Навадвипа-мандала-парикрама
Я не буду описывать все благо и все духовное счастье, который получает человек на Навадвипа-парикраме. Для этого лучше почитать Навадвипа-дхама-махатмью Шрилы Бхактивиноды Тхакура или нашу книгу «Шри Навадвипа-дхама», написанную на ее основе. Эта информация в основном для тех, кто уже решил на эту парикраму идти.
Мы были на парикраме четырежду, нам очень понравилось, обязательно пойдем еще. Навадвипа – очень милостивая дхама. Маяпурские преданные за 30 лет научились организовывать парикраму с наибольшим комфортом для всех ее участников. Духовные учителя и ученики Шрилы Прабхупады дают прекрасные лекции, и показывают, как надо проходить парикраму, своим собственным примером. То есть, все условия уже созданы. Главное – не испортить себе все самим.
Несколько общих полезных советов:
1. Эту парикраму совершают прежде всего для того, чтобы получить духовное благо. Чтобы получить полное благо от парикрамы, духовные учителя рекомендуют делать следующее:
А) Участвуйте в киртанах. (от себя добавлю, что идти с киртаном куда легче, чем тащиться в конце или бежать в начале). Пойте и танцуйте – Навадвипа – это земля хари-нама-санкиртаны, совместного пения святого имени.
Б) Слушайте лекции. Поскольку зрение большинства из нас «закрыто облаками иллюзии», увидеть истинный облик святой дхамы мы можем только «ушами» - то есть в словах чистых преданных. Иначе, пройдя парикраму, вы можете так и не понять, где же побывали. Неплохо заранее ознакомиться с Навадвипа-дхама-махатмьей и книгами об играх Господа Чайтаньи – особенно если у вас проблемы с английским языком. И даже если нет проблем с переводом – воспринять уставшим мозгом большое количество новых историй бывает затруднительно.
В) По возможности, оставайтесь ночевать вместе с парикрамой – тогда у вас появится возможность полностью погрузиться в ее удивительную атмосферу. Слиться с дхамой и забыть о материальном мире, вместе со всеми его проблемами. Но если вы почувствуете, что это слишком тяжело для вас – лучше возвращайтесь каждый вечер в Маяпур.
Г) Парикраму в идеале надо проходить босиком. Джаяпатака Махарадж, как и многие другие ученики Шрилы Прабхупады, всегда идет без обуви. Так что это реально. Попробуйте. Однако больше смысла танцевать в шлепанцах, чем с трудом ковылять без них. Обувь имеет смысл брать с собой – на всякий случай. В лагере лучше ходить в тапках.
Д) Служите дхаме и преданным, насколько это возможно. Это принесет вам духовное благо и не меньшую духовную радость.
2. Не пренебрегайте своим здоровьем!
3. Если вы идете босиком, обязательно возьмите смягчающий крем для стоп, и пользуйтесь им каждый вечер – даже если кажется, что «пока ничего страшного». Когда станет страшно – будет уже поздно.
Не покупайте никакой еды в местных лавочках. Санэпидстанция в Индии отсутствует как вид жизни, со всеми вытекающими отсюда последствиями. На парикраме обычно очень хороший и вкусный прасад, рассчитанный на «европейский» желудок.
Проблема голода на парикраме стандартно решается тремя способами: 1) покупать прасад в Маяпуре и жевать его с утра на первой же стоянке; 2) ночующим на парикраме по вечерам (иногда с утра) раздают пакеты с дутым рисом, не деликатес, но на голодный желудок сойдет; 3) запасаться чапати во время обеда, прасада обычно много, и раздатчики охотно дают добавки, если просить не во время первой раздачи.
Как ни банально звучит, мойте руки перед едой. И споласкивайте тарелку из листьев питьевой водой.
Пейте только покупную воду в бутылках (не забывая при покупке проверять крышку бутылки на предмет «подделки»). Воду из Ганги, все-таки, лучше не употреблять. Не пейте из придорожных колонок, и даже воду, которую везут на тележке вместе с парикрамой – это небезопасно. Проверено на собственном горьком опыте.
Если у вас чувствительная кожа – пользуйтесь солнцезащитным кремом. Обязательно берите с собой шляпу или кепку (их иногда выдают при оплате парикрамы).
Имейте с собой аптечку со следующими вещами:
Пластырь, йод и/или перекись водорода, бинт либо «Спасатель».
Активированный уголь и/или лекарства от расстройства желудка местного производства (проконсультируйтесь с местными русскими)
Жаропонижающее (можно тащить из России) – простудиться в жаркой Индии, как ни парадоксально, проще простого. Могут пригодиться также нафтизин и леденцы от кашля.
4. Чем меньше вы берете на парикраму вообще и таскаете с собой в частности – тем вам легче, как физически, так и морально.
Нет смысла брать с собой все свои деньги. Лучше оставьте их в сейфе, в Маяпуре – надежнее. На парикраме основные расходы составляют: вода, питьевые кокосы (стоят копейки), пожертвования в храмы. Еще по утрам в лагере иногда продают горячий травяной чай и «вегбургеры». Могут быть также непредвиденные расходы – вроде покупки новой гамчхи или найма рикши – если вы сильно устали или подвернули ногу.
Трижды подумайте, прежде чем брать с собой фотоаппарат или видеокамеру. Основные места и Божества уже давно сфотографировали, при желании можно найти. А технику можно испортить – из-за вездесущей мелкой пыли. Пыль дхамы приносит благо человеку, но не аппаратуре. А еще – могут украсть. В храмах снимать трудно – из-за большой толпы преданных. Вас могут затоптать вместе с фотоаппаратом.
Если вы ночуете с парикрамой, вам пригодятся:
Фонарик
Ведро (сделайте на нем какой-то отличительный знак) и ковшик
Железный стакан (иногда выдают в первый день парикрамы)
Коврик-пенка или соломенная подстилка
Теплый чадар, одеяло или спальник (в зависимости от вашей холодоустойчивости)
Москитная сетка и средство от комаров (желательно и то и другое)
Туалетные принадлежности
Второй комплект одежды
Гамчха или ее заменитель
Спальники, рюкзаки и вещмешки транспортируют от лагеря до лагеря на грузовике. Так что тащить все это на себе вам не придется. Но не берите с собой все свои вещи (их можно оставить в камере хранения в Маяпуре) – пожалейте преданных, которым это придется грузить.
5. Не вступайте ни в какие конфликты – как с преданными, так и с жителями дхамы, даже если вам кажется, что кто-то ведет себя неправильно. Единственное оскорбление, которое не прощается даже в Навадвипе, самой милостивой из дхам, это вайшнава-апарадха. Старайтесь быть смиренным, несмотря на усталость. Постарайтесь хотя бы на эти семь дней забыть о своем ложном эго – ваши усилия окупятся!
По максимуму ограничьте общение с противоположным полом. То, что считается нормальным на Западе, даже среди преданных, в Индии зачастую считается вопиющим нарушением этикета.
Не выходите за пределы лагеря после наступления темноты.
Примерное описание парикрамы.
Писалось это в то время, когда «русская» и «международная» парикрамы составляли одно целое. Сейчас порядок дней может быть другим и в принципе со временем что-то меняется, но общий порядок тот же.
Как показывает опыт, когда знаешь, чего ожидать, идти обычно легче.
Предшествующий день – церемония Адхиваса, предваряющая парикраму.
Выход из Маяпура, после мангала-арати. Пройти предстоит всего несколько километров – до Йога-питха, места рождения Господа Чайтаньи. Парикрама в этот храм ПОКА ЕЩЕ влезает. Получаем даршан всех местных Божеств (на заднем дворе находится Шива-лингам – это Кшетрапал Шива, охраняющий Навадвипу. Без его милости невозможно увидеть духовную природу дхамы.
Затем киртан в алтарной, там же лекция – о значении и смысле парикрамы и об играх Господа Чайтаньи. И собственно церемония адхиваса – произнесение торжественного обета пройти парикраму.
Потом, если Гаура-пурнима не слишком ранняя, и все уже высохло, идем буквально километр – до мемориала на месте Бхарадваджа-тилы. Затем, вдоль бывшего русла Ганги возвращаемся в Маяпур. Если Гаура-пурнима ранняя – возле Бхарадваджа-тилы все затоплено, поэтому в Маяпур идем так же как пришли.
В Маяпур приходим к завтраку, где-то с 9 до 11.
1 день. Годрумадвипа. Из Маяпур-чандродая-мандира в Хари-хара-кшетру. 12 км
День в целом несложный – поскольку еще не устали. Проверка собственных сил и возможностей – для тех, кто идет впервые.
Выход из Маяпура в 5:30-6:00.
Около километра до дома Нандана-ачарьи (сейчас – храм Гаудия-матха). Здесь впервые встретились Господь Чайтанья и Нитьянанда. Даршан Божеств, короткая лекция во дворе храма. В другом варианте - сразу на лодки.
Затем идем на берег Ганги, где погружаемся в лодки. Не переживайте, всех возьмут! Старайтесь не ругаться и не идти по головам. Но тормозить тоже не стоит.
Плывем довольно долго. Высаживаемся на берег и несколько километров топаем по дорожке через поля (на голодный желудок кому-то может показаться прилично).
Приходим в Панчананталу (по секрету – место завтрака или основного лагеря можно определить по стоящим рядом тележкам, грузовикам и автобусам). Большая половина сразу бежит завтракать, остальные идут слушать лекцию возле маленького храмика Шивы, под баньяновым деревом. Если есть силы – идите на лекцию, позавтракать успеете, тут рассчитано на две смены.
После завтрака идем дальше, снова проселочной дорогой и несколько километров – до Нрисимхапалли, оно же Девапалли, там же – озеро Мандакини. Храм Нрисимхи маленький, на даршан лучше идти либо первым, либо последним – иначе тяжело. Лекция перед храмом, под большим раскидистым деревом. Небольшой спектакль о явлении Нрисимхадева.
Затем можно искупаться в озере, по желанию.
Дальше дорога идет под деревьями, мимо нескольких деревень, жители которых чуть не в полном составе собираются посмотреть на парикраму. Кланяются Божествам, на Харе Кришна обычно отвечают.
Затем снова начинается дорога через поля – но уже асфальтированная. Одна из лучших на всей протяженности парикрамы. По ней хорошо танцевать.
Последние километры – и мы в Хари-хара-кшетре. В двух минутах через рощу – (бывшая) река Алакананда. Лекция может быть сейчас, или чуть позже, или вечером. Можно успеть сбегать смыть усталость в реке перед обедом. Найти свои вещи и занять место в палатках, если остаетесь ночевать. Распределение «комнат» обычно висит на входе в палатку. Селят по национальному признаку. Мужчины и женщины, естественно, в разных лагерях.
Вечерняя программа стандартная – лекция и Гаура-арати.
Утром можно омыться под кранами (рядом с палатками) или сходить на речку.
2 день. Годрумадвипа. Из Хари-хара-кшетры в Сваруп Гандж. 8 км
Приличная часть пути идет по населенным пунктам, с грузовиками и прочими прелестями. Но в целом, идти недалеко, так что день несложный.
Выход в 6 утра. Идем из Хари-хара-кшетры пару километров по асфальту до Ам-гхата. Ам-гхат – манговая роща. Небольшой киртан и лекция.
Еще 1-2 км до Суварна-вихара. Здесь храм Гаудия-матха. Во дворе проводим гуру-пуджу Шриле Прабхупаде, затем лекция.
Попетляв еще немного по городку, выходим на проселочную дорогу. Несколько километров до Гаура-дахи. Это тоже роща, посреди полей. Здесь завтрак, потом лекция, и – знаменитый «праздник пыли». Если год не мокрый, ее здесь хватает! Бешеный киртан, с катанием в пыли и разбрасыванием ее же. В этом стоит поучаствовать!
Через 2-3 километра – Свананда-сукхада-кунджа, дом Бхактивиноды Тхакура. Отсюда он увидел «духовный город» на противоположном берегу реки. Сейчас виден купол самадхи в Маяпуре. Раньше здесь был большой киртан и длинная лекция – сейчас уже не хватает места. Поэтому быстро все осматриваем и идем дальше – 1 км до Сурабхи-кунджи. Здесь был еще один дом Бхактивиноды Тхакура, сейчас Гаудия-матх, ачарья которого обычно тепло приветствует преданных. Здесь лекция и спектакль о Бхактивиноде Тхакуре.
Последние полкилометра до лагеря – называется Бхактиведанта-арогья-ашрам.
Если вы возвращаетесь в Маяпур – быстрее будет не садиться в автобусы, а пройти полкилометра до гхата. За полрупии вас переправят через Гангу – а там уже рукой подать до Маяпура. Можно пешком (бесплатно, если есть силы), на рикше (8-10 рупий) или на автобусе (4 рупии). Автобус останавливается прямо напротив главных ворот Маяпур-чандродая-мандира.
3 день. Мадхьядвипа и Коладвипа. Из Бхактиведанта-арогья-ашрама в Пратап-нагар. 12 км
Особенности: сильно долго идти до завтрака и харинама в Навадвипе.
Минут сорок парикрама тянется по улицам до храма Хамса-вахана. Храм маленький, посреди деревни. Даршан получают в порядке живой очереди – очередь движется почти все время, пока идет лекция.
До следующей остановки – Наимишаранья – километр или около того. Наимишаранья – живописная роща с деревьями, по которым очень удобно лазить, и на которых живут змеи. Здесь проводится Гуру-пуджа Шриле Прабхупаде и лекция о славе Шримад-Бхагаватам.
Отсюда парикрама довольно скоро выходит на широкую асфальтированную дорогу. Два-три километра – и мы возле Брахма-пушкары (это озеро, в которое большая часть преданных тут же бросается купаться). Между дорогой и озером – роща, там читается небольшая лекция.
Дальше – по той же самой дороге. Широкой и асфальтированной – но один существенный недостаток – по ней ездит очень много машин, в том числе грузовиков. Проходим мимо кирпичного завода – где-то здесь Курукшетра.
И только после этого мы подходим к мосту Гауранги (Гауранга-сету), где нас ждет завтрак.
Быстренько позавтракав (тормозить не рекомендуется – могут быть проблемы с лодками для опозданцев), спускаемся к реке (спуск сложный, помогите, кому можете) и рассаживаемся в лодки. Плыть относительно недалеко.
Выгружаемся уже в Навадвипе. После чего следуем с харинамой по узким извилистым улицам – до бхаджан-кутира Джаганнатхи даса Бабаджи. Там тоже лекция, но во двор храма парикрама целиком уже не влезает, примерно треть слушает из-за забора.
Затем все плавно перемещаются в храм Дхамешвары Махапрабху. Здесь традиционно устраивается долгий, экстатичный киртан. Проблема несоответствия квадратных метров и количества народу решается просто – большинство преданных устают к этому времени настолько, что не остаются на киртан, а постепенно перемещаются в сторону Пратап-нагара, где находится лагерь. Идти минут 30, все еще по улицам. Здесь парикрама растягивается настолько, что можно выходить в любое удобное время – не заблудитесь. Если совсем устали – можно взять рикшу, их тут много.
Прасадом всех кормят по мере прихода, а потом еще долго раздают его за забором лагеря местным жителям. Так что опоздать к обеду не бойтесь.
Зато есть шансы опоздать на автобус в Маяпур. Но расстраиваться не стоит. Автобус идет больше двух часов, «своим ходом» получается гораздо быстрее. 15-20 рупий за рикшу до переправы через Гангу, а дальше маршрут уже известен – лодка и местный транспорт до Маяпура.
Примерно в километре от лагеря – берег Джаланги. Вы можете сходить туда искупаться – только не стоит делать это в одиночестве.
4 день. Ритудвипа. Из Пратап-нагара в Видьянагар. 12 км
Особенность – трудности с дорожным покрытием после Чампахатти.
Это единственный день, когда «лагерная» и «маяпурская» парикрамы отправляются по отдельности. Из Маяпура отплываем так же как в первый день, а из Пратап-нагара придется пройти пару километров вдоль берега Джаланги.
Плыть больше часа. Прибываем в Самудрагарх, слушаем лекцию и идем дальше, по улицам небольшого городка.
В Чампахатти лучше придти в первых рядах – будет возможность позавтракать в тенечке. Лекция длинная, так что на даршан Божеств можно не ломиться – успеете. Обычно здесь показывают спектакль о Джаядеве Госвами и собирают пожертвования на поддержание храма. Храм, хотя формально принадлежит Гаудия-матху, поддерживается ИСККОНом.
Затем начинается самое сложное – солнце уже взошло высоко и асфальт раскаленный. Поэтому впереди парикрамы едет поливалка. Проблема в том, что к мокрым ногам прилипают мелкие камешки – получается очень трудно идти. Варианты: как только парикрама выходит за пределы города, старайтесь идти по обочине, можно опираться на флаг, или если уж совсем невмоготу, одеть обувь.
Автобус из Видьянагара тоже идет очень долго, поэтому отправляется сразу после обеда, так что спать над тарелкой опасно. Если кто-то выходит по дороге – можете выйти с ним. Дальше путь стандартный – рикша, лодка, рикша/автобус. Потратите немного денег, но в Маяпуре будете часа на полтора раньше.
Для тех, кто не торопится, напротив лагеря через дорогу и кусты находится небольшое озеро. В нем можно искупаться. Правда, там моются местные жители, так что матаджи не очень удобно получается.
Вечером вместо стандартной программы проводится проповедническая – для местных жителей. Лица мужеска пола, в некоторой степени знающие английский, могут послоняться возле сцены, поотвечать на умные и не очень вопросы гостей.
5 день. Джахнудвипа, Модадрумадвипа, Рудрадвипа. Из Видьянагара в Белпукур. 14 км
Для выезжающих из Маяпура – в этот день автобусы идут намного раньше, поскольку сильно долго ехать.
День в целом сложный, но и его можно пережить, если заранее настроиться и знать некоторые хитрости.
Два-три километра по проезжей части – и остановка на обочине. Где-то здесь был ашрам Джахну Муни. Через пару километров – Шрипат Шаранги Мурари. Небольшой храм с интересными историями. Неподалеку – развалины дома Васудевы Даты. Туда обычно отправляется пару десятков человек. На земле там битый кирпич (развалины все-таки), так что босиком идите очень осторожно.
Через километр-два место рождения Вриндавана даса Тхакура.
Некоторое время петляем по тенистой дороге, через деревни, пока не оказываемся снова на берегу Ганги/Джаланги. Здесь Арка-тила, и, соответственно, завтрак. Лекция либо во время завтрака, либо перед, если прасад задерживается. Другой вариант – сразу после лекции топать несколько километров обратно в Пратап-нагар и завтракать там.
А вот дальше начинается самое интересное. Если парикрама ранняя, и вода стоит высоко, есть шанс поплыть дальше на лодках. В любом другом случае – шлепаем лишних 3-4 км обратно в Пратап-нагар, на ту переправу, откуда стартовали 2 дня назад. И уже с нее плывем.
Плыть относительно недалеко, но жарко. Поэтому, по прибытии на берег, отправляемся купаться. Правда берег довольно высокий, а течение очень сильное. Поэтому, разделившись по половому признаку, купаются большой толпой, помогая друг другу не «уплыть». Плавать не рекомендуется категорически.
Кто-то ушел сразу по прибытии – и зря. Они не попадут на лекцию в Шанкарпуре. И еле-еле доползут до лагеря – на два часа раньше прасада. Гораздо лучше искупаться – это придает силы. Потом по дороге черед поля – пару километров. До деревни – здесь под раскидистым деревом лекция о Шанкарачарье. Затем, пройдя деревню, последние несколько километров, через поля, под ярким солнышком – до еще одной деревне. Меньше километра по ней – и вы в лагере, в Белпукуре. Здесь обед.
В пятистах метрах от лагеря – храм Мадана-Гопала, Божества, которому поклонялась Шачимата, еще до замужства.
Лекция во время вечерней программы.
6 день. Симантадвипа. Из Белпукура в Джаганнатха Мандир. 12 км
Последнее длинное расстояние. Зато пройти его придется почти полностью до завтрака – завтрак, обед и ночлег будут в одном и том же месте. В целом не очень сложный день.
Старт – от храма Мадана-Гопала. 1-2 км по деревне – до большого баньянового дерева. Это Панчавактра Шива Стхан. Затем немного кружимся по небольшому лесу и выходим на проселочную дорогу через поля. Где-то через три километра останавливаемся посреди полей, на мосту через невидимую речку. Где-то здесь Мегхера-чхара, место, где Господь Чайтанья разогнал облака.
Отсюда – 2-3 км до храма Симантини-деви. Это одна из «защитников» Навадвипа-дхамы – по ее милости можно увидеть дхаму. Храм очень маленький, рядом небольшой навес – там проходит лекция. Но большая часть парикрамы оказывается на площади перед храмом.
Осталось относительно недолго. По асфальтированной дороге идем до большой деревни. Здесь самадхи Чханда Кази (посреди довольно большого двора). Когда-то здесь был завтрак, потом осталась только лекция. Последний раз вообще не стали заходить – вся парикрама там бы просто не поместилась.
Последние два километра по улицам и переулкам – и приходим в Джаганнатх Мандир. Это храм ИСККОН. В роще за храмом – завтрак. Потом здесь же лекция. Потом те, кто еще стоит на ногах, идут с километр по узкой тропинке через поля до места, где был дом Кхолавече Шридхара. Сходить стоит – по традиции здесь разыгрывают спектакль о Кхолавече Шридхаре – с участием гуру и санньяси. Это надо видеть!
Затем возвращаемся обратно. Желающие идут принимать омовение в Джаланги километрах эдак в двух-трех, остальные отдыхают до обеда. Особо уставшие могут вернуться в Маяпур – за 20-25 рупий на рикше. Тут меньше пяти километров, которые и предстоит пройти на следующий день.
(Возможно) до и (точно) после обеда в храме лекция Джананиваса прабху или Панкаджангхри Прабху об играх Господа Джаганнатхи в этом месте. Вечером – обсуждение впечатлений о парикраме.
7 день. Антардвипа. Из Джаганнатх Мандира в Маяпур Чандродая Мандир. 5 км
Последний день. Нас ждет несколько лекций и встреча всех групп парикрамы. В Маяпур придем часам к 12.
Проходим по улицам с километр до дома Мурари Гупты. Двор храма довольно большой, все поместятся. А вот на даршан Божеств, если вы устали, ломиться не стоит – затопчут). Слушаем лекцию и идем дальше.
Полкилометра через поле – и мы в Чайтанья Матхе. Обходим все самадхи и получаем даршан Божеств. Затем на заднем дворе – гуру-пуджа Шриле Прабхупаде и лекция.
Следующая остановка – меньше чем через километр. Проходим мимо матхов на месте домов Адвайты Ачарьи и Гададхары Пандита, и останавливаемся в Шривас-ангаме. Здесь киртан, лекция, обычно пара сценок.
Идем дальше. Раньше встреча двух групп парикрамы – нашей («международной») и бенгальской (тоже ИСККОН) происходила в Йога-питхе. Но в последние годы не получается – туда одновременно с нами обязательно приходит парикрама какого-нить Гаудия-матха (они в этот день только начинают). Поэтому в последнее время радостная встреча происходила немного раньше – где-то между Шривас-ангамом и Йога-питхом. Преданные обнимаются и обмениваются гирляндами.
Если вы не обладаете ОЧЕНЬ СИЛЬНОЙ решимостью, даже не пытайтесь зайти в Йога-питх. Вынесут.
Потом идем на завтрак – буквально рядом с Йога-питхом. Завтрак в две смены – народу сильно много.
Затем, с веселым киртаном, идем в Маяпур. До него, кто забыл, около трех километров. Большая часть преданных уходит раньше, по мере окончания завтрака. Можно сделать и так, но все-таки последний киртан, с которым парикрама возвращается в Маяпур – это нечто особенное.
Заливаемся на территорию Маяпура, 1-3 раза обтекаем самадхи Шрилы Прабхупады, и идем в храм – получать даршан Божеств после семидневной разлуки (для тех, кто не возвращался). Ну или просто получить даршан – рассказать об успешном завершении парикрамы. Все с интенсивным киртаном.
Ну вот и все. Парикрама закончена.
Позади семь дней путешествия по святой земле Навадвипы.
Автор: Веда Прия дд. При копировании ссылка на http://dhama.dayalnitay.ru обязательна!
Навадвипа-мандала-парикрама 2008
В этом году в "международной" парикраме шло 1600 преданных из 67 стран мира, а в "парикраме нама-хатты" - 2000 бенгальцев. Ощущения, конечно, непередаваемые. Мой духовный учитель всегда советовал преданным оставаться на парикраме с ночевкой - чтобы не тратить время, которое можно посвятить киртану или джапе или отдыху, на тряску в автобусе, и самое главное - полностью погрузится в атмосферу Навадвипа-дхамы. В этом году мы решили последовать его совету - и никоим образом не пожалели! К концу парикрамы преданные становятся настоящей большой семьей, возглавляемой Божествами Шри Шри Нитай-Гаурангой, духовными учителями и учениками Шрилы Прабхупады. Мы вместе проходим километры по асфальту и пыли, едим один и тот же прасад, спим в соседних палатках... Они открывают нам Навадвипа-дхаму, а мы взамен стараемся служить им.
Вместе идут совершенно разные люди - всевозможных национальностей, цветов кожи, уровней чистоты и преданности. Многие говорят только на своем родном языке - реши они поговорить друг с другом, вряд ли бы что-то получилось - но мантра Харе Кришна объединяет всех. (помню, как мы пели киртан в Сурабхи-кундже - штаб-квартире нама-хатты Бхактивиноды Тхакура. Нас было: три русских девушки, один маяпурский бенгалец, одна латиноамериканка и три негра. По-английски из всей компании понимали, по-моему, всего двое, но киртан получался классный).
Каждый преданный по-своему неповторим. Парикрама создает атмосферу, вдохновляющую людей раскрываться друг другу - там, как нигде, появляется много знакомых и друзей. И все-таки есть "самые особенные среди всех особенных" - те, кто лучше всего создает неповторимую атмосферу парикрамы.
Прежде всего, конечно, Шрила Джаяпатака Свами, который ходит на эту парикраму каждый год вот уже 36 лет. Он рассказывает известные и не очень истории, часто изображая в лицах - и игры Господа и Его преданных словно проявляются перед нами. Также он очень заботится обо всех - спрашивает о самочувствии, а в этом году лично снабжал преданных таблетками от простуды и для пищеварения.
Шрила Гопал Кришна Госвами, чьи ученики составляли едва ли не треть всей парикрамы. Он всегда рассказывает очень простым английским, так что его понимают даже те, кто в сем эзотерическом языке ни в зуб ногой. еще у него очень хорошее чувство юмора и большая привязанность к гуру-пудже - поклонению, которое традиционно проводится Шриле Прабхупаде каждое утро. Где только эта гуру-пуджа не проводилась - то в лесу, то на мокрой от утренней росы поляне, то в тесных (благодаря парикраме) храмах... Когда большинство преданных расползалось по углам - кто досыпать, кто завтракать, он самоотверженно шел петь...
Бхакти Дхира Дамодар Махарадж - ученик Бхакти Тиртхи Свами, который посвятил всю свою жизнь продолжению миссии своего духовного учителя - проповеди (в основном, в Африке) и заботе о преданных. Его всегда окружали преданные - из самых разных стран, задающие вопросы о духовной жизни.
Были еще Кавичандра Махарадж - очень смиренный и очень загадочный, веселый и оптимистичный Бхактисиддханта Махарадж, Бхакти Вайбхава Свами, Раджендранандана Прабху - ученик Шрилы Прабхупады из Америки, дававший очень философские и в тоже время очень эмоциональные лекции... С нами шла матаджи Сурабхи, ученица Шрилы Прабхупады, всеми силами старавшаяся улучшить атмосферу парикрамы - например, чтобы даршаны в храмах не напоминали бомбейские электрички в час пик...
Но запоминались не только старшие преданные. Например, наверное, все, кто был на парикраме, помнят "танцующих Гаура-Нитай" и преданного, который танцевал с ними - всегда в гуще киртана, всегда заводя всех остальных. Бабушка Сатья, уже 12 лет живущая во Вриндаване, которая шла пешком всю парикраму, неся свои Божества Гаура-Нитай - она на ты со всеми преданными, очень дружелюбная и веселая. Круглощекий маяпурский брахмачари - он пел классные киртаны, всегда шел рядом с тележкой, готовый сменить уставшего певца. Матаджи Ратналекха, всегда танцевавшая перед киртаном, не обращая внимание на усталость, босиком - какой бы ни была дорога. Уттамашлока прабхху и Амбариша Прабху - бессменные переводчики для "безъязыких" русских. И много-много других - те, кто без устали пел, танцевал, раздавал прасад, переводил, вдохновлял, проповедовал... Всех перечислить невозможно.
Невозможно пересказать и все, что происходило с нами на парикраме. Как наиболее яркий - последний день...
Предпоследний вечер. Шри Джаганнатха-мандир.
Вчера вечером, после длинного, прыгучего киртана, был "вечер реализаций - преданные рассказывали то, что осознали на парикраме. В целом, "осознания" были типа: "Мне очень понравилось на парикраме! Особенно общение с преданными и слушание духовных учителей! И организаторам тоже спасибо! В общем, был экстаз!" Что меня больше всего поразило - какая же большая семья наш ИСККОН! Один африканский преданный очень трогательно рассказал, как у него не было денег (у них в стране война и нищета) - и он совершенно не представлял, что когда-нибудь поедет в Дхаму. Потом ему кто-то согласился оплатить самолет - но и только. Он прилетел в Бомбей, где его встретили местные преданные - они снабдили его какими-то вещами и билетом до Калькутты. Для африканских преданных сделали 50% скидку на парикраму - а вторую половины ему оплатил Джаяпатака Свами. В первый же вечер парикрамы преданные подарили ему сетку от комаров. Все семь дней этот преданный был в первых рядах на киртане...
Это поражало - все это время мы шли вместе, пели киртан - и не было никаких расовых различий. Вокруг были просто преданные.
Вечер закончился выступлениями Махараджей. Джаяпатака Свами рассказывал, как он молился Нрисимхадеву за всех нас - чтобы с нами ничего не случилось - это было его медитацией на протяжении всей парикрамы.
Все закончилось уже традиционной раздачей леденцов о кашля и таблеток для пищеварения.
Когда я возвращалась в лагерь, уже начинался ветер - похоже, возобновилась прерванная 2 года назад традиция дождя во время ночевки в Джаганнатх-мандире.. И точно - часов в 12 ночи меня разбудил шум из соседней палатки - кричали, что надо срочно собираться и идти на автобусы. На улице шел ливень. Ни в какие автобусы идти не хотелось, однако проснуться в луже тоже особого желания не было.
(От Виджитатмы: У нас к событию отнеслись как-то проще, как в одной истории Бхактисиддханты Сарасвати, о лентяях. Капает? А ты подвинься. Хотя с каждым новым потоком ливня откуда-то с улицы доносилось: "ГАУРАНГА!!!" Кому-то было весело...)
Я собрала вещи и пошла в храм. Там уже тусовалось несколько русских матаджи. Я расстелила пенку и завалилась спать, укрывшись чадаром. Скоро меня окружили индуски, но это и хорошо - они закрыли мое многострадальное тело от сквозняка. Где-то в 4:20 я встала и пошла мыться - дождь еще шел, но было тепло. Благодаря всему этому я успела хотя бы на часть мангала-арати - будь все нормально, вряд ли встала бы...
Маяпур.
В последний день парикрама проходит много святых мест, но лекций всего 3 - в доме Мурари Гупты, в Чайтанья-матхе и в Шривас-ангаме. Расстояние тоже небольшое, но идти по оставшейся после ночного дождя грязи было тяжеловато.
Главным событием дня была встреча двух парикрам - нашей и бенгальской. Обычно мы старались держаться в стороне от толпы, но тут полезли в самую гущу - хотелось экстаза.
Вот мы вышли из Шривас-ангама. Скоро движение замедлилось - сбоку в толпу "влился" паланкин с "бенгальскими" Божествами, а потом - и сами бенгальцы. У многих из них через руку были перекинуты гирлянды, которые они тут же принялись надевать на всех встречных преданных. Одновременно с этим все стали обниматься. Сначала мы с какой-то бенгальской девушкой плясали в обнимку под киртан, умиляя всех окружающих. Потом шли, тоже обнимаясь, еще с одной - мы даже познакомились (ее зовут Сита). Так нас и внесли в Йогапитх. Перед алтарями мы обнимались уже вчетвером - я и три бенгальские матушки. Потом толпа рассеялась. Я быстро обошла все Божества, благодаря Их за пройденную парикраму. В алтарной шла лекция парикрамы какого-то матха, поэтому там никто не задержался, и все пошли на завтрак. Потом народ потянулся в Маяпур - парикрама по сути была закончена. Но мы ждали последних капель нектара - последнего киртана, с которым самые активные преданные парикрамы возвращаются в Маяпур.
Впереди шли Божества - два паланкина, наш и бенгальский, бок о бок. За ними танцевали преданные - уже не было "женского" и "мужского" киртанов - преданные Господа Чайтаньи счастливо пели Его святое имя. На сотню метров вокруг неслось: "Джая Шачинандана! Гаурахари!" Преданные едва не плакали. В этот момент сознание Кришны стало для нас реальностью - и это не было самовнушением - Кришна говорит "Я там, где преданные воспевают Мою славу". И Кришна действительно был с нами. Господь Чайтанья танцевал вместе со Своими преданными...
В воротах Маяпур-чандродая-мадира нас встретил цветочный дождь... Мы вместе обошли самадхи Шрилы Прабхупады - без чей милости мы никогда не увидели бы Навадвипу. А потом отправились в алтарную - чтобы принести свои усилия лотосным стопам Господ Маяпура - Шри Шри Радха-Мадхавы и сердцу ИСККОН - Панча-таттве... Спасибо Тебе, всемилостивый Господь!
Комментарии
Thank you for providing this info.
now each time a comment is added I get several e-mails with the same comment.
Is there any way you can remove me from that service?
Many thanks!
Can I just say what a aid to seek out someone who really is aware of what theyre talking about on the internet. You definitely know the best way to deliver an issue to light and make it important. Extra individuals need to read this and perceive this side of the story. I cant imagine youre no more common since you positively have the gift.
10%-15% Daily Profit! Earn your bitcoins today, become a millionere tomorrow!
Affiliate program and referral commision 5%. Invite a freind and earn 5% commision from each deposit!
CLICK HERE!
===============================
Инвестиции в криптовалюту - https://bit.ly/2uCcLt2!
10%-15% ежедневного дохода! Заработайте свои биткойны сегодня, станьте миллионером завтра!
Партнерская програма и реферальная коммиссия 5%. Пригласите друга и получите 5% с каждого депозита!
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ!
RSS лента комментариев этой записи