «стенда» нету, посмотрите по сторонам – возможно, где-то стоит самоопределившийся дежурный по тапкам, который посторожит вашу обувь за умеренную плату (2-5 рупий).
- Поклоны.
Перед и после даршана нужно поклониться Божеству. Однако делается это не возле алтаря, как принято на Севере, а недалеко от входа, рядом с Гаруда-стамбхой (колонна, на которой находится Гаруда, орел, сопровождающий Господа Вишну).
- Очередь.
В больших храмах, особенно по выходным, на даршан к Божеству выстраивается очередь. Пожалуйста, не забывайте, что смирение – одно из главных качеств вайшнава! Не лезьте вперед, расталкивая других паломников, не требуйте у охраны льготного прохода.
Рядом с длинной очередью как правило имеется Special Entrance, для богатых и нетерпеливых. 10-50 рупий в казну храма – и вас пропустят без проблем.
- Собственно даршан.
В южноиндийских храмах (к сожалению) не принято долго стоять перед Божеством, даже если никого больше нет. Петь, плясать или читать мантры можно потом, чуть в отдалении от алтаря. А так – времени хватает только на то, чтобы склониться перед Господом и вознести короткую молитву. Впрочем, бывают счастливые исключения.
- Подарки.
Согласно правилам, к царю и Божеству нельзя приходить с пустыми руками. Что можно принести? Гирлянды из Туласи, лотосы и прочие «корзиночки» обычно продаются возле храма. Пожертвование – обязательно, хотя бы несколько рупий.
Крупные пожертвования лучше класть в «хунди» - большие железные или (реже) матерчатые копилки – так они точно пойдут по назначению.
- Милость.
Пуджари дает паломнику маха-прасад Господа: чаранамриту, листья туласи, цветы... Иногда куркуму (желтый порошок) или кункуму (красный порошок). Кункумой замужние женщины ставят себе синдур – красную полосу на проборе.
Еще одна традиция – головы паломника касаются сатари – символическим изображением стоп Божества. Женщин при этом просят снять с головы платок (в Южной Индии вообще не принято покрывать голову), мужчин (часто) – чадар, одет ли он на голое тело или поверх курты, но считается верхней одеждой.
- Прадакшина
После даршана рекомендуется обойти храм – 1-3-4-7 или даже 12 раз (как в храме Кудал Алагара в Мадураи). Попутно можно посетить и другие храмы. В каждом храме Вишну есть отдельный храм супруги Господа (Лакшмидеви), часто – храм Андаль и/или других альваров, храм Сударшана-Нрисимхи, ачарьев и другие. Правила даршана – те же.
Лакшми можно узнать по характерной «женской» тилаке – белая (инкрустированная камнями) «галочка» и красная линия. Андаль – по характерному головному убору, хотя и не всегда.
Перед выходом из храма не забудьте еще раз принести поклоны возле Гаруда-стамбхи.
Вот вроде все основные правила. В некоторых храмах есть свои особенности (например, какому-то Божеству принято выражать почтение перед главным), но в целом принципы одинаковые.
P.S. В Индии нами открыто такое явление как "Закон выходного дня". Например, в России, если хотят поехать в какое-то оживленное место, часто выбирают выходной день – и в транспорте свободнее, и народу на улицах меньше, и на работу торопиться не надо. В Индии следуют той же самой логике. А поскольку людей здесь много, а основными местами «воскресных экскурсий» являются не музеи, а храмы… в общем, выводы делайте сами. Гостиницы переполнены, всюду толпы, в храмах огромные очереди. Короче, тем, кто не любит толкаться, лучше выбирать для посещения святых мест другое время. Либо приезжать заранее, чтобы к выходным иметь жилье - очереди можно потерпеть, но вот ночевать под забором...