Храм Капилешвары
Храм Капилешвары расположен у подножия священной Тирумалы, на восточном берегу Альвар Тиртхи. В древности это место находилось в чаще леса, и сюда с прилегающих холмов часто наведывались дикие звери.
Летописная история Альвар Тиртхи прослеживается вплоть до XII века, до времен великого Рамануджачарьи, который повелел использовать воды этого озера для поклонения Господу Говиндарадже. Письменные источники упоминают об этой священной тиртхе, называя ее Тирупати Чакра Тиртхой и Альвар Тиртхой. Со временем за озером закрепилось именно второе название. И лишь в позапрошлом столетии первосвященник храмов Тирупати и Тирумалы Дхарма Дас обновил ступени и мандапы вокруг озера и переименовал его в Капила Тиртху. С тех пор это название стало употребляться наравне со старым.
Первое письменное упоминание о храме Капилешвары относится к 1563 году.
Самые ранние надписи в храме по времени восходят к эпохе династии Чхола. В них просто констатируется возведение этого сооружения. Значительному обновлению и ремонту храм подвергся в XVI веке, когда он очень сильно пострадал от проливных дождей и молний.
В начале XIX века территория Тирупати перешла под управление Ост-индской компании, и, наряду с некоторыми другими храмами в окрестностях, храм Капилешвары был признан одной из главнейших местных святынь. В 1843 году управление святыней перешло к махантам, а с 1933 – ответственность за него взял на себя Совет попечителей, в числе которых был и главный священник храма.
Спереди храма – открытая веранда с колоннами. За ней – Мукха-мандап, внутренний зал и главное святилище. В алтаре, на возвышении, – священная линга Господа Капилешвары. Башня над храмом долгое время оставалась полуразрушенной, а сейчас она восстановлена и гармонично сочетается со скалистыми склонами холма. Слева от главного алтаря находится алтарь богини Камакши. Напротив Господа Капилешвары – маленький Нанди. На заднем дворе храма есть еще два лингама, алтарь сарпа-раджей (проявления Ананта Шеши) под деревом и храм Нава-грахов (девяти планет).
Jзеро образовано стекающими с гор Тирумалы ручьями. Оно расположено у самого подножья горы и, окруженное величественными скалами, являет собой красивое зрелище. Святым это место считается уже не одну тысячу лет, и потому вокруг него возведены древние храмы, а к воде озера спускаются каменные ступени, испещренные надписями на старом тамильском и телугу. Путь по берегам озера, ведущий к водопадам, огибает его по периметру и обнесен колоннадой. На углу озера, где лестница из нескольких ступеней ведет вниз, путь вырублен прямо в толще скалы, и ее гигантский монолит нависает прямо над головой.
Также здесь есть храм Ханумана у входа на озеро и храм Намальвара (одного из 12 альваров), который обязательно нужно посетить перед подъемом на Тирумалу. Кстати, омовение в Капила-тиртхе – первое, что нужно сделать перед визитом к Баладжи.
Еще на берегу озера стоят храмы Лакшми-Нараяны и Вену Гопала с Рукмини и Сатьябхамой. Такое вот интересное место, где бок о бок служат шиваиты и вайшнавы. И те, и другие замечательно относятся к преданным ИСККОН, особенно к тем, кто серьезно подходит к визиту в их храмы.
Особенно красиво на Капила-тиртхе по вечерам. Народу уже немного и потому почти тихо. Слышен шум водопада и танственное Ом намах Шивая, доносящееся из храма. С одной стороны в тихой глади озера отражаются огни храмов, а напротив нависает скала – ее отражение видно до самой вершины, создавая ощущение бездонности озера. Даже более-менее современные постройки, скрывающие изначальные храмы, не искажают ощущения необыкновенной древности этого места. Особенно это чувство охватывает на слабо освещенном заднем дворике, рядом с темной громадой скалы – словно ты в далеком-далеком прошлом (или будущем)… когда спадает шелуха проявлений «цивилизации», а святые и отшельники продолжают служить здесь Господу Шиве.
Высохнет и исчезнет мутная река Кали-юги – но также будет стекать водопад с удивительных гор Тирумалы, воплощения Самого Ананта Шеши, наполняя тихое озеро священной водой…