Антардвипа
Антардвипа — центральный остров Навадвипы, который сравнивают с чашечкой лотоса. Его сердцевина — Йогапитх, место явления Господа Чайтаньи Махапрабху и центр духовного мира и Гауда-мандала-бхуми. С этим островом связаны многие важные события, как случившиеся в незапамятные времена, так и произошедшиесовсем недавно. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Шри Навадвипа-дхама-махатмье» рассказывает историю этого места. Шри Джива спросил:
— Откуда пошло название Антардвипа?
Нитьянанда Прабху ответил:
— В конце Двапара-юги Брахма совершал здесь аскезу, желая снискать милость Гауранги. Некогда Брахма пытался обмануть Кришну, украв мальчиков-пастушков и телят. Увидев, что его попытка окончилась неудачей, он почувствовал себя несчастным и решил искупить свое оскорбление. Он вознес Кришне множество молитв, и Господь простил его. Но затем Брахма подумал: «Я напрасно считаю себя создателем Вселенной. Только из-за этого недостатка я не способен обрести кришна-прему и наслаждаться расами Вриндавана. Если бы я родился мальчиком-пастушком, я бы смог служить Повелителю гопи. Хотя в тот раз я не смог насладиться нектаром игр Господа, сейчас, когда явился Гауранга, я не стану жертвой своего порочного ума!»
С этими мыслями Брахма отправился на Антардвипу, чтобы медитировать и предаваться покаяниям. Спустя много дней, Гаурачандра милостиво явился перед ним и сказал:
— О Брахма, Я доволен твоей аскезой и пришел исполнить твое желание.
Открыв глаза и увидев Гаурангу, Брахма потерял сознание и упал на землю. Господь поставил свою стопу ему на голову, и наделил Брахму трансцендентным знанием. Брахма начал молиться:
— Я — жалкое, никчемное существо, которым овладела гордыня. Забыв о Твоих лотосных стопах, я погрузился в материальные наслаждения. В священных писаниях говорится, что я сам, Господь Шива и другие полубоги, включая Индру — Твои покорные слуги. Но мы не так удачливы, как Твои чистые преданные, и потому майя опутала нас сетью иллюзии. Прошли первые сто триллионов лет моей жизни, прежде чем я смог понять это. Что мне делать в течение вторых ста триллионов? Если я останусь в иллюзии, меня ожидают лишь страдания. Я прошу только об одном: позволь мне сопровождать Тебя в Твоих проявленных играх. Я хочу родиться в числе Твоих приближенных и воспевать Тебе славу, перестав мнить себя создателем мира.
Выслушав молитвы Брахмы, Господь благословил его:
— Да будет так. Когда Я разверну Свои игры на этой земле, ты родишься в семье яванов. Твое имя будет Харидас Тхакур, и ты прославишься своим смирением и отсутствием гордости. Ты будешь повторять триста тысяч святых имен в день, и уходя из этого мира, будешь лицезреть Меня. А в конце второй сотни триллионов лет твоей жизни ты достигнешь Навадвипа-дхамы и погрузишься в вечную расу.
Господь продолжал:
— Брахма, выслушай эти сокровенные (антара) слова, но не говори об этом открыто. Приняв облик преданного, Я буду наслаждаться нектаром бхакти-расы и проповедовать важность пения святого имени. Я не смог познать всю глубину любви Шри Радхики, поэтому я приму Ее настроение и облик. Сделав это, Я смогу почувствовать то счастье, которое испытывает, служа Мне, только Она одна. Отныне стань Моим учеником и всегда служи Мне в образе Харидаса.
Закончив говорить, Гауранга исчез. Брахма упал на землю и заплакал:
— О Гауранга! О друг всех страждущих, жизнь и душа преданных! Когда же я достигну Твоих лотосных стоп?!
Прошло много дней, прежде чем он справился со своими чувствами и смог вернуться к своим обязанностям на Брахмалоке.
Йогапитх
Йогапитх — это место явления Господа Чайтаньи, место, где Господь впервые прикоснулся к Земле.
После того, как Бхактивинода Тхакур установил подлинное место явления Господа Чайтаньи, он сам собрал пожертвования и в 1895 году открыл здесь небольшой храм. В нем были установлены Божества Гаура-Нараяны и двух Его жен, Лакшмиприи и Вишнуприи. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур решил построить здесь храм, больше соответствующий статусу этого места. 13 июня 1934 года, во время рытья котлована под фундамент, здесь было найдено четырехрукое Божество Адхокшаджи, которое было признано домашним Божеством Джаганнатхи Мишры (отца Господа Чайтаньи). Это еще раз подтвердило подлинность места, открытого Шрилой Бхактивинодой Тхакуром.
Открылся новый храм 20 марта 1935 года, на Гаура-пурниму. В это время Маяпур посетил царь Трипуры, который сам открыл ворота нового храма.
Открытие нового храма Йогапитха вызвало многочисленные восторженные отклики у преданных и доброжелателей Бхактисиддханты Сарасвати.
Статья из журнала «Harmonist», посвященная открытию храма на месте явления Господа Чайтаньи
Ныне исполнилось заветное желание Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Помог этому гаура-шакти Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, и это очевидно каждому. Любой может собственными глазами увидеть, как день за днем растет и расширяется служение в Шридхам Маяпуре.
«Позднее Веды раскроют, что Навадвипа-дхама неотлична от Шветадвипы» («Чайтанья-Бхагавата», Мадхья-кханда, 23.90).
(NB: В «Анубхашье», в комментарии к этому стиху, Прабхупада Сарасвати Тхакура пишет: «Слово веда значит ”четыре”. Осознание того, что Шри Навадвипа-дхама есть Шветадвипа озарило живые существа через 400 лет, 404 года и 444 года после явления Верховного Господа»).
Сегодня этим словам Вьясы Чайтанья-лилы было суждено сбыться. Ровно четыре века спустя после явления Господа Гауры откровение Шридхам Маяпур Навадвипы низошло в сердце вечного спутника Шри Гауранги Ом Вишнупада Бхактивиноды Тхакура. В это время была восстановлена Вишва Вайшнава Раджа Сабха, и по всему миру разнеслась весть о необходимости отмечать день явления полной луны Шри Маяпур Навадвипы. В наши дни торжества в честь явления Шри Гаурасундары стали национальным праздником в Бенгалии. Начало этому положил Бхактивинода Тхакур.
В 404 год эры Гаурабда, проведя исследование всех мест Навадвипы, собрав все доступные свидетельства и следуя воле махаджан и словам писаний, Бхактивинода Тхакур явил «Навадвипа-дхама-махатмью». В 408 году Гаурабды в Йогапитхе Шридхам Маяпура явилось Божество Шримана Махапрабху. В этом событии приняли участие возвышеннейшие вайшнавы и многие видные лица Бенгалии и Бхарата-варши. В святой дхаме собрались тысячи святых из Враджа-кшетры и Гауда-мандалы, а также тысячи и тысячи паломников со всей страны.
Когда Шриман Джива Госвами Прабху совершал Навадвипа-парикраму, Нитьянанда Прабху сказал ему о Шри Маяпуре: «Через четыре века после явления Шри Чайтаньи Махапрабху поклонение Его Божеству возобновится и будет проводиться со всей пышностью»…
Пусть жители мира своими глазами увидят и почувствуют в глубине сердца, как тот, кто неотличен от Самого Нитьянанды Прабху, исполнил Его слова. Сегодня, по милости Шри Гурудева, являющегося проявлением Шри Нитьянанды, ...к небесам вознесся удивительный храм.
Божества Йогапитха
На левом алтаре храма стоят Божества Шри Шри Радха-Мадхавы и Господа Чайтаньи, в середине — Гаура-Нараяна с двумя женами и маленькое Божество Адхокшаджи, которому поклонялся Джаганнатха Мишра, а справа — Панча-таттва и Господь Джаганнатха. В нескольких шагах от главного алтаря, в небольшом дворике, можно увидеть дерево ним, на том самом месте, где явился Господь Чайтанья. Считается, что оно — «потомок» того дерева, под которым родился Махапрабху. Рядом с деревом — небольшая глиняная хижина, в которой установлены Божества Джаганнатхи Мишры и Шачиматы с маленьким Нимаем на коленях. Хижина отмечает место, где когда-то стоял дом Джаганнатхи Мишры.
В десяти метрах от дерева (прямо за хижиной) стоит маленький храм с двумя Шива-лингами. Та, что слева (меньшая по размеру) — это Гопишвара-Шива, который допускает преданного до служения Господу. Справа — Кшетрапал-Шива, охраняющий святую дхаму. Каждому, кто начинает Навадвипа-мандала-парикраму, рекомендуется молиться этим божествам Шивы, чтобы те позволили им обрести чистую любовь к Гауранге и приоткрыли святую дхаму.
Позади основного храма находится алтарь Гаура-Гададхары и Господа Нрисимхадева. Эти Божества также были установлены Бхактивинодой Тхакуром.
Гаура-кунда (пруд справа от храма) была вырыта в 1920 году Бхактисиддхантой Сарасвати. Говорится, что славой своей она может сравниться с Радха и Шьяма-кундой.
У самого входа, справа от ворот, находится небольшой храм, посвященный Бхактивиноде Тхакуру.
О детских (и других) играх Господа Чайтаньи в Йогапитхе можно прочитать здесь
Шривас-ангам и Кхол-банга-данга
Это небольшой храм на месте, где когда-то был расположен дом Шривасы Тхакура. На левом его алтаре установлены Божества Шри Шри Радхи-Кришны и Господа Чайтаньи.
Центральный алтарь посвящен Маха-пракаша-лиле, игре, в которой Господь Чайтанья раскрыл преданным Свою Божественную природу (это произошло на этом самом месте). Господь Чайтанья восседает на троне, Гададхара Пандит омахивает Его чамарой, а Господь Нитьянанда держит над Его головой зонт.
На алтаре справа установлены Гаура-Нитай, ведущие киртан. Этот алтарь посвящен шествию к дому Кази, которое возглавляли Господь Чайтанья и Нитьянанда.
У дома Шриваса Тхакура находится место, ныне известное как Кхол-банга-данга, «место, где были разбиты барабаны». Алтарь, находящийся здесь, напоминает преданным о том, как мусульманские солдаты Кази попытались помешать проведению санкиртаны в Навадвипе, что и послужило толчком к началу движения гражданского неповиновения, организованного Господом Чайтаньей.
Шриваса Тхакур
Шриваса Тхакур был близким другом Шри Гададхары Пандита и пользовался исключительным уважением всех вайшнавов Навадвипы. Он был воплощением Нарады Муни, и, подобно ему, с особым наслаждением отдавался пению святого имени.
Хотя Шриваса был женат, вайшнавы до сих пор почитают его как брахмачари, потому что Нарада Муни хранит вечный целибат. Он действительно часто надевал шафрановые одежды и брил голову, хотя иногда отпускал волосы и носил одежду белого цвета. До наших дней Шривасу называют «ади», идеальным слугой Господа.
Семья Шривасы Тхакура
Жена Шриваса, Малини, которая приходила в дом Шачиматы и с материнской любовью заботилась о маленьком Гауранге, в прошлой жизни была кормилицей Кришны во Вриндаване, и звали ее Амбикой. Племянница Шривасы, Нараяни, была ее сестрой. Парвата Муни, великий друг Нарады, стал родным братом Шривасы по имени Шри Рама Пандит. Когда Господь Чайтанья принял санньясу и покинул Навадвипу, Шриваса, тоскуя в разлуке с Ним, переселился в другое место.
История Гопала Чапала
Как-то раз ночью к дому Шривасы прокрался брaхмaн по имeни Гопaлa Чaпaлa, таивший в сердце великую зависть к преданным. Он прислушался — за дверью шел киртан. Злобно ухмыляясь, Гопала положил у порога большой лист и стал раскладывать нa нeм предметы, которые используются в поклонeнии богинe Дургe: крaсную сaндaловую пaсту, рис, куркуму, крaсный цвeток и киноварь. Рядом он поставил кувшином с вином и, довольный собой, скрылся. «Могу вообразить, что теперь люди скажут о Шривасе!» — злорадствовал он, и сердце его радостно замирало в предвкушении сплетен и пересудов. «Все считают его святым вайшнавом, но теперь-то все узнают, что по ночам он поклоняется Дургe и пьет вино!»
Нaстaло утро. Киртан в доме Шривaсы Тхaкура стих. Шриваса открыл двeрь, вышел на крыльцо, вдыхая прохладный утренний воздух, и… чуть нe нaступил нa лист подорожникa, с разложенными на нем предметами поклонения.
Шриваса всe понял и созвaл сосeдeй — почтенных горожан. Скоро у его дома собралась толпа, и святой с улыбкой обрaтился к людям:
— Что ж, посмотрите, достопочтенныe! Теперь вы можeтe рассказать всем, что Шривaсa Тхaкур никакой нe вaйшнaв, ибо каждую ночь он поклоняется Дургe, а потом пьет вино и ест мясо!
Все были в изумлении. Из толпы послышались возглaсы: «Что это eщe за новости? Кто клевещет на тебя, Шривaсa? Кто этот негодяй?»
Шривaсу Тхaкура знали и уважали все, и никто не позволил себе усомниться в нем. Люди поняли, что кто-то хочет очернить его имя. Сначала они рeшили позвaть мeстного дворникa, который всегда был в курсe всех дел, поскольку eго чaсто приглaшaли очищaть домa водой и коровьим нaвозом, и он хорошо знал, кто и кому поклоняeтся. Но тот не смог сказать ничего определенного.
Прошло три дня, и у Гопaлы Чaпaлы ни с того ни с сего началась прокaзa, и всe eго тeло покрылось кровоточaщими язвами, в которых завелись белые черви. Гопaлa Чaпaлa испытывaл нeвыносимую боль, но eщe большe eго терзали душевные муки. От него отвернулись все друзья и родственники, а случайный прохожий, заметив его на улице, норовил подальше его подальше. Завистливому брахману пришлось покинуть Нaвaдвипу и поселиться под дeрeвом нa бeрeгу Гaнги.
Как-то утром Господь Чайтанья шел по берегу Ганги, собираясь принять омовение. Тут Его увидел Гопaлa Чaпaлa. «Говорят, это Сам Бог, — подумал он. — Вдруг и вправду поможет?» И с надеждой в голосе он окликнул Господа:
— О-о, Мaхaпрaбху! Смилуйся нaдо мной! Избaвь мeня от прокaзы! Я ведь знaю, что Ты — Сaм Бог! Я нeсчaстнaя пaдшaя душa. Будь милостив ко мне!
Когда Господь Чaйтaнья увидел, кто зовет Его, лицо Его озарилось гневом:
— Нeгодяй! Ты зaслужил эти мучeния, и тело твое будет гнить миллионы лeт! Низкий человек! Ты распустил слухи, что Шриваса Тхакур поклоняeтся богинe Дургe, и нашлись глупцы, которые слушали твои бредни! Зa это оскорблeниe ты угодишь в aд и будeшь мучиться тaм дeсять миллионов жизней! Я пришeл нa зeмлю нe только для того, чтобы освобождaть пaдших, но и для того, чтобы наказывать демонов.
С этими словaми Господь повернулся и решительно направился к Гaнгe, a Гопaлa Чaпaлa остaлся один.
С тех пор прошло много лет. Господь уже принял сaнньясу и однажды в Своих стрaнствиях вновь посетил Нaвaдвипу. Люди со всей округи толпами шли к Нему, чтобы получить Его благословения. Среди них был и Гопала Чапала, который, испив чашу страданий до дна, пришел искать прибежища у лотосных стоп Господа. И тогда Махапрабху скaзaл eму:
— Ты оскорбил Шривaса Тхaкурa, поэтому иди к нeму и проси его о милости. Если он простит тeбя, и впрeдь ты нe совeршишь ничeго подобного, ты освободишься от грeхов.
Гопaлa Чaпaлa с мольбой склонился пeрeд Шривaсой Тхaкуром, и тот великодушно простил его, ибо нет на свете никого сострадательнее вайшнава. Так Гопала Чапала очистился от зависти и грeхов, болeзнь его прошлa, и он стал преданным слугой Господа Чайтаньи.
Маха-пракаша-лила и другие игры Господа Чайтаньи в доме Шриваса Тхакура.
Адвайта Бхаван
Это небольшой храм, всего в тридцати метрах от Шривас-ангама. Когда-то здесь находился дом Адвайты Ачарьи, который большую часть времени жил в Шантипуре, однако имел дом и в Навадвипе.
На алтаре этого храма установлены Божества Господа Чайтаньи и Адвайты Ачарьи, который изображен сидящим и совершающим поклонение Господу.
Господь приходит в дом Адвайты
Частым гостем в доме Адвайты Ачарьи был Вишварупа, старший брат Господа Чайтаньи. Он приходил к прославленному святому и целые дни проводил у него, слушая кришна-катху. Господь Гауранга же был в это время еще маленьким мальчиком. Однажды мама Шачи послала Его за Вишварупой:
— Беги в дом Адвайты и приведи Своего брата!
Гауранга бросился в дом Адвайты Ачарьи, где в то время собралось много возвышенных преданных (среди них был и Шриваса Пандит). Все они сидели вокруг Адвайты Ачарьи и внимательно слушали его слова. Улыбнувшись, Господь сказал:
— Брат, идем скорей обедать!
Маленький Гауранга был так очарователен, что преданные забыли обо всем и словно пили глазами красоту Его лица.
С тех пор маленький Вишвамбхара стал прибегать к Адвайте Ачарье каждый день, и Адвайта, глядя на Него, чувствовал, как тает его сердце. «Наверное, это мой Господь, ибо кто еще мог бы так взволновать меня своей красотой?» — думал он про себя. А Господь Вишвамбхара, понимая мысли Адвайты, поспешно убегал.
Гададхара Бхаван
В десяти метрах справа от дома Адвайты Ачарьи находится место, где когда-то стоял дом Гададхары Пандита.
На алтаре здесь установлены Божества Господа Чайтаньи (слева) и Шри Гададхары (справа).
Гададхара Пандит и Пундарика Видьянидхи
Гададхара Пандит и Мукунда были близкими друзьями. Однажды Мукунда сказал Гададхаре:
— Радуйся! Ты всегда хотел встретиться с чистым вайшнавом, и сегодня твое желание исполнится. Сегодня в Навадвипу пришел великий святой.
Вместе они отправились в дом одного местного преданного, и там их взорам предстал Шри Пундарика Видьянидхи. Гададхара почтительно поклонился ему.
Пундарика Видьянидхи полулежал на мягкой деревянной кушетке, покрытой чистой дорогой тканью, а спину его подпирали шелковые подушки. Рядом, на расстоянии вытянутой руки, стояли кувшины для воды и блестящие латунные тарелки с разложенными на них листьями бетеля. По обеим сторонам от Пундарики стояли двое слуг, мягко омахивая его длинными опахалами из павлиньих перьев.
Когда Гададхара Пандит увидел это зрелище, в сердце его закрались сомнения. «Что это за вайшнав, который окружает себя такой роскошью? Слушая о нем, я проникся таким уважением к нему, но теперь…»
Мукунда понял, что творится в сердце Гададхары, и решил продемонстрировать ему возвышенные качества Пундарики Видьянидхи. Сладким голосом он пропел стих из «Бхагаватам», описывающий славу преданного служения: «Путана всегда жаждала крови человеческих детей. Движимая этим желанием, она пришла убить Кришну, но, благодаря тому, что она дала грудь Господу, она достигла высшего совершенства. Хотя Путана была страшной ведьмой, благодаря тому, что Кришна с удовольствием обнял ее и сосал ее грудь, она заняла положение Его матери в трансцендентном мире, обретя высшее совершенство».
Стоило этим словам дойти до слуха Пундарики Видьянидхи, как тот заплакал. Он проявил все признаки высочайшей любви к Богу, а затем потерял сознание. Вскоре, придя в себя, он стал умолять: «Говори, говори!» Охваченный духовными чувствами, он начал раскидывать все, что попадалось ему под руку. Блестящие латунные кувшины с водой, тарелки с листьями бетеля, подушки, простыни на кровати — все полетело на пол. Он рвал на себе дорогие одежды, а его ухоженные волосы растрепались. «О Кришна! О мой Господь! Моя душа, моя жизнь! Я забыл о Тебе, и сердце мое стало твердым, как камень!» — кричал он. Через некоторое время прилив эмоций прошел, и Пундарика впал в забытье.
Гададхара Пандит с великим изумлением наблюдал за ним и ругал себя: «Как я мог плохо подумать о таком великом святом?»
Он обнял Мукунду, и, обливаясь слезами, сказал:
— Наверное, во всем мире не найти другого такого преданного, как Пундарика. Когда я увидел эту роскошь, я подумал было, что он простой материалист, привязанный к радостям жизни. Но ты понял, о чем я думаю, и великодушно показал мне его любовь к Богу. Я решил принять прибежище у Пундарики Видьянидхи. Я знаю, что, став его учеником, искуплю свое оскорбление.
Шри Пундарика Видьянидхи не мог придти в себя целых шесть часов, а потом очнулся и спокойно сел. Гададхара Пандит не в силах был сдержать слезы радости, и, увидев это, Шри Видьянидхи обнял его и прижал к груди.
Через какое-то время Гададхара Пандит испросил у Господа Чайтаньи позволения принять посвящение у Пундарики Видьянидхи, и Господь сказал:
— Да, сделай это, как можно скорее.
Баллал-дигхи (Притху-кунда)
Притху-кунда, пруд, позднее переименованный царем Лакшманой Сеной в честь своего отца Баллала Сены, с течением времени скрылся с лица земли. Сейчас на этом месте рисовые поля. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Шри Навадвипа-дхама-махатмье» так рассказывает историю этого места:
«О ученый муж, послушай о славе этого прекрасного пруда. Сейчас это место известно как Баллал-дигхи, но в Сатья-югу оно называлось по-другому. В те времена Махараджа Притху стрелами выравнивал поверхность Земли, срезая с нее холмы и горы. Но когда его слуги пришли сюда, они увидели, как от земли начало исходить удивительное сияние. Слуги сказали об этом Махарадже Притху, и он пришел, чтобы увидеть это чудо. Будучи шактьявеша-аватарой Господа, он понял, что здесь — Навадвипа. Он не стал рассказывать другим о славе этого места, а просто приказал вырыть там кунду, пруд. Этот пруд стали называть Притху-кундой. Когда деревенские жители пили воду из него, они чувствовали неописуемое блаженство.
Позже царь Лакшмана Сена раскопал этот пруд, расширил его и сделал глубже. Желая блага своим предкам, он назвал ее Баллал-дигхи — в честь своего отца Баллал Сены».
Считается, что именно на берегах этого пруда великий святой и поэт Джаядева Госвами написал свой знаменитый гимн «Дашаватара-стотра», посвященный воплощениям Господа.
Дворец Лакшмана Сены
Развалины дворца Лакшмана Сены, находившегося неподалеку от священного пруда, сохранились до сих пор и входят в число памятников истории и архитектуры, охраняемых государством.
Дворец этот, судя по всему, был построен в 1063 году, отцом Баллала Сены, царем Виджая Сеной. На медных пластинах, на которых увековечен факт победы Виджая Сены над враждебным царем Викрама Раджей, написано, что резиденция царя-победителя находится в Маяпуре. Впоследствии, на какое-то время царская резиденция переместилась в Викрампур, однако впоследствии царь Лакшмана Сена вновь перенес ее сюда.
О развалинах дворца ходят легенды. Вот одна из них.
Это было около тысячи лет назад, когда захватчики из мусульманских стран завоевали всю западную Бенгалию. Лакшмана Сена, чтобы избежать сражения с ними, решил спрятать свой дворец. Он засыпал его землей, а перед входом положил огромную каменную глыбу. На камень наложили заклятие — чтобы никто не мог войти внутрь. Мантра, которая могла снять это заклятие, была известна одному-единственному слуге царя. Во время битвы с мусульманами слуга, в страхе за свою жизнь, забрался на дерево неподалеку и спрятался в его ветвях, но один солдат заметил его и выпустил в него стрелу. Мусульманам так и не удалось войти во дворец, но и сторонники Лакшмана Сены не смогли этого сделать.
Дворец оставался под землей несколько сотен лет. Затем сюда пришли англичане и решили раскопать его, поскольку думали, что там спрятаны сокровища. Но все, кто пытался сделать это, умирали — у них изо рта начинала течь кровь. Это место сочли проклятым, и в конце концов даже британское правительство решило прекратить раскопки.
И только чуть более двадцати лет назад, когда сюда пришла парикрама ИСККОН, ситуация изменилась. Преданные провели огромный киртан, и проклятие было снято, а все призраки и духи, охранявшие это место, освободились. После этого правительство начало здесь раскопки, и сейчас уже видны некоторые части дворца.
Из этой истории можно извлечь урок: Лакшмана Сена пытался победить материальную природу, но сам был побежден. Единственный способ победить майю — вручить себя Кришне.
Шри Ишодьян
Шри Ишодьян не обозначен на картах и не упоминается в хрониках; он существует лишь в духовном мире. Об этом месте упоминает Шрила Бхактивинода Тхакур в «Навадвипа-бхава-таранге», где рассказывает о своем духовном видении Шри Навадвипа-дхамы. Относительно материальных объектов нынешней Навадвипы, Ишодьян простирается примерно от самадхи Шрилы Прабхупады до слияния Ганги и Джаланги. Вот как описывает Бхактивинода Тхакур это место:
«В южной части Маяпура, на берегу Ганги, возле места ее слияния с Сарасвати, находится роща под названием Ишодьяна (сад Господа). Пусть этот сад будет вечным местом моего преданного служения! Здесь мой Господь Шри Шачинандана вместе со Своими спутниками наслаждается полуденными играми. Видя великолепие этой рощи, я вспоминаю Радха-кунду во Врадже. Пусть эта картина вечно будет перед моими глазами!
В ветвях огромных деревьев, в густой поросли винограда, поют славу Гауре птицы всевозможных видов. Там есть большое озеро и богатый, сияющий золотом храм, усыпанный бриллиантами и голубыми и желтыми сапфирами.
Глаза материалистов, завидующих Богу, заслоняет пелена материальных желаний. Такие люди могут увидеть здесь лишь небольшой участок земли, заросший сорняками, который Ганга время от времени стирает с лица земли своим течением».
Дом Нанданы Ачарьи (Гаура-Нитьянанда Мандир)
Нандана Ачарья — вечный спутник Гауранги Махапрабху, в доме которого произошла первая встреча Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды. Бывал здесь и Адвайта Ачарья с женой, Ситой Тхакурани.
Этот храм находится в нескольких минутах ходьбы от территории ИСККОН. Ворота его выходят на дорогу Бхактисиддханты, а сам храм находится прямо за ними, слева. На центральном его алтаре стоят Божества Шри Шри Гаура-Нитай и Нрисимхадева. А на левом — два Божества Господа Чайтаньи (оба — с поднятой правой рукой) и Гири-Говардхан. На правом алтаре — прекрасные Шри Шри Радха-Винода-бихари.
В зале перед алтарем можно увидеть прекрасные диорамы, посвященные жизни Господа Чайтаньи, а также мурти основателя храма — ЕС Бхакти Шаранги Госвами, ученика Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати.
Здесь произошла первая встреча Гауранги и Нитьянанды.
Шридхара-ангам (дом Кхолавечи Шридхары)
Это место на возвышении среди рисовых полей, отмеченное маленьким, заброшенным храмом, было свидетелем многих чудесных игр Господа. Для того, чтобы попасть туда, нужно пройти через манговую рощу возле храма Джаганнатхи, а затем пересечь поле. Там, в тени деревьев, и находится пада-питха, установленная Бхактисиддхантой Сарасвати и отмечающая место, где некогда стоял дом Кхолавечи Шридхары. В пада-питхе когда-то было Божество Гауранги, но потом его перенесли в другой храм, а сама пада-питха со временем пришла в запустение.
Считается, что место это неотлично от Мадхувана — одного из вриндаванских лесов, где Кришна наслаждался играми со Своими друзьями-пастушками. Считается, что один из пастушков, по имени Кусумасава Гопал, явился в играх Господа Чайтаньи как Кхолавеча Шридхара.
Шаштхи-тиртха
В «Шри Навадвипа-дхама-махатмье» говорится, что когда полубоги узнали о явлении Господа Чайтаньи, в Надию пришел Вишвакарма. Увидев дороги, и зная, что в будущем Господь Чайтанья будет проходить по ним с киртаном, он за одну ночь вырыл там шестьдесят (шаштхи) прудов. Один из этих прудов находился возле дома Кхолавечи Шридхары. Господь иногда купался в нем, а потом шел к Шридхаре за бананами. Сейчас этот пруд зарос, и его не видно.
Господь Чайтанья и Кхолавече Шридхара
За день до того, как Господь Чайтанья дал обет санньясы, Шридхара принес Его матери тыкву, чтобы она приготовила ее Господу. Эту тыкву он заботливо вырастил сам, на крыше своего дома.
Каждый год Кхолавеча приходил в Джаганнатха-Пури, чтобы повидаться с Господом Чайтаньей.
В этом месте можно молиться Кхолавече Шридхаре, чтобы обрести такую же любовь к Кришне как у него.
Дом Мурари Гупты
Сейчас этот небольшой храм находится в частном владении, и человек, которому он принадлежит, охотно пускает туда паломников.
Изначальные Божества Кришны и Радхарани, которым служил Мурари Гупта, к сожалению, перенесены в другое место. Сейчас в храме установлены Сита, Рама, Лакшман и Хануман.
При строительстве этого храма в земле было найдено небольшое каменное Божество четырехрукого Нараяны. Говорят, что Оно было изваяно еще в Сатья-югу, и Мурари Гупта поклонялся и Ему тоже.
Господь Чайтанья и Мурари Гупта - детские и юношеские игры Господа.
Приходя в дом Мурари Гупты, мы молимся, чтобы он вылечил нас от духовных болезней.
Чайтанья Матх
Бхактисиддханта Сарасвати называл это место Вриндавана Паттан — «Место, где проявился Вриндаван». Матх был основан Бхактисиддхантой Сарасвати в 1918 году и долгое время был штаб-квартирой, откуда шла проповедь сознания Кришны по всей Индии. Во времена расцвета движения Бхактисиддханты Сарасвати на территории матха могло проживать до 800 преданных-проповедников.
Главный храм
Храм был построен в 1923 году. На центральном алтаре этого храма установлены личные Божества Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати — Шри Шри Гандхарвика-Гиридхари. Рядом с Ними — два Божества Господа Чайтаньи с поднятыми правыми руками. В нишах, в наружных стенах алтаря, установлены мурти ачарьев четырех вайшнавских сампрадай — Мадхвы, Рамануджи, Нимбарки и Вишнусвами. Движение Чайтаньи Махапрабху было призвано объединить четыре сампрадаи. Было предсказано, что в Джаганнатха Пури родится человек, который сделает это. Этим человеком и был Бхактисиддханта Сарасвати.
Джананиваса Прабху: В Чайтанья Матхе установлены Божества Гандхарвика-Гиридхари. Это были любимые Божества Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Когда преданные основали этот матх, они поехали в Джайпур, чтобы привезти оттуда Божества. Они пошли в лавку, чтобы посмотреть, что за Божества там продаются. Продавец сказал им:
— Вон ваши Божества, в углу стоят.
Бхактисиддханта Сарасвати спросил:
— Откуда ты знаешь, что это мои Божества?
— Прошлой ночью мне снился сон. Эти Божества пришли ко мне во сне и сказали: «Завтра сюда придет махапуруша и захочет купить у тебя Божества. Мы хотим, чтобы он служил Нам». Так что, пожалуйста, возьмите Их. Я хочу подарить их вам.
Шьяма-кунда
Напротив самадхи Бхактисиддханты Сарасвати находится Шьяма-кунда — проявление вриндаванской Шьяма-кунды на земле Антардвипы.
Радха-кунда
Проявление изначальной Радха-кунды. Прекрасный маленький пруд с цветущими на нем лотосами.
Гири-говардхан
Во дворе Чайтанья-матха, помимо Радха-кунды и Шьяма-кунды, проявился и холм Говардхан. Парикрама вокруг него приносит такое же благо, что и парикрама вокруг изначального Говардхана, хотя и занимает всего несколько минут. На вершине его установлено маленькое Божество Кришны голубого цвета.
Печатный станок
В матхе хранится старый типографский станок, на котором печатались книги во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати.
Чандрашекхара Ачарья Бхаван
В этом доме произошла вторая встреча Нитьянанды и Гауранги, которая была не менее эмоциональной, чем первая. Ачарьяратна пригласил Нитьянанду к себе домой, и туда же пришел Господь Чайтанья.
В этом доме проходили спектакли, в которых участвовал Господь. В «Чайтанья-чаритамрите» упоминается об одном из них, где Он играл богиню процветания:
«Ачарьяратну также звали Шри Чандрашекхарой. Во время одного из представлений, проходивших в его доме, Господь Чайтанья сыграл роль богини процветания». Шрила Прабхупада комментирует: «Театральные представления устраивались и во времена Шри Чайтаньи Махапрабху, но все актеры, которые в них играли, были чистыми преданными; посторонние люди к участию в этих представлениях не допускались. Свои спектакли Шри Чайтанья Махапрабху обычно разыгрывал вместе с Адвайтой Прабху, Шривасой Тхакуром и другими преданными в доме Чандрашекхары. Место, где раньше стоял этот дом, сейчас называется Враджапаттана. В этом месте Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур основал отделение Шри Чайтанья Матха.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху решил принять санньясу, Чандрашекхара Ачарья узнал об этом от Шри Нитьянанды Прабху, и потому он присутствовал на церемонии посвящения Господа Чайтаньи в санньясу, которую проводил в Катве Кешава Бхарати. Именно он первым принес в Навадвипу весть о том, что Господь Чайтанья принял санньясу. Шри Чандрашекхара Ачарья присутствовал и во время многих других важных событий в жизни Господа Чайтаньи Махапрабху. Поэтому он представляет собой вторую ветвь дерева Господа Чайтаньи».
Здесь же находится бхаджан-кутир и самадхи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. А также самадхи Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи
Гхаты на Ганге
Махапрабху-гхат
Здесь, по преданию, совершала суровые епитимьи Ганга-деви, чтобы получить ту же милость, что и река Ямуна, бывшая свидетельницей многих игр Господа Кришны. Господь, довольный Гангой, пообещал явиться на ее берегах в Кали-югу.
Этот гхат находился недалеко от дома Джаганнатхи Мишры, поэтому Нимай проводил здесь очень много времени, купаясь и играя в водах священной реки, порой проводя там по шесть-восемь часов кряду.
Баракрона-гхат
Во времена Господа Чайтаньи Махапрабху это было одно из самых красивых мест Навадвипы. Этот гхат построил по указанию Кришны сам Вишвакарма, зодчий полубогов, и пятьсот лет назад возле него стояли пять храмов Шивы. Гхат был окружен садами и украшен вьющимися цветочными лианами, а пение птиц создавало в этом месте умиротворяющую атмосферу. Господь Чайтанья приходил на это место со Своими учениками и здесь, прямо на берегу Ганги, проводил занятия. Именно в этом месте потерпел поражение знаменитый Кешава Кашмири.
Вриддха Шива-гхат
Этот район называется Шива-доба и находится на южной границе Антардвипы. Шрила Бхактивинода Тхакур описывает этот гхат в «Шри Навадвипа-дхама-махатмье»: «Вриддха Шива — охранник Маяпура. Здесь вечно пребывает ПраудхаМайя, Йога-Майя (энергия, отвечающая за духовное восприятие). Когда наш Господь уйдет из этого мира, по Его воле Ганга выйдет из берегов. Ее воды на сотни лет почти скроют под собой Маяпур, но затем вода отступит. Какое-то время здесь будет лишь голая, ничем не застроенная земля. Затем, по желанию Господа, это место вновь прославится, и люди станут жить в Маяпуре, как и прежде. Все эти гхаты на берегах Ганги проявятся снова, и преданные будут строить здесь храмы Господа. Праудха-Майя и Вриддха-Шива вернутся и будут, как и прежде, раскрывать людям духовный облик дхамы, повинуясь желанию Господа».
После наводнения, которое разрушило старый храм, стоявший возле этого гхата, Божества Вридха-Шивы и Праудха-Майи были перевезены в Кулия-граму (ныне — город Навадвипа), где им поклоняются по сей день.
Мадхай-гхат
Этот гхат был построен Мадхаем, который обрел милость Господа Нитьянанды вместе со своим братом Джагаем. Эта история рассказывается в «Чайтанья-Бхагавате».
Нагария-гхат
Господь Чайтанья со школьными друзьями бегал сюда купаться после уроков, когда шел домой из школы Пандита Гангадаса. Здесь Господь явил такие лилы.
Ганганагара-гхат
Это место, как и другие гхаты, ничем не отмечено. Сейчас на этом месте поле, хотя, согласно другому мнению, Ганганагара-гхат сейчас скрыт водами Ганги.
Неподалеку от этого гхата располагались дома Пандита Гангадаса и Санджаи даса, и Господь Чайтанья часто приходил сюда.
В «Шри Навадвипа-дхама-махатмье» рассказывается следующая история, связанная с этим местом.
Царь Бхагиратха из династии Рагху вел за собой Гангу-деви к месту упокоения своих предков, чтобы очистить их от последствий оскорбления, нанесенного Господу Капиладеве. Но, дойдя до этого места, Ганга-деви остановилась. Царь вернулся и увидел, что олицетворенная Ганга сидит, погрузившись в медитацию. Царь сел неподалеку и последовал ее примеру. Через какое-то время она сказала Бхагиратхе:
— О Бхагиратха, мои воды стекают с лотосных стоп Верховного Господа, и здесь, в Его святой обители, я хочу, чтобы мои желания исполнились. В Пхалгуна-пурниму, день явления Господа, мой обет будет завершен, и тогда я вновь пойду за тобой.
Господь Нитьянанда сказал: «Тот, кто в день Пхалгуна Пурнимы держит пост, омывается в этом месте в Ганге и поклоняется Гауранге Махапрабху, пересечет океан материального мира вместе со своими предками».
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи